РП внеурочная дея-ть хор Дружба 1-4 класс, на 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые, инструктивно-методическими документы
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение 1-4 класс».
Программа соответствует требованиям Федеральным государственным
образовательным стандартом (далее - ФГОС),
Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России, планируемых
результатов с учетом Федеральных государственных требований (далее – ФГТ).
Направление программы внеурочной деятельности «Хоровое пение 1-4 класс» общекультурное.
Данная рабочая программа является модифицированной, разработана на основе
типовых программ по хоровому пению для детей младшего школьного
возраста:
М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г; Д.,
Огороднова «Музыкально – певческое воспитание детей»,
Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», Москва, 2003г.,
«Хоровой класс ДМШ и ДШИ» В. Попова, М., 1988г.
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение 1-4 класс» базируется на
основных нормативных документах РФ:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вст в силу с
01.01.2014)
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте
22.12.2009, рег. № 17785).
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
 Письмо Минобрнауки РФ от12.05.2011 № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»;
 Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений, утвержденные Приказом Министерства образования и науки
России от 04.10.2010 года № 986.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к
общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников»;
 Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
1.2. Актуальность (педагогическая целесообразность)
В соответствии с ФГОС ООН программа внеурочной деятельности «Хоровое
пение 1-4 класс» реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) через
внеурочную деятельность. Программа ориентирована на выполнение
требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на
интеграцию и дополнение содержания предметных программ «Музыка 1-4
класс», предметов художественно-эстетического цикла начальной школы.
Педагогическая целесообразность данной образовательной внеурочной
деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у
младших школьников навыков восприятия музыки, пения, музицирования,
музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для
успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Хоровое пение относится к самым доступным видам коллективного
музыкального исполнительства и является важным средством формирования
художественного и эстетического вкуса, формирует гражданскую позицию
подрастающего поколения.
Помимо воспитательных и образовательных составляющих, есть и
физиологический аспект: тренировка голосового аппарата в раннем возрасте
формирует здоровый голос взрослого человека. Младший школьник
знакомится со технологиями охраны голоса, дыхательной и звукообразующей
системы и здоровья в целом.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов,
расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений,
которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой
деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом пении, хоровом пении одноголосном и многоголосном
исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и
современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении
опыта вокальной импровизации.

1.3. Цель и задачи программы
Цель::
Развитие личности младшего школьника в новой системе ценностей
современного общества РФ средствами музыкально-хорового искусства.
На протяжении 4-х лет обучения сохранить и устойчиво развивать потребности
ученика к самореализации в обществе через учебную и концертную
деятельность хорового коллектива.
Цель программы соответствует требованиям к личностным результатам
освоения Основной Образовательной Программы, установленным ФГОС.
Задачи программы:
раскрывают логику достижения цели при организации практической
деятельности обучающихся.
формирование основ вокально-хоровой культуры и хорового мышления, как
вида коллективного музицирования;
приобщение учащихся 1-4 классов к сокровищнице отечественного и мирового
вокально-песенного, хорового искусства;
выявление связи музыки и жизни, как отражение жизни в музыкальном
искусстве;
развитие интереса к хоровой музыке и музыкальной – хоровой деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах
учебно-хоровой деятельности;
развитие одарённости и природных способностей учеников 1-4 классов;
овладение практическими вокальными УУД хорового многоголосия;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к хоровому искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств, таких как:
- любовь к ближнему, к своему народу, к Родине;
- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение знаний о музыке, композиторах, исполнителях русской и мировой
культуры.

2. Организация внеурочной деятельности
2.1. Форма занятий
Реализация программы внеурочной деятельности «Хоровое пение 1-4 класс»
направлена на учеников начальной школы СОШ №57 и предусматривает
перспективное развитие навыков хорового мастерства в средней и старшей
школе. СОШ №57 создает условия для активного участия обучающихся по
данной программе во внеурочной деятельности школы по общекультурному

направлению.
Форма занятий – групповая. На хоровых занятиях органически сочетаются
фронтальное воздействие руководителя на всех учащихся - коллективное
воздействие и индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, т.е
органически сочетаются групповые и дифференцированные формы работы.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых
решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи.
-беседа;
-практические занятия;
- урок-концерт;
-репетиция;
-концерт;
-индивидуальная работа с учащимися;
-выездное занятие;
-мастер-класс;
-участие в конкурсах и фестивалях.
В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- элементы хорового сольфеджио;
- ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика
- творческие задания
- театрализация
- пластическое интонирование и др.
2.2.

Режим занятий

Программа рассчитана на 4 года обучения, 136 часов.
1 год обучения – 34 учебные недели
1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году 34 часа.
2 год обучения - 34 учебные недели
1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году 34 часа.
3 год обучения - 34 учебные недели
1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году 34 часа.
4 год обучения - 34 учебные недели
1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году 34 часа.

Расписание хоровых занятий составляется в соответствии с требованиями
ФГОС внеурочной образовательной деятельности и Санитарными Правилами и
Нормами от 29.12.2010 №189 и утверждается администрацией ГБОУ СОШ№57.
3. Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности
и способы определения результативности.
Личностные результаты освоения программы:
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
 Формирование основ гражданской идентичности, формирование основ
гражданской идентичности, принадлежности в форме осознания «Я» как
члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
 формирование эмоциональное отношение к искусству;
 формирование
духовно-нравственных
ценностей,
эстетических
потребностей и эмоциональности и чувств;
 реализация
творческого
потенциала
в
процессе
коллективного
музицирования;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время
урочной, репетиционной и концертной деятельности, умения работать в
коллективе;
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
регулятивные УУД:
 планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
 самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
 выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
 создавать исполнительский план хорового произведения;
коммуникативные УУД:
 участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы,
города, региона и др.) – участие в концертных выступлениях различного
уровня (класс, школа, район, город, регион);
 уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
 работать над унисоном в хоре и хоровой партии;
 осознавать свою роль в многоголосном пении;
 работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и
самостоятельности (дублирующим голос и не дублирующим голос);

 работать с минусовками;
 применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач.
познавательные УУД:
 использовать знаково-символические средства (нотная грамота, теория
музыки, музыкальная литература) для разучивания и исполнения хоровых
произведений различной степени сложности;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников;
 расширять музыкальный кругозор.
Предметные результаты освоения программы:
Знать:
 Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания
хоровых произведений в различных видах музыкальной и учебнотворческой деятельности;
 нотную грамоту;
 правильную певческую установку;
 особенности музыкального языка хорового искусства.
Уметь:
 применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности;
 исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без сопровождения;
 правильно пользоваться вокальным дыханием;
 исполнять хоровые произведения различной сложности (в соответствии с
возрастом и техническими возможностями) в рамках учебного материала;
 анализировать хоровые произведения различных жанров, эпох и культур.

4. Формы и виды контроля
Виды контроля достижений результатов внеурочной деятельности:
 индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио –
самооценка каждого участника хорового коллектива;
 коллективный результат внеурочной деятельности вокального ансамбля,
хора в рамках общекультурного направления – участие в концертах разного
уровня, самостоятельные мероприятия хорового коллектива - урок-концерт,
открытый урок, мастер-класс, концерт, творческая мастерская, творческая
презентация, отчётный концерт.

 качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования
индивидуальных результатов обучающихся.
Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:
 участие ребенка в концертных выступлениях различного уровня (классного,
школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и
международного);
 участие в конкурсных программах
различного уровня (классного,
школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и
международного);
 выполнение творческих и конкурсных работ художественно-эстетического
цикла
различного
уровня
(классного,
школьного,
районного,
муниципального, регионального, всероссийского и международного).
Количество сертифицированных испытаний должно быть не менее 2-х для
учеников 2-х классов и 4-х в учебный год для учеников 3-4 классов.

5. Содержание программы
Основа программы внеурочной деятельности «Хоровое пение. 1-4 класс»:
тематическое построение учебных задач.
Принцип построения учебно-тематического плана:
от простого к сложному,
от знаний к творчеству,
от теории к практике,
от практической деятельности к хоровым концертам.
Творчески подходя к программе, нельзя разрушать тематической целостности
и последовательности программы. Учебный материал, отобранный для занятий,
является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения
обусловливает особенности методической работы с певческим голосом.
Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность
педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с
аналогичным художественно - педагогическими задачами.
5.1. Учебный план
№

Разделы программы

1
2
3

Беседа об охране голоса
Певческая установка
Певческое дыхание
Работа
над
звуковедением
и
интонирования
Работа над дикцией и артикуляцией

4
5

Общее количество часов

чистотой

1 год

2 год

3 год 4год

1
4
2

1
4
4

1
4
4

1
4
4

8

10

9

8

8

10

9

8

6
Ансамблевое пение
7
Нотная грамота, чтение партитур
8
Работа над репертуаром – отечественная классика
9
Работа над репертуаром – народные произведения
10 Работа над репертуаром – зарубежная классика
11 Работа над репертуаром – духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13 Концертная деятельность
Итого

4
4
10
15
3
2
1
4
66

10
10
20
15
5
6
1
6
102

9
9
15
11
10
10
1
10
102

8
8
15
11
12
12
1
10
102

5.2. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Разделы и темы учебной программы
1
2
3

Беседа об охране голоса
Певческая установка
Певческое дыхание
Работа над звуковедением и чистотой
4
интонирования
5 Работа над дикцией и артикуляцией
6 Ансамблевое пение
7 Нотная грамота, чтение партитур
Работа над репертуаром – отечественная
8
классика
Работа
над
репертуаром
–
народные
9
произведения
10 Работа над репертуаром – зарубежная классика
11 Работа над репертуаром – духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13 Концертная деятельность
Итого

Всего часов
Часы Теория Практика
1
1
1
1
1
1
4

2

2

4
2
2

2
1
1

2
1
1

5

5

7

7

1
2
1
2
34

1
2
1
9

2
25

2 год обучения
№ Разделы и темы учебной программы
1
2
3
4

Беседа об охране голоса
Певческая установка
Певческое дыхание
Работа над звуковедением

и

Всего часов
Часы Теория
1
1
2
1
1
чистотой 3
1

Практика
1
1
2

интонирования
5 Работа над дикцией и артикуляцией
6 Ансамблевое пение
7 Нотная грамота, чтение партитур
Работа над репертуаром – отечественная
8
классика
Работа
над
репертуаром
–
народные
9
произведения
10 Работа над репертуаром – зарубежная классика
11 Работа над репертуаром – духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13 Концертная деятельность
Итого

3
2
2

1
1
1

2
1
1

2

2

2

2

3
3
2
2
34

3
3
1
2
27

1
7

3 год обучения
№ Разделы и темы учебной программы
1
2
3

Беседа об охране голоса
Певческая установка
Певческое дыхание
Работа над звуковедением и чистотой
4
интонирования
5 Работа над дикцией и артикуляцией
6 Ансамблевое пение
7 Нотная грамота, чтение партитур
Работа над репертуаром – отечественная
8
классика
Работа
над
репертуаром
–
народные
9
произведения
10 Работа над репертуаром – зарубежная классика
11 Работа над репертуаром – духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13 Концертная деятельность
Итого

Всего часов
Часы Теория Практика
1
1
2
2
2
2
4

1

3

4
4
3

1
1
1

3
3
2

4

4

2

2

2
4
1
2
34

2
4
1
6

2
28

4 год обучения
№ Разделы и темы учебной программы

Всего часов
Часы Теория Практика

1
2
3

Беседа об охране голоса
Певческая установка
Певческое дыхание
Работа над звуковедением и чистотой
4
интонирования
5 Работа над дикцией и артикуляцией
6 Ансамблевое пение
7 Нотная грамота, чтение партитур
Работа над репертуаром – отечественная
8
классика
Работа
над
репертуаром
–
народные
9
произведения
10 Работа над репертуаром – зарубежная классика
11 Работа над репертуаром – духовная музыка
12 Беседа о сценической культуре
13 Концертная деятельность
Итого
5.3.
№
1

1
2
2

1
1

2
1

4

1

3

4
4
3

1
1
1

3
3
2

5

5

4

4

1
2
1
1
34

1
2
1
7

1
27

Тематический план
Разделы
и
программы

темы

учебной

Беседа об охране голоса

2
Певческая установка
3
Певческое дыхание

4
Работа над звуковедением
чистотой интонирования

Содержание

Теория - Беседа об охране и гигиене
голоса.
Теория – Беседа об устройстве
певческого аппарата вокалиста.
Практика
упражнения
на
формирование певческой установки.
Теория - Беседа о правильном
певческом дыхании.
Практика – упражнения на различные
способы
певческого
дыхания;
упражнения
по
методике
Стрельниковой.
Теория - Беседа о правильном
звукоизвлечении в академическом
и
вокале.
Практика
–
интонационные
упражнения, правильное звуковедение.

5
Работа
над
артикуляцией

дикцией

и

6
Ансамблевое пение
7
Основы нотной грамоты, чтение
хоровых партитур

8
Работа
над
репертуаром
отечественная классика

–

Работа
над
репертуаром
народные произведения

–

Работа
над
репертуаром
зарубежная классика

–

Работа
над
репертуаром
духовная музыка

–

9

10

11

12

Беседа о сценической культуре

13
Концертная деятельность

Теория - Беседа о правильной дикции и
артикуляции.
Практика - упражнения на дикцию и
артикуляцию.
Теория – Беседа о пении в ансамбле.
Практика:
развитие
навыков
ансамблевого пения. Пение в группах,
в хоровых партиях, в хоре.
Теория – элементарная теория музыки.
Практика - чтение хоровых партитур,
умение читать свою партию и видеть
нотный текст другой партии, видеть
нотный текст
всего музыкального
произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика - разбор хоровых партитур,
разучивание
партий,
создание
исполнительского плана произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика - разбор хоровых партитур,
разучивание
партий,
создание
исполнительского плана произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика - разбор хоровых партитур,
разучивание
партий,
создание
исполнительского плана произведения.
Теория – Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Практика - разбор хоровых партитур,
разучивание
партий,
создание
исполнительского плана произведения.
Теория - Беседа о сценической
культуре.
ПрактикаЕжегодное
итоговые
выступление
на
мероприятиях
различных уровней – классном,

школьном, районном, муниципальном,
региональном, всероссийском.
Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции
органически переплетаются.

6. Вокально‐певческие задачи развития УУД в искусстве
хорового пения
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства
включает решение следующих вокально-певческих задач:
Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь
можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи
расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать
несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На
репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое
звучание происходит при пении стоя.
Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой
практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика
воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются
смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная
клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много
индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешнефизиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных
правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий
вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных
упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только
физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему
правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует
использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит
показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению
челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку
возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом
(через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время
полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую
функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания
среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом
достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха
необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.
Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро,
а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что
вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного
выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она
не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать
дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
Артикуляция
Правильное формирование гласных звуков.
От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым,
округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные
свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта
раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует
упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу),
освобождая его от зажатости напряжения.
Звук «а» требует округлённости звучания.
Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость
округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует
нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей
природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует
в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса.
При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной
«у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется
глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных.
Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к
певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в
связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния
гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на
последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются
первым.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и
во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который
ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому
исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и
дикции.
Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка,
губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц»
невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от
верхних зубов или мягкого нёба.
Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба
и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки
звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при
звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует
бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и
согласных звуков.
Подвижности голоса
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения
и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения
произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением
или замедлением), усилением или ослаблением звучности.
В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем
петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в
умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
Расширение певческого диапазона детей
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с
примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты
мышечной энергии голосового аппарата.
Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные
звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с
помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за
полутоном вверх.
Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют
форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для
овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
Развитие чувства метроритма
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических
упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических
трудностей в песенном репертуаре.
Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет
выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению
таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

Выразительность и эмоциональность исполнения
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать
детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения,
распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные
исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение
имеет качество показа песни самим учителем.
Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала
следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность.
Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется
упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной
мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования
мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно
вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается
с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать
пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
Формирование чувства ансамбля
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному
артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач
одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре,
дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой
голос общему звучанию.
Формирование сценической культуры
Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и
возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться
звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью
пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей,
в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокальнотехническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и
созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться
следующими принципами:
 Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
 Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
 Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не
количество, а качество выученного материала.
 Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

 Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для
последующей работы.
 Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого
ученика.
Методическое обеспечение программы
Методические рекомендации по работе в детском хоровом коллективе
прилагаются к программе внеурочной деятельности «Хоровое пение 1-4 класс»
(см. Приложение).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».