МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам.директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ ________________________ М.А.Смирнова О.С.Фатеева 123/2-ОД от «31» августа Протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. 2023 г. 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности для обучающихся 5 – 8 классов «Хоровое пение» с.Кордюково 2023 Пояснительная записка В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность. Все направления реализуют требования ФГОС. Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373). Реализация программы хорового кружка осуществляется на основании нормативно-правовых документов: 1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», принято в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993. 3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373». 4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 5. программы «Хоровой класс» Попова В.С., М.: Советский композитор, 1988. Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Актуальность программы. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа. Педагогическая целесообразность программы В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Цель программы: привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству. Задачи программы: 1) Развивающие: а) совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать; б) развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память; в) развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения. 2) Образовательные: Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков. 3) Воспитательные: Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной отзывчивости; Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы. Организационные условия реализации программы Программа рассчитана на учеников 5-8 класса. Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция). Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения). Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы: - высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству; - профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования; - творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. Материально-техническое обеспечение В кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное количество стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для учебных пособий, наглядный материал, видео- и аудиопособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ), фонограммы, магнитофон, фортепиано. Предметные результаты программы Реализация программы должна обеспечить: - развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ; - развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления; - развитие навыка пения по нотам; - умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания; - навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella; - формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении; - способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей. В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать: - специфику певческого искусства; - основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки; - многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь: - эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения; - исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись; - устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов. Метапредметные результаты Личностные результаты: • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских); • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; • развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека; • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.); • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал; • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся. Учащиеся получат возможность: • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность. Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные: Учащиеся научатся: • логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения); • рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности; • адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; Учащиеся получат возможность: • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями; • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области. Регулятивные: Учащиеся научатся: • планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями; • мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться: • формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности; • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся: • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации; • использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен); • опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Учащиеся получат возможность: • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений. Формы и режим занятий: - учебное занятие; - контрольный урок; - музыкальные спектакли; - отчетный концерт; - участие в конкурсах, фестивалях; - посещение концертов, музыкальных спектаклей. Каждое занятие строится по схеме: - настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием; - дыхательная гимнастика; - речевые упражнения; - распевание; - пение вокализов; - работа над произведениями; - анализ занятия. Принципы и методы работы: Принципы: В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические принципы: - единство технического и художественно-эстетического развития учащихся; - постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения; - использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми; - принцип эмоционального положительного фона обучения; - индивидуальный подход к учащемуся. Методы: 1.Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример); 2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач); 3.Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде); 4.Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления. Критерии определения оценки Основными критериями определения оценки учащихся являются: - уровень сформированности вокально-исполнительских навыков; - степень выразительности исполнения; - проявление совместной творческой активности; - умение слышать участников ансамбля (хора) и не выделяться из общего звучания. При этом также учитывается участие учащегося в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях. Выпускники, проявившие особые способности и склонности к профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в колледжи соответствующего профиля. Материально-техническое оснащение - наличие специального кабинета; - наличие репетиционного зала (сцены); - фортепиано, другой инструмент; - музыкальный центр, компьютер; - записи фонограмм в режимах «+» и «-»; - нотный материал. Первая группа Задачи: дать первоначальное представление о музыке; формировать певческие навыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, движения под музыку; формировать сенсомоторную координацию; приобщать детей к разнообразным видам деятельности; развивать музыкальную память; прививать интерес и любовь к музыке. Учебно-тематический план № п/п Раздел, тема Количество часов Всего Теория Практика 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 4 Вводное занятие Вокально-хоровая работа Дыхание Дикция, артикуляция Вокальные упражнения Творческие задания Работа над репертуаром Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио Слушание музыки Воспитательные мероприятия 1 31 5 6 8 2 7 3 1 1 1 31 1 1 5 6 8 1 7 2 1 1 34 Основное содержание образовательного процесса Вводное занятие Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты). Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий. Правила пения и охрана детского голоса. Вокально-хоровая работа Певческая установка Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка. Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий. Дыхание Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи: - приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох; - развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный. Дикция и артикуляция Артикуляционные упражнения. Самомассаж артикуляционного аппарата. Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена. Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. http://diktory.com/dikciya.html Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног. Вокальные упражнения Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков. На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз. Творческие задания Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений). Работа над произведениями Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов: - образное содержание; - отработка интонационных оборотов; - дикционные сложности; - разучивание произведений; - концертный вариант исполнения. Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса. Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий. Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо». Слушание музыки Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название). Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных». Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления. Воспитательные мероприятия Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям: - формирование традиций коллектива, - идеологическая и воспитательная работа, - общественно-полезная работа. Направлены на: - нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов; - воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру; - формирование самостоятельности и творческой активности; - развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов; - воспитание чувства патриотизма; - воспитание чувства коллективизма; - расширение музыкального кругозора. Итоговое занятие Концерт для родителей Прогнозируемая результативность В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками: - правильной певческой посадки и установки, - мягкой атаки звука, - чистого интонирования мелодии, - чёткого произношения текста, - пения в диапазоне c 1 – h 1, - пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением, - ручных знаков № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Календарно-тематическое планирование. Содержание Количес тво часов Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса. Вокальные упражнения. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни. Работа над исполнением песни. Работа над дикцией. Сценическая отработка номера. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни. Звуковедение. Сценическая отработка номера. Работа над тембровой окраской голоса. Выразительное исполнение песни. Вокальные упражнения. Работа над дикцией. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Партии в хоре. Сценическая отработка номера. Вокальные упражнения. Разучивание песни. Работа над дикцией. Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни. Разучивание песни. Сценическая отработка номера. Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Повторение выученных песен. Жанровое разнообразие музыки. Беседа. Типы голосов. Разучивание песни. Работа с солистами. Формирование певческих навыков. Вокальные упражнения. Разучивание песни. Музыкальная игра «Эхо». Вокальная работа над песней. Вокальные упражнения. Выразительное исполнение песни. Слушание и анализ музыкальных произведений. Сценическая отработка номера. Работа над произведением. Артикуляционные речевки. Работа над песнями. Слушание и анализ музыкальных произведений. Отработка вокально-хоровых навыков. Звуковедение. Разучивание песни. Вокальные упражнения. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Роль песни в жизни человека. Беседа. Повторение выученных песен. Подготовка к концерту. Повторение песен. Выступление на итоговом концерте. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения занятия План Факт Список литературы, рекомендованной для педагогов. 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. Список литературы, рекомендованной для детей. 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.