1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Человек и общество». В результате освоения курса внеурочной деятельности «Человек и общество» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного Стандарта основного общего образования. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 1 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить 2 логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Человек и общество» с указанием форм организации и видов деятельности. 5 КЛАСС № п/п 1 2 Тема занятиий Раздел 1. Человек в обществе 34 часа Знай и люби свою малую Родину Мы - пятиклассники Основные формы организации учебной деятельности Показ Беседа 3 3 Улица полна неожиданностей 4 Дорогие мои старики 5 Мои таланты и увлечения 6 Символика в истории России 7 Эстафета здоровья 8 Быстрая реакция 9 Единством славится Россия 10 Наши права — счастливое детство 11 Пусть всегда будет мама 12 Велика Россия, а отступать некуда Групповая работа 13 Что происходит в стране и в мире Беседа 14 «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии. 15 Мир встречает Новый год Работа в группах 16 Учимся быть культурными Групповая работа 17 Экология человека в городской среде 18 Доброта — прекраснейшее человеческих чувств 19 Книга или компьютер? 20 О дружбе и друзьях 21 Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу! 22 Поздравить спешим всех мужчин! 23 Весеннее поздравление 24 О чем рассказывают улицы моего города 25 Роскошь и нищета общения 26 Мы такие разные, но все вместе живём в Беседа, показ презентации Показ презентаций Объяснение, показ Викторина Эстафета Индивидуальная работа Диспут Групповая работа Подготовка к празднику Индивидуальная работа Проект из Беседа Индивидуальная работа Беседа Индивидуальная работа Групповая работа, проект Групповая работа, показ презентаций Групповая работа Дискуссия, составление 4 большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты. многонациональной карты страны 27 Удивительный мир птиц Индивидуальная работа 28 Наш космос Индивидуальная работа 29 Экологическая игра, посвященная дню Групповая работа Земли В школе ты гость и хозяин Устный журнал, викторина. Социальный проект. 30 31 Детство, опаленное войной Групповая работа 32 Моя семья – мое богатство. Индивидуальная работа 33 Что происходит в стране и в мире? Групповая работа 34 Год прошел, мы повзрослели Групповая работа 7 КЛАСС № п/п Тема занятия Основные формы организации учебной деятельности Раздел 1. Человек и государство 32 часа 1 Что такое право Лекция, практические задачи 2 Формы (источники) права. Система законодательства. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа 3 Элементы содержания нормативноправовых актов. Правовая норма. Исследовательская работа. Семинар. Групповая работа. 4 Как возникает правовые отношения. Проблемные задания, моделирование ситуаций 5 Субъекты права. Проблемные задания, моделирование ситуаций 6 Виды правоотношений. Проблемные задания, 5 моделирование ситуаций, составление схем, таблиц 7 Правонарушения. Проблемные задания, моделирование ситуаций, семинар 8 Юридическая ответственность. Составление таблиц, моделирование ситуаций, ролевая игра 9 Конституция – главная книга страны. Игра, моделирование ситуаций, эвристическая беседа 10 Гражданство. Проблемные задания, моделирование ситуаций, семинар 11 Права и свободы. Исследовательская работа, дискуссия, игровая деятельность 12 Равенство. Эвристическая беседа, дискуссия, игра, проблемные задания 13 Наши главные ценности. Игровая деятельность, творческая работа 14 Достоинство. Проблемные задания, игровая деятельность 15 Право на личную жизнь. Игровая деятельность, эвристическая беседа, дискуссия 16 Права и обязанности в семье. Игровая деятельность, эвристическая беседа, дискуссия, проблемные задания 17 Национальность. Ролевые игры, беседа, 6 проблемные задания 18 Право на образование. Игровая деятельность, творческая коллективная работа 19 Социально-экономические права. 2 часа Деловая викторина, проблемные задания 20 Обязанности гражданина. Ограничение прав и свобод. Ролевая игра, Семинар, дискуссия 21 Защита прав и свобод. Деловая игра, творческая коллективная работа, проблемные задания 22 Власть народа. Составление таблицы, проблемные задания, групповая работа 23 Правительство. Проблемные задания, составление схем, игровая деятельность 24 Судебная власть. Ролевая игра 25 Право активного участия в жизни общества. Игровая деятельность, дискуссия, исследовательская работа 26 Основы правового статуса гражданина РФ. Проблемная работа, эвристическая беседа 27 Права несовершеннолетних. 2 часа Семинар, лекция, моделирование ситуаций 28 Лидер – кто он? Игровая деятельность, групповая работа, тестирование, работа в парах, деловая игра 29 Итоговый урок: Защита проектов: Ягражданин Российской Федерации. 2 часа Защита проектов 7 8 КЛАСС № п/п Тема занятия Основные формы организации учебной деятельности Раздел 1. Право. 1 Правовое государство и гражданское общество. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проблемные задания 2 Общественные объединения. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц 3 Право избирать и быть избранным. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия 4 Налоги. Права и обязанности налогоплательщиков. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар 5 Воинская обязанность. Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия 6 Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. Лекция, моделирование ситуаций, игровая деятельность, исследовательская работа 7 Административная и дисциплинарная ответственность. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление таблиц, схем 8 Уголовная ответственность. Лекция, моделирование ситуаций, семинар 9 Уголовная ответственность несовершеннолетних. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа 10 Назначение наказания. Лекция, моделирование ситуаций, дискуссия 8 11 Понятие брака. Права и обязанности супругов. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность 12 Права и обязанности родителей и детей. Лекция, моделирование ситуаций, проблемные задания 13 Гражданские правоотношения. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, составление схем, таблиц 14 Субъекты гражданского права. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия 15 Осуществление и защита гражданских Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская прав. работа, проблемные задания 16 Собственность. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, дискуссия 17 Защита прав собственности. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра 18 Сделка. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность, проблемные задания 19 Виды гражданско-правовых договоров. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар, составление схем 20 Ответственность за неисполнение договорных обязательств. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, беседа 21 Наследование. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, деловая игра 22 Жилищные правоотношения. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, игровая деятельность 9 23 Права потребителей.. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, семинар 24 Трудовой договор. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, лекция, составление схем 25 Права несовершеннолетних по трудовому законодательству. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, ролевая игра 26 Отношения с банками. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, прессконференция 27 Страхование. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия, пресс-конференция 28 Права акционеров. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, дискуссия, пресс-конференция 29 Экологическое законодательство. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектная деятельность, прессконференция 30 Таможенные правоотношения. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, пресс-конференция 31 Земельные правоотношения. Лекция, моделирование ситуаций, исследовательская работа, пресс-конференция, семинар, беседа 32 Итоговый урок. Творческий проект на Защита проектов тему: Реформы ХХI века: новые будущих поколений. 10 3. Тематическое планирование 5 КЛАСС № п/п Тема занятиий Кол-во часов 1 2 Знай и люби свою малую Родину Мы - пятиклассники 1 1 3 Улица полна неожиданностей 1 4 Дорогие мои старики 1 5 Мои таланты и увлечения 1 6 Символика в истории России 1 7 Эстафета здоровья 1 8 Быстрая реакция 1 9 Единством славится Россия 1 10 Наши права — счастливое детство 1 11 Пусть всегда будет мама 1 12 Велика Россия, а отступать некуда 1 13 Что происходит в стране и в мире 1 14 «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии. 1 15 Мир встречает Новый год 1 16 Учимся быть культурными 1 17 Экология человека в городской среде 1 18 Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств 1 11 19 Книга или компьютер? 1 20 О дружбе и друзьях 1 21 Праздники и Масленицу! 22 Поздравить спешим всех мужчин! 1 23 Весеннее поздравление 1 24 О чем рассказывают улицы моего города 1 25 Роскошь и нищета общения 1 26 Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты. 27 Удивительный мир птиц 1 28 Наш космос 1 29 Экологическая игра, посвященная дню Земли 1 30 В школе ты гость и хозяин 31 Детство, опаленное войной 1 32 Моя семья – мое богатство. 1 33 Что происходит в стране и в мире? 1 34 Год прошел, мы повзрослели 1 обычаи славян: встречаем 1 7 КЛАСС № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 Что такое право 1 2 Формы (источники) права. Система законодательства. 1 12 3 1 4 Элементы содержания нормативноправовых актов. Правовая норма. Как возникает правовые отношения. 1 5 Субъекты права. 1 6 Виды правоотношений. 1 7 Правонарушения. 1 8 Юридическая ответственность. 1 9 Конституция – главная книга страны. 1 10 Гражданство. 1 11 Права и свободы. 1 12 Равенство. 1 13 Наши главные ценности. 1 14 Достоинство. 1 15 Право на личную жизнь. 1 16 Права и обязанности в семье. 1 17 Национальность. 1 18 Право на образование. 1 19 Социально-экономические права. 2 20 Обязанности гражданина. Ограничение прав и свобод. 1 13 21 Защита прав и свобод. 1 22 Власть народа. 1 23 Правительство. 1 24 Судебная власть. 1 25 Право активного участия в жизни общества. 1 26 Основы правового статуса гражданина РФ. 1 27 Права несовершеннолетних. 2 28 Лидер – кто он? 1 29 Итоговый урок: Защита проектов: Ягражданин Российской Федерации. 2 8 КЛАСС № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 Правовое государство и гражданское общество. 1 2 Общественные объединения. 1 3 Право избирать и быть избранным. 1 4 Налоги. Права и обязанности налогоплательщиков. 1 5 Воинская обязанность. 1 14 6 Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. 1 7 Административная и дисциплинарная ответственность. 1 8 Уголовная ответственность. 1 9 Уголовная ответственность несовершеннолетних. 10 Назначение наказания. 1 11 Понятие брака. Права и обязанности супругов. 1 12 Права и обязанности родителей и детей. 1 13 Гражданские правоотношения. 1 14 Субъекты гражданского права. 1 15 Осуществление и защита гражданских прав. 1 16 Собственность. 1 17 Защита прав собственности. 1 18 Сделка. 1 19 Виды гражданско-правовых договоров. 1 20 Ответственность за неисполнение договорных обязательств. 1 21 Наследование. 1 15 22 Жилищные правоотношения. 1 23 Права потребителей.. 1 24 Трудовой договор. 1 25 Права несовершеннолетних по трудовому законодательству. 1 26 Отношения с банками. 1 27 Страхование. 1 28 Права акционеров. 1 29 Экологическое законодательство. 1 30 Таможенные правоотношения. 1 31 Земельные правоотношения. 1 32 Итоговый урок. Творческий проект на тему: Реформы ХХI века: новые будущих поколений. 1 16