РП ВД Хоровое пение, 2023-2024 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам.директора по УВР

И.о. директора

________________________ ________________________

________________________

М.А.Смирнова
О.С.Фатеева
123/2-ОД от «31» августа
Протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа
2023
г.
2023 г.
123/2-ОД от «31» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
для обучающихся 5 – 8 классов
«Хоровое пение»

с.Кордюково 2023

Пояснительная записка
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания»
возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и
принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач
(особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового
качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной
части введена внеурочная деятельность. Все направления реализуют требования ФГОС.
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными
положениями ФГОС НОО второго поколения (утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).
Реализация программы хорового кружка осуществляется на основании
нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образования в Российской
Федерации», принято в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011,
регистрационный номер 19993.
3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. №373».
4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. программы «Хоровой класс» Попова В.С., М.: Советский композитор, 1988.
Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального
искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного
комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности.
Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка.
Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия
воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким
образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает
наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на
эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах
творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения;
воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей
общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно
петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые
способности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического
воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности,
сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости,
обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,
фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству,
развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,
разработана эта программа.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач,
пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на
развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности.
С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения
речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для
ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы:
привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству.
Задачи программы:
1) Развивающие:
а) совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;
б) развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память;
в) развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
2) Образовательные:
Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.
3) Воспитательные:
Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной
отзывчивости;
Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный
коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается
художественно – воспитательное значение данной программы.
Организационные условия реализации программы
 Программа рассчитана на учеников 5-8 класса.
Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые,
групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).
Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя
различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ,
музыкально-ритмические движения).
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового
образования;

- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в
смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Материально-техническое обеспечение
В кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное количество стульев,
удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для учебных пособий,
наглядный материал, видео- и аудиопособия, методический материал, детские
музыкальные инструменты (ДМИ), фонограммы, магнитофон, фортепиано.
Предметные результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- развитие навыка пения по нотам;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для
музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть
народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных
композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной
самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и
способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные
произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей,
художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных
и композиторских);
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе
знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и
участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла
обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на
человека;
•
формирование
представлений
о
нравственных
нормах,
развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других
людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты,
репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством
развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при
моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей
деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха
исполнительской деятельности;
• адекватно
воспринимать
художественные
произведения,
осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного
произведения;
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё
выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности,
интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной
предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию
и исполнению хоровых произведений ;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на
практике этими критериями;
• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов
достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,
принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при
построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства
информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач
(например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного
исполнения музыкальных произведений.
Формы и режим занятий:
- учебное занятие;
- контрольный урок;
- музыкальные спектакли;
- отчетный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Каждое занятие строится по схеме:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведениями;
- анализ занятия.
Принципы и методы работы:
Принципы:
В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические принципы:

- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
1.Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование
наглядных пособий, личный пример);
2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
3.Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);
4.Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на
видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие
моменты выступления.
Критерии определения оценки
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительских навыков;
- степень выразительности исполнения;
- проявление совместной творческой активности;
- умение слышать участников ансамбля (хора) и не выделяться из общего звучания.
При этом также учитывается участие учащегося в концертной деятельности,
конкурсах и фестивалях.
Выпускники, проявившие особые способности и склонности к профессиональному
вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в колледжи
соответствующего профиля.
Материально-техническое оснащение
- наличие специального кабинета;
- наличие репетиционного зала (сцены);
- фортепиано, другой инструмент;
- музыкальный центр, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- нотный материал.
Первая группа
Задачи:
 дать первоначальное представление о музыке;
 формировать певческие навыки и простейшие исполнительские навыки в области
пения, движения под музыку;
 формировать сенсомоторную координацию;
 приобщать детей к разнообразным видам деятельности;
 развивать музыкальную память;
 прививать интерес и любовь к музыке.
Учебно-тематический план
№
п/п

Раздел, тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
4

Вводное занятие
Вокально-хоровая
работа
Дыхание
Дикция, артикуляция
Вокальные упражнения
Творческие задания
Работа над репертуаром
Музыкальная грамота,
хоровое сольфеджио
Слушание музыки
Воспитательные
мероприятия

1
31
5
6
8
2
7
3
1
1

1
31

1
1

5
6
8
1
7
2

1
1

34
Основное содержание образовательного процесса
Вводное занятие
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются
различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение
корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков
правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу
под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе
занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит
перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох,
задержка, выдох;
- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения.
Самомассаж артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть
раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих.
http://diktory.com/dikciya.html
Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Вокальные упражнения

Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим
голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и
выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона,
расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения
исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием.
Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения.
Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического
восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах.
Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих
фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок,
до произведений).
Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием
исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука.
Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего
звучания. Интонирование простейших мелодий.
Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане.
Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках.
Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных
упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление
слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного
мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать
сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П.
Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение
активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём
основным направлениям:
- формирование традиций коллектива,
- идеологическая и воспитательная работа,
- общественно-полезная работа.

Направлены на:
- нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и
интересов;
- воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать
музыкальную культуру;
- формирование самостоятельности и творческой активности;
- развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание чувства коллективизма;
- расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Концерт для родителей
Прогнозируемая результативность
В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о культуре
поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:
- правильной певческой посадки и установки,
- мягкой атаки звука,
- чистого интонирования мелодии,
- чёткого произношения текста,
- пения в диапазоне c 1 – h 1,
- пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,
- ручных знаков

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Календарно-тематическое планирование.
Содержание
Количес
тво
часов
Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по
технике безопасности, гигиене и охране голоса.
Вокальные упражнения.
Дыхательные, артикуляционные, вокальные
упражнения. Разучивание песни.
Работа над исполнением песни. Работа над дикцией.
Сценическая отработка номера.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Разучивание песни.
Звуковедение. Сценическая отработка номера.
Работа над тембровой окраской голоса.
Выразительное исполнение песни.
Вокальные упражнения. Работа над дикцией.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Партии в хоре. Сценическая отработка номера.
Вокальные упражнения. Разучивание песни.
Работа над дикцией.
Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание
песни.
Разучивание песни.
Сценическая отработка номера. Работа над дикцией.
Вокальные упражнения. Повторение выученных песен.
Жанровое разнообразие музыки. Беседа.
Типы голосов. Разучивание песни.
Работа с солистами. Формирование певческих навыков.
Вокальные упражнения. Разучивание песни.
Музыкальная игра «Эхо».
Вокальная работа над песней.
Вокальные упражнения.
Выразительное исполнение песни.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Сценическая отработка номера. Работа над
произведением.
Артикуляционные речевки. Работа над песнями.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Отработка вокально-хоровых навыков.
Звуковедение. Разучивание песни.
Вокальные упражнения.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Роль песни в жизни человека. Беседа. Повторение
выученных песен.
Подготовка к концерту. Повторение песен.
Выступление на итоговом концерте.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения
занятия
План Факт

Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М.,
2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П.,
1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М,
2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».