РП география 11 класс, на 2023-2024уч.г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УВР

И.о. директора

________________________
протокол №1 от 28.08.2023
приказ 123/2-ОД от «31»
от «31» августа 2023 г.

________________________ ________________________
М.А. Смирнова
приказ №123/2-ОД
от «31» августа 2023 г.

О.С.Фатеева
приказ №123/2-ОД
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа
География 11 классы
(базовый уровень)
2023 - 2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. на основе:
- Примерной программы по географии для 10 -11 классов
- Авторской программы «География. 10 - 11 класс. Базовый уровень» В.П. Максаковский
для общеобразовательных учреждений - М.Просвещение, 2015. – 46.
- в соответствии с образовательной программой и учебным планом МБОУ Заводская
СОШ на 2019 - 2020 учебный год.
Изучение географии в старшей школе строится на знаниях, полученных учащимися в
рамках учебного предмета «География» в 5 - 9 классах основной школы. Для реализации рабочей
программы используется УМК:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11
класса М., «Просвещение», 2015 г.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10-11 класс с комплектом
контурных карт.
3. Приложение к учебнику на электронном носителе (DVD-ROM) В.П. Максаковского.
Главной целью курса является формирование у учащихся законченных широких
представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
- сформировать систему географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их
решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и
процессов;
- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и
анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные способности
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира,
его регионов и крупнейших стран;
- формировать географическую культуру и мышление учащихся, воспитывать чувство
патриотизма, толерантности, уважения к другим народам, бережного отношения к окружающей
среде;
- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно находить и применять географическую информацию, включая карты,
статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в
России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- добывать информацию географического характера по данному курсу, анализировать
процессы и явления современного мира;
- использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные
географические методы, знания и умения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего
образования, учебному плану МБОУ Заводской СОШ учебный предмет «География» изучается в
количестве часов за год обучения на базовом уровне в 10 классе - 35 часов, в 11 классе - 34 часа,
из расчета общей недельной нагрузки - 1 часа. Общее количество часов в 10 - 11 классах на
базовом уровне составляет 69 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира,
отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве
жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем
человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших
социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание учебного предмета «География»
Первый год обучения
10 класс. (34 часа, 1 час в неделю)
Часть I. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира
Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты
мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех
остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления:

абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos власть) монархии.
Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое
унитарное и федеративное государство. Конфедерация.
Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий
(Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия).
Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления
государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте
мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства
возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.
Тема 2. Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер
проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды.
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные
сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы
природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы
регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Тема 3. География населения мира
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая,
возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая
ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов мира.
Тема 4 . Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология,
производство, управление.
Эволюционный и революционный пути развития.
Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе
развития стран мира
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших
отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов
мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество,
создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых
отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Второй год обучения
11 класс. (33 часа, 1 час в неделю)
Часть II. Региональная характеристика мира
Тема 6. Зарубежная Европа (9часов)

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны
Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира.
Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия (7 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия.
Австралийский Союз.

Тема 8: Африка (3 часа)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона.
Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Тема 9: Северная Америка (5 часов)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Тема 10: Латинская Америка (4 часа)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской
Америки. Бразилия.
Тема 11: Россия в современном мире (2 часа)
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России.
Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее
развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических
проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического
положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с
наиболее развитыми странами мира.
Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (3часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их
решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли.

Тематическое планирование 11 класс. 33 ч, 1 ч в неделю

Раздел,
тема

Темы по основным разделам

Часть 2 11 класс Региональная характеристика
мира
6
Зарубежная Европа
7
8
9
10
11
Часть 3
12

Зарубежная Азия. Австралия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Россия в современном мире
Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества.
Стратегия устойчивого развития
Итоговое тестирование
Итого

Количество
часов

9
7
3
5
4
2

Кол - во
Практических
работ

Кол - во
тестов

1

1

1

1
1
1
1

1
1

1
3
33

2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира,
отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве
жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем
человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших
социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных
программ,
различных
видов
человеческого
общения.

3. Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
10 -11 класс
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 класса
М., «Просвещение», 2015 г.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10-11 класс с комплектом контурных
карт.
3. Приложение к учебнику на электронном носителе (DVD-ROM) В.П. Максаковского
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер для учителя;
- принтер;
- ноутбук для учащихся
3. Экранно-звуковые пособия:
- видеофильмы по тематике программы;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы.
4. Материалы и инструменты:
- иллюстративный справочный материал
Контрольно-измерительные материалы:
Контрольно-измерительные материалы:
https://infourok.ru/kontrolnoizmeritelnie-materiali-po-geografii-klass-3503592.html
Интернет – ресурсы:
1. https://lecta.rosuchebnik.ru/teacher - Российская цифровая образовательная платформа LECTA
2.http://ege.fipi.ru/os11/gmodules/qprint/index.php?proj=CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE 4 –
Открытый банк заданий. ФИПИ
3. Российский образовательный портал – [электронный ресурс].http://www.school.edu.ru/
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – [электронный ресурс].http://schoolcollection.edu.ru/
5. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов– [электронный ресурс].
http://fcior.edu.ru/

Приложение 1
11 класс
Всего уроков - 33
Контрольных тестов - 6
Практических работ - 4
№
п/п

Тема урока

Дата

Домашнее задание

План
Часть II. Региональная характеристика мира
Тема 6. Зарубежная Европа (9 часов)

1/1

2/2
3/3
4/4
5/5
6/6

7/7

8/8

9/9

Общая
характеристика
Европы.
ЭГП. Природные ресурсы

Зарубежной

Стр. 191-193 учебника,
выучить столицы стран,
задание 2 стр.226
Стр.193-198, задания 4,
Население Зарубежной Европы
5 стр.227
Хозяйство
стран
Европы. Стр.198-205,
задание 7,
Промышленность
стр. 227
Стр. 205-210, задание
Сельское хозяйство. Транспорт и туризм
9,10, 12 (по выбору)
региона
стр.194
Географический рисунок расселения и Стр. 210- 214,
хозяйства
групповые задания
Субрегионы и страны Зарубежной
Европы. ФРГ. Практическая работа №1
Составление ЭГХ страны (по выбору
учащихся)
Франция. Италия. Великобритания.
Практическая работа №1
Составление ЭГХ страны (по выбору
учащихся)
Микросударства Зарубежной Европы.
Практическая работа №1. Составление
ЭГХ страны (по выбору учащихся)
Урок-зачет по теме «Зарубежная Европа».
Тестирование

Стр.215-223, реферат о
стране, групповая
работа
Задание 17/5 стр.229
групповая работа
Повторение по блоку
самоконтроля, стр. 229231
Индивидуальные
задания

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (7 часов)

Факт

11/2

Хозяйство

Стр.242-246

12/3

Китай

Стр. 246-254, задания 9,10
стр.278

13/4

Япония.

14/5

Стр.254-263, задание
Практическая работа №2
18, стр.279
Составление картосхемы, отражающей
международные экономические связи
Японии
Индия
Стр.263-271, задание
23,стр.280

15/6

Австралия

16/7

Итоговый урок
Азия»

по теме «Зарубежная

Стр.271-273,
повторение по блоку
самоконтроля стр.281282
Индивидуальные
задания

Тема 8. Африка (3 часа)
17/1
18/2

19/3

Общая характеристика Африки

Стр.285-291,задание 1,
стр. 300
Субрегионы Северная и Тропическая Стр.291-297,
повторение по блоку
Африка
самоконтроля стр. 302303
Урок-зачет по теме «Африка».
Индивидуальные
Тестирование
задания
Тема 9. Северная Америка (5 часов)

20/1

ЭГП США. Население.

Стр.305-309

21/2

Общая характеристика хозяйства
Общая характеристика хозяйства

Стр.309-317, задание
12/2, стр.333
Стр.317-321

22/3

Макрорайоны США.
Стр.321-326, задание
Практическая работа №3
9,10 стр.333
Влияние природных факторов на развитие
хозяйства макрорегионов США
Канада
Стр.326-329,
повторение по блоку
самоконтроля стр.334336
Урок-зачет по теме «Северная Америка». Индивидуальные
Тестирование
задания
Тема 10. Латинская Америка (4 часа)

23/4

24/5

25/1

262

273

28/4

Общая
характеристика
Америки
Хозяйство

Стр.339-346, задание
Латинской 2,7стр.354-355
Стр.346-349, задание 10
стр.355

Различия регионов Латинской Америки.
Бразилия.
Практическая работа №4
Составление ЭГХ стран Латинской
Америки
Урок-зачет по теме «Латинская Америка».
Тестирование

стр.357-358 повторение
по блоку самоконтроля
Индивидуальные
задания

Тема 11. Россия в современном мире (2 часа)

29/1
30/2

Место России в мировой
политике, в мировом природноресурсном и людском потенциале
Место России в мировом хозяйстве

Стр.361-363, задание 2,
стр.373
Стр.363-372

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (3часа)
31

Глобальные проблемы человечества

Стр.379-390, работа в
группах

32

Глобальные проблемы человечества

работа в группах

33

Стратегия устойчивого развития
Итоговое тестирование

Приложение 2
Контроль уровня обучения

11 класс. План-график оценочных процедур
Вид работы
Тест
Практическая работа
Итого

I полугодие
2
2
4

II полугодие
4
2
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».