МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДО на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР И. о. директора ______________________ _____________ ________________________ М.А. Смирнова О.С.Фатеева приказ №123/2-ОД приказ №123/2-ОД протокол №1 от 28.08.2023 г. от «31» августа 2023 г. от «31» августа 2023 г. приказ 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный инспектор движения» Направление: социальное Класс: 5-9 классы Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 1 год (34 часа) Автор составитель: педагог-организатор ОБЖ Т.Н. Кунгурова Пояснительная записка Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «ЮИД: юные инспектора дорожного движения» предназначена для обучающихся 5- 9 классов. В соответствии с Планом внеурочной деятельности МКОУ «Кордюкоская СОШ» на реализацию настоящей программы выделен 1 ч в неделю (34 часа в год). Программа носит нелинейный характер. Основные требования к содержанию и структуре программы закреплены в документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Общеобразовательная программа основного общего образования «Кордюковская СОШ» Положение о рабочей программе занятий внеурочной деятельности В современных условиях интенсивного и стремительного движения транспорта на улицах и дорогах возрастает количество дорожнотранспортных происшествий, в том числе с участием детей и подростков. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Анализ статистики ДТП с участием детей и психологопедагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс школы целостной системы непрерывного В основу программы заложена концепция безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожно-транспортного процесса. Что способствует формированию сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах. Программа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную систему безопасности дорожного движения, обеспечивать преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области, а также постепенно углублять межпредметные связи содержания курса. Данная программа, формируя навыки общения детей, способствует воспитанию в них культуры грамотного и вежливого участника дорожного движения, мотивируя детей к дальнейшим поискам путей безопасного поведения на дороге. Программа «ЮИД» предназначена обучающихся 5-9 классов, проявляющим интерес к вопросам личной безопасности на дорогах и транспорте. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленной на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы. Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, изготовление листовок, плакатов и др. Для успешной реализации этого подхода использовать активные методы обучения: игра, мозговой штурм, групповая дискуссия, анализ потенциально опасных ситуаций и др. Основное назначение программы связано с формированием личностных ориентаций обучающихся в сфере дорожного движения. Актуальность программы: направленность на создание в детском коллективе психологически комфортной атмосферы занятий и подготовку детей к социальной адаптации, самоутверждению их в микросоциуме. Основная цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дороге. Задачи программы: повышение уровня знаний обучающихся в области БДД; формирование практических навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, втранспорте; формирование развитие чувства бережного, уважительного отношения к окружающим, к участникамдорожного движения; знакомство с историей развития ПДД, историей регулирования дорожного движения,историей развития дорог, транспорта в стране и за умений, навыков, способностей быстро реагировать в сложных,экстремальных ситуациях на дороге; рубежом; приобщение к творческой и музыкально-эстетической деятельности. Планируемые результаты: Личностные развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование потребности в безопасном поведении на дороге. воспитание уважения ко всем участникам дорожного движения; самоидентификация – осознание себя членом отряда ЮИД, развитие чувства ответственности за себя и за своих товарищей; формирование познавательного интереса к истории возникновения ПДД; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере; формирование умения работать с различными источниками информации (картами, справочниками, информационными знаками, имеющимися в городской среде, текстами, инструкциями), развитие умения сопоставлять информацию, полученную из разных источников; развитие умения понимать символический язык дорожных знаков, разметки и сигналов; совершенствование коммуникативных умений – готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения; излагать свое мнение и аргументировать его, давать личностную оценку поступков людей и произошедших событий. владение навыками оказания первой помощи пострадавшим в ДТП; владение навыками безопасного поведения на дороге. владение умением быстро ориентироваться в сложных, экстремальных дорожныхситуациях. владение навыками и умениями коллективного и индивидуального исполненияпоставленных задач. знание, понимание и принятие обучающимися правил дорожного движения,основ безопасного поведения на дороге; знание основных терминов и понятий, используемых в ПДД; ценностей – нравственность, долг, честь, милосердие, миролюбие, осознание ценности человеческой жизни. знание истории развития ПДД, регулирования дорог, развития дорог, транспорта в стране и за рубежом.Выполнение задач стоящих перед программой позволит: Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований). Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения) Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма; Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма; Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения; Повысить дорожную грамотность обучающихся; Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге. Содержание курса внеурочной деятельности Вводное занятие: изучение техники безопасности. Теоретическое занятие. Правила движения - закон улиц и дорог. 1. Детское объединение «Юные инспектора движения». История детского объединения юных инспекторов движения. Теоретические занятия. История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГИБДД - надежные друзья. Знакомство с положением об отрядах ЮИД. Решение организационных вопросов. Оформление уголка по безопасности дорожного движения. Практическое занятие. Оформление уголка по безопасности дорожного движения. 2. История правил дорожного движения. История и развитие Правил дорожного движения. Теоретические занятия. История и развитие Правил дорожного движения. Информация: о первом светофоре; об автотранспорте - легковом, грузовом, общественном; о велосипеде в России; о первых дорожных знаках, жезлах,разметке. Правила дорожного движения. Общие положения. Теоретические занятия. Общие положения правил дорожного движения. 3. Изучение правил дорожного движения. Правила дорожного движения в России. Теоретические занятия. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Теоретические занятия. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительнаяполоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрёстки. Границы перекрёстков. Пересечение проезжих частей на перекрёстках. Населённые пункты. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. С помощью схем и зарисовок провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом. Правила дорожного движения для пешеходов. Теоретические занятия. Обязанности пешеходов. Правостороннее движение. Правила перехода дороги. Места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Средства регулирования движения. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. В рабочей тетради и в дневнике отряда красочно оформить места перехода проезжей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного путей автомобиля. Правила дорожного движения для пассажиров. Теоретические занятия. Обязанности пассажиров. Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки. Правила поведения в салоне транспорта. Перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. Правила дорожного движения для велосипедистов. Теоретические занятия. ПДД для велосипедистов: техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. 4. Дорожные знаки. Дорожные знаки и их группы. Теоретические занятия. Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков. Практические занятия. Изготовление макетов дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения. Теоретические занятия. Средства регулирования дорожного движения. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. Места установки дорожных знаков. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и её назначение. Вертикальная разметка и её назначение. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. 5. Основы оказания первой помощи. Основные требования при оказании первой помощи при ДТП. Теоретические занятия. Основные требования при оказании ПМП при ДТП. Аптечка автомобиля и её содержимое. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Переломы, их виды. Практические занятия. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Оказание первой помощи пострадавшему. Теоретические занятия. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Практические занятия. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. 6. Фигурное вождение велосипеда. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Теоретические занятия. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Практические занятия. Составление памятки «Юному велосипедисту». Правила движения велосипедистов. Теоретические занятия. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрёстков. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Практические занятия. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. Практические занятия. Фигурное вождение велосипеда. 7. Традиционно-массовые мероприятия. Подготовка выступления агитбригады. Подготовка выступления агитбригады. Составление сценария мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Итоговое занятие. Выступление отряда в начальной школе. Тематическое планирование п/п № 1 1.1. 1.2. 2 2.1. 2.2. 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4 4.1. 4.2. 5.1. 5.2. 5 7.1. 7.2. Вводное занятие. Техника безопасности. Правиладвижения –закон улиц и дорог. (1 час) Детское объединение «Юные инспектора движения» - 3 часа История детского объединения юных инспекторов движения. Оформление уголка по безопасности дорожногодвижения. История правил дорожного движения и службыГИБДД – 2 часа История и развитие Правил дорожного движения ислужбы ГИБДД Правила дорожного движения. Общие положения. Изучение правил дорожного движения – 9 часов Правила дорожного движения в России. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Правила дорожного движения для пешеходов. Правила дорожного движения для пассажиров. Правила дорожного движения для велосипедистов. Дорожные знаки – 5 часов Дорожные знаки и их группы. Средства регулирования ДД. Основы оказания первой доврачебной помощи – 5 часов Основные требования при оказании первой помощи при ДТП. Теория Практика 1 0 1 0 0 2 1 0,5 0 0,5 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 Оказание первой помощи пострадавшему. Фигурное вождение велосипеда – 5 часов Технические требования, предъявляемые к велосипеду. 1 2 6 1 1 1 0 1 1 7 Правила движения велосипедистов. Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. Традиционно-массовые мероприятия – 4 часа Подготовка выступления агитбригады. Итоговое занятие. Тематическое выступление отряда ЮИД. ИТОГ 0 0 2 2 6.1. 6.2. 6.3. Количество часов Наименование раздела, темы 34 часа Перечень учебно-методического обеспечения 1. Правила дорожного движения Российской федерации (Основной текст с иллюстрациями), 2014г. 2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ под редакцией В.Н. Кирьянова/- М.: Издательство Третий Рим, 2005 3. Рекомендации по проведению профилактической работы в школах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма // Методическое пособие. – Оренбург, 1996г. 4. Роль игры в профилактике ДТП // Методическое пособие. – Оренбург, 1998г. 5. Рыбин А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении /А. Рыбин / - М.: Транспорт, 1991г. 6. Стрелков В.А. Это должен знать каждый / В. Стрелков – М.: ДОСААФ, 1981г. Список литературы (основной и дополнительной) 1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 96с. – (Работаем по новым Стандартам). 2. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Практика реализации эффективной модели воспитания. Сборник сконструированных программ. Учебнометодическое пособие. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2014, - с. 275 Интернет ресурсы. ‐официальный сайт Госавтоинспекции (http://stat.gibdd.ru); ‐федеральный каталог «Дорога без опасности» (http://bdd-eor.edu.ru); ‐портал «Город дорог» (http://pdd.nd.ru/view_doc.html?mode=default); ‐сайты ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (http://vcht.center/events/bdd/), ЮИД России (http://юидроссии.рф), газеты «Добрая Дорога Детства» (http://dddgazeta.ru), ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» (https://институтвоспитания.рф/federalnyy-resursnyy-tsentr-po-profilaktikeddtt/).