10-11 класс Финансовая грамотность, на 2023-2024 уч.год

Рассмотрено
На пед. совете
от «28» августа 2023г №1

Согласовано
Заместитель
директора по УВР
___________/Смирнова М.А./

Утверждаю
И.о.директора школы

«31» августа 2023 г

Пр. № 123/2-ОД
от «31» августа 2023

_________/Фатеева О.С./

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Финансовая грамотность»
10-11 класс
на 2023-2024 учебный год

с. Кордюково 2023г

Программа элективного учебного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 10 - 11 классов
Социально-экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах
жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных
институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой
информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся
принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств
на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая
грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социальноэкономические и политические обстоятельства. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно
использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия. Другими словами,
индивид на основе полученной им информации о существующих финансовых продуктах использует ее в процессе принятия решения о
получении финансовых услуг, либо их предоставления.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и
личными финансами, о функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов
обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести
опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы,
ЕГЭ.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от
соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными
действиями самих учащихся.
Цели и задачи реализации программы «Финансовая грамотность»
Данная программа направлена на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и
в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Цель;
- формирование разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышение
финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Задачи:

1. проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
2. показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
3. способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение,
соответствующее их финансовым возможностям;
4. научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим
повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и
внутренних резервов семейного потребления.
Выпускник научится:
 выполнять практические задания по анализу состояния личных финансов;
 понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
 применять способы анализа индекса потребительских цен;
 анализировать ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
 объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
 знать и конкретизировать примерами виды налогов;
 различать сферы применения различных форм денег;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
 грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
 различать виды ценных бумаг;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную
из доступных источников;
 определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
 различать виды кредитов и сферу их использования;
 уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
 разумному и безопасному финансовому поведению;
 применять правовые нормы
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
 информации;
 применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
 анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в
различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет и личный финансовый план;
 грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
 действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена
 семьи и гражданина;
 применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и
акционера;
 использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и
продажей валюты;
 определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
 применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических
ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
 оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов.
 применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
 оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
 разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой
грамотности и ценностных ориентиров.
Критерии оценивания результатов
1. Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1
баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение тестовых заданий (если обучающийся набрал 12 баллов, работа считается
выполненной):
«отлично» - 18-20 баллов;
«хорошо» - 15-17 баллов;
«удовлетворительно» - 12-14 баллов;
«удовлетворительно» менее 12 баллов.
2. Защита проекта. Процедура защиты предусматривает доклад учащегося по материалам проекта (исследования) с демонстрацией
презентации (5-7 минут).
Доклад должен быть тщательно продуман и отрепетирован как устное выступление. Не следует делать его "по бумажке", зачитывая
текст; исключение может составить только чтение цифровых данных и заключительных выводов доклада. Не следует перегружать доклад
обзорными и заимствованными материалами, лучше сосредоточиться на собственных исследованиях и результатах. Перечень возможных
форм презентаций.
3. Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации и др.


Планируемые результаты обучения
Предметные результаты – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое
значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среду. Формирование навыков принятия
грамотных и обоснованных финансовых решений. Владение базовыми понятиями: личные финансы, сбережения, депозит, ипотека, процент,
инвестирование, финансовый риск, страхование, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги и пошлины, ИНН, бизнес, пенсиооные
накопления, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков
менеджмента.
Личностными результатами следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе
целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи
и государства.
Содержание программы элективного учебного курса «Финансовая грамотность»
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная
карта, автокредитование, потребительское кредитование. Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит
выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная
история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные
параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид
кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить
предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость
привлечения средств в различных финансовых организациях.
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать
оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в
банке.
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления,
брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от
общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами
такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание
структуры и порядка работы валютного рынка.
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке
ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на
рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков,
связанных с работой на фондовом рынке.
Налоги: почему их надо платить
Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложения. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы
налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в
семейный бюджет.
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения,
случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей
системе налогообложения.
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и
задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к
уплате.
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Понимание особенностей страхового рынка, основных участников страховых отношений, алгоритма действия при наступлении страховых
случаев. Понимание идеи страхования как способа возмещения финансовых потерь от неблагоприятных событий. Осознание
положительного эффекта страхования. Понимание порядка действий при наступлении страхового случая.
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Знание преимуществ и недостатков предприятий различных организационно – правовых форм, правил создания нового бизнеса. Знакомство
с программами в стране, регионе, городе, направленные на поддержку и развитие молодых предпринимателей. Знакомство со службами,
куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела. Понимание сложности и ответственности занятия
бизнесом. Понимание механизма регистрации бизнеса. Ориентация в правах и обязанностях предпринимателя.
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой
Знание признаков финансовой пирамиды, механизмов ее функционирования и возможных последствий вовлечения в нее, знание служб, куда
можно обращаться в случае финансового мошенничества. Понимание юридической ответственности за организацию финансовых пирамид.

Распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений. Находить актуальную информацию на сайтах
компаний и государственных служб
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Знать основы функционирования пенсионной системы в Росси, видов пенсий и условий их получения, способов формирования будущей
пенсии, факторов, определяющих размер будущей пенсии гражданина. Понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.
Понимание важности пенсионных накоплений. Понимание механизма формирования страховой пенсии по старости и накопительной
пенсии. Понимание способов увеличения будущей собственной пенсии и сопряженных с ними рисков.
Основные источники
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В.
Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.
3. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. 2010. - № 9..
4. Налоговый Кодекс РФ
5. Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой
грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.
Дополнительная литература
1. Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской
области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.
2. Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и
кредит. - 2008. - № 2.
1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
2. В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
1. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
2. И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
3. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
4. В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
Аннотация сайтов
1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru

Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и
интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы
сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.
2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru
Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта
сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе
банковских продуктов.
3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru
Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации
по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их
использования, правилам безопасного использования карт.
3. МЦФО - http://mmcfo.ru
Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для
получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная
информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом
рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках
и студентах.
4. Школа личных финансов- www.familyfinance.ru
Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего
на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как
контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.
5. Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com
Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до
инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой
грамотности.
6. Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru
Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на
принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным
картам.
7. Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми
инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные
монеты и драгметаллы.

8. Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru
Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно
принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию:
«для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и
работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.
10. Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru
Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения
финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства?
Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти
вопросы найдут посетители сайта.

Поурочно - тематическое планирование 10 класс
№
темы

Название темы

Основные формы деятельности учащихся

Примечания

Тема 1. Банки (13 часов)
1

Банковская система

Понимают особенности функционирования банка как
финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная
ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по
кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и
кредита.

2

Управление личными финансами

Понимают особенности функционирования банка как
финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная
ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по
кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и
кредита.

3

Выбор банка

Понимают особенности функционирования банка как
финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная
ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по
кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и
кредита.

4

Как сберечь накопления с помощью депозитов

Выбирают подходящий вид вложения денежных средств в
банке, сравнивают банковские вклады и кредиты, защищают
свои права, проводить предварительные расчёты по
платежам по кредиту с использованием формулы простых и
сложных процентов, оценивают стоимость привлечения
средств в различных финансовых организациях.

ИКТ

5

Виды депозитов

Понимают особенности функционирования банка как
финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная
ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по
кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и
кредита.

6

Проценты по вкладу: большие и маленькие

Выбирают оптимальный вид инвестирования средств с
использованием банков, рассчитывают собственную
долговую нагрузку, подбирают оптимальный вид
кредитования, знают свои права и порядок их защиты,
сравнивают различные варианты вложения денежных
средств в банке.

7

Банки и золото: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах

Выбирают подходящий вид вложения денежных средств в
банке, сравнивают банковские вклады и кредиты, защищают
свои права, проводить предварительные расчёты по
платежам по кредиту с использованием формулы простых и
сложных процентов, оценивают стоимость привлечения
средств в различных финансовых организациях.

8

Практическое занятие: банковский вклад

Выбирают оптимальный вид инвестирования средств с
использованием банков, рассчитывают собственную
долговую нагрузку, подбирают оптимальный вид
кредитования, знают свои права и порядок их защиты,
сравнивают различные варианты вложения денежных
средств в банке.

Составить план

9

Кредит: зачем он нужен и где его получить

Выбирают подходящий вид вложения денежных средств в
банке, сравнивают банковские вклады и кредиты, защищают
свои права, проводить предварительные расчёты по
платежам по кредиту с использованием формулы простых и

ЦОР

ИКТ

сложных процентов, оценивают стоимость привлечения
средств в различных финансовых организациях.
10

Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть

Выбирают оптимальный вид инвестирования средств с
использованием банков, рассчитывают собственную
долговую нагрузку, подбирают оптимальный вид
кредитования, знают свои права и порядок их защиты,
сравнивают различные варианты вложения денежных
средств в банке.

11

Практическое занятие: банковский кредит

Выбирают оптимальный вид инвестирования средств с
использованием банков, рассчитывают собственную
долговую нагрузку, подбирают оптимальный вид
кредитования, знают свои права и порядок их защиты,
сравнивают различные варианты вложения денежных
средств в банке.

12

Как управляют деньгами с помощью
банковской карты

Выбирают подходящий вид вложения денежных средств в
банке, сравнивают банковские вклады и кредиты, защищают
свои права, проводить предварительные расчёты по
платежам по кредиту с использованием формулы простых и
сложных процентов, оценивают стоимость привлечения
средств в различных финансовых организациях.

13

Практическое занятие: банки и чем они
полезны в жизни

Выбирают подходящий вид вложения денежных средств в
банке, сравнивают банковские вклады и кредиты, защищают
свои права, проводить предварительные расчёты по
платежам по кредиту с использованием формулы простых и
сложных процентов, оценивают стоимость привлечения
средств в различных финансовых организациях.

Составить план

Решение задач

Тема 2. Фондовый рынок (10 часов)
14

Финансовые риски и стратегии
инвестирования

Понимают порядок функционирования фондового рынка,
функций участников рынка, особенностей работы граждан с
инструментами такого рынка, осознают риски, с которыми
сталкиваются участники фондового рынка в процессе его
функционирования, понимают структуры и порядка работы
валютного рынка.

15

Профессиональные участники рынка ценных
бумаг

Выбирают подходящий инструмент инвестирования на
фондовом рынке, выявляют риски, сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных бумаг,
рассчитывают уровень доходности по инвестициям,
анализируют информацию для принятия решений на
фондовом рынке.

16

Что такое ценные бумаги

Знают и выбирают инструменты фондового рынка, работают
с информационными потоками для принятия оптимальных
финансовых решений на рынке, рассчитывают необходимые
показатели эффективности работы на фондовом рынке,
определяют и нейтрализуют основные риски, связанные с
работой на фондовом рынке.

17

Виды ценных бумаг

Понимают порядок функционирования фондового рынка,
функций участников рынка, особенностей работы граждан с
инструментами такого рынка, осознают риски, с которыми
сталкиваются участники фондового рынка в процессе его
функционирования, понимают структуры и порядка работы
валютного рынка.

ИКТ

Составить таблицу

18

Граждане на рынке ценных бумаг

Выбирают подходящий инструмент инвестирования на
фондовом рынке, выявляют риски, сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных бумаг,
рассчитывают уровень доходности по инвестициям,
анализируют информацию для принятия решений на
фондовом рынке.

19

Общие фонды банковского управления

Знают и выбирают инструменты фондового рынка, работа с
информационными потоками для принятия оптимальных
финансовых решений на рынке, рассчитывают необходимые
показатели эффективности работы на фондовом рынке,
определение и нейтрализация основных рисков, связанных с
работой на фондовом рынке.

20

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

Понимают порядок функционирования фондового рынка,
функций участников рынка, особенностей работы граждан с
инструментами такого рынка, осознают риски, с которыми
сталкиваются участники фондового рынка в процессе его
функционирования, понимают структуры и порядка работы
валютного рынка.

21

Операции на валютном рынке: риски и
возможности

Выбирают подходящий инструмент инвестирования на
фондовом рынке, выявляют риски, сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных бумаг,
рассчитывают уровень доходности по инвестициям,
анализируют информацию для принятия решений на
фондовом рынке.

ЦОР

22

Практическое занятие: как использовать
фондовый рынок для роста доходов

Знают и выбирают инструменты фондового рынка, работа с
информационными потоками для принятия оптимальных
финансовых решений на рынке, рассчитывают необходимые

Решение задач

ИКТ

показатели эффективности работы на фондовом рынке,
определяют и нейтрализуют основные риски, связанные с
работой на фондовом рынке.
23

Повторительно-обобщающее занятие:
фондовый рынок

Понимают порядок функционирования фондового рынка,
функций участников рынка, особенностей работы граждан с
инструментами такого рынка, осознают риски, с которыми
сталкиваются участники фондового рынка в процессе его
функционирования, понимают структуры и порядка работы
валютного рынка.

Терминологический
диктант

Тема 3. Налоги (9 часов)
24

Понятие налоги

Осознают необходимости уплаты налогов, понимают свои
права и обязанности в сфере налогообложения,
ориентируются в действующей системе налогообложения.

25

Виды налогов, уплачиваемых физическими
лицами в России

Пользуются личным кабинетом на сайте налоговой
инспекции и получают актуальную информацию о
начисленных налогах и задолженности, заполняют
налоговую декларацию, оформляют заявление на получение
налогового вычета, рассчитывают сумму налогов к уплате.

ИКТ

26

Практическое занятие: как рассчитывают
налоги

Организовывают свои отношения с налоговыми органами,
своевременно реагируют на изменения в налоговом
законодательстве.

Решение задач

27

Налоговые системы

Осознают необходимости уплаты налогов, понимают свои
права и обязанности в сфере налогообложения,
ориентируются в действующей системе налогообложения.

28

Уровни налогов

Пользуются личным кабинетом на сайте налоговой
инспекции и получают актуальную информацию о
начисленных налогах и задолженности, заполняют
налоговую декларацию, оформляют заявление на получение
налогового вычета, рассчитывают сумму налогов к уплате.

29

Функции налогов

Организовывают свои отношения с налоговыми органами,
своевременно реагируют на изменения в налоговом
законодательстве.

ЦОР

30

Практическое занятие: почему надо платить
налоги

Пользуются личным кабинетом на сайте налоговой
инспекции и получают актуальную информацию о
начисленных налогах и задолженности, заполняют
налоговую декларацию, оформляют заявление на получение
налогового вычета, рассчитывают сумму налогов к уплате.

Решение задач

31

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в
семейный бюджет

Осознают необходимости уплаты налогов, понимают своих
прав и обязанностей в сфере налогообложения,
ориентируются в действующей системе налогообложения.

32

Практическое занятие: как вернуть налоги в
семейный бюджет

Организовывают свои отношения с налоговыми органами,
своевременно реагируют на изменения в налоговом
законодательстве.

33

Итоговое повторение «Полезность
финансовых знаний»(1 час)

Пользуются личным кабинетом на сайте налоговой
инспекции и получают актуальную информацию о
начисленных налогах и задолженности, заполняют
налоговую декларацию, оформляют заявление на получение
налогового вычета, рассчитывают сумму налогов к уплате.

Решение задач

34

Итоговое повторение «Роль финансовой
грамотности в жизни современного человека»
(1 час)

Организовывают свои отношения с налоговыми органами,
своевременно реагируют на изменения в налоговом
законодательстве.

Терминологический
диктант

Поурочно - тематическое планирование 11 класс
№
темы

Название темы

Основные формы деятельности учащихся

Примечания

Понимают особенности страхового рынка, основных
участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев. Понимают идеи
страхования как способа возмещения финансовых потерь от
неблагоприятных событий. Осознают положительного
эффекта страхования. Понимают порядок действий при
наступлении страхового случая.
Понимают особенности страхового рынка, основных
участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев. Понимают идеи
страхования как способа возмещения финансовых потерь от
неблагоприятных событий. Осознают положительного
эффекта страхования. Понимают порядок действий при
наступлении страхового случая.

ИКТ

ИКТ

Тема 1. Страхование (9 часов)
1

Страховой рынок России

2

Правила страхования

3

Страхование имущества

Понимают особенности страхового рынка, основных
участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев. Понимают идеи
страхования как способа возмещения финансовых потерь от
неблагоприятных событий. Осознают положительного
эффекта страхования. Понимают порядок действий при
наступлении страхового случая.

4

Виды страхования имущества

Понимают особенности страхового рынка, основных
участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев. Понимают идеи
страхования как способа возмещения финансовых потерь от
неблагоприятных событий. Осознают положительного

эффекта страхования. Понимают порядок действий при
наступлении страхового случая.
5

Практическая работа.
Особенности имущественного страхования

Понимают особенности страхового рынка, основных
участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев.

Составить план

6

Личное страхование

Понимают идеи страхования как способа возмещения
финансовых потерь от неблагоприятных событий. Осознают
положительного эффекта страхования. Понимают порядок
действий при наступлении страхового случая.

7

Страхование гражданской ответственности.
Если нанесен ущерб третьим лицам

Понимают особенности страхового рынка, основных
участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев. Понимают идеи
страхования как способа возмещения финансовых потерь от
неблагоприятных событий. Осознают положительного
эффекта страхования. Понимают порядок действий при
наступлении страхового случая.

8

Несколько советов по выбору страховщика

Понимают идеи страхования как способа возмещения
финансовых потерь от неблагоприятных событий. Осознают
положительного эффекта страхования. Понимают порядок
действий при наступлении страхового случая.

ЦОР

9

Практическая работа.

Понимают особенности страхового рынка, основных
участников страховых отношений, алгоритма действия при
наступлении страховых случаев. Понимают идеи
страхования как способа возмещения финансовых потерь от
неблагоприятных событий. Осознают положительного
эффекта страхования. Понимают порядок действий при
наступлении страхового случая.

Написать эссе

Перспективы развития страхования в России

Тема 2.Собственный бизнес (10 часов)
10

Создание собственного бизнеса

Знакомятся с программами в стране, регионе, городе,

направленные на поддержку и развитие молодых
предпринимателей. Знакомятся со службами, куда можно
обратиться за юридической помощью в случае открытия
собственного дела.
11

Правовые основы предпринимательской
деятельности

Знают преимущества и недостатки предприятий различных
организационно – правовых форм, правил создания нового
бизнеса. Понимают сложности и ответственности занятия
бизнесом. Понимают механизм регистрации бизнеса.
Ориентируются в правах и обязанностях предпринимателя.

12

Бизнес - план

Знакомятся со службами, куда можно обратиться за
юридической помощью в случае открытия собственного
дела. Понимают сложности и ответственности занятия
бизнесом. Понимают механизм регистрации бизнеса.
Ориентируются в правах и обязанностях предпринимателя.

13

Практическая работа.

Знают преимущества и недостатки предприятий различных
организационно – правовых форм, правил создания нового
бизнеса. Знакомятся с программами в стране, регионе,
городе, направленными на поддержку и развитие молодых
предпринимателей. Знакомятся со службами, куда можно
обратиться за юридической помощью в случае открытия
собственного дела. Понимают сложности и ответственности
занятия бизнесом. Понимают механизма регистрации
бизнеса. Ориентируются в правах и обязанностях
предпринимателя.

Разделы бизнес- плана и описание значения
каждого раздела

14

Расходы и доходы в собственном бизнесе

Понимают сложности и ответственности занятия бизнесом.
Понимают механизма регистрации бизнеса. Ориентируются
в правах и обязанностях предпринимателя.

15

Внутренние и внешние источники
финансирования бизнеса.

Знают преимущества и недостатки предприятий различных
организационно – правовых форм, правила создания нового
бизнеса. Понимают механизмы регистрации бизнеса.

ИКТ

Составить план

Ориентируются в правах и обязанностях предпринимателя.
16

Издержки

Знают преимущества и недостатки предприятий различных
организационно – правовых форм, правила создания нового
бизнеса. Понимают сложности и ответственности занятия
бизнесом. Понимают механизма регистрации бизнеса.
Ориентируются в правах и обязанностях предпринимателя.

17

Налогообложение малого и среднего бизнеса

Знают преимущества и недостатки предприятий различных
организационно – правовых форм, правила создания нового
бизнеса. Знакомятся с программами в стране, регионе,
городе, направленными на поддержку и развитие молодых
предпринимателей. Знакомятся со службами, куда можно
обратиться за юридической помощью в случае открытия
собственного дела. Понимают сложности и ответственности
занятия бизнесом. Понимают механизм регистрации бизнеса.
Ориентируются в правах и обязанностях предпринимателя.

18

Финансовые риски бизнесмена

Знакомятся со службами, куда можно обратиться за
юридической помощью в случае открытия собственного
дела. Понимают сложности и ответственности занятия
бизнесом. Понимают механизм регистрации бизнеса.
Ориентируются в правах и обязанностях предпринимателя.

19

Практическая работа.

Знают преимущества и недостатки предприятий различных
организационно – правовых форм, правил создания нового
бизнеса. Знакомятся с программами в стране, регионе,
городе, направленными на поддержку и развитие молодых
предпринимателей. Знакомятся со службами, куда можно
обратиться за юридической помощью в случае открытия
собственного дела. Понимают сложности и ответственности
занятия бизнесом. Понимают механизма регистрации
бизнеса. Ориентируются в правах и обязанностях
предпринимателя.

Внутренние и внешние риски коммерческой
деятельности

ИКТ

Работа с
документом

Тема 3. Финансовые мошенничества (7 часов)
20

Финансовая пирамида

Знают признаки финансовой пирамиды, механизмы ее
функционирования и возможные последствия вовлечения в
нее, Знают службы, куда можно обращаются в случае
финансового мошенничества.

ИКТ

21

Признаки финансовой пирамиды

Знают признаков финансовой пирамиды, механизмов ее
функционирования и возможных последствий вовлечения в
нее, Знают служб, куда можно обращаются в случае
финансового мошенничества.

ЦОР

22

Практическая работа.

Знают признаки финансовой пирамиды, механизмы ее
функционирования и возможные последствия вовлечения в
нее, Знают службы, куда можно обращаются в случае
финансового мошенничества. Понимают юридическую
ответственность за организацию финансовых пирамид.
Распознают финансовую пирамиду среди множества
инвестиционных предложений. Находят актуальную
информацию на сайтах компаний и государственных служб

Решение задач

Характеристика финансовой пирамиды

23

Виртуальные ловушки

Понимают юридическую ответственность за организацию
финансовых пирамид. Распознают финансовую пирамиду
среди множества инвестиционных предложений. Находят
актуальную информацию на сайтах компаний и
государственных служб

24

Виды финансового мошенничества

Понимают юридическую ответственность за организацию
финансовых пирамид. Распознают финансовую пирамиду
среди множества инвестиционных предложений. Находят
актуальную информацию на сайтах компаний и
государственных служб

25

Как не потерерять деньги при работе в сети
интернет

Распознают финансовую пирамиду среди множества
инвестиционных предложений. Находят актуальную

информацию на сайтах компаний и государственных служб
26

Практическая работа.
Виды интернет - мошенничества

Понимают юридическую ответственность за организацию
финансовых пирамид. Распознают финансовую пирамиду
среди множества инвестиционных предложений. Находят
актуальную информацию на сайтах компаний и
государственных служб

Терминологический
диктант

ИКТ

Тема 4. Обеспеченная старость (6 часов)
27

Как формируется пенсия

Знают основы функционирования пенсионной системы в
России, виды пенсий и условия их получения, способы
формирования будущей пенсии, факторов, определяющих
размер будущей пенсии гражданина.

28

Пенсионная система России

Знают основы функционирования пенсионной системы в
России, виды пенсий и условия их получения, способы
формирования будущей пенсии, факторов, определяющих
размер будущей пенсии гражданина. Понимают личную
ответственность в пенсионном обеспечении.

29

Практическая работа.

Понимают личную ответственность в пенсионном
обеспечении. Понимают важность пенсионных накоплений.
Понимают механизм формирования страховой пенсии по
старости и накопительной пенсии. Понимают способы
увеличения будущей собственной пенсии и сопряженных с
ними рисков.

Характеристика СНИЛС

30

Как распорядиться своими пенсионными
накоплениями

Понимают важность пенсионных накоплений. Понимают
механизм формирования страховой пенсии по старости и
накопительной пенсии. Понимают способы увеличения
будущей собственной пенсии и сопряженных с ними рисков.

31

Как выбирают негосударственный
пенсионный фонд

Понимают важность пенсионных накоплений. Понимают
механизм формирования страховой пенсии по старости и
накопительной пенсии. Понимают способы увеличения

Решение задач

ЦОР

будущей собственной пенсии и сопряженных с ними рисков.
32

Практическая работа.
Рынок негосударственных пенсионных фондов

Знают основы функционирования пенсионной системы в
России, виды пенсий и условия их получения, способы
формирования будущей пенсии, факторов, определяющих
размер будущей пенсии гражданина. Понимают личную
ответственность в пенсионном обеспечении. Понимают
важность пенсионных накоплений. Понимают механизм
формирования страховой пенсии по старости и
накопительной пенсии. Понимают способы увеличения
будущей собственной пенсии и сопряженных с ними рисков..

Решение задач

33

Итоговое повторение. Управление личными
финансами (1 час)

Вырабатывают способность к самостоятельным решениям в
области управления личными финансами

Составить план

34

Итоговое повторение. Прогнозирование
возможных последствий от принимаемых
финансовых решений.

Понимают права и обязанности в сфере управления личными
финансами, готовность и способность к финансовому
образованию и самообразованию во взрослой жизни.

Решение задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».