РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
5‐9 классы
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось
в конце 60‐х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в
обиход исследователей. Примерно до середины 70‐х годов концепция и
стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью
людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле:
включать
компьютерную
грамотность,
политическую,
экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в
первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году
необходимо
<…> обеспечить
глобальную
конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития
российского общества в
целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также
надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой
жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№
1.
2.
3.
4.
Тема занятия
Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Кол-во
часов
Формы деятельности
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
1
Игра, круглый стол, дискуссии.
1
Круглый стол, игра, квест.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
5.
Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?
1
6.
Личные деньги
1
Проект, игра.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
8
Тестирование.
Итого
Беседы, диалоги, дискуссии.
Модуль «Основы читательской грамотности»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема занятия
Кол-во
часов
Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное
и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры
задач.
Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации.
Формы деятельности
Беседа, конкурс.
1
1
1
1
ИТОГО
Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.
1
Квест, конкурс.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
1
2
9
Ролевая игра.
Тестирование.
М
о
д
у
№
Модуль «Основы математической грамотности»
Кол-во
часов
Формы деятельности
Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.
1
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
Беседа, обсуждение,
практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.
3.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
1
Обсуждение, урокисследование.
4.
Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
1
Беседа, обсуждение
практикум.
5.
Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание и
перекраивание.
Разбиение объекта на части и составлениемодели.
1.
2.
6.
7.
8.
Тема занятия
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц
доВселенной)
длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде таблиц, диаграмм,
графиков. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.
Проведение рубежной аттестации.
Итого
1
1
Игра, урок-исследование,
брейн-ринг,
конструирование.
Обсуждение, урокпрактикум,
моделирование.
1
Урок-практикум.
1
8
Тестирование
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой
Беседа, демонстрация записей
1
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
звуков.
Устройство
динамика.
Современные
1
Наблюдение физическихявлений.
акустические системы. Шум и его воздействие на
человека.
Строение вещества
Движение и взаимодействие частиц. Признаки
1
Презентация. Учебный эксперимент.
химических реакций. Природные индикаторы.
Наблюдение физических явлений.
Вода. Уникальность воды.
1
Углекислый газ в природе и его значение.
1
Земля и земная кора. Минералы
Работа с коллекциями
1
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералов и горных пород. Посещение
минералами, горной породой и рудой.
минералогической
экспозиции.
Атмосфера Земли.
1
7.
8
Живая природа
1
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной аттестации.
1
Итого
8
Беседа. Презентация.
Тестирование.