МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский филиал МКОУ "Кордюковская СОШ" - "СОШ №31" РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: на заседании педагогического совета Зам.директора по УВР И.о директора ________________________ ________________________ ________________________ протокол №1 от 28.08.2023 М.А.Смирнова О.С.Фатеева 123/2 – ОД 123/2 – ОД 123/2 – ОД от 31 августа 2023 от 31 августа 2023 от 31 августа 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» для обучающихся 9 класса п. Карпунинский 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки №1897 от 17.12.2010); Рабочая программа составлена на основе: - Авторской программы для общеобразовательных учреждений по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» [Текст] / В. В. Васильева, Е. В. Ежова; - учебного плана работы МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2023 - 2024 учебный год; - календарного учебного графика работы школы на 2023-2024 учебный год. Цель и задачи курса Основная цель курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Соответственно, задачами данного курса являются: • формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; • приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; • • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству. Место курса в учебном плане Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» рассчитана на 33 часа (1 час в неделю в 9 классе). Общая характеристика организации внеурочной деятельности В организации учебно-познавательной деятельности учащихся планируется коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах. По характеру познавательной деятельности используются методы: - объяснительно-иллюстративный; - проблемное изложение; - частично-поисковый; - исследовательский. Формы работы на уроках: - фронтальные; - групповые; - работа в парах; - творческие задания; - обучающие игры. Используемые средства обучения: - учебно-наглядные пособия; - технические средства обучения; - дидактические пособия. Другие формы организации деятельности в рамках освоения курса: Практикумы, семинары; подготовка и проведение предметных недель; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, диспутах. разработка и защита проектов. Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), комплексный анализ текста, а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование Изменений в авторскую программу внесено не было. Используемая в тексте программы система условных обозначений ГР — групповая работа, Фр.р. - фронтальная работа П - проект. Планируемые результаты В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Результативность работы можно проследить по итогам выполнения проектных работ, участие в диспутах, конкурсах, олимпиадах, акциях, портфолио обучающихся. Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами являются: готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования. Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы; составлять разные виды планов; объяснять порядок частей / микротем, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т.д.; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов тестов; ставить пред собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов ( доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится: структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации. Выпускник научится: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность полученной информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Содержание тем курса внеурочной деятельности 9 класс (33 ч.) Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (8 ч.) Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждениеобъяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20 ч.) Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приёмы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему. Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (5 ч.) Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Тематическое планирование № урока Тема Количество часов Формы учебной деятельности Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 8 часов) 1 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. 1 Фр.р, ГР 2 Рассуждение-размышление. Рассуждениеобъяснение. Рассуждение-доказательство. 1 ГР, практика 3 Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. 1 ГР 4 Жанр эссе 1 Лекция, практика 5 Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. 1 ГР 6 Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. 1 практика 7 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. 1 Фр. р 8 Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. 1 Индивид. работа Работа с текстом: преобразование и интерпретация (20 ч.) 9,10 Подробный и сжатый пересказ (письменный). 2 изложение 11,12 Приёмы сжатия текста. 2 практика 13,14, 15 Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. 3 Лекция, ГР, практика 16 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 1 практика 17 Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. 1 ГР 18 Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. 1 Индивид. сообщения 19 Композиция текста типа рассуждения. 1 урок-исследование 20 Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом 1 практика поставленной задачи. 21 Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. 1 практика 22 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. 1 Самост. работа 23-24 Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). 2 изложение 25-26 Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 2 сочинение 27-28 Создание эссе на заданную тему. 2 эссе Работа с текстом: оценка информации (5 часов) 29 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. 1 ГР 30 Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. 1 Индивид. сообщения 31 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 диспут 32 Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. 1 практика 33 Сопоставление различных точек зрения на информацию. 1 практика