Работа с текстом 5 кл, 23-24

Рассмотрено
На пед. совете
от «28» августа 2023г №1

Согласовано
Заместитель
директора по УВР
___________/Смирнова
М.А./
«31» августа 2023 г

Утверждаю
И.о.директора школы
_________/Фатеева О.С./
Пр. № 123/2-ОД
от «31» августа 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Работа с текстом»
5 класс
на 2023-2024 учебный год
с. Кордюково 2023г.

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Работа с текстом» рассчитана для учащихся 5 классов общеобразовательной школы и является
необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является
стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как
запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически
воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать
функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и
активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как
универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в
процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать,
интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является
необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого
интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и
пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства,
волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и
развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем
предметам образовательной программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом
информационном пространстве.
Задачи
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе
досуговом;

 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов
деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным
характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только
обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы
проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии
развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и
приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование,
мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Время проведения занятия – 45 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и
развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в
планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ,
указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях,
проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые мероприятия:
1.Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
2.«Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
3.Игра «Аукцион вопросов и ответов».
4.Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной
деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на
основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый,
ознакомительный, изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и
доказательную и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и
интерпретацию информации, на основе умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять
причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
 находить скрытую информацию в тексте;
 использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и
преобразование информации, на основе умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и
т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и
рефлексию, на основе умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных
областях.

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование разделов, блоков, Всего часов
тем

1.

Умеем ли
чтения)

2.

Как выбрать книгу? (Виды чтения: 1
просмотровое, ознакомительное)
Библиотечный урок

мы

читать?

(Виды 1

Дата проведения занятия
По плану
фактическая

Характеристика деятельности учащихся
Знакомство с технологией сбора и анализа
информации о результатах работы для
портфолио
Извлечение нужной информации из текста;
составление памятки, работа в группах

3.
4.
5.

Учимся ставить цель чтения 1
(«Знаю – хочу узнать – узнал»)
Что и о чём? (Углубление понятия 1
о тексте)
С чего начинается текст? (Роль 1
заглавия)

6.

Зачем нужен эпиграф?
заглавия и эпиграфа)

7.

Внимание к слову.

8.
9.

1
Тематический конкурс чтецов
Наши
друзья
и
помощники 1
(Словари и справочники)
Учимся читать учебный текст 1
(Элементы учебного текста)

10.

11.
12.
13.

(Роль 1
1

Главное и неглавное в тексте 1
(Виды информации в учебном
тексте)
Учимся читать учебный текст 1
(Маркировка информации)
Практикум-диагностика (Тестовая 1
работа по применению умений
работать
с
информацией
и
выделять главную мысль)

14.

Как читать несплошной текст?.

1

15.

Шифровка и дешифровка текста.

1

16.

Как построен текст? (Строение 1

Освоение стратегий смыслового чтения с
применением технологий РКМЧП
Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной
теме:
Прогнозирование содержания текста по
заглавию,
составление
плана
текста,
сопоставление прогноза с содержанием текста
Выявление понимания роли эпиграфа в книге,
тексте.
Лексический анализ выбранных для конкурса
чтецов произведений с целью поиска всех
непонятных слов и выражений и выяснения их
значения
Участие в конкурсе чтецов
Знакомство с словарями
Решение задач, выявляющих и формирующих
практические
умения
совершать
интеллектуальные действия:
Находить требуемую (нужную) информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего) чтения
Поиск
информации
и
понимание
прочитанного
Выполнение тестовой работы, проверяющей
умение работать с информацией по заданным
параметрам поиска и нахождения нужной
информации,
совместная
проверка
результатов, анализ и рефлексия.
Поиск и обработка информации в несплошных
текстах
Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах
Составление
таблицы/опорной

текстов разных типов речи)
17.
18.

Ролевая игра «Заседание Учёного 1
совета лексикографов»
«Сцепления» в тексте (Смысловые 1
связи в тексте)

19.

Погружение в текст.

1

20.

Погружение в текст

1

21.
22.
23.
24.

Воображение и прогнозирование.
Воображение и прогнозирование.
Диалог с текстом.
Диалог с текстом («Толстые и
тонкие» вопросы)
Диалог с текстом (Выделение
главной мысли)

1
1
1
1

25.
26.
27.

1

Игра-состязание
«Аукцион 1
вопросов и ответов»
Учимся читать «между строк» 1
(Скрытая информация в тексте)

28.

Что помогает понять текст? (План 1
текста)

29.

Что
помогает
понять
текст 1
(Перекодирование
информации:
пометки, выписки, цитаты)

30.
31.

Шифровка и дешифровка текста.
Когда текст прочитан.

1
1

схемы/опорного конспекта по теории типов
речи
Ролевая игра
Развитие интеллектуальных умений выявлять
и определять причинно-следственные связи,
устанавливать аналогии и сравнения
Логико-смысловой
анализ
текста
художественного или публицистического
стиля речи
Выделение тезиса и аргументов/ примеров в
тексте учебно-научного стиля речи
Изучение приёмов прогнозирования
Прогнозирование содержания
Составление вопросов к тексту
Составление вопросов к тексту
Составление вопросов в группах, взаимообмен
вопросами между группами и ответы на те из
них, которые не были учтены группой
Участие в командной игре
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные операции анализа и выделения
главной
и
второстепенной,
явной
и
скрытойинформации
Структурирование информации во время
чтения и после чтения, перерабатывание и
фиксирование сжатой информации в форме
плана
Структурирование информации во время
чтения и после чтения, перерабатывание и
фиксирование сжатой информации в форме
плана
Обработка и перекодирование информации
Обработка и предъявление информации: план

32.

Когда
текст
информации)

33.

Практикум-диагностика (Тестовая 1
работа
по
комплексному
применению умений работать с
информацией и текстом)
Чему я научился (Подведение 1
итогов, оформление портфолио)
34
Итого:

34.

текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого
(исходного текста): пересказ (изложение) как
средство формирования коммуникативных
умений.
Работа с тестом

прочитан(Оценка 1

Создание памятки

Содержание программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;обсуждение возможных результатов и формы
предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации
о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д.
(чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься,
получить удовольствие и т. п.) Восприятие информациио видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели
(выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра
книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам,
догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока
Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления»,
Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»; определение элементов
структуры книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое
освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью
обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора?
Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более
подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы,
параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых группах (парах), коллективное обсуждение и
корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к
получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой
информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации
читаемого текста.

Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный
подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома учащимся:
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации
могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и
образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст
всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или
нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения);
упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность
(текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и
отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы
(микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме
в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов;
в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление
ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса
подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов
интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на
имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление
понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых
лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора
Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и
оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар»,
«Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых«О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием
текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее
содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление
эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;
– указывающих на событие, время, действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как
«ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам,
которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовыевопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать
состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным
морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический
материал: к занятию 7.):
 Аукцион «Кто больше?»
 Игра «Правда ли, что …?»
 Реши задачу
 В поисках слова
 Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных
слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
– понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
– отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов
(http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных
информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.

Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько
подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов.
Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская
энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше
двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»),
современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические,
синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные,
терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов
просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре«Заседание Учёного совета
лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план
представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение
словарной статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о
предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как
свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид),
указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные
действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица
длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова
термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
 «Отгадай загадки» (определение понятия по признакам).
 «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).
 «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака:
прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
 «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).

Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и
доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
•
•
•

Практикум «Учимся читать учебный текст»:
Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» (Дидактический материал: к занятию 11.);
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы
учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и
вспомогательную информацию, иллюстративную);
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных
фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки

Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы
условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения];
<вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» –
новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

•
•
•
•

Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
определите границы известной/неизвестной информации;
выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.

Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и
нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты
(тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы
(кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание
движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной
текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
 «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ несплошного текста. «О чём объявляет
объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными текстами
по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:
• определите вид текста;
• выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов,
понятий);
• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
• определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;
• найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи
(повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа
речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная,
параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства
связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в
тексте.
3)
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером
(графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и
грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографов возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»:
защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что
говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п. (Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.

Интеллектуальные игры:
 «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по
сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
 «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
 «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинноследственными и другими смысловыми отношениями.
 «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое
единство.
 «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому
содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию,
выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в
портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной
образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение,
размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезисдоказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему, союзы потому что,
так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение
текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует
процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения,
вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе
связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу
предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного,
так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование)
продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов
с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять
логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по
вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые
вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где?
Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного,
развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы,
отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для
установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно
понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление
причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы
думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а

что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем
использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса,
выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление
вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять
скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те
из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель –
диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и
скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а
также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации
в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом,
решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование
значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме
плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном
падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце,
параллельная запись главной мысли в разных формах.

•
•
•
•
•
•

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
выясните значение незнакомых слов, терминов;
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
запишите главную мысль абзаца кратко;
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)

Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и
преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки,
соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП
(таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся
материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты
использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и
фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:
определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида несплошного текста (таблица, схема,
кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
• коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и
второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры
несплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);
• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми
продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой несплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения
характеристик видов несплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
•

Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных
умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами
рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по
способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве
исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими
аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна,
практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во
время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
• Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения):
обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в
группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в
портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Предполагаемые результаты реализации программы
Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:
1) упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти (занятие 11);
2) диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль (занятие 13);
3) практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации, отражающей строение
текста-рассуждения (занятие 20);
4) диалог с текстом и выделение главной мысли (занятие 25);
5) обработка и перекодирование информации в форму несплошного текста таблицы, схемы и т.п. (занятие 30);
6) тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (занятие 33).
В учебный план занятий включены мероприятия, которые проводятся в процессе реализации программы и могут рассматриваться как
как результат деятельности на определённом этапе.
Планируемые мероприятия
Название мероприятия
Форма мероприятия
Предполагаемый результат

1.

«Осенние страницы» (возможны другие тематический конкурс чтецов
варианты)

участие
в
конкурсе,
чтение
самостоятельно выбранных отрывков из
поэтических
или
прозаических
произведений

2.

«Заседание
лексикографов»

защита
группового
проекта
представление (презентация) словаря

3.

«Аукцион вопросов и ответов»

игра-состязание

4.

«Мои достижения»

портфолио-отчёт
достижений)

Учёного

Формы и виды контроля.

совета ролевая игра

–

участие в игре
(портфолио представление портфолио-отчёта
портфолио достижений

или

Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное
предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст
(сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация,
рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством
баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе
«Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемых на базовом уровне:
•

определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);

•

определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);

•
определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из
которой взят текст);
•

извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);

•

находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);

•

устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:
•

синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);

•
понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту,
определение роли средств языковой выразительности);
•
анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в
тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
•

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого
письменного ответа;

•
строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте,
аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл –
правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В
общем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст

Баллы
3

Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст

2

Подтверждение личного мнения дано отдельными словами

1

Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого отношения к содержанию текста или 0
ответ отсутствует
2
Максимальный балл

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней
читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Найти и установить последовательность или
комбинацию
отрывков
глубоко
скрытой
информации, часть которой может быть задана вне
основного текста. Сделать вывод о том, какая
информация в тексте необходима для выполнения
задания. Работать с правдоподобной и/ или
достаточно объёмной информацией.
4 уровень
Нахождение информации

Интерпретация текста
Истолковать значения нюансов языка или
показать полное понимание текста и всех его
деталей.

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка
Критически оценить текст или выдвинуть
гипотезы о нём на основе специальных
знаний. Работать с понятиями, которые
противоположны ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании длинных или
сложных текстов.

Рефлексия и оценка

Найти и установить возможную последовательность
или комбинацию отрывков глубоко скрытой
информации, каждая часть которой может отвечать
множественным критериям в тексте с неизвестным
контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая
информация в тексте необходима для выполнения
задания.

3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых случаях распознать связи
между отрывками информации, каждый из которых,
возможно, отвечает множественным критериям.
Работать
с
известной,
но
противоречивой
информацией.

2 уровень
Нахождение информации

Использовать глубокие идеи, заложенные в
тексте для понимания и применения
категорий
в
незнакомом
контексте;
истолковывать разделы текста, беря в расчет
понимание текста в целом. Работать с
идеями, которые противоречат ожиданиям и
сформулированы в негативном контексте.

Использовать
академические
и
общественные знания для выдвижения
гипотез или критической оценки текста.
Демонстрировать
точное
понимание
длинных и сложных текстов.

Интерпретация текста
Объединить несколько частей текста для того,
чтобы определить главную мысль, объяснять
связи и истолковывать значения слов и смысл
фраз. Сравнивать, противопоставлять или
классифицировать
части
информации,
принимая во внимание множество критериев.
Работать с противоречивой информацией.

Рефлексия и оценка
Делать сравнения или устанавливать связи,
давать
объяснения
или
оценивать
особенности
текста.
Демонстрировать
точное понимание текста в связи с
известными, повседневными знаниями или
основывать выводы на менее известных
знаниях.

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один или более отрывков информации,
каждый
из
которых,
возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
противоречивой информацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти один (или более) независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в тексте информации по
простому критерию.

Определить главную мысль, понимать
связи, формировать и применять простые
категории или истолковывать значения в
пределах ограниченной части текста, когда
информация малоизвестна и требуется
сделать простые выводы.

Делать сравнения или устанавливать связи
между текстом и внешними знаниями или
объяснять особенности текста, основываясь
на собственном опыте и отношениях.

Интерпретация текста
Распознать главную тему или авторские
намерения в тексте на известную тему,
когда требуемая информация в тексте
общеизвестна.

Рефлексия и оценка
Устанавливать
простые
связи
между
информацией
в
тексте
и
общими,
повседневными знаниями.

Материально-техническое обеспечение
Литература для учащихся
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство «Экзамен», 2013.
2. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.:
Просвещение, 2011.
3. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под
ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.:
Просвещение, 2013.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru
Википедия https://ru.wikipedia.org
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».