ШСК "Рекорд" 1-4 классы, 2023-2024 уч.г

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной
общеразвивающей программы

1. Пояснительная записка
1.1 Нормативные правовые основы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
школьный спортивный клуб «РЕКОРД» разработана в соответствии с требованиями
следующих нормативных документов:
1. «Методические рекомендации по созданию и организации деятельности
школьных спортивных клубов в образовательных учреждениях», утверждённых приказом
Министерством образования и науки РФ от 10.08.2011г.
2.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Порядок);
9.
Приказ Министерства просвещения
Российской
Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196«;
10.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
12.
Письмо
Минобрнауки
России
от
28.08.2015 №
АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
13.
Письмо
ВК-641/09

Минобрнауки

России

от

29.03.2016

№

«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
14.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Направленность программы.
Образовательная программа ШСК «РЕКОРД» имеет физкультурно спортивную направленность.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается
углубленное изучение данного вида спортивной подготовки с применением
специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой
выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой
двигательных действий и тактическими приёмами по данной специализации. В
процессе освоения данной программы воспитанники формируются как целостная
личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных
качеств.
Дополнительная образовательная программа ШСК «РЕКОРД» позволяет
приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой.
1.2 Актуальность образовательной программы обусловлена несколькими причинами:
- ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости;
- высокая умственная и психологическая нагрузка в школе;
- частые стрессовые состояния.
Приоритетными задачами программы являются формирование в сознании детей
ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству
учащихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического
здоровья. Которые решаются в следствии удовлетворения детей в активных формах
двигательной деятельности, обеспечивающих физическое, духовное и нравственное
развитие учащихся. Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится
предметом особого внимания педагогов.
Уровень сложности – стартовый.
Адресат программы: учащиеся 7-10 лет (1-4)
Количественный состав группы от 10 до 15 человек.
Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании
ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям и с письменного согласия
родителей.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Занятия проводятся:
1раз в неделю 1-4 класс 1 час;
Общее количество часов в неделю – 1 час.

Срок освоения программы:
Объем программы – 34 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Начала реализации программы с 15 .09.2023 года.
Уровень программы – базовый.
Форма обучения по программе – очная.
Форма организации занятий:
-Групповые практические занятия;
-Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
-Индивидуальные занятия с отдельными спортсменами;
-Самостоятельные тренировки по заданию тренера;
-Участие в спортивных соревнованиях.
Основные формы проведения занятий:
учебная, учебно-тренировочная, модельная, соревнований и прочих мероприятий,
направленных на формирование активной жизненной позиции, здорового образа жизни,
сплочение коллектива).
Перечень формам подведения итогов реализации общеразвивающей
Программы: теоретические и практические занятия, календарные соревнования, сдача
контрольных нормативов.

Контрольные нормативы 7-10 лет
№ Физические
п/п способности

Контрольное
упражнение
(тест)

1

Бег 30м

2

3

4

5

6

Скоростные

Воз
раст

7
8
9
10
Координацио Челночный
7
нные
бег 3х10
8
9
10
СкоростноПрыжок в
7
силовые
длину с места 8
9
10
Выносливость 6-минутный
7
бег
8
9
10
Гибкость
Наклон
7
вперед из
8
положения
9
сидя
10
Силовые
Подтягивание 7
8
на высокой
9
перекладине
(мальчики) на 10
низкой
перекладине
(девочки)

уровень
низкий

мальчики
средний
высокий

7.5
7.1
6.8
6.6
11.2
10.4
10.2
9.9
100
110
120
130
700
750
800
850
1
1
1
2
1
1
1
1

7.3-6.2
7.0-6.0
6.7-5.7
6.5-5.6
10.8-10.3
10.0-9.5
9.9-9.3
9.5-9.0
115-135
125-145
130-150
140-160
730-900
800-950
850-1000
900-1050
3-5
3-5
3-5
4-6
2-3
2-3
3-4
3-4

5.6
5.4
5.1
5.0
9.9
9.1
8.8
8.6
155
165
175
185
1100
1150
1200
1250
9
7.5
7.5
8.5
4
4
5
5

низкий

девочки
средний

высокий

7.6
7.3
7.0
6.6
11.7
11.2
10.8
10.4
90
100
110
120
500
550
600
650
2
2
2
3
2
3
3
4

7.5-6.4
7.2-6.2
6.9-6.0
6.5-5.6
11.3-10.6
10.7-10.1
10.3-9.7
10.0-9.5
110-130
125-140
135-150
140-155
600-800
650-850
700-900
750-950
6-9
6-9
6-9
7-10
4-8
6-10
7-11
8-13

5.8
5.6
5.3
5.2
10.2
9.7
9.3
9.1
150
155
160
170
900
950
1000
1050
11.5
12.5
13.0
14.0
12
14
16
18

1.3 Цель программы:
Приобщение подростков и родителей к здоровому образу жизни, через изучение
ЗОЖ и пропаганды, через физические упражнения;
 Укрепление здоровья учащихся, развитие знаний, двигательных умений и
навыков, повышение физической подготовленности детей при одновременном
развитии их умственных способностей, формирование стремления к здоровому
образу жизни, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в
соревновательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:




Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях
физкультурой и спортом;



Формирование знаний об основах физкультурной деятельности;



Обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег,
прыжки и др.)



Обучение игровой и соревновательной деятельности;



Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических
упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения,
формирование правильной осанки и культуры движений;



Создание информационного имиджа Кордюковской СОШ как школы здоровья,
добра и радости.

Развивающие:


Совершенствование всестороннего физического развития: развитие силовых и
координационных способностей, выносливости, быстроты и ловкости;



Формирование и совершенствование двигательной активности учащихся;



Развитие быстроты реакции, в быстро изменяющихся игровых условиях;



Развитие инициативы и творчества учащихся;



Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно
усовершенствовать приобретенные навыки;



Овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью.

Воспитательные:


Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия;



Воспитать умение работать в группе, команде;



Воспитать психологическую устойчивость;



Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе;



Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем
социальной активности и ответственности молодых спортсменов

Отличительные особенности данной образовательной программы:


Программа состоит из трёх разделов: знания о спортивно-оздоровительной
деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью,
способы спортивно-оздоровительной деятельности.



В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников,
поддерживание контактов с родителями, классными руководителями.



Запланированы воспитательные задачи: вовлечение трудных детей школы в секции
и мероприятия клуба, приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие
качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля
к победе.



Набор в секцию производится без учета антропометрических данных ребенка, за
основу берется желание учащегося заниматься физкультурной деятельностью.



В процессе обучения формируются команды для участия в школьных и городских
соревнованиях.

2. Содержание общеразвивающей программы:
Основы знаний: Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в
современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного
образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и
спортом. Правила проведения соревнований. Основы техники безопасности и правил
безопасного поведения на занятиях в секции. Основы знаний о физических упражнениях.
Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового
образа жизни. Утренняя гимнастика.
Правила спортивных игр: Волейбол, Гандбол,
Футбол. Правила самоконтроля. Правила страховки и самостраховки. Вредные привычки.
Футбол: удары по неподвижному и катящему мячу; удары внутренней стороной стопы,
внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы, передней частью подьема и подошвой, ведение мяча носком и наружной стороной
стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; двусторонняя игра.
Волейбол (пинербол): стойка игрока, верхняя, средняя, нижняя, передвижения игрока;
верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра. Прямой
нападающий удар. Одиночное блокирование. Двустороняя игра.
Гандбол: стойка игрока, ловля и передачи мяча, передвижения игрока (движения с
ведением и без него), передачи в движении, броски по воротам, броски по воротам в
прыжке, ловля и отбивание мяча вратарем, двусторонняя игра.
Легкая атлетика: бег 60,100, 200, 400, 1000; низкий старт и стартовый разгон; челночный
бег; преодоление низких барьеров; прыжки в высоту и длину с разбега, тройной прыжок с
места; метание мяча в цель и на дальность с разбега, передача эстафеты; специальные
беговые упражнения.
Гимнастика: Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с
предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д. Силовые упражнения.
Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки.
Девочки – опорный прыжок согнув ноги, ноги врозь; висы и упоры, размахивание в висе,
подъем переворот; акробатика: перекаты назад, стойка на лопатках, повороты в сторону,
два кувырка вперед, прыжок вверх прогнувшись.

Мальчики – опорный прыжок согнув ноги; висы и упоры – прыжок в вис углом, вис стоя,
оборот назад в упор, подъем разгибом, подъем переворотом: брусья – сед ноги врозь, соскок
махом назад. Акробатика - переворот боком; кувырок вперед и назад, стойка на голове и на
руках силой.
Учебный план на 1 год обучения 1-4 класс
Виды спортивной подготовки
Кол-во часов

№

1

Основы знаний (теоретическая подготовка)

2

2

Легкая атлетика

7

3

Гимнастика

7

4

Спортивные игры и подвижные игры

18

5

Контрольные упражнения и спортивные
соревнования.

согласно плану спорт.
мероприятий

ИТОГО

34
Учебный (тематический) план 1-4 класс

№
п/
п
1

2
3
4
5
6
7
8

Название тем, разделов

Техника безопасности на занятиях в секции.
Понятие о физической культуре и ШСК в
школе. Правила поведения в физкультурном
зале, на спортивной площадке.
Понятие о правильной осанке, ходьбе, беге,
метании, прыжках. Ознакомление учащихся с
правилами дыхания во время ходьбы и бега.
Ходьба с высоким подниманием бедра, в
полу приседе.
Бег на месте с высоким подниманием бедра.
ОРУ. СБУ. Развитие скоростных
способностей. Спринтерский бег,
эстафетный бег.
ОРУ. СБУ. Метание м / м с разбега на
дальность. Челночный бег 3х10 м.
Развитие скоростных способностей.
Тестирование бега на 30м.
ОРУ. СБУ. Сдача зачётов (прыжок с места,
бег 60м).
О Р У . Правила игры «Гандбол». Стойки
игрока. Ловля и передачи мяча. Подвижная
игра «Охотники и утки».

Количество часов
всег теори прак
о
я
тика
1
1

Форма
контроля

Беседа, опрос
1

1

Беседа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль
Контрольное
упражнение
Контрольное
упражнение
Контрольное
упражнение
Наблюдение
текущий
контроль

9
10
11

12

13
14
15

16

17
18
19
20

21

22
23

ОРУ. Передвижения гандболиста с мячом и
без мяча. Броски по воротам с места. Игра
Гандбол по упрощенным правилам.
ОРУ. Ведение гандбольного мяча. Дальняя
передача «в отрыв». Двусторонняя игра по
упрощенным правилам.
ОРУ. Передачи мяча в движении. Броски в
ворота с места, в прыжке, после движения,
после получения передачи. Двусторонняя
игра по упрощенным правилам.
О Р У с гимнастическими палками.
Взаимодействие гандболистов в нападении.
Тактика нападения в гандболе. Игра гандбол
по упрощенным правилам.
Техника безопасности на занятиях
гимнастикой. ОРУ. Строевые упражнения.
Упражнения на гибкость.
О Р У с гимнастическими палками.
Акробатические упражнения: Перекаты
боком- «Колесо», кувырок вперед.
ОРУ. Закрепление акробатических
упражнений: перекаты боком, кувырок
вперед. Кувырок назад, мост, стойка на
лопатках-девочки, стойка на головемальчики.
О Р У . Акробатические упражнения:
кувырки, стойка «мост» из положения лежа,
из положения стоя. Стойки на лопатках(дев.)
и голове (мал.) Подвижная игра «День-Ночь».
ОРУ. Подтягивание на перекладине (мал.), в
висе лежа (дев.). Разучивание игры в
«пионербол»
ОРУ. Разучивание игры в «пионербол»
ОРУ. Игра в пионербол.
ОРУ. Специальные волейбольные
упражнения. Взаимодействие игроков в
нападении. Игра в пионербол с элементами
волейбола.
Техника безопасности на занятиях Футболом.
Различные способы остановки мяча. Удары
по стоящему и катящемуся мячу. Подвижные
игры: «Квадрат», «В одно касание» .
О Р У . Правила игры Мини футбол. Ведения
мяча: с обводкой конусов, с передачами, с
сопротивлением.
ОРУ. Специальные футбольные упражнения.
Удары по воротам. Передачи мяча в двойках,
тройках. Учебная игра.

1

1

Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль

1

1

1

1

1

1

Наблюдение
текущий
контроль

1

1

1

1

1

1

Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль

1

1

Наблюдение
текущий
контроль

1

1

1

1

1

1

1

1

Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль

1

1

Наблюдение
текущий
контроль

1

1

1

1

Наблюдение
текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль

24

О Р У в движении. Встречная эстафета с
ведением мяча. Совершенствование ведения
мяча внутренней стороной стопы с обводкой
трех стоек и завершающим ударом. Игра в
Мини футбол по упрощенным правилам.
ОРУ с мячом. Совершенствование тактики
нападения. Тактика защиты: индивидуальные
и командные действия в защите. Учебная
игра Футбол.
Совершенствование тактики защиты.
Использование раннее изученных приемов в
игре. Двусторонняя игра Футбол.
ОРУ. Спец. беговые упражнения. Бег 60 м.

1

1

Наблюдение
текущий
контроль

1

1

Наблюдение
текущий
контроль

1

1

1

1

ОРУ. Спец беговые упражнения. Бег 100 м.
Техника разбега и отталкивания в прыжках в
длину.
Вредные привычки. ОРУ. СБУ. Бег 30 м.
Метание малого мяча в горизонтальную цель.
ОРУ. Техника передачи эстафетной
палочки. Техника эстафетного бега.

1

1

1

1

1

1

31

Бег 1000 м.

1

1

32

О Р У. Правила проведения соревнований.
Бег в Чередовании с ходьбой 1500м.

1

1

33

Челноч. бег 10х5м

1

1

34

Соревнования. Разбор и анализ прошедших
соревнований. Спортивная игра.
Итого:

1

1

Наблюдение
текущий
контроль
Контрольное
упражнение
Наблюдение
текущий
контроль
Контрольное
упражнение
Наблюдение
текущий
контроль
Текущий
контроль
Наблюдение
текущий
контроль
Контрольное
упражнение
Беседа, опрос

25

26
27
28
29
30

34

2

32

2.1 Планируемые результаты
Занимающиеся должны:
Знать:


Санитарно-гигиенические требования к занятиям в секции;



О основных способах и особенностях движения и передвижений человека;



О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о
способах контроля за деятельностью этих систем;



Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования
закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;



О причинах травматизма и правилах его предупреждения;



Понимать, как правильно осуществляется самоконтроль за состоянием организма.

Уметь:


Использовать самоконтроль за состоянием здоровья;



Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики;



Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие
координации, гибкости, силы, быстроты и ловкости;



Взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.



Владеть техникой перемещений во время игры;



Подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;



Использовать различные тактические действия.

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Год
обучени
я
1 год
обучени
я

Дата
начала
обучени
я
15
сентября

Дата
окончани
я
обучения

Количеств
о
учебных
недель

31 мая

34

Количеств
о
учебных
дней
34

Количеств
о
учебных
часов
34

Режим
заняти
й
занятие
по 1
часу в
неделю

3.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
- проводится на базе МКОУ Кордюковская СОШ, спортзал;
- баскетбольные щиты, волейбольная сетка, ворота для мини-футбола и гандбола;
- мячи различные: футбольные, баскетбольные, волейбольные, гандбольные, резиновые,
теннисные, набивные различной массы, малые для метания.
- скакалки;
- стойки для обводки, гимнастические стенки, перекладины, гимнастические маты,
гимнастические скамейки, гантели, обручи, гимнастические палки, гимнастический козел,
гимнастические коврики;
- секундомер, свисток, рулетка, динамометр;
- медицинская аптечка.
3.3 Способы определения результативности программы:
 контрольные упражнения по ОФП;
 визуальная оценка техники двигательных действий;
 участие в городских соревнованиях;
 мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся;
 удовлетворенность участников образовательного процесса.
Формы подведения итогов реализации программы: начальная, промежуточная,
итоговая. Показательные игры, участие в спортивных праздниках школы, открытые занятия
для родителей, участие в городских и районных соревнованиях, сдача нормативов Г Т О.
При
организации
тренировочного
процесса
необходимо
помнить:
• Двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической
подготовленности каждого занимающегося.

• Должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения
упражнения.
• Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях, личная гигиена
спортсмена.
4. Список литературы
Методическое обеспечение:
1. СанПиН2.4.4.3172-14"Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы
Образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4июля2014г.
№41), изменения от 1марта 2017года.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях,
Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
3. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
4. Учебник по Физической культуре для учащихся 5-7; 10-11 кл. общеобразовательных
учреждений под ред. В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона.- М.:
«Просвещение», 2001.
5. Предметная линия учебников В.И.Ляха 1-4 классы.
6. Физкультура для всей семьи». Издательство «Физкультура и спорт». Составил: Козлова
Т.В, Рябушкина Т.А.
7. Видеоматериалы с выступлениями профессиональных спортсменов, видеоуроки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».