Рассмотрено На пед. совете от «28» августа 2023г №1 Согласовано Заместитель директора по УВР ___________/Смирнова М.А./ Утверждаю И.о.директора школы «31» августа 2023 г Пр. № 123/2-ОД от «31» августа 2023 _________/Фатеева О.С./ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кордюковская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ Кордюково 2023 г. Цель работы тьютора: Индивидуальное сопровождение учащихся в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения. Задачи: 1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. 2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе. 3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. 4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. 5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения: a) Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи; b) Оказание родителям эмоциональной поддержки; c) Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития. 6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ. Планируемые результаты: • Умение организовывать обучающимся своего рабочего места, места отдыха и других мест, организацию особого режима; • Умение проявлять положительные эмоции в среде сверстников; • Тьюторант способен адаптироваться в других учебных заведениях, в разнообразных детских коллективах, в иных системах оценивания; Функции тьютора: 1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ. 2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психологопедагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития. 3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов школы. 4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ Тьютор Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы Тьютор: и подопечный Тьютор и учитель (учителя) класса формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку. Тьютор: обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. Тьютор: Тьютор и другие дети следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. Тьютор и Тьютор: родители рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей. Тьютор и другие специалисты (логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.) Тьютор: вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом; помогает в составлении индивидуальных программ; осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.) Взаимоотношения тьютора и тьюторанта Ребенок с ОВЗ и учитель Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции Для этого тьютор: привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. следит за организацией рабочего пространства ученика; Ребенок с ОВЗ и тьютор Ребенок выполняет рекомендации тьютора соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. Ребенок с ОВЗ и другие ученики Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему Ребенок с ОВЗ и родители Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором Основные виды деятельности тьютора: 1. Информационное обеспечение 2. Организационная деятельность 3. Учебно-методическая работа 4. Диагностико - аналитическая деятельность № Содержание деятельности Сроки Ответственные Информационное обеспечение 1 Пополнение нормативно-правовой и методической базы В течение года Тьютор 2 Консультации родителей учащихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей В течение года по запросу Тьютор 3 Родительские собрания: В течение года по запросу Тьютор «Особый ребёнок в школе» «Динамика развития воспитанников» Организационная деятельность 1 Разработка документов. Составление индивидуальных маршрутов. В течение года Тьютор 2 Сбор документов в портфолио обучающихся. В течение года Тьютор 3 Сопровождение и оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива В течение года по запросу Тьютор 4 Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. Ежедневно Тьютор 5 Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов. В соответствии с планом воспитательной работы школы Тьютор 6 Разработка и заполнение дневников наблюдений. Сентябрь, в течение года Тьютор В течение года Тьютор Учебно-методическое направление 1 Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ. 2 Представление тьюторантов на ППк (по необходимости) По графику работы ППк Тьютор 3 Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения По общешкольному плану Тьютор Диагностико-аналитическая деятельность 1 Анализ личных дел учащихся В течение года Тьютор 2 Непрерывная следящая диагностика В течение года Тьютор 3 Подготовка и организация индивидуальных коррекционноразвивающих занятий. 1 раз в неделю с каждым тьюторантом Тьютор 4 Анкетирование родителей Апрель – май Тьютор «Мой ребенок» «Наши пожелания» 5 Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения Май Тьютор 6 Анализ работы тьютора за 2023-2024 учебный год По общешкольному плану Тьютор ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ТЬЮТОРА 1 Содержание работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Знакомство с документами тьюторанта Обеспечение всех обучающихся учебниками. Разработка индивидуальных образовательных программ, планов. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Утверждение расписания индивидуальной работы с детьми. Ведение документации: дневники наблюдения. Срок Сентябрь № п/п Взаимодействие с педагогами-предметниками. (Собеседование с завучем школы) Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники сопровождения. Посещение библиотеки. 5 1. 2. 3. 4. 5. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Индивидуальные тьюторские консультации с родителями. Посещение уроков. Консультации с учителями. 6 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневник наблюдений. Индивидуальные тьюторские консультации с учителями. Посещение уроков. Консультации с учителями. Конкурс рисунков. Подготовка к проектам. 7 1. 2. 3. 4. 5. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Посещение уроков. Консультации с учителями. Конкурс рисунков. Октябрь Ноябрь Декабрь 1. 2. 3. 4. Январь 4 Февраль 3 1. Организация и осуществление взаимодействия тьюторов с учителями МКОУ «Кордюковская СОШ». 2. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. 3. Ведение документации: дневники наблюдения. 4. Посещение уроков. 5. Консультации с учителями. 1. Беседа с классными руководителями по работе с ИОП планом. 2. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. 3. Ведение текущей документации Март 2 8 1. 2. 3. 4. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Посещение уроков. Консультации с учителями. Апрель 9 1. 2. 3. 4. 5. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Составление и анализ мониторинга уровня обученности и качества обучения учащихся. Посещение уроков. Консультации с учителями. Май