РП Работа с текстом , 2023-2024 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Верхотурский
филиал МКОУ "Кордюковская СОШ" - "СОШ №31"

РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании
педагогического совета

Зам.директора по УВР

И.о директора

________________________ ________________________
________________________
протокол №1 от 28.08.2023
М.А.Смирнова
О.С.Фатеева
123/2 – ОД
123/2 – ОД
123/2 – ОД
от 31 августа 2023
от 31 августа 2023
от 31 августа 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом»
для обучающихся 9 класса

п. Карпунинский
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки
№1897 от 17.12.2010);
Рабочая программа составлена на основе:
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом.
5–9 классы» [Текст] / В. В. Васильева, Е. В. Ежова;
- учебного плана работы МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2023 - 2024 учебный год;
- календарного учебного графика работы школы на 2023-2024 учебный год.
Цель и задачи курса
Основная цель курса внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом» — создать условия для формирования
навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач,
совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
•
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для
решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её
достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения
личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
•

приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению;
•
•

духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания,

справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом»
рассчитана на 33 часа (1 час в неделю в 9 классе).
Общая характеристика организации внеурочной деятельности
В организации учебно-познавательной деятельности учащихся планируется коллективная, индивидуальная,
групповая, работа в парах.
По характеру познавательной деятельности используются методы:


- объяснительно-иллюстративный;



- проблемное изложение;



- частично-поисковый;



- исследовательский.

Формы работы на уроках:


- фронтальные;



- групповые;



- работа в парах;



- творческие задания;



- обучающие игры.

Используемые средства обучения:


- учебно-наглядные пособия;



- технические средства обучения;



- дидактические пособия.

Другие формы организации деятельности в рамках освоения курса:
 Практикумы, семинары;


подготовка и проведение предметных недель;

 участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, диспутах.
 разработка и защита проектов.
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов
учащихся используются различные методы и формы контроля:
 устный опрос,
 письменный опрос,
 различные виды пересказа,
 различные виды чтения,
 практические работы по содержанию изучаемого материала,
 тестовые задания,
 творческие задания (сочинения, изложения),
 комплексный анализ текста,
 а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Изменений в авторскую программу внесено не было.
Используемая в тексте программы система условных обозначений
ГР — групповая работа,
Фр.р. - фронтальная работа
П - проект.
Планируемые результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными
результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на
уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок
получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным

человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Результативность работы можно проследить по итогам выполнения проектных работ, участие в диспутах,
конкурсах, олимпиадах, акциях, портфолио обучающихся.
Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов:
Личностными результатами являются:
 готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования
информации, представленной в различной форме;
 способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать
какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
 познавательный интерес к различной информации;
 читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
 способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения,
 устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,
 строить алгоритм поиска необходимой информации,
 определять логику решения практической и учебной задач;
 умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и
корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями
всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
 определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
 составлять разные виды планов; объяснять порядок частей / микротем, содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и
его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы,
диаграммы и т.д.;
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания
текста:
 определять назначение разных видов тестов;
 ставить пред собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
 различать темы и подтемы специального текста;
 выделять не только главную, но и избыточную информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей текста;
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
 выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
 формировать на основе текста систему аргументов ( доводов) для обоснования определённой позиции;
 понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки
полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
 структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
 преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы,
переходить от одного представления к другому;
 интерпретировать текст:
 сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
 обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
 делать выводы из сформулированных посылок;
 выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией
текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
 откликаться на содержание текста:
 связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
 находить доводы в защиту своей точки зрения;
 откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его
исполнения;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,

обнаруживать недостоверность полученной информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию;
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
9 класс (33 ч.)
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (8 ч.)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждениеобъяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности
разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов,
заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20 ч.)
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приёмы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов,
основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста,

установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля)
монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция
текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной
задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на
основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания
прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи. Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (5 ч.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном,
его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на
информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой)
информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

Тематическое планирование
№ урока

Тема

Количество часов Формы учебной деятельности

Работа с текстом: поиск и понимание информации ( 8 часов)
1

Восприятие на слух и понимание различных
видов сообщений.

1

Фр.р, ГР

2

Рассуждение-размышление. Рассуждениеобъяснение. Рассуждение-доказательство.

1

ГР, практика

3

Функционально-стилевая дифференциация
текстов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный
стиль, публицистический стиль). Языковые
особенности разных стилей речи.

1

ГР

4

Жанр эссе

1

Лекция, практика

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста. Текст, тема
текста, основная мысль текста, идея.

1

ГР

6

Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном и неявном
видах.

1

практика

7

Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста.

1

Фр. р

8

Работа с несколькими источниками информации.
Сопоставление информации, полученной из
нескольких источников.

1

Индивид. работа

Работа с текстом: преобразование и интерпретация (20 ч.)
9,10

Подробный и сжатый пересказ (письменный).

2

изложение

11,12

Приёмы сжатия текста.

2

практика

13,14, 15

Формулирование тезисов и выводов, основанных
на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод.

3

Лекция, ГР, практика

16

Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую.

1

практика

17

Сопоставление и обобщение содержащейся в
разных частях текста информации.

1

ГР

18

Составление на основании исходного текста
(художественного, публицистического стиля)
монологического высказывания (устного и
письменного) в соответствии с заданным типом и
стилем речи.

1

Индивид. сообщения

19

Композиция текста типа рассуждения.

1

урок-исследование

20

Выбор типа и стиля речи собственного
монологического высказывания с учётом

1

практика

поставленной задачи.
21

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с
опорой на прочитанный текст.

1

практика

22

Создание собственных письменных материалов
на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и
конспекты на основе прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования.

1

Самост. работа

23-24

Письменное воспроизведение текста с заданной
степенью свёрнутости (сжатое изложение
содержания прослушанного текста).

2

изложение

25-26

Создание письменного текста в соответствии с
заданной темой и функционально-смысловым
типом речи.

2

сочинение

27-28

Создание эссе на заданную тему.

2

эссе

Работа с текстом: оценка информации (5 часов)
29

Оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.

1

ГР

30

Выражение собственного мнения о прочитанном,
его аргументация. Формулирование собственных
аргументов с опорой на жизненный опыт.

1

Индивид. сообщения

31

Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.

1

диспут

32

Соотнесение позиции автора текста с
собственной точкой зрения.

1

практика

33

Сопоставление различных точек зрения на
информацию.

1

практика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».