Пояснительная записка. Программа составлена на основе нормативных документов: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. 4. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 1067, г. Москва. Актуальность: огромное влияние на современных подростков оказывает СМИ (прежде всего Интернет и телевидение), что же касается высокохудожественной литературы с ее смелыми интеллектуальными экспериментами, то она становится предметом исследования избранных. С каждым годом настоящих читателей (произведения массовой культуры или чтение классики в сокращении не в счёт) становится всё меньше. Именно поэтому учителя-предметники должны обратить внимание на то, ЧТО и КАК читают школьники. Смысловое (с мыслью) чтение может стать основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах. Большинство толковых и философских словарей определяют смысл как синоним значения. Благодаря возникновению герменевтики (философия понимания текстов) появилось такое понятие как скрытый смысл. Герменевтика – это искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека и, прежде всего, художественных текстов, без интерпретации которых не обходится школьное литературное образование. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс наделения смыслом. ознакомительное – направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее – предполагает извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое (просмотровое) – направлено на нахождение конкретной информации, нужного факта; рефлексивное (вдумчивое) – размышление о содержании прочитанного, осмысление своих и чужих интеллектуальных действий, эмоционального состояния. Ознакомительное чтение более подробное, чем просмотровое; дает общее представление о смысле написанного в параграфе; читают первый и последний абзацы, выборочно отдельные предложения или абзацы целиком, определения, выводы, вопросы и задания в конце параграфа; значение непонятных слов уточняют в биологическом словаре; позволяет психологически настроиться на восприятие нового материала. Изучающее чтение направлено на восприятие, понимание и логическую переработку учебной информации; необходимо развивать у учащихся языковые знания и логические умения: восприятие смысловых частей текста и логических связей между ними; понимание слов, предложений, абзацев; для осмысления учебного текста используют приемы: постановка вопросов к тексту, составление логических графических схем, составление плана, написание тезисов. Поисковое чтение скоростное чтение; помогает оценить структуру учебника (раздела, главы, параграфа); дает общее представление о сложности и новизне содержания; позволяет вспомнить известные учащимся сведения, облегчить восприятие нового материала; общее представление о структуре учебника поможет учащимся быстро ориентироваться в нем. Рефлексивное чтение: сопоставление разных точек зрения и разных источников информации; смысловое свертывание выделенных фактов, понимание назначения разных видов текста; анализ изменения своего эмоционального состояния при чтении, получении и переработке полученной информации; направление внимания на полезную в данный момент информацию; сопоставление иллюстративного материала с информацией текста. В методике обучения биологии выделяют несколько стилей смыслового чтения. Учебно-научный стиль в биологическом образовании (по С.В. Суматохину): основы научного знания по биологии излагаются в доступной форме; манера изложения предметно-логическая, содержание раскрывается постепенно; «сжатая полнота»: описывается только базовая часть биологической информации, при этом научное знание охарактеризовано равномерно и разносторонне; тематическая целостность – микротексты объединены в смысловые блоки, которые выделены абзацами. Публицистический стиль: служит для воздействия на людей средствами массовой информации (периодическая печать, радио, ТВ, Интернет); влияет на взгляды, чувства и поведение людей посредством особой выразительности и эмоциональности. Овладение смысловым чтением как системой приемов диалога с текстом поможет учащемуся реализовать свое право на самостоятельное общение с текстом, которое в процессе этого общения обогащается новыми смыслами, становится личной ценностью учащегося. Понимание и оценка текста происходит более эффективно, если в состав этой деятельности включены приемы взаимодействия с текстом, которые содержат особые смыслопоисковые действия и операции, определяющие разные уровни осмысления текста. Становление способности к смысловому пониманию текста осуществляется действеннее в условиях интеграции в учебном процессе четырех психологопедагогических компонентов: - активизации творческого воображения, - актуализации мотивацнонных ресурсов учения, - гуманизации процесса обучения и планомерного формирования опыта творческой деятельности. Существенным условием для развития смыслового понимания текстов является готовность учителя к управлению чтением, которая системно вырабатывается в ходе педагогического тренинга, обеспечивающего целенаправленное формирование педагогической способности к «выращиванию» в учащихся полноценного восприятия текста. В век информационных технологий, микробиологии и генной инженерии обучение смысловому чтению – это процесс, который направлен не только на формирование адекватной интерпретации текста, но и на постижение личностных смыслов, что в конечном итоге приводит к формированию Человека. Цель курса: - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся 7 класса. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения соответствующих учебных, научно - познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов; способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом; Место предмета «Смысловое чтение и работа с текстом» - предмет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Курс обеспечивает реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МБОУ СОШ № 8. Время, отводимое на данную часть учебного плана, составляет 35 часов в год,1 час в неделю. Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности. Методы и приемы. Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения: беседа; объяснение учителя; исследование; наблюдение; сопоставление и анализ; учебные дискуссии; творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание и редактирование текстов; использование разных каналов поиска информации; Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения. 1. Прием «Дополни определение» Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте. 1. Прием «Сконструируй определение» Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, предложить сконструировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений текста. 1. Прием «Установление соответствие» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте. Более простой вариант работы с понятиями и их определениями представлен в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением. 1. Прием «Ответы на вопросы» Цель: сформировать умение грамотно строить ответ, исключив «излишнюю многословность», научить давать краткие и точные формулировки. Учащимся предлагается задания следующего типа: «Изучите текст учебника. Самостоятельно сформулируйте точные ответы на вопросы (левый столбик таблицы). Запишите ответы в тетрадь, используя «подсказки» (правый столбик таблицы)». 1. Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий. 1. Прием «толстых» и «тонких» вопросов. Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана. Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. 1. Прием «Кластер» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Учащимся предлагается составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы. Например, при изучении темы «Царства живой природы» учащиеся сначала вписывают названия царств, а затем краткую характеристику 1. Прием «Усовершенствование учебника» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций. Используются новые и чаще всего практико – ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме. 1. Прием «Задай вопрос» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту. Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?», составьте вопросы к параграфу. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто. 1. Прием памятки на полях «Инсерт» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте. Данный прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице. По мере изучения текста учащиеся ставят карандашом пометки на полях: + Я это уже знал - Я это не знал ? У меня возник вопрос ! Меня это удивило 1. Прием «Верные и неверные утверждения». Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания. Например, при изучении темы «Классы рыб»: Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде". Имеют обтекаемую форму тела. Рыба может поворачивать голову вправо и влево. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких. Грудные и брюшные плавники рыб парные. Форма тела рыбы зависит от способа питания. Рыба – символ молчания. Рыбы слышат шаги рыболова. Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. 1. Приём «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения. 1. Приём «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста. 1. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. 1. Прием «Инфо – карусель» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал. Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Формы контроля и диагностики. На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности навыков работы учащихся с текстом, возможно ведение Листа достижений. Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий. Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной комплексной работы. Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений. Планируемые результаты освоения учебного предета (личностные, метапредметные и предметные результаты) Личностные результаты: осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию); пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным); умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план); умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные универсальные учебные действия удерживать цель деятельности до получения её результата. учиться анализу достижения цели. Коммуникативные универсальные учебные действия воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Познавательные универсальные учебные действия осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из его частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Формирование ИКТ-компетентности обучающихся извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности планировать учебное исследование; ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; Предметные результаты учащиеся научатся: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции; Основное содержание курса Раздел I. Диалог с текстом через постановку вопросов: Опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию, работа с приёмом викторина. Самостоятельная работа с текстом, понимание информации содержащееся в тексте, овладение приёмом задай вопрос и "толстые и тонкие вопросы". РАЗДЕЛ II. Выделение главной мысль в тексте: Присвоении имени анализируемому материалу, работа с приёмом называние. Отрыв текста или ряда незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста, овладение приемом упражнение на дополнение. Перечисление объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией, овладение приемом составление списка. Развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования, освоение приема конспектирование/составление кратких записей. Деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них, освоение приема деление текста на абзацы. Субъективный анализ текста, освоение приема доклад и рецензия. РАЗДЕЛ III. Развитие воображения (прогнозирование): Умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации, освоение приема лови ошибку. Умение целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию, освоение приема восстанови текст. Перенос информации из одной формы её представления в другую, освоение приема перекодирование информации. РАЗДЕЛ IV. Приемы понимания текста: Сравнении двух или более объектов, освоение приема сопоставление / нахождение сходств и различий. Разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования, освоение приема мозаика. Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ освоение приема чтение про себя с пометками. Свёртывание информации текста и представление её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости, освоение приема аннотация — краткий пересказ — пересказ. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; № урока Тема урока Виды деятельности учащихся 1 Смысловое чтение на уроках Определяют происхождение биологии. и смысл понятия «смысловое чтение» 2 Применение приема «Шпаргалка» на основе работы с текстом «Вид» 3 Применение приема «Дополни определение» на основе работы с текстом «Экосистема» 4 Применение приема "Аннотация, краткий пересказ, пересказ" на основе работы с текстом по теме «История развития жизни на Земле» 5 Применение приема «Установление соответствие» на основе работы с текстом «Систематика растений и животных» Применение приема «Ответы на Изучают текст учебника вопросы» на основе работы с «Царство растений». текстом «Царство растений» Самостоятельно формулируют точные ответы на вопросы (левый столбик таблицы). Записывают ответы в 6 Составляют схему краткого изложения основного материала, используя только глаголы (растут, состоят из, размножаются, бывают, используются), подбирают из текста необходимые понятия и составляют «шпаргалку». Дополнить определение основными признаками, перечисленными в тексте. Читают текст " История развития жизни на Земле ". Свёртывают информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости. Устанавливают соответствия между понятием и его определением 7 8 9 10 11 12 13 14 15 тетрадь, используя «подсказки» (правый столбик таблицы) Применение приема «Составь Придумывают интересные задание» на основе работы с задания, обмениваются друг текстом «Водоросли» с другом данными заданиями. Применение приема "Мозаика" Читают части текста "Мхи". на основе работы с текстом После ознакомления с "Мхи". определённой частью информации учащиеся обмениваются и восстанавливают общее содержание текста. Применение приема Восстанавливают «Утраченное словечко» при целостность текста на изучении текстов «Плауны», карточках с помощью «Папоротники» смысловых фрагментов или слов Применение приема Выделяют в тексте слова и "Незнакомцы" на основе работы выражения, ранее не с текстом "Отдел встречавшиеся или Голосеменные" непонятные, затем выписывают в рабочую тетрадь и дают пояснения Применение приема «толстых» Изучают текст «Хвойные и «тонких» вопросов на основе деревья», составляют работы с текстом «Хвойные различные вопросы деревья» Применение приема Придумывают смешные «Сказочный» истории о цветковых растениях Применение приема Записывают кратко в форме "Конспектирование/составление заметок содержание кратких записей" на основе прочитанного текста " Отдел текста "Отдел Покрытосеменные" с целью Покрытосеменные». зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования. Применение приема "Инсерт" При прочтении текста на основе текста "Класс «Класс Двудольные» делают Двудольные». пометки на полях Применение приема "Составь Преобразовывают текстовую задание" на основе работы с информацию и текстом "Класс Однодольные" 16 17 18 19 20 21 22 придумывают задание к тексту "Класс Однодольные». Применение приема «Верные и До рассмотрения текста неверные утверждения» на «Растения производители основе работы с текстом органического вещества» «Растения производитель выделяют верные и органического вещества» неверные утверждения, после прочтения текста находят свои ошибки. Применение приема Располагают отрывки из «Перепутанные логические текста, цитаты, события в цепи» на основе работы с хронологическом порядке, текстом «Царство животных» составляют логическую цепочку. Применение приема " Лови Связывают информацию, ошибку " на основе текста обнаруженную в тексте «Простейшие» «Простейшие», со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергают сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивают степень достоверности содержащейся в тексте информации. Применение приема Читают текст "Тип "Аннотация, краткий пересказ, Кишечнополостные". пересказ" на основе текста "Тип Свёртывают информацию Кишечнополостные". текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости. Применение приема "Задай Читают текст "Черви". вопрос" на основе текста Ставят вопросы к тексту "Черви". документа. Применение приема "Составь Преобразовывают текстовую задание" на основе текста информацию и "Молюски" придумывают задание к документу "Молюски" Применение приема "Тонкие и Читают текст «Тип толстые вопросы" на основе Членистоногие». Ставят текста «Тип Членистоногие» вопросы к тексту документа 23 24 25 26 27 28 и составляют план. Применение приема "Верные и Сравнивают и неверные утверждения" на противопоставляют основе текста "Класс заключённую в тексте Насекомые". "Класс Насекомые" информацию разного характера, критически оценивают степень достоверности содержащейся в тексте информации. Применение приема " Лови Связывают информацию, ошибку " на основе текста обнаруженную в тексте «Рыбы» «Рыбы», со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергают сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивают степень достоверности содержащейся в тексте информации. Применение приема «Инфо – На заранее приготовленном карусель» на основе текста листе А4 (чертится круг с «Земноводные» определенным количеством секторов). В центр круга записывают тему. Секторы заполняют по ходу изучения материала. Применение приема Целенаправленно читают "Восстанови текст" на основе текст "Пресмыкающиеся", текста «Пресмыкающиеся» сравнивают заключённую в тексте информацию. Применение приема Выделяют в тексте слова и "Незнакомцы" на основе работы выражения, ранее не с "Млекопитающие" встречавшиеся или непонятные, затем выписывают в рабочую тетрадь и дают пояснения Применение приема Дома находят крылатые «Литературный пикник» слова и выражения, афоризмы, или стихи о животных. Обсуждают 29 30 31-34 35 Итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение» Подготовка проектов Презентация проектов Резерв смысл крылатых выражений и значение литературного произведения. Выполняют итоговую тестовую работу. Подготавливают проект работы с текстом на выбранный прием. Представляют свои работы. Материально-техническое обеспечение Литература для учителя: 1. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения) 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.159с. 3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. доработанное – М.: Просвещение, 2011.- 223 с. 4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011. 5. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./под ред. А.Г. Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – с 103. 6. Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. МИТС-НАУКА № 2 – М.: 2007. – с. 67 7. Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе, – 2011, № 6, – 2011, с.28 – 34. 8. Большаакова А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом, 7-9 классы. Биология, география, 2014