Рабочая программа воспитания НОО

Приложение к ООП НОО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
№ 60 от 01.06.2021 г.

Рассмотрено и принято на
заседании педагогического
совета
Протокол № 8 от
28.05.2021

ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025 гг.

с. Кордюково

Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне начального
общего образования МКОУ «Кордюковская СОШ»
ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в
котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их
родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей,
которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:

соблюдение законности и прав детей и их семей;

соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;

создание безопасной и психологически комфортной образовательной
среды как для детей, так и для взрослых;

создание детско-взрослых объединений;

проведение КТД;

системность, целесообразность и оригинальность воспитательных
мероприятий.
МКОУ «Кордюковская СОШ» является малокомплектной, находится в
небольшом селе ГО Верхотурский в условиях социального риска, а именно:
наличие филиала в 5 км от основной школы
наличие сложного контингента обучающихся – 52,2%;
наличие учащихся с низкой академической успеваемостью-14,1%;
наличие учащихся с ОВЗ – 10,5%;
наличие учащихся, живущих в неблагоприятных социальных условиях
– 32,5%;
более 13% обучающихся приезжают в школу из других населенных
пунктов;
ограничение доступа к Интернет-ресурсам, что препятствует
организации полноценного дистанционного обучения;
низкий образовательный уровень родительской общественности
(ежегодное уменьшение доли родителей с высшим и средне профессиональным образованием).
В селе так же имеются детский сад, сельская библиотека, сельский дом
культуры.
МКОУ «Кордюковская СОШ» составная часть образовательного
пространства села.
В нашей школе зарождаются традиции: линейка, посвященная Дню знаний и
Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние
огоньки, «Осенний балл», «Праздник последнего звонка», «Выпускной бал».
«Широкая масленица», мероприятия, посвященные дню защитника
Отечества, 8 марта, Дню матери, мероприятия ко Дню Победы.
Проходят муниципальные конкурсы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Педагогический коллектив МКОУ «Кордюковская СОШ» видит своих
выпускников-воспитанников
как
высоконравственных,
творческих,

компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от
своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и
будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции
народов России.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд,
Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа
поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне начального
общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний
основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то
есть в усвоении ими социально значимых знаний):

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу,
помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в
морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к школьникам нормам и принятым традициям поведения.

Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами
и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения
школьника. Знание их – база для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых
дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
Педагоги школы планируют достижение воспитательной цели через решение
воспитательных задач:

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;

вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;

инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;

организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;

организовывать профориентационную работу со школьниками;

организовать
работу
школьных
медиа, реализовывать
их
воспитательный потенциал;

развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;

организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ МКОУ «КОРДЮКОВСКАЯ СОШ»»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие школа, комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для всей школы.
Вне образовательной организации:

Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогами школы дела благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности.
2.
Открытые
дискуссионные
площадки
– комплекс
открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках
которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные
проблемы, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
Проект «От сердца к сердцу» – участие обучающихся в различных
социальных проектах, благотворительных акциях:

«Елка желаний»;

«Удивительные елки»;

благотворительная акция «Подари ребенку книгу».
Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье,
понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают
опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения
своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский
опыт, получают опыт организаторской деятельности и проектного
управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов
и разного социального положения.
Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с
сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги,
благоустройство мемориала, концерт, информационные сообщения на
ассамблеях, программу экскурсий по теме Великой Отечественной войны. В
проекте принимают участие ученики 1–11-х классов, родители, учителя
школы. Основные мероприятия проекта:

акция «Подарки для ветеранов»;

благоустройство памятника;

митинг у памятника;

концерт, посвященный Дню Победы;

«Календарь Победы»;

экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.
У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу
человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и
неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать, к
самим себе как к личностям, отвечающим за свое собственное будущее,
осознающим свои гражданские права и обязанности. Обучающиеся получают
опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения,
защиты и восстановления исторического наследия страны, что будет
способствовать формированию российской гражданской идентичности
школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу
советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о
событиях тех трагических лет.
1.

Клуб интересных встреч. В «Клуб интересных встреч» приглашаются
интересные люди –представители разных профессий. Дискуссии могут быть
проведены как в формате свободного разговора по той или иной проблеме,
так и в заданном формате коммуникативных игр – таких как «100 вопросов к
взрослому», «Дебаты», «10 глупых вопросов», «Вертушка», «Ролевой
диалог» и т. п. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны, здоровья,
ребенок овладевает умением продуктивно общаться и взаимодействовать,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Здесь
школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, об
окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения, о
профессиях) или развить в себе те или иные социально значимые отношения
(такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к
чужому мнению, к разнообразию взглядов).
День открытых дверей – традиционное общешкольное дело, проводится
один раз в год. Целевая аудитория – ученики школы, их родители. В этот
день мы приглашаем всех приходить с друзьями.. Это праздник внеурочной
деятельности, дополнительного образования, соревнований, конкурсов,
олимпиад. В этот день готовится все самое интересное и веселое. Все
действия направлены на передачу обучающимся социально значимых
знаний,
развивающих
их
любознательность,
формирующих
их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Дети не боятся
участвовать, проявлять инициативу, знакомятся с возможностями,
имеющимися в школе для их развития, общаются с учителями, учениками и
родителями в непринужденной обстановке. Школа совместно с
представителями родительской общественности определяет общую
концепцию, тему. Детские сообщества вместе с учителями готовят
интересные занятия – планируют, ищут информацию, систематизируют,
выбирают лучшее, организуют пространство. Готовится навигация по всем
мероприятиям для всех возрастов и увлечений, чтобы участники могли
выбрать – куда и когда пойти. Школьники организуют экскурсии по школе и
сопровождение по «Веселой субботе», планируются конкурсы с призами за
активное участие.
На уровне образовательной организации:
1. Разновозрастные сборы – ежегодные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта,
доброго юмора и общей радости.
2. Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, связанные со
значимыми
для
обучающихся
и
педагогических
работников
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

3. Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность обучающихся.
День здоровья. Ежегодное однодневное мероприятие с выходом в лес. Это
синтез внеурочной и воспитательной деятельности: применение знаний,
полученных на уроках, проведение научных исследований на природе,
командообразование. Участники преодолевают маршрут, ориентируясь по
карте и находя нужные станции, применяют туристические навыки. Поход
заканчивается общим пикником, играми, песнями у костра.
Участие в таком походе помогает обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях, навыков самообслуживания, ответственности за
общий результат, выносливости, создаются доверительные отношения между
участниками.
День
учителя. Общешкольный
праздник, организаторами
которого
выступают ученики 9-11-х классов и школьный комитет. Идея – сделать
нематериальный подарок учителям. Организаторы выбирают тему для
праздника, идеи оформления, распределяют задания, проверяют готовность.
Традиционным для нашей школы становится День самоуправления. В
завершение дня проводится праздничный концерт.
Новогодний праздник. Совет школы выбирает и утверждает тему и форму
проведения праздника. Каждый класс готовит свою часть. Принципами
проведения праздника песни являются: коллективная подготовка,
коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по
мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в
этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие
каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей
(авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за
костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т. п.). Участие в
ключевом школьном деле дает ощущение взаимного доверия и взаимной
поддержки во время выступления на сцене; отсутствие соревновательности
между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников
независимо от их принадлежности к тому или иному классу, удовольствие от
хорошо сделанного дела. В процессе подготовки учащиеся понимают
ценность продуктивного общения, организации, учатся отстаивать свою
идею во время мозгового штурма, слушать других.
Масленица. Общешкольный праздник народной культуры для учащихся,
учителей, родителей. Совет школы формирует ответственную группу
активистов,
участники
которой
придумывают
новые
конкурсы,
изготавливают и проверяют реквизит, подбирают костюмы, обговаривают
правила безопасности, сотрудничают с дополнительным образованием для
организации музыкального сопровождения. Создаются благоприятные

условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и
умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
обучающихся к народной культуре, народным традициям и их общее
духовно-нравственное развитие.
Посвящение
в
первоклассники. Торжественная
церемония,
символизирующая приобретение ребенком своего первого социального
статуса — школьника. Организуется в сотрудничестве 1-х и 4-х классов
школы. Позволяет ребенку ощутить радость от принадлежности к школьному
сообществу, получить опыт публичного выступления перед большой и лишь
немного знакомой аудиторией, увидеть, как успех класса влияет на
настроение каждого ребенка, а успех ребенка — на настроение всего класса.
Посвящение в читатели. Интерактивный праздник для 2-х классов в
школьной библиотеке, отмечающий новый этап в жизни учеников начальной
школы и вводящий их в круг активных самостоятельных пользователей
школьной библиотекой. Мероприятие направлено на развитие отношения к
культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
отношение к окружающим людям как к равноправным партнерам,
совместная работа и творчество с которыми дает радость общения.
Веселые каникулы. Программа организации досуговой деятельности,
которая позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок
смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное
привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет
укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.
В результате деятельности по данной программе обучающиеся должны
развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также
программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к
самореализации собственного « Я».
Для реализации программы необходимы определенные условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей,
общественности.
2. Привлечение к организации и проведению мероприятий по программе
увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала учащихся
На уровне классов:
Проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
1.
Вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т. п.).

2.
3.

4.

1.

2.

3.

4.

5.

Индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в
освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел.
Наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и
другими взрослыми.
При необходимости коррекция поведения обучающегося через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для
обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя
роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный
руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т. п.) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися
вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе;
работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом
Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе.
Организация интересных и полезных для личностного развития
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой
направленности), позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них
обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Классные часы как время плодотворного и доверительного общения
педагога и обучающихся, основанного на принципах уважительного
отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого
обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
Проведение тематических классных часов и бесед по безопасности
(дома, на улице, в сети «Интернет»), по профилактике правонарушений,
беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия.
Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в
классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие

каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
6.
Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе.
Новый год. Традиционное общешкольное ключевое дело. После выбора
идеи и распределения заданий для классов на совете дела в классе
проводится мозговой штурм, чтобы выбрать идею выступления. Принципами
проведения праздника являются: коллективная подготовка, коллективная
реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления
школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах
уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена
классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов
сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы,
декорации,
музыкальное
сопровождение
и
т.
п.);
отсутствие
соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности
всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному
классу; привлечение родителей к участию в подготовке и проведении
праздника.
«Социальный проект класса». Каждый класс в течение учебного года
придумывает и организует социальный проект. Он может быть реализован
как в школе, так и за ее пределами. Учащиеся находят проблему, которую
предлагают решить, целевую аудиторию, продумывают ресурсы проекта,
осуществляют его, анализируют процесс работы и итоги. В результате
повышается уровень социализации учащихся, происходит привлечение
внимания школьников к актуальным социальным проблемам школы, города,
края, страны; вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность
по разрешению актуальных социальных проблем, формирование активной
гражданской позиции школьников, развитие творческого потенциала
школьников; воспитание эмпатии к окружающим; развитие полезных
социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и анализ
информации, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых
ресурсов, анализ результатов); развитие лидерских и коммуникативных
умений школьников.
Индивидуальная работа с обучающимися:
1.
Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса
через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями обучающихся, учителямипредметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
2.
Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или

3.

1.

2.
3.

педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего
образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
обучающегося, которую они совместно стараются решить.
Индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения,
но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем
в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют
свои успехи и неудачи.
Например, цикл дел «Персональная выставка» предполагает организацию
в течение года персональных выставок творческих работ детей класса. Это
выставки фотографий, рисунков, картин, поделок из природного материала и
т. п. Хорошо, если на выставки в класс будут приглашены зрители, а автор
проведет экскурсию. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать
застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы
и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со
вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое
мнение о них.
Индивидуальная образовательная траектория:
Ведение портфолио, в котором собираются достижения ребенка в учебной,
внеурочной
коммуникативной
и
социальной
деятельности.
Представляет собой способ фиксирования, накопления и оценки работ,
результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и
достижениях в различных областях за определенный период времени.
Ведение портфолио приучает ребенка фиксировать и оценивать свои
достижения, позволяет определить правильный вектор для дальнейшего
развития. Заполняя портфолио, ребенок учится точно определять цели,
которые он хотел бы достичь, планировать свою деятельность,
формулировать самооценки, отслеживать собственные ошибки и исправлять
их.
Работа с учителями-предметниками в классе:
Регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками и обучающимися.
Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся.
Привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных
делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и
понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановки.

Привлечение учителей-предметников к участию в родительских
собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания
обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
1.
Регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом.
2.
Помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками.
3.
Организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся.
4.
Создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их обучающихся.
5.
Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел класса.
6.
Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Цикл встреч «Профессии наших родителей». Проходит во время классных
часов в начальной школе. В рамках встречи ученик приглашает на классный
час родителей или бабушек/дедушек, чтобы те рассказали о своей профессии,
помогает родителям в подготовке, консультирует – как лучше организовать
встречу, что понравится ребятам. Ученики готовят и задают вопросы гостю,
соблюдая правила общения на пресс-конференции. Повышается значимость
родителя для ребенка, возникает чувство гордости за него, за свою семью,
формируется готовность обучающегося к выбору, создается атмосфера
доверительного взаимодействия родителей с обучающимися.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в
ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и
педагогических работников общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;

поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
4.



поощрение педагогическими работниками детских инициатив и
детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках выбранных обучающимися направлений.
Направление
Название курса
Спортивно-оздоровительное
ОФП
Лыжи
Общекультурное

Хор «Дружба»
Умелые ручки

Социальное

Юный эколог
ЮИД
Я - волонтер
«Мир профессий»

Общеинтеллектуальное

Мир информатики
Занимательная математика
Кружок «Работа с текстом»

Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:

установление
доверительных
отношений
между
педагогом
и обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию

обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:
Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет
добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной
организации рабочего места. При этом у обучающихся формируются навыки
самообслуживания, ответственности за команду-класс, уважение к
окружающим, принятие социальных норм общества.
Практикоориентированность. Включение в урок информации из
актуальной повестки (вручение Нобелевской премии, политические события,
географические открытия и т. д.), обсуждение проблем из повестки
ЮНЕСКО, взаимоотношений людей через предметную составляющую.
Создание условия для применения предметных знаний на практике, в том
числе и в социально значимых делах (проведение исследований на турслете,
в экспедиции с последующим анализом результатов на уроке, при
организации просветительских мероприятий для малышей, воспитанников
приюта). Такая деятельность развивает способность приобретать знания
через
призму
их
практического
применения.
Ежегодная
школьная
научно-практическая
конференция. Форма
организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для
усовершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе
деятельности происходит развитие навыков исследовательской работы;
навыков коммуникации и саморазвития, получение позитивного опыта
общения со взрослым на основе предмета, знакомство с проектным циклом.
Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более
слабыми.
Такая
форма
работы
способствует
формированию
коммуникативных навыков, опыта сотрудничества и взаимопомощи.

Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога и учат командной работе и взаимодействию.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать
в
обучающихся
инициативность,
самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а
обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
На уровне школы:
•через деятельность выборного Совета учащихся - Совета Лидеров,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные
интересы;
•через работу постоянно действующих секторов по направлениям
деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно
значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов и т.п.),
отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
•через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с
работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
•через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутри классных дел;
•через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе

общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный
закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору
объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих
обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;

организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся
возможность получить важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями
социальной
сферы
(проведение
культурно-просветительских
и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие
обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в
школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство
клумб) и др.;

договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет
собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между
обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его
руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного
объединения;

клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов
детского общественного объединения для обсуждения вопросов
управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне,
совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения
событий;

лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное
время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного
совместного проживания смены формируется костяк объединения,
вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются
лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется
набор значимых дел;

рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т. п.);

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения,
проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского
объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра
детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы
коллективного анализа проводимых детским объединением дел);

участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального
окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в
проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так
и постоянной деятельностью обучающихся.
Детское
общественное
объединение
«Я-волонтер». Общественное
объединение, целью которого является совместное решение различных
социальных проблем. Участниками объединения могут быть учащиеся с 1-го
по 11-й класс. Деятельность объединения осуществляется как в школе, так и
за ее пределами в содружестве с сотрудниками школы и родителями.
Объединение имеет свою символику. Обучающиеся получают важный для их
личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развивают в себе такие качества, как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других. Работа в детском общественном объединении «Я-волонтер»
способствует воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции,
формированию лидерских и нравственно-этических качеств, чувства
патриотизма, осознанию участниками личностной и социальной значимости
их деятельности, ответственного отношения к любой деятельности, дает
опыт организаторской деятельности, умения работать в команде,
распределять обязанности, контролировать сроки выполнения, чувствовать
ответственность за результат.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня или
многодневные (в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие,
на природу, в другой город) помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества.


Экскурсии могут проводиться по предметам, по патриотической тематике, по
профориентации, выходного дня. Перед каждой экскурсией проводится
подготовительная работа. Распределяются роли между участниками (обычно
опираются на роли классного самоуправления), формулируются задания,
готовится реквизит, при необходимости находится дополнительная
информация. Всем детям объясняется цель экскурсии, обговариваются
вопросы, на которые учащиеся смогут найти ответы во время экскурсии.
Возможна подготовка заранее чек-листов, которые дети заполняют и
впоследствии обсуждают и анализируют. После экскурсии готовится отчетрекомендация с аргументацией о посещении экскурсии другим ученикам
(фотоотчет с комментариями, видеоролик, выступление на ассамблее). В
результате такой подготовительной работы у учащихся формируется
исследовательский подход к проведению экскурсий, они стремятся узнавать
что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; происходит
обучение рациональному использованию своего времени, сил, имущества,
экскурсии помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях.
Литературные, исторические, биологические экспедиции организуются
педагогами и родителями обучающихся в другие города или села для
углубленного изучения биографий российских поэтов и писателей,
исторических событий, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны.
Практические занятия на природе – внеурочные занятия по географии,
физике, окружающему миру, математике могут включать в себя
экспериментальную деятельность, наблюдение. Учащиеся учатся применять
полученные на уроках знания на практике. В процессе прогулки, минипохода происходит неформальное межличностное общение детей и
взрослых,
создаются
условия
для
воспитания у
обучающихся
самостоятельности и ответственности, внимательности при выполнении
задания, бережного отношения к природе (как исследователи), формирования
у них навыков преодоления, воли, рационального использования своих сил.
Многодневные походы организуются совместно с организациями
дополнительного образования и осуществляются с обязательным
привлечением обучающихся к коллективному планированию, организации,
проведению, анализу туристского путешествия.
Летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию
активного отдыха обучающихся, обучение навыкам выживания в дикой
природе, закаливание. Программа лагеря может включать мини-походы,
марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры,
соревнования, конкурсы.
Турслет. Участвуют команды из педагогов, обучающихся и их родителей.
Это соревнования по технике пешеходного туризма, по спортивному

ориентированию, конкурсы на лучшую топографическую съемку местности,
знатоков лекарственных растений, туристской кухни, туристской песни,
благоустройства командных биваков, комбинированная эстафета.
Шефство
над
памятником. Традиционная
деятельность
школы.
Обучающиеся старших классов занимаются благоустройством памятника
(ремонт, благоустройство территории – уборка листвы, мусора, посадка
цветов, кустов, покрасочные работы). Обучающиеся самостоятельно
определяют круг задач на текущий год, подбирают инвентарь, составляют
смету расходов на покупку инвентаря, материалов и рассады, распределяют
обязанности. В зимнее время группа желающих осуществляет поиск
информации об истории места, истории создания памятника, готовит
материал и дизайн для сменной экспозиции на стендах. Работа ведется в
сотрудничестве с местной администрацией.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через
 циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
 на уровне начальной школы уроки по предметам «Окружающий
мир», «Технология», «Изобразительное искусство», которые знакомят
обучающихся с различными видами профессий, также в рамках
внеурочной деятельности встреча с представителями различных видов
профессий из числа родных обучающихся,
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение,
занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам
начальные представления о существующих профессиях и условиях
работы людей, представляющих эти профессии;
 просмотр всероссийских открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ»;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,

тематических профориентационных парков, профориентационных
лагерей, дней открытых дверей, в том числе и дистанционных, в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
 на базе пришкольных лагерей обучающиеся пробуют себя в роли
вожатых, что помогает им самоопределиться в своей будущей профессии;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн- тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим
профессиям инаправлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных
профориентационных курсов и курсов внеурочной деятельности , а также
курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу
школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
 подготовка обучающихся к выполнению индивидуального проекта
профориентационной направленности, участие обучающихся в
учебныхпрактических конференциях.
«Профессии моей семьи».
 Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и
учебной деятельностям.
 Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
 Профориентационные минутки на уроках.
 Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).
 Встречи с родителями – представителями различных профессий.
 Конкурсы творческих работ: «Мой папа – инженер», «Моя мама –
учитель», «Мой дедушка – летчик» и т.д.
 Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в рамках
недели начальных классов
 Мониторинг профориентационной работы.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и
педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио- и
видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся.

«Школьная газета» – ежемесячное школьное издание, издается
инициативной группой старшеклассников. Учащиеся сами разработали макет
газеты, определили количество и названия рубрик, распределили
ответственных за рубрики, назначают сроки готовности материала, следят за
процессом выполнения задач. Редактор взаимодействует со взрослыми,
организуют редакторскую проверку силами наиболее грамотных учеников
(обладателей звания «Знаток русского языка»). Газета распространяется
силами волонтеров среди учащихся и родителей. В процессе работы
учащиеся приобретают навыки проектного управления, получают
первоначальные сведения о профессиях «журналист», «редактор»,
«корреспондент», «корректор».
Пресс-центр – разновозрастная группа актива, работающая на освещение и
рекламу школьных мероприятий. Представители пресс-центра пишут
заметки, делают репортажи, берут интервью. Публикуются их статьи в
социальных сетях, на сайте, в «Школьной газете». Формируются
коммуникационные навыки, в том числе навыки письменной коммуникации.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы при
условии ее грамотной организации обогащает внутренний мир
обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает
атмосферу
психологического
комфорта,
поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию обучающимся
школы.
Воспитывающее
влияние
на
обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы, как:
Цикл дел «Персональная выставка». Предполагает организацию в течение
года персональных выставок творческих работ и родителей. Это выставки
фотографий, рисунков, картин, костюмов, поделок из природного материала,
поделок из «Лего» и т. п. Для каждой выставки проводится церемония
открытия, куда приглашаются учащиеся и родители. Такого рода выставки
помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат
правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно
реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам
других детей и корректно высказывать свое мнение о них, гордиться членами
своей семьи, совершенствовать навыки ораторского мастерства.
Дизайн-бюро. Разновозрастная группа школьного актива. Участвует в
планировании и организации оформления школьных мероприятий (в
соответствии с планом и по заявке начальной школы) – изготовление афиш,
декораций, реклам. Участвует в планировании и организации
художественных выставок, инсталляций. Участвует в рабочих группах по
оформлению школы к благотворительным ярмаркам, Новому году.
Деятельность способствует формированию у учащихся представлений,
творческого воображения, художественно-конструкторских способностей,
навыков работы в коллективе, приобретается опыт социально значимой
деятельности.

Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
Совет родителей. Состоит из представителей классов с 1-го по 11-й.
Собирается один раз в триместр или по необходимости. В каждую повестку
вносятся вопросы, касающиеся воспитания. Родители могут высказать свое
отношение к проводимой в школе работе, и при необходимости
администрация может скорректировать ее или убедить родителей в своей
позиции. Поскольку совет – представительский орган, важно, чтобы его
члены добросовестно доносили информацию до родительских комитетов
классов.
Ярмарки
дополнительного
образования
и
внеурочной
деятельности. Общешкольное мероприятие проводится в начале учебного
года с целью помочь ребенку и родителям определиться с правильным
выбором курсов, сориентироваться в их многообразии, составить
индивидуальную образовательную траекторию.
День открытых дверей. Традиционное общешкольное дело, проводится
один раз в год в субботу для родителей и гостей школы. Это праздник
внеурочной деятельности, дополнительного образования, соревнований,
конкурсов, олимпиад. Детские сообщества вместе с учителями готовят
интересные занятия – планируют, ищут информацию, систематизируют,
выбирают лучшее, организуют пространство. Учащиеся приобретают опыт
совместной социально значимой деятельности.
Общешкольные родительские собрания. Организованное обсуждение
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся школы
совместно с педагогами.
На индивидуальном уровне:
Работа с родителями на индивидуальном уровне проводится как по
инициативе педагогов и администрации школы, так и по запросу родителей
для решения острых конфликтных ситуаций, по развитию семейного
воспитания, поддержке семей и детей, находящихся в сложной жизненной
ситуации.
Родительские собрания, консультации для родителей.
Также родителей привлекают для участия в педагогических консилиумах,
собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением
и воспитанием конкретного обучающегося. Поощряется помощь со стороны
родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности.
Клуб интересных встреч, Карьерная неделя, Персональные выставки
талантов родителей, «Мамины гостиные», семейные мастер-классы,

«Мама, папа, я – спортивная семья» – мероприятия, которые проводятся с
участием родителей, для родителей, силами родителей. Родители участвуют
в
планировании
экскурсий,
организации
классных
праздников,
многодневных образовательных поездок. Выступают в роли спикеров на
классных часах о профессиях, участвуют в командах спортивных
соревнований, предоставляют свои работы для персональных выставок,
принимают участие в мастер-классах по художественному творчеству,
используют свои социальные контакты для организации и приглашения
гостей в Клуб интересных встреч.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В МКОУ «КОРДЮКОВСКАЯ СОШ»
Самоанализ воспитательной работы МКОУ «Кордюковская СОШ»
проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения. Основными принципами, на основе которых
осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим
воспитательный процесс;

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогическими работниками;

принцип развивающего характера
осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования
воспитательной
деятельности
педагогических
работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития
обучающихся.
Самоанализ воспитательной работы МКОУ «Кордюковская СОШ»
осуществляется по следующим направлениям:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
2.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
Критерий: динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Способ получения информации: педагогическое наблюдение.

Анализ
осуществляется
классными
руководителями
совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы. Вопросы
самоанализа:

какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год?

какие проблемы решить не удалось и почему?

какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу?
Состояние
организуемой
в
школе
совместной
деятельности
обучающихся и взрослых
Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и
личностно-развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способы получения информации:

беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими
работниками, лидерами ученического самоуправления;

анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров
ученического самоуправления.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями,
хорошо знакомыми с деятельностью школы. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:

качество проводимых общешкольных ключевых дел;

качество совместной деятельности классных руководителей и их
классов;

качество организуемой в школе внеурочной деятельности;

качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных
уроков;

качество существующего в школе ученического самоуправления;

качество функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;

качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

качество профориентационной работы школы;

качество работы школьных медиа;

качество организации предметно-эстетической среды школы;

качество взаимодействия школы и семей обучающихся.
Результатом самоанализа воспитательной работы МКОУ «Кордюковская
СОШ» будет ряд выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в текущем учебном году. Эти проблемы
следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий
учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».