Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные правовые основы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьный спортивный клуб «РЕКОРД» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: 1. «Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов в образовательных учреждениях», утверждённых приказом Министерством образования и науки РФ от 10.08.2011г. 2. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 13. Письмо ВК-641/09 Минобрнауки России от 29.03.2016 № «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Направленность программы. Образовательная программа ШСК «РЕКОРД» имеет физкультурно спортивную направленность. Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение данного вида спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приёмами по данной специализации. В процессе освоения данной программы воспитанники формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Дополнительная образовательная программа ШСК «РЕКОРД» позволяет приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой. 1.2 Актуальность образовательной программы обусловлена несколькими причинами: - ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости; - высокая умственная и психологическая нагрузка в школе; - частые стрессовые состояния. Приоритетными задачами программы являются формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического здоровья. Которые решаются в следствии удовлетворения детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивающих физическое, духовное и нравственное развитие учащихся. Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания педагогов. Уровень сложности – стартовый. Адресат программы: учащиеся 11-15 лет (5-9 классы) Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям и с письменного согласия родителей. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Занятия проводятся: 1 раз в неделю 5-9 класс 1 час. Общее количество часов в неделю – 1 час. Срок освоения программы: Объем программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Начала реализации программы с 15 .09.2023 года. Уровень программы – базовый. Форма обучения по программе – очная. Форма организации занятий: -Групповые практические занятия; -Групповые и индивидуальные теоретические занятия; -Индивидуальные занятия с отдельными спортсменами; -Самостоятельные тренировки по заданию тренера; -Участие в спортивных соревнованиях. Основные формы проведения занятий: учебная, учебно-тренировочная, модельная, соревнований и прочих мероприятий, направленных на формирование активной жизненной позиции, здорового образа жизни, сплочение коллектива). Перечень формам подведения итогов реализации общеразвивающей Программы: теоретические и практические занятия, календарные соревнования, сдача контрольных нормативов. Контрольные нормативы 11-15 лет № Физичес п/п кие способ ности Контроль ное упражне ние (тест) Воз рас т 1 Скорост ные Бег 30м 2 Координа ционные Челночный бег 3х10 3 Скоростно -силовые Прыжок в длину с места 11 12 13 14 15 11 12 13 14 15 11 12 13 14 15 6.3 6.0 5.9 5.8 5.5 9.7 9.3 9.3 9.0 8.6 140 145 150 160 175 4 Выносли вость 6-минутный бег 11 12 13 14 15 900 950 1000 1050 1100 уровень низки й мальчики средни высоки й й 6.1-5.5 5.8-5.4 5.6-5.2 5.5-5.1 5.3-4.9 9.3-8.8 9.0-8.6 9.0-8.6 8.7-8.3 8.4-8.0 160180 165180 170190 180195 190205 10001100 11001200 11501250 низки й 5.0 4.9 4.8 4.7 4.5 8.5 8.3 8.3 8.0 7.7 195 200 205 210 220 6.4 6.3 6.2 6.1 6.0 10.1 10.0 10.0 9.9 9.7 130 135 140 145 155 1300 1350 1400 1450 1500 700 750 800 850 900 девочки средни й 6.3-5.7 6.2-5.5 6.0-5.4 5.9-5.4 5.8-5.3 9.7-9.3 9.6-9.1 9.5-9.0 9.4-9.0 9.3-8.8 150175 155175 160180 160180 165185 8501000 9001050 9501100 Выс о кий 5.1 5.0 5.0 4.9 4.9 8.9 8.8 8.7 8.6 8.5 185 190 200 200 205 1100 1150 1200 1250 1300 5 Гибкость Наклон вперед из положения сидя 6 Силовые Подтягивани е на высокой перекладине (мальчики) на низкой перекладине (девочки) 11 12 13 14 15 11 12 13 14 15 2 2 2 3 4 1 1 1 2 3 12001300 12501350 6-8 6-8 5-7 7-9 8-10 4-5 4-6 5-6 6-7 7-8 10 10 9 11 12 6 7 8 9 10 4 5 6 7 7 4 4 5 5 5 10001150 10501200 8-10 9-11 10-12 12-14 12-14 10-14 11-15 12-15 13-15 12-13 15 16 18 20 20 19 20 19 17 16 1.3 Цель программы: Приобщение подростков и родителей к здоровому образу жизни, через изучение ЗОЖ и пропаганды, через физические упражнения; Укрепление здоровья учащихся, развитие знаний, двигательных умений и навыков, повышение физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей, формирование стремления к здоровому образу жизни, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности. Задачи: Образовательные: Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях физкультурой и спортом; Формирование знаний об основах физкультурной деятельности; Обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.) Обучение игровой и соревновательной деятельности; Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений; Создание информационного имиджа Кордюковской СОШ как школы здоровья, добра и радости. Развивающие: Совершенствование всестороннего физического развития: развитие силовых и координационных способностей, выносливости, быстроты и ловкости; Формирование и совершенствование двигательной активности учащихся; Развитие быстроты реакции, в быстро изменяющихся игровых условиях; Развитие инициативы и творчества учащихся; Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно усовершенствовать приобретенные навыки; Овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью. Воспитательные: Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия; Воспитать умение работать в группе, команде; Воспитать психологическую устойчивость; Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе; Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов Отличительные особенности данной образовательной программы: Программа состоит из трёх разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности. В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, поддерживание контактов с родителями, классными руководителями. Запланированы воспитательные задачи: вовлечение трудных детей школы в секции и мероприятия клуба, приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе. Набор в секцию производится без учета антропометрических данных ребенка, за основу берется желание учащегося заниматься физкультурной деятельностью. В процессе обучения формируются команды для участия в школьных и городских соревнованиях. 2. Содержание общеразвивающей программы: Основы знаний: Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила проведения соревнований. Основы техники безопасности и правил безопасного поведения на занятиях в секции. Основы знаний о физических упражнениях. Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового образа жизни. Утренняя гимнастика. Правила спортивных игр: Волейбол, Гандбол, Футбол. Правила самоконтроля. Правила страховки и самостраховки. Вредные привычки. Футбол: удары по неподвижному и катящему мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подьема и подошвой, ведение мяча носком и наружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; двусторонняя игра. Волейбол (пинербол): стойка игрока, верхняя, средняя, нижняя, передвижения игрока; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. Двустороняя игра. Гандбол: стойка игрока, ловля и передачи мяча, передвижения игрока (движения с ведением и без него), передачи в движении, броски по воротам, броски по воротам в прыжке, ловля и отбивание мяча вратарем, двусторонняя игра. Легкая атлетика: бег 60,100, 200, 400, 1000,1500,2000 м; низкий старт и стартовый разгон; челночный бег; преодоление низких барьеров; прыжки в высоту и длину с разбега, тройной прыжок с места; метание мяча в цель и на дальность с разбега, передача эстафеты; специальные беговые упражнения. Гимнастика: Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д. Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки. Девочки – опорный прыжок согнув ноги, ноги врозь; висы и упоры, размахивание в висе, подъем переворот; акробатика: перекаты назад, стойка на лопатках, повороты в сторону, два кувырка вперед, прыжок вверх прогнувшись. Мальчики – опорный прыжок согнув ноги; висы и упоры – прыжок в вис углом, вис стоя, оборот назад в упор, подъем разгибом, подъем переворотом: брусья – сед ноги врозь, соскок махом назад. Акробатика - переворот боком; кувырок вперед и назад, стойка на голове и на руках силой. Учебный план на 1 год обучения 5-9 класс Виды спортивной подготовки Кол-во часов № 1 Основы знаний (теоретическая подготовка) 1 2 Легкая атлетика 8 3 Гимнастика 7 4 Спортивные игры и подвижные игры 18 5 Контрольные упражнения и спортивные соревнования. согласно плану спорт. мероприятий ИТОГО 34 Учебный (тематический) план 5-9 класс № п/ п 1 Название тем, разделов Техника безопасности на занятиях в секции. Понятие о физической культуре и ШСК в школе. Обще развивающие упражнения(ОРУ). Специальные беговые упражнения(СБУ). Игра на внимание «Класс смирно». Требования к спортивной одежде. Количество часов всег теори прак о я тика 1 1 Форма контроля Беседа, опрос 2 ОРУ. Техника низкого и высокого старта. Бег 30м. 1 1 3 О Р У на месте, без предметов. Стартовый разбег. Бег по дистанции 30 м. ОРУ. СБУ. Бег 60 м. Техника метания малого мяча. ОРУ. СБУ. Метание м / м с разбега на дальность. Челночный бег 3х10 м. ОРУ в движении, без предметов. СБУ. Челночный бег 4х10 м. Прыжки в длину с места. ОРУ. СБУ. Тройной прыжок в длину с места. Бег в среднем темпе 1000 м. О Р У . Правила игры «Гандбол». Стойки игрока. Ловля и передачи мяча. Подвижная игра «Охотники и утки». ОРУ. Передвижения гандболиста с мячом и без мяча. Броски по воротам с места. Игра Гандбол по упрощенным правилам. ОРУ. Ведение гандбольного мяча. Дальняя передача «в отрыв». Двусторонняя игра по упрощенным правилам. ОРУ. Передачи мяча в движении. Броски в ворота с места, в прыжке, после движения, после получения передачи. Двусторонняя игра. О Р У без предметов на месте. Взаимодействие гандболистов в нападении. Тактика нападения в гандболе. Игра гандбол. Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Двигательный режим дня. ОРУ. Строевые упражнения. Упражнения на гибкость. О Р У с гимнастическими палками. Совершенствование строевых упражнений. Акробатические упражнения: Перекаты боком- «Колесо», кувырок вперед. ОРУ. Закрепление акробатических упражнений: перекаты боком, кувырок вперед. Кувырок назад, мост, стойка на лопатках-девочки, стойка на головемальчики. О Р У . Акробатические упражнения: кувырки, стойка «мост» из положения лежа, из положения стоя. Стойки на лопатках(дев.) и голове (мал.)Подвижная игра «День-Ночь». Подтягивание на перекладине (мал.), в висе лежа (дев.). Верхняя боковая подача. Учебная ига волейбол. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 Контрольное упражнение 1 1 Наблюдение текущий контроль 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Наблюдение текущий контроль Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Наблюдение текущий контроль Контрольное упражнение Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль 18 Специальные волейбольные упражнения. Нападающий удар. Блок. Двусторонняя игра. 1 1 19 ОРУ. Совершенствование «блока». Взаимодействие игроков команды в защите. Учебная игра. ОРУ. Специальные волейбольные упражнения. Взаимодействие игроков в нападении. Верхняя подача в прыжке. Игра Волейбол. Техника безопасности на занятиях Футболом. Различные способы остановки мяча.Удары по стоящему и катящему- ся мячу. Подвижные игры: «Квадрат», «В одно касание» . О Р У . Правила игры Мини футбол. Ведения мяча: с обводкой конусов, с передачами, с сопротивлением. Совершенствование ударов по мячу. ОРУ. Специальные футбольные упражнения. Удары по воротам. Передачи мяча в двойках, тройках. Учебная игра. О Р У в движении.. Встречная эстафета с ведением мяча. Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы с обводкой трех стоек и завершающим ударом. Игра в Мини футбол по упрощенным правилам. ОРУ с мячом. Совершенствование тактики нападения. Тактика защиты: индивидуальные и командные действия в защите. Учебная игра Футбол. Совершенствование тактики защиты. Использование раннее изученных приемов в игре. Двусторонняя игра Футбол. ОРУ. Спец. беговые упражнения. Бег 60 м. 1 1 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 ОРУ. Спец беговые упражнения. Бег 100 м. Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину. Вредные привычки. ОРУ. СБУ. Бег 400 м. Метание малого мяча в горизонтальную цель. 1 1 1 1 ОРУ. Совершенствование метания малого мяча в горизонт. цель. Техника передачи эстафетной палочки. Техника эстафетного бега. Кроссовый бег 1500 м. 1 1 Наблюдение текущий контроль Контрольное упражнение Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 О Р У. Правила проведения соревнований. Бег по пресеченной местности 10 мин. Подвижная игра «Лапта». Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Текущий контроль Наблюдение текущий контроль 33 Кроссовый бег 2000 м. 34 Разбор и анализ прошедших соревнований. Спортивная игра. Итого: 2.1 Планируемые результаты Занимающиеся должны: 1 1 1 1 34 1 Наблюдение текущий контроль Беседа, опрос 33 Знать: Санитарно-гигиенические требования к занятиям в секции; О основных способах и особенностях движения и передвижений человека; О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем; Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки; О причинах травматизма и правилах его предупреждения; Понимать, как правильно осуществляется самоконтроль за состоянием организма. Уметь: Использовать самоконтроль за состоянием здоровья; Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики; Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты и ловкости; Взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП. Владеть техникой перемещений во время игры; Подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом; Использовать различные тактические действия. 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график Год обучени я 1 год обучени я Дата начала обучени я 15 сентября Дата окончани я обучения Количеств о учебных недель 31 мая 34 Количеств о учебных дней 34 3.2. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: - проводится на базе МКОУ Кордюковская СОШ, спортзал; Количеств о учебных часов 34 Режим заняти й занятие по 1 часу в неделю - баскетбольные щиты, волейбольная сетка, ворота для мини-футбола и гандбола; - мячи различные: футбольные, баскетбольные, волейбольные, гандбольные, резиновые, теннисные, набивные различной массы, малые для метания. - скакалки; - стойки для обводки, гимнастические стенки, перекладины, гимнастические маты, гимнастические скамейки, гантели, обручи, гимнастические палки, гимнастический козел, гимнастические коврики; - секундомер, свисток, рулетка, динамометр; - медицинская аптечка. 3.3 Способы определения результативности программы: контрольные упражнения по ОФП; визуальная оценка техники двигательных действий; участие в городских соревнованиях; мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся; удовлетворенность участников образовательного процесса. Формы подведения итогов реализации программы: начальная, промежуточная, итоговая. Показательные игры, участие в спортивных праздниках школы, открытые занятия для родителей, участие в городских и районных соревнованиях, сдача нормативов Г Т О. При организации тренировочного процесса необходимо помнить: • Двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося. • Должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения. • Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях, личная гигиена спортсмена. 4. Список литературы Методическое обеспечение: 1. СанПиН2.4.4.3172-14"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы Образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4июля2014г. №41), изменения от 1марта 2017года. 2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011. 3. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009). 4. Учебник по Физической культуре для учащихся 5-7; 10-11 кл. общеобразовательных учреждений под ред. В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона.- М.: «Просвещение», 2001. 5. Предметная линия учебников В.И.Ляха 1-4 классы. 6. Физкультура для всей семьи». Издательство «Физкультура и спорт». Составил: Козлова Т.В, Рябушкина Т.А. 7. Видеоматериалы с выступлениями профессиональных спортсменов, видеоуроки.