Дополнительное образование программа «Школьный медиацентр», 2023-2024 уч.г

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр»
разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо
Минобрнауки
России
от
28.08.2015 №
АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
12.
Письмо
Минобрнауки
России
от
29.03.2016 №
ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
1) Направленность программы – социально-гуманитарная.
2) Актуальность, отличительные особенности программы:

Мультимедийная журналистика – это представление информации с помощью различных
медийных элементов: текста, фотографий, аудио, видео, графики, анимации и других производных
от них форм. Использование современных технических средств позволяет не только оперативно
подать эксклюзивный материал, но и «упаковать» его так, чтобы улучшить восприятие,
запоминание и понимание информации.
Актуальность программы состоит в том, что она соответствует социальному заказу детей и
родителей. Один из элементов образовательной и воспитательной системы школы является
организация работы школьного медиацентра, как структуры единого информационного
пространства образовательной организации и средства развития творческой активности учащихся.
Предполагается, что учащийся одновременно получает профессиональные навыки теоретической
и практической направленностей, которые он сможет применять в своей школе, повседневной
жизни и будущей профессии.
Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, дает
возможность ребенку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род
деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает
использование готового опыта, не дает возможность просто транслировать полученный объем
знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего видения проблемы,
согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество, характерное для журналистской
деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость чувств, видение мира. Обучение
журналистике определяет не только знания, но и характер ребенка. Воспитательный потенциал
журналистики проявляется в формировании определенных умений, нравственных убеждений,
коммуникативного опыта, жизненной активности.
Программа позволяет ребёнку освоить компьютерные программы, которые расширят
возможности обучающихся при представлении видеороликов широкой публике. Снимая фильмы,
дети открывают для себя новый мир, получают информацию о людях и жизни нашего населенного
пункта, становятся активными, коммуникабельными, общительными. Настоящая программа даёт
возможность ребёнку научиться, не только фотографировать, снимать видеофильмы, монтировать
и озвучивать их, но и самостоятельно определять проблему его работы, тему фильма, видеть
прекрасное и уметь показывать его окружающим.
В объединение принимаются все желающие от 10 до 17 лет. Обучение происходит в
разновозрастной группе. Учащиеся получают возможность реализовать свои способности в самых
разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской,
журналистской, комментаторской, в верстке газеты, съемках сюжетов, монтаже видеороликов и
т.д. Детям 10-11 лет, в силу возрастных особенностей, предоставляется возможность собирать
интересный материал, выпускать газету. Подросткам 12-14 лет программа позволяет проводить
интервью, писать репортажи, выпускать тематические видеоролики. Обучающиеся старшего
возраста находят в программе индивидуальную траекторию развития своих творческих и
интеллектуальных способностей. Также старшие обучающиеся выступают кураторами для ребят
среднего и младшего возраста.
Особенность программы «Школьный медиацентр» заключается в том, что ее содержание
рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит
ознакомительный характер.
Уровень сложности – стартовый.
Начальное и(или) основное общее образование
Обучающиеся смогут опираться на базовые знания
по программе информатики, литературы и русского
языка

Дополнительное образование
Дополнительно обучающиеся
смогут получить образование в
области монтажа видео,
фотоискусства, сценического и
актерского мастерства

3) Адресат программы – обучающиеся 10-17 летнего возраста. Объединение могут посещать
мальчики и девочки, проявляющие интерес к журналистике.
Количество обучающихся в группе – 15-18 человек.
4) Срок освоения программы – 1 год,

5) Объем программы – 102 часов,
6) Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю: один день 2 академических часа,
второй день 1академический час. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между
занятиями 10 минут.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей
личности посредством овладения технологиями средств массовой информации;
Задачи:
- научить создавать социально значимую информационную продукцию в различных форматах:
текст, фото, графика, видео, аудио;
- выработать навыки ориентирования в современном информационном и культурнообразовательном пространстве;
- привить начальные навыки анализа печатных и электронных СМИ;
- содействовать развитию логического мышления и памяти;
- развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать;
- содействовать развитию внимания, речи, коммуникативных способностей;
- развивать умение принимать нестандартные решения в процессе поиска интересной темы;
- способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих;
- способствовать формированию чувства ответственности как необходимого качества для
успешной работы в команде.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№

Название разделов, тем

Количество часов
Всего
в том числе
теория

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.

Введение в журналистику
Вводное занятие. Входной контроль
Основы радио
Печатные издания
Тележурналистика
Техника речи. Актерское мастерство
Культура речи
Постановка голоса
Дикция
Сценическое внимание
Упражнения на актерское мастерство
Интервью
Виды интервью
Структура интервью
Стендап
Промежуточная аттестация.
Новости
Телевизионный репортаж
Стиль и отбор новостей
Ведение в кадре
Телевизионный мейкап
Операторское мастерство
Ракурс

8
1
2
3
2
14
2
6
1
3
2
19
5
5
6
3
20
5
6
6
3
18
3

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1

практика

Форма
аттестации/
контроля

4
тест

1
2
1
10
1
5
1
2
1
16
4
4
5
3
16
4
5
5
2
13
2

Творческая работа

5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
7.

План
Работа с камерой
Композиция, свет, цвет
Репортажная и портретная фотография
Монтаж и обработка
Основы видеомонтажа
Монтаж сюжета
Монтаж новостей
Обработка фотографий
Итоговая аттестация. Демонстрация
видеоролика
СММ: продвижение в социальных сетях
ИТОГО

3
5
3
4
24
5
6
5
7
1

1
1
1
1
7
2
1
2
2

2
102

2
26

2
4
2
3
17
3
5
3
5
1

Итоговая
творческая работа

76

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в тележурналистику (8 часов)
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в
помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы,
правила работы с ними.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство (14 час)
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Раздел 3. Интервью (19 час)
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Раздел 4. Новости (20 час)
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Раздел 5. Операторское мастерство (18 часов)
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Раздел 6. Монтаж и обработка (24 часов)
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка фотографии.
Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях (2 часа)
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- развитие познавательной активности к журналистике;
- развитие ценностной ориентации обучающихся;
- развитие навыков работы в команде;
- воспитание культуры межличностных взаимоотношений;
Метапредметные:

- вовлечение учащихся в общественную жизнь школы;
- развитие навыков поиска необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- развитие навыков публичного выступления – презентации;
Предметные:
- базовые навыки интервьюирования;
- навыки сбора и проверки информации;
- навык фотосъемки с последующей обработкой материала;
- базовые навыки видеосъемки с последующим видеомонтажом;
- базовые навыки звукозаписи, обработка звукозаписей и аудиомонтажа;
- практические навыки работы в программах: MuvieMaker, Publisher, Adobe Photoshop.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Комплектование групп

До 15 сентября

Дата начала и окончания реализации программы

С 15 сентября по 31 мая

Количество учебных часов

102

Сроки аттестации:
Промежуточная
Итоговая

14-25 декабря
17-25 мая

2.2. Условия реализации программы
-база проведения занятий - МКОУ «Кордюковская СОШ»;
-характеристика помещений - занятия проводятся в кабинете истории;
-перечень оборудования: ноутбук, колонки, фотоаппарат.
-кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или
средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и
педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
2.3. Формы аттестации:
-Входной контроль – тестовая работа (Приложение 1); входной контроль позволяет выявить у
детей начальные знания о журналистике в целом.
-Промежуточная аттестация – творческая работа.
-Итоговая аттестация – творческая работа.
2.4. Оценочные материалы
Диагностические материалы
Мониторинг образовательного процесса
Диагностика освоения программы предусматривает постоянный текущий контроль в форме
наблюдений и фиксации коллективной и индивидуальной работы ребенка (публикации, участие в
конкурсах и творческие задания). Корректировка программы происходит на основе анализа
потребностей учащихся и показателей диагностики – результативности изучения тем и
результативности творческой работы (индивидуальных заданий и участия в конкурсах).
Диагностика результативности
Оцениваемые
параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого
параметра (критерии оценки)

Теоретические
знания,
предусмотренные
программой

Соответствие теоретических
знаний программным требованиям
(ожидаемым результатам),
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией

1 уровень (1 балл) – ребенок овладел менее
чем ½ объема знаний, предусмотренных
программой;
2 уровень (2 балла) – объем усвоенных
знаний составляет более, чем ½;
3 уровень (3 балла) – ребенок освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период

Практически е
умения,
предусмотренные
программой

Соответствие практических
умений программным
требованиям (ожидаемым
результатам)

1 уровень (1 балл) – ребенок овладел менее
чем ½ предусмотренных умений;
2 уровень (2 балла) – объем усвоенных
умений составляет более, чем ½;
3 уровень (3 балла) – ребенок овладел
практически всеми умениями,
предусмотренными программой за
конкретный период

Творческие навыки

Креативность в выполнении
заданий (уровень творчества при
создании журналистской
продукции)

1 уровень (начальный, элементарный
уровень развития креативности) – ребенок в
состоянии выполнить лишь простейшие
практические задания педагога; (1 балл)
2 уровень (репродуктивный уровень) – в
основном выполняет задания на основе
образца, по аналогии; (2 балла)
3 уровень (творческий уровень) –
выполняет творческие практические
задания с большой выраженностью
творчества (3 балла)

Творческая
активность

Подготовка материалов и
публикация в СМИ,
информационных ресурсах
учреждения (сайт, газета, соцсети)

1 уровень (1 балл) - материал не
подготовлен к публикации, ребенок не
демонстрирует потребность в данной
деятельности;
2 уровень (2 балла) - материал опубликован

Творческие
достижения

Результативность участия в
мероприятиях разного уровня

Не участвовал (0 баллов);
Участник (2 балла);
Победитель (дипломант, лауреат) (4 балла)

Рейтинг результативности
Фамилия, имя

Диагностика результативности
Теоретические
знания

Практические
умения

Творческие
навыки

Творческая
активность

Достижения

Средний
балл

Каждый член объединения набирает определенную сумму баллов за различные виды
работы.

Критерии оценивания видеороликов
Критерий

Технический
уровень

Языковой уровень:
содержание
Языковой уровень:
организация
Языковой уровень:
оформление

Художественный
уровень и
оригинальность

Описание
- ролик идет не менее 3 и не более 3,5 минут;
-используются продвинутые возможности программы создания
видеороликов, кадры меняются четко (достаточно времени прочитать
субтитры (при наличии) или рассмотреть картинку);
- операторское мастерство (качество съемки, качество звука);
-синхронизация музыки и изображения;
-видеопереходы.
Полнота раскрытия темы. Языковое оформление ролика и видеоряд в
полном объеме раскрывает идею авторов. Высказывания и кадры
синхронны, логичны и последовательны.
Наличие вступления: название темы видео и номера группы
(факультета и профиля по желанию). Наличие заключения.
Логичность изложения информации.
Используется разнообразная лексика. Грамматические ошибки
отсутствуют. Живая речь ценится выше, чем титры.
- оригинальность сценария (оригинальность идеи и содержания
работы, творческая новизна);
- режиссура;
-подбор музыки;
- изображение четкое, контрастность используется правильно, кадры
подобраны соответственно теме;
- порядок представления информации логичен и служит достижению
определенного художественного эффекта.

Критерий проявляется:
 в полной мере – 3 балла
 частично – 2 балла
 слабо проявляется, не проявляется – 0-1 балл
2.5.Методические материалы
- особенности организации образовательного процесса– очная;
- формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая,
индивидуальная;
формы организации учебного занятия- открытое занятие, практическое занятие,
творческая мастерская.
- методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, игровой;
- воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
- педагогические технологии- здоровьесберегающие технологии, технология работы в
сотрудничестве, технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности.
-алгоритм учебного занятия– мотивационный, основной, заключительный.
-дидактические материалы–аудиодиск «Учебные материалы по журналистике»
2.6. Список литературы

1.
2.
3.
4.
5.

Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993,- 200с.
Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002
КишикА.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema, video.
— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003.—206 с.
6. Бурдье. П. О телевидении и журналистике /. Пер. Бурдье -. М:. Прагматика культуры, 2002
- 160 с.
7. Деева И.В.// Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«История и актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики». Шахты,
2014.
Электронные ресурсы:
Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat
Сайт РДШ МЕДИА
Приложение 1
Входной тест по журналистике
1. Слово «журналистика» заимствовано из
а. английского языка
б. немецкого языка
в. французского языка
г. итальянского языка
Ответ: в
2. Анкетирование как способ получения информации используется в жанре
а. репортажа
б. рецензии
в. обозрения
г. отчета
Ответ: а
3. Основной «инструмент» журналиста – это …
а. текст
б. изображение
в. звук
г. слово
Ответ: г
4. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для
а. репортажа
б. фельетона
в. отчета
г. корреспонденции
Ответ: а
5. Слово «газета» — это заимствование из
а. итальянского языка
б. английского языка
в. французского языка
г. немецкого языка
Ответ: а
6. Главная цель журналистского труда состоит в
а. сборе информации
б. ее обработке
в. создании журналистского текста

г. передаче информации
Ответ: г
7. Первая печатная газета в России называлась
а. «Искра»
б. «Ведомости»
в. «Друг народа»
г. «Вести»
Ответ: б
8. Главным компонентом любого рода и вида журналистики является
а. изображение
б. звук
в. литературная основа
г. комментарий
Ответ: в
9. Радиоприемник изобретен
а. Г. Герцем
б. В. Гамильтоном
в. А. Поповым
г. Д. Максвеллом
Ответ: в
10. «Строителем» кадра, специалистом, обеспечивающим красивый формат видео в
тележурналистике, является
а. осветитель
б. редактор
в. оператор
г. статист
Ответ: в
11. Информационное сообщение о событии или мероприятии — это
а. корреспонденция
б. отчет
в. эссе
г. очерк
Ответ: б
12. Журнал «Современник» был основан
а. Некрасовым
б. Чернышевским
в. Горьким
г. Пушкиным
Ответ: г
13. Первый журнал 19 века в России – это
а. «Библиотека для чтения»
б. «Вестник Европы»
в. «Современник»
г. «Невский зритель»
Ответ: б
14. Первым журналом для женщин в России был
а. «Дамский мир»
б. «Женский вестник»
в. «Работница»
г. «Женщина»
Ответ: б
15. В объекте радио- и телепрограмм реклама не должна превышать
а. 20 % объема вещания
б. 40 % объема вещания
в. 25 % объема вещания
г. 10 % объема вещания

Ответ: в
Критерии оценивания входного контроля:
Шкала оценивания за правильный ответ дается 5 баллов
«2» – 60% и менее «3» – 61-74% «4» – 75-85% «5» – 85-100%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».