Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные правовые основы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьный спортивный клуб «РЕКОРД» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: 1. «Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов в образовательных учреждениях», утверждённых приказом Министерством образования и науки РФ от 10.08.2011г. 2. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 13. Письмо ВК-641/09 Минобрнауки России от 29.03.2016 № «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Направленность программы. Образовательная программа ШСК «РЕКОРД» имеет физкультурно спортивную направленность. Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение данного вида спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приёмами по данной специализации. В процессе освоения данной программы воспитанники формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Дополнительная образовательная программа ШСК «РЕКОРД» позволяет приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой. 1.2 Актуальность образовательной программы обусловлена несколькими причинами: - ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости; - высокая умственная и психологическая нагрузка в школе; - частые стрессовые состояния. Приоритетными задачами программы являются формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического здоровья. Которые решаются в следствии удовлетворения детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивающих физическое, духовное и нравственное развитие учащихся. Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания педагогов. Уровень сложности – стартовый. Адресат программы: учащиеся 7-10 лет (1-4) Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям и с письменного согласия родителей. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся: 1раз в неделю 1-4 класс 1 час; Общее количество часов в неделю – 1 час. Срок освоения программы: Объем программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Начала реализации программы с 15 .09.2023 года. Уровень программы – базовый. Форма обучения по программе – очная. Форма организации занятий: -Групповые практические занятия; -Групповые и индивидуальные теоретические занятия; -Индивидуальные занятия с отдельными спортсменами; -Самостоятельные тренировки по заданию тренера; -Участие в спортивных соревнованиях. Основные формы проведения занятий: учебная, учебно-тренировочная, модельная, соревнований и прочих мероприятий, направленных на формирование активной жизненной позиции, здорового образа жизни, сплочение коллектива). Перечень формам подведения итогов реализации общеразвивающей Программы: теоретические и практические занятия, календарные соревнования, сдача контрольных нормативов. Контрольные нормативы 7-10 лет № Физические п/п способности Контрольное упражнение (тест) 1 Бег 30м 2 3 4 5 6 Скоростные Воз раст 7 8 9 10 Координацио Челночный 7 нные бег 3х10 8 9 10 СкоростноПрыжок в 7 силовые длину с места 8 9 10 Выносливость 6-минутный 7 бег 8 9 10 Гибкость Наклон 7 вперед из 8 положения 9 сидя 10 Силовые Подтягивание 7 8 на высокой 9 перекладине (мальчики) на 10 низкой перекладине (девочки) уровень низкий мальчики средний высокий 7.5 7.1 6.8 6.6 11.2 10.4 10.2 9.9 100 110 120 130 700 750 800 850 1 1 1 2 1 1 1 1 7.3-6.2 7.0-6.0 6.7-5.7 6.5-5.6 10.8-10.3 10.0-9.5 9.9-9.3 9.5-9.0 115-135 125-145 130-150 140-160 730-900 800-950 850-1000 900-1050 3-5 3-5 3-5 4-6 2-3 2-3 3-4 3-4 5.6 5.4 5.1 5.0 9.9 9.1 8.8 8.6 155 165 175 185 1100 1150 1200 1250 9 7.5 7.5 8.5 4 4 5 5 низкий девочки средний высокий 7.6 7.3 7.0 6.6 11.7 11.2 10.8 10.4 90 100 110 120 500 550 600 650 2 2 2 3 2 3 3 4 7.5-6.4 7.2-6.2 6.9-6.0 6.5-5.6 11.3-10.6 10.7-10.1 10.3-9.7 10.0-9.5 110-130 125-140 135-150 140-155 600-800 650-850 700-900 750-950 6-9 6-9 6-9 7-10 4-8 6-10 7-11 8-13 5.8 5.6 5.3 5.2 10.2 9.7 9.3 9.1 150 155 160 170 900 950 1000 1050 11.5 12.5 13.0 14.0 12 14 16 18 1.3 Цель программы: Приобщение подростков и родителей к здоровому образу жизни, через изучение ЗОЖ и пропаганды, через физические упражнения; Укрепление здоровья учащихся, развитие знаний, двигательных умений и навыков, повышение физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей, формирование стремления к здоровому образу жизни, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности. Задачи: Образовательные: Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях физкультурой и спортом; Формирование знаний об основах физкультурной деятельности; Обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.) Обучение игровой и соревновательной деятельности; Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений; Создание информационного имиджа Кордюковской СОШ как школы здоровья, добра и радости. Развивающие: Совершенствование всестороннего физического развития: развитие силовых и координационных способностей, выносливости, быстроты и ловкости; Формирование и совершенствование двигательной активности учащихся; Развитие быстроты реакции, в быстро изменяющихся игровых условиях; Развитие инициативы и творчества учащихся; Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно усовершенствовать приобретенные навыки; Овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью. Воспитательные: Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия; Воспитать умение работать в группе, команде; Воспитать психологическую устойчивость; Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе; Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов Отличительные особенности данной образовательной программы: Программа состоит из трёх разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности. В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, поддерживание контактов с родителями, классными руководителями. Запланированы воспитательные задачи: вовлечение трудных детей школы в секции и мероприятия клуба, приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе. Набор в секцию производится без учета антропометрических данных ребенка, за основу берется желание учащегося заниматься физкультурной деятельностью. В процессе обучения формируются команды для участия в школьных и городских соревнованиях. 2. Содержание общеразвивающей программы: Основы знаний: Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила проведения соревнований. Основы техники безопасности и правил безопасного поведения на занятиях в секции. Основы знаний о физических упражнениях. Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового образа жизни. Утренняя гимнастика. Правила спортивных игр: Волейбол, Гандбол, Футбол. Правила самоконтроля. Правила страховки и самостраховки. Вредные привычки. Футбол: удары по неподвижному и катящему мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подьема и подошвой, ведение мяча носком и наружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; двусторонняя игра. Волейбол (пинербол): стойка игрока, верхняя, средняя, нижняя, передвижения игрока; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. Двустороняя игра. Гандбол: стойка игрока, ловля и передачи мяча, передвижения игрока (движения с ведением и без него), передачи в движении, броски по воротам, броски по воротам в прыжке, ловля и отбивание мяча вратарем, двусторонняя игра. Легкая атлетика: бег 60,100, 200, 400, 1000; низкий старт и стартовый разгон; челночный бег; преодоление низких барьеров; прыжки в высоту и длину с разбега, тройной прыжок с места; метание мяча в цель и на дальность с разбега, передача эстафеты; специальные беговые упражнения. Гимнастика: Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д. Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки. Девочки – опорный прыжок согнув ноги, ноги врозь; висы и упоры, размахивание в висе, подъем переворот; акробатика: перекаты назад, стойка на лопатках, повороты в сторону, два кувырка вперед, прыжок вверх прогнувшись. Мальчики – опорный прыжок согнув ноги; висы и упоры – прыжок в вис углом, вис стоя, оборот назад в упор, подъем разгибом, подъем переворотом: брусья – сед ноги врозь, соскок махом назад. Акробатика - переворот боком; кувырок вперед и назад, стойка на голове и на руках силой. Учебный план на 1 год обучения 1-4 класс Виды спортивной подготовки Кол-во часов № 1 Основы знаний (теоретическая подготовка) 2 2 Легкая атлетика 7 3 Гимнастика 7 4 Спортивные игры и подвижные игры 18 5 Контрольные упражнения и спортивные соревнования. согласно плану спорт. мероприятий ИТОГО 34 Учебный (тематический) план 1-4 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название тем, разделов Техника безопасности на занятиях в секции. Понятие о физической культуре и ШСК в школе. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полу приседе. Бег на месте с высоким подниманием бедра. ОРУ. СБУ. Развитие скоростных способностей. Спринтерский бег, эстафетный бег. ОРУ. СБУ. Метание м / м с разбега на дальность. Челночный бег 3х10 м. Развитие скоростных способностей. Тестирование бега на 30м. ОРУ. СБУ. Сдача зачётов (прыжок с места, бег 60м). О Р У . Правила игры «Гандбол». Стойки игрока. Ловля и передачи мяча. Подвижная игра «Охотники и утки». Количество часов всег теори прак о я тика 1 1 Форма контроля Беседа, опрос 1 1 Беседа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Наблюдение текущий контроль 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ОРУ. Передвижения гандболиста с мячом и без мяча. Броски по воротам с места. Игра Гандбол по упрощенным правилам. ОРУ. Ведение гандбольного мяча. Дальняя передача «в отрыв». Двусторонняя игра по упрощенным правилам. ОРУ. Передачи мяча в движении. Броски в ворота с места, в прыжке, после движения, после получения передачи. Двусторонняя игра по упрощенным правилам. О Р У с гимнастическими палками. Взаимодействие гандболистов в нападении. Тактика нападения в гандболе. Игра гандбол по упрощенным правилам. Техника безопасности на занятиях гимнастикой. ОРУ. Строевые упражнения. Упражнения на гибкость. О Р У с гимнастическими палками. Акробатические упражнения: Перекаты боком- «Колесо», кувырок вперед. ОРУ. Закрепление акробатических упражнений: перекаты боком, кувырок вперед. Кувырок назад, мост, стойка на лопатках-девочки, стойка на головемальчики. О Р У . Акробатические упражнения: кувырки, стойка «мост» из положения лежа, из положения стоя. Стойки на лопатках(дев.) и голове (мал.) Подвижная игра «День-Ночь». ОРУ. Подтягивание на перекладине (мал.), в висе лежа (дев.). Разучивание игры в «пионербол» ОРУ. Разучивание игры в «пионербол» ОРУ. Игра в пионербол. ОРУ. Специальные волейбольные упражнения. Взаимодействие игроков в нападении. Игра в пионербол с элементами волейбола. Техника безопасности на занятиях Футболом. Различные способы остановки мяча. Удары по стоящему и катящемуся мячу. Подвижные игры: «Квадрат», «В одно касание» . О Р У . Правила игры Мини футбол. Ведения мяча: с обводкой конусов, с передачами, с сопротивлением. ОРУ. Специальные футбольные упражнения. Удары по воротам. Передачи мяча в двойках, тройках. Учебная игра. 1 1 Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 Наблюдение текущий контроль Наблюдение текущий контроль 24 О Р У в движении. Встречная эстафета с ведением мяча. Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы с обводкой трех стоек и завершающим ударом. Игра в Мини футбол по упрощенным правилам. ОРУ с мячом. Совершенствование тактики нападения. Тактика защиты: индивидуальные и командные действия в защите. Учебная игра Футбол. Совершенствование тактики защиты. Использование раннее изученных приемов в игре. Двусторонняя игра Футбол. ОРУ. Спец. беговые упражнения. Бег 60 м. 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 Наблюдение текущий контроль 1 1 1 1 ОРУ. Спец беговые упражнения. Бег 100 м. Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину. Вредные привычки. ОРУ. СБУ. Бег 30 м. Метание малого мяча в горизонтальную цель. ОРУ. Техника передачи эстафетной палочки. Техника эстафетного бега. 1 1 1 1 1 1 31 Бег 1000 м. 1 1 32 О Р У. Правила проведения соревнований. Бег в Чередовании с ходьбой 1500м. 1 1 33 Челноч. бег 10х5м 1 1 34 Соревнования. Разбор и анализ прошедших соревнований. Спортивная игра. Итого: 1 1 Наблюдение текущий контроль Контрольное упражнение Наблюдение текущий контроль Контрольное упражнение Наблюдение текущий контроль Текущий контроль Наблюдение текущий контроль Контрольное упражнение Беседа, опрос 25 26 27 28 29 30 34 2 32 2.1 Планируемые результаты Занимающиеся должны: Знать: Санитарно-гигиенические требования к занятиям в секции; О основных способах и особенностях движения и передвижений человека; О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем; Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки; О причинах травматизма и правилах его предупреждения; Понимать, как правильно осуществляется самоконтроль за состоянием организма. Уметь: Использовать самоконтроль за состоянием здоровья; Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики; Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты и ловкости; Взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП. Владеть техникой перемещений во время игры; Подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом; Использовать различные тактические действия. 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график Год обучени я 1 год обучени я Дата начала обучени я 15 сентября Дата окончани я обучения Количеств о учебных недель 31 мая 34 Количеств о учебных дней 34 Количеств о учебных часов 34 Режим заняти й занятие по 1 часу в неделю 3.2. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: - проводится на базе МКОУ Кордюковская СОШ, спортзал; - баскетбольные щиты, волейбольная сетка, ворота для мини-футбола и гандбола; - мячи различные: футбольные, баскетбольные, волейбольные, гандбольные, резиновые, теннисные, набивные различной массы, малые для метания. - скакалки; - стойки для обводки, гимнастические стенки, перекладины, гимнастические маты, гимнастические скамейки, гантели, обручи, гимнастические палки, гимнастический козел, гимнастические коврики; - секундомер, свисток, рулетка, динамометр; - медицинская аптечка. 3.3 Способы определения результативности программы: контрольные упражнения по ОФП; визуальная оценка техники двигательных действий; участие в городских соревнованиях; мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся; удовлетворенность участников образовательного процесса. Формы подведения итогов реализации программы: начальная, промежуточная, итоговая. Показательные игры, участие в спортивных праздниках школы, открытые занятия для родителей, участие в городских и районных соревнованиях, сдача нормативов Г Т О. При организации тренировочного процесса необходимо помнить: • Двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося. • Должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения. • Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях, личная гигиена спортсмена. 4. Список литературы Методическое обеспечение: 1. СанПиН2.4.4.3172-14"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы Образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4июля2014г. №41), изменения от 1марта 2017года. 2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011. 3. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009). 4. Учебник по Физической культуре для учащихся 5-7; 10-11 кл. общеобразовательных учреждений под ред. В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона.- М.: «Просвещение», 2001. 5. Предметная линия учебников В.И.Ляха 1-4 классы. 6. Физкультура для всей семьи». Издательство «Физкультура и спорт». Составил: Козлова Т.В, Рябушкина Т.А. 7. Видеоматериалы с выступлениями профессиональных спортсменов, видеоуроки.