Раздел 1. Комплекс основных общеразвивающей программы характеристик дополнительной образовательной 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 1)Направленность программы – художественная. 2)Актуальность, отличительные особенности программы Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку. Театр – искусство коллективное. Занятия театральным творчеством дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами, зрителями и коллективом, прививают любовь к труду. Подлинное творчество – это талант плюс упорный, тяжелый, но радостный труд. Научить понимать радость данного труда, попробовать раскрыть талант ребенка является одной из основных задач объединения «Школьный театр». Актуальность программы в том, что «Школьный театр» позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое вниманиедуховно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка. Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации. Новизна программы предполагает использование системно-деятельностного подхода в организации и проведении занятий, вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с однойстороны, в качестве исполнителя, а с другой, автора своего спектакля. Это все требует от ребенка осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, а, значит открытости миру в противовес замкнутостии зажиму. Программа предназначена для подростков 10- 17 лет, интересующихся театральным искусством и актерским мастерством, желающихпроявить себя на сцене. В объединение принимаются все желающие от 10 до 17 лет. Обучение происходит в разновозрастной группе. Участники стремятся осуществлять вклад в общее дело на благо коллектива и самого себя. Круг их интересов разносторонний: занятияво внеурочной деятельности, активное участие в классных и школьных мероприятиях. Большинство из них стремятся к роли лидера. Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру, формируют его систему ценностей в обществе. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает своюзначимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручении, обязанностей. Наряду с этими неоспоримо важными компетентностями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуруустной и сценической речи, развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями. 3)Адресат программы - обучающиеся 10 - 17 лет, интересующиеся театральным искусством и актерским мастерством, желающие проявить себя на сцене. Количество обучающихся в группе – 6 - 15 человек 4) Срок освоения программы – 1 год, 5) Объем программы – 102 часов, 6) Режим занятий – занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. 1.2. Цели и задачи программы Цель: воспитание культурной, социально и творческиактивной личности средствами театрального искусства. Задачи: - формировать и развивать творческие способности обучающихся, выявлять,развивать и поддерживать талантливых детей; - обеспечить процесс духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся; - содействовать формированию ценностного отношения к театральномуискусству; - воспитывать культуру общения и культуру поведения; - способствовать формированию и сплочению детского коллектива; - воспитывать дружелюбие и вежливость в отношениях со сверстниками; - способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни посредством развития чувства прекрасного, положительного отношения ктруду; - способствовать формированию социальной активности обучающихся через участие в деятельности объединения; - формировать потребность в саморазвитии. 1.3. Содержание программы 2. Учебный план № п/п Название раздела, тема Количество часов всего теория практи ка 1. Права и обязанности кружковцев. 1 Инструктаж по технике безопасности. 1 - 1 Азбука театра. 1 3 11 Элементы внешней и внутренней 4 63 4 59 техника актера. Формирование мобилизации навыка Память физических действий творческой 2 3 3 Формы аттеста ции (контро ля) Перевоплощение. Превращение. 6 Пространство 2 2 Звучание 4 4 Сценическое движение 4 4 Сценическая речь. Развитие речевого аппарата Распределение звука в сценическом пространстве Промежуточная аттестация 6 6 3 3 1 1 5 1 Аттеста обучающихся. 111 ция Словесное действие. 9 2 7 Художественное слово. 12 12 Постановка миниспектакля 16 16 Этика творчества. 24 4 20 Коллективная особенность театра. 6 1 5 Выразительные средства театра 4 1 3 Театр – экспромт. 6 1 5 Мы – зрители. 6 1 5 Итоговое занятие «Творческий отчет» 2 2 Промежуточная аттестация. Резерв. Участие в сценариях школьных праздников. Итого Аттеста ция 10 10 102 часа Содержание учебного плана Раздел I. Азбука театра (4 часа). Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев. Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности назанятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности. Введение в программу. Знакомство с программой кружка, основные моменты. Беседа на тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация о театральной жизни. Театр как вид искусства. Практика: Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам. Ролевая игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую рольиграет в жизни». Актер – главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному». Раздел II. Элементы внешней и внутренней техники актера (63 часов). Теория: Понятия внешняя и внутренняя техника актера, из каких элементовсостоит. Формирование навыка творческой мобилизации (2 часа). Практика: упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу», «Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений «Послушаем тишину», «Воробей-ворона», «Летает не летает», «Узнайтоварища», «Увидеть пальцами», «Цветочный магазин», «Душ», «Кондитерская» и т.д. Память физических действий (3 часа). Практика: Правильное распределение внимания и мускульных напряжений в процессе работы с воображаемыми предметами. Где глаза? Какая мускулатура работает. Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Гдемы были мы не скажем, а что делали покажем». Перевоплощение. Превращение (6 часов). Теория: Формирование первоначального представления о перевоплощении. Практика: Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного мира: этюды «Я – дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п. Упражнения «Превращение предмета», «Превратился сам», «Действие – подражание». Пространство (2 часа). Практика: Сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу», «Я в горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание. Звучание (4 часа). Практика: Выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей,коров и т.д. Голос медведя, тигра, волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек и т.д. Этюд «Птичий переполох». Сценическое движение (4 часа). Практика: Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук «Волна», «Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом. Сценическая речь. Развитие речевого аппарата (6 часов). Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатки – жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была придумана азбука ( по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговоркамитипа: Добры бобры идут в боры. Распределение звука в сценическом пространстве (3часа). Практика: Освоение пространства через звук (навык «посыла»); игры с мячом, бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение скороговорок шепотом с посылом на дальнее расстояние. Упражнение «Эхо». Промежуточная аттестация обучающихся. Контроль знаний в виде теста. Выполнение индивидуальных заданий. (1 час) Словесное действие (9 часов). Практика: Формирование первоначального представления о словесном действии. Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить, приказывать, одобрять, звать, спрашивать и т.д)Выполнение одной и той же скороговоркой противоположных по смыслу действий (например, объяснять – переспрашивать, просить – отказывать, упрекать – умолять, одобрять – критиковать и т.д). Овладение формой диалога: -исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения-ответа и т.д. Придумывание этюдов на словесное действие. Художественное слово (12 часов). Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи. Подготовка чтецов к конкурсу «Живая классика». Постановка миниспектакля (16 часов). Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа за столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, показ спектакля (зритель как обязательный компонент творчества). Умение жить в режиме работы над спектаклем. III. Этика творчества (24 часа). Коллективная особенность театра (6 часа). Теория: Знакомство с театром как коллективным видом искусства. Практика: Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие. Формирование умения работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои интересы интересам коллектива. Выразительные средства театра я (4 часа). Теория: Первоначальное представление о видах и жанрах театрального творчества. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой,танцем, ИЗО. Практика: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представлениеоб образе и характере. Выполнение этюдов с использованием различных костюмов, декораций, музыки, танцев, реквизита. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО. Театр-экспромт (6 часов). Теория: Что такое «экспромт»? Практика: Разыгрывание такого вида театральных сюжетов. Мы – зрители (6 часов). Теория: Правила поведения в зрительном зале. Практика: Посещение, просмотр и обсуждение спектаклей самодеятельных профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видеоспектаклей. Итоговое занятие «Творческий отчет» (2 часа). Показ миниспектакля на зрителей. Анализ своих собственных работ итоварищей. и Умение адекватно воспринимать замечания. Резерв. Участие в сценариях школьных праздников. (10 часов) 1.4. Планируемые результаты Личностные: - стремятся к развитию творческих способностей; - умеют управлять своим эмоциональным состоянием; - умеют доводить дело до конца; - способны проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональномусостоянию собеседников; - способны высказывать свое мнение. Метапредметные: - успешно выполняют задания; –умеют делать простые выводы и обобщения в результате совместнойработы группы; -проявляют организаторские способности; -способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. - способны к рефлексии; Предметные: учащиеся знают: - основные театральные понятия и определения; - основы внешней и внутренней техники актера; - игры на развитие актерских способностей; - основы публичного выступления; - могут воплотить свои способности в различных ролях. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Комплектование групп До 15 сентября Дата начала и окончания реализации программы С 15 сентября по 31 мая 102 Количество учебных часов Сроки аттестации: Промежуточная Итоговая 2.2. Условия реализации программы 20-30 декабря 20-30 мая -база проведения занятий - МКОУ «Кордюковская СОШ»; -характеристика помещений - занятия проводятся в кабинете русского языка и в актовом зале; Требования к помещению для занятий: - кабинет (аудитория, актовый зал) -аудио и видеоаппаратура (компьютер); -игрушки мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга; -элементы театральных (сценических) костюмов; -предметы мелкого реквизита для этюдов. Требования к мебели: -наличие ученических столов и стульев 2.3. Формы аттестации: Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. (Приложение 1) Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр. Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образования процесса. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 мая. Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки). Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (Приложение 1). Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» в форме творческого отчета- показа инсценировок, театральных миниатюр или мини- спектаклей. 2.4. Оценочные материалы Формы контроля: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ просмотренного, презентация, консультация. Формой подведения итогов реализации программы является индивидуальная работа обучающихся над созданием сценических образов,показы миниспектаклей. Аттестационным материалом для учащегося является тестирование, а также защита миниспектакля. Наряду с лекционными формами применяются тренинги, этюды, ролевые игры, творческие задания, публичные выступления: театрализованные представления, миниспектакли. Занятия проводятся коллективно, по группам и индивидуально. Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе тренинг (не более 10-15 минут) и практическую деятельность, связанную с репетицией театральной постановки. Участие в работе над театральной постановкой позволяет формироватьу обучающихся умения анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, конфликты, в разрешении которых важны не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения работы над театральной постановкой показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, творческому развитию. Защита творческих заданий (этюдов) проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстрои аргументировано). Данная форма формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации. Проектирование и моделирование - реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой. Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных наопределение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участия в конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха». Театральная постановка (этюд, миниспектакль, театралтизованноепредставление) - основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. Онаориентирована на получение результата своего труда. 2.5. Методические материалы - особенности организации образовательного процесса– очная; - формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная; формы организации учебного занятия- открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская. - методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой; - воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. - педагогические технологии- здоровьесберегающие технологии, технология работы в сотрудничестве, технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности. -алгоритм учебного занятия– мотивационный, основной, заключительный. Методическое обеспечение программы № Раздел, тема I. Азбука театра. II. Элементы внешней и внутренней техники актера. Промежуточная аттестация. Формы, методы и приёмы обучения коллективная беседа, самостоятная работа коллективная беседа, упражнения,эт юды, ролевые игры, подготовка миниспектакля Тестирование, этюды Дидактическое и техническое обеспечение Дидактический материал, ручки, карандаши, столы, стулья Дидактический материал, реквизит для показа этюдов, ролевых игр, миниспектакля, столя, стулья Бланк тестов для каждого учащегося Формы контроля Анкетирование Наблюдение, анализ, коллективна я работа миниспектакль Контрольное тестировани е, III Этика творчества. коллективная беседа,тренинг, упражнения, творческие задания Итоговая аттестация. коллективная работа, анализ Дидактический материал, реквизит для показа этюдов, ролевых игр, столя, стулья Реквизит, необходимый для выступления Наблюдение. анализ творческий отчет, анализ Приложение 1 Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдови миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений. Промежуточная аттестация в объединении проводится с цельюповышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по30 мая. Промежуточная аттестация в объединении «Школьный театр» включает в себя проверку практических умений и навыков. Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения поактерскому психотренингу, театральные миниатюры. Для оценки результатов обучения разработаны контрольно- измерительные материалы с учетом программы детского объединения. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр». Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета. Уровни освоения программы «Школьный театр по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов. 3 балла – высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации) 2 балла – средний (активная познавательная деятельность, проявляюттворческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий). 1 балл – начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение,занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога). 0 баллов – низкий уровень. Контрольные критерии промежуточной аттестации Контрольный критерий №1 Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно Обучающийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль – игра «Японская машинка»: все участники занятийвыполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп движений, согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения этим вводится и речь. Упражнение тренирует координацию движений, слов, внимания. 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла обучающийся не Обучающийся Обучающийся Обучающийся понял смысл вступил в игровое вступил в игровое вступил в игровое задания, начал пространство пространство пространство движение не со вместе со всеми, вместе со всеми, вместе со всеми, всеми, закончил но закончил не по выполнил выполнил не по команде. команде. требования игры, требования игры, но не справился с справился с самостоятельным самостоятельным вступлением. вступлением. Контрольный критерий №2 Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса. Контрольно-измерительный миниатюры. материал: - музыкально-театральные 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Отсутствие всякой Низкий уровень Проявляет Высокий уровень мотивации к мотивации. активность на познавательной изображению и Низкий уровень занятии. Есть деятельности. С представлению познавательной мотивация к интересом различных деятельности. сценическому изучает, играет сценических искусству, но не различные роли. персонажей. высокая. Высокая мотивация. Проявляет активность на занятии. Проявляет творческую мыслительную активность. Контрольный критерий №3 Действие с воображаемым предметом Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершитьпростейшие физические действия с ним. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль – игра «Память физических действий»: дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д. 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Обучающийся не Обучающийся Обучающийся Обучающийся представляет представил представил представил воображаемый воображаемый воображаемый воображаемый предмет. предмет, но с предмет, предмет, неправильными правильно правильно формами и показал его показал его неточными формы и произвел формы и произвел движениями. точные действия с действия с ним в ним. согласованности с партнером. Контрольный критерий №4 Действие в предлагаемых обстоятельствах Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах,выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль – игра «Превращение комнаты»: обучающиеся действуют по группам или по одному, детям предлагается выполнить такие движения, действия, которые бы подсказали на определенные предлагаемые обстоятельства, например: вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю. Промежуточная аттестация – этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые). Контрольный тест по программе «Школьный театр» Выберите правильный вариант ответа 1. Театр - это… а) искусство б) наука в) учение 2. Театр - это искусство… а) пения б) действия в) изобразительного творчества 3. В театре выпускают… а) модели одежды б) спектакли в) книги г) кино 4. Постановкой спектакля занимается… а) оператор б) режиссер в) композитор г) продюсер 5. Выберите театральные профессии а) учитель б) режиссер в) композитор г) костюмер 6. Выразительными средствами спектакля являются… а) песня б) музыка в) декорации г) картина 7. Кого называют «главным чудом» театра? а) гардеробщицу б) актера в) художника г) гримера 8. Как называется театр, где актеры куклы? а) марионеток б) театра юного зрителя в) кукольный г) драматический 9. Выберите подходящую одежду для похода в театр а) пляжный костюм б) спортивная форма в) парадная форма г) нарядное платье, костюм 10. Что самое главное во время просмотра спектакля? а) разговоры с соседом б) внимание в) смех г) мысли о буфете Список литературы Для обучающихся 1. Ю.Алянский «Азбука театра». Л. Детская литература., 1990 2. Детская энциклопедия. Театр. М., Астрель 2002 3. Н.Абалкин «Рассказы о театре» М., Молодая гвардия Для педагога 1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996; 2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939; 5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975; 8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 9. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 10. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001; 11. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970. Интернет-ресурсы: 1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index