10 кл Электив История, на 2023-2024 уч.г

Рассмотрено
На пед. совете
от «28» августа 2023г №1

Согласовано
Заместитель
директора по УВР
___________/Смирнова М.А./
«31» августа 2023 г

Утверждаю
И.о.директора школы
_________/Фатеева О.С./
Пр. № 123/2-ОД
от «31» августа 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

элективному курсу "История: теория и практика"
10 класс
на 2023-2024 учебный год

с. Кордюково 2023г

Пояснительная записка
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который
по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в
систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца
XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10 класс).
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых
строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания ЕГЭ. Данные
задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности,
особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат,
фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие
исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более
успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
2. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирноисторическом процессе;
3. раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
5. способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим
личностям;
6. способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
7. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
8. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам
прошлого и современности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
Знать:
 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
 периодизацию всемирной и отечественной истории;
 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
 историческую обусловленность современных общественных процессов;
 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
 основные исторические термины, понятия, исторические личности.
уметь:
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
 критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);



анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место,
обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
 формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
 распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
 устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
 называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические
термины и понятия.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
 лекции с последующим опросом;
 лекции с обсуждением документов;
 беседы;
 практические занятия;
 работа в парах, группах, индивидуально;
 выполнение работ по заданному алгоритму;
 решение заданий различной степени сложности.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
Курс рассчитан для учащихся 10 класса в количестве 34 часов.

Содержание курса
10 класс – 34 часа.
Введение. Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией,
демонстрационной версией ЕГЭ.
Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные,
южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог),
скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон
богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь».
Начало династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга :налоговая реформа. Святослав. Владимир
Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории
населения. Владимир Мономах.

Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества
(крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической
самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий,
епископ. Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда
(иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.
Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимирена-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о
разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Контрольная работа по теме «История России с древности до конца XIII в». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части
А, В, С
Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные,
экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за
власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и
внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре».
«Судебник 1497». Василий III.
Россия при Иване IV. Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных
органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение
Сибири. Ливонская война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского.
Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе
народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.
Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский
собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Контрольная работа по теме «История России с начала XIV до конца XVIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий
части А, В, С
Тема «История России XVII-XVIII вв» 10 часов
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей
Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протапоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике,
управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть.Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III.
Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война
под предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин.
Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура.
Архитектура. Театр.
Контрольная работа по теме «История России XVII-XVIIIвв». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий ЕГЭ.

Материально-техническое обеспечение: ресурсы Интернет, КИМы по истории, ФИПИ-открытый банк заданий.

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование тем курса

1

Введение

Колво
часов
1

Форма
занятия
Вводная
лекция

Форма контроля

Дата проведения занятия
Планируемая

Фактическая

2

3

Тема: «История России с древности до конца XIII в.» 12 часов
Восточные славяне во
1
Лекция с
Решение заданий ЕГЭ.
второй половине первого
элементами
тысячелетия.
беседы
Занятие, общественный
строй, верования восточных
славян
Возникновение
государственности у
восточных славян.
Русь при первых князьях

1

Лекция с
элементами
беседы
4
1
Лекция с
элементами
беседы
5-6
2
Лекция с
элементами
беседы
7
Культура древней Руси.
1
Лекция с
элементами
беседы
8
Феодальная
1
Лекция с
раздробленность: причины,
элементами
особенность
беседы
9
Русские земли и княжества в
1
Лекция с
период феодальной
элементами
раздробленности.
беседы
10 Борьба Руси с иноземными
1
Лекция с
захватчиками.
элементами
беседы
11 Культура XII-XIII вв
1
Лекция с
элементами
беседы
12- Контрольная работа по теме
2
Практическая
13
«История России с
контрольная
древности до конца XIII в»
работа
Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» 11 часов

Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.

14

15
16

1718
19
2021
22
2324

Начало образования
Российского
централизованного
государства. Москва как
центр объединения русских
земель.
Политика московских князей
в первой половине XV в.

1

Лекция с
элементами
беседы

Решение заданий ЕГЭ.

1

Решение заданий ЕГЭ.

Завершение объединения
русских земель и
образование Российского
государства
Россия при Иване IV

1

Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы

Решение заданий ЕГЭ.

Расширение территории
России в XVI в. Ливонская
война.
Смута

1

Культура России в XIV-XVI
вв.

1

Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Контрольная
работа

2

2

Контрольная работа по теме
2
«История России с начала
XIV до конца XVIвв»
Тема «История России XVII-XVIII вв» 10 часов
25 Первые Романовы
1
Лекция с
элементами
беседы
26 Церковный раскол.
1
Лекция с

Решение заданий ЕГЭ.

Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.

Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.

27

Социальные движения в
XVII веке
Внешняя политика России в
XVII веке

1

28

Культура России в XVII
веке.

1

29

Россия при Петре I

1

30

Период дворцовых
переворотов

1

31

Внутренняя политика
Екатерины II

1

32

Россия в войнах второй
половины XVIII века

1

33

Культура России в XVIII
веке.

1

34

Контрольная работа по теме
«История России XVIIXVIIIвв»

1

элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы
Контрольная
работа

Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.
Решение заданий ЕГЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».