РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5‐9 классы Пояснительная записка Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60‐х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70‐х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» № 1. 2. 3. 4. Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 5. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? 1 6. Личные деньги 1 Проект, игра. 7 Проведение рубежной аттестации. 2 8 Тестирование. Итого Беседы, диалоги, дискуссии. Модуль «Основы читательской грамотности» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Кол-во часов Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Проведение рубежной аттестации. Формы деятельности Беседа, конкурс. 1 1 1 1 ИТОГО Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. 1 Квест, конкурс. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 1 2 9 Ролевая игра. Тестирование. М о д у № Модуль «Основы математической грамотности» Кол-во часов Формы деятельности Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 1 Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 Беседа, обсуждение, практикум. Обсуждение, практикум, брейн-ринг. 3. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. 1 Обсуждение, урокисследование. 4. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 1 Беседа, обсуждение практикум. 5. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составлениемодели. 1. 2. 6. 7. 8. Тема занятия Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц доВселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде таблиц, диаграмм, графиков. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 1 Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. Обсуждение, урокпрактикум, моделирование. 1 Урок-практикум. 1 8 Тестирование Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Звуковые явления Звуковые явления. Звуки живой и неживой Беседа, демонстрация записей 1 природы. Слышимые и неслышимые звуки. звуков. Устройство динамика. Современные 1 Наблюдение физическихявлений. акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества Движение и взаимодействие частиц. Признаки 1 Презентация. Учебный эксперимент. химических реакций. Природные индикаторы. Наблюдение физических явлений. Вода. Уникальность воды. 1 Углекислый газ в природе и его значение. 1 Земля и земная кора. Минералы Работа с коллекциями 1 Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералов и горных пород. Посещение минералами, горной породой и рудой. минералогической экспозиции. Атмосфера Земли. 1 7. 8 Живая природа 1 Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Проведение рубежной аттестации. 1 Итого 8 Беседа. Презентация. Тестирование.