Рабочая программа тьютора

Рассмотрено
На пед. совете
от «28» августа 2023г №1

Согласовано
Заместитель
директора по УВР
___________/Смирнова М.А./

Утверждаю
И.о.директора школы

«31» августа 2023 г

Пр. № 123/2-ОД
от «31» августа 2023

_________/Фатеева О.С./

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа тьютора
по сопровождению обучающихся с ОВЗ

Кордюково

2023 г.

Цель работы тьютора:
Индивидуальное сопровождение учащихся в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с
ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в
класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная
организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных
межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении.
При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его
ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и
последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
a)

Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения
принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

b)

Оказание родителям эмоциональной поддержки;

c)

Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Планируемые результаты:

•
Умение организовывать обучающимся своего рабочего места, места отдыха и других мест, организацию
особого режима;
•

Умение проявлять положительные эмоции в среде сверстников;

•
Тьюторант способен адаптироваться в других учебных заведениях, в разнообразных детских коллективах, в
иных системах оценивания;
Функции тьютора:

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях,
мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка
результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психологопедагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе,
составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при
решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для
воспитанника служб и специалистов школы.
4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности
ребенка с ОВЗ

Тьютор

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного
с социумом школы
Тьютор:

и подопечный

Тьютор
и учитель (учителя)
класса



формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы
становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и
гармонизирующей силой;



следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации,
успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести
его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает
сходить в туалет);



координирует общую деятельность ученика, дозирует

учебную нагрузку.

Тьютор:


обсуждает с учителем:



цели и задачи своей работы;



возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и
возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;



эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор:
Тьютор и
другие дети



следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;



объясняет детям, как общаться с их одноклассником;



если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и

Тьютор:

родители



рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;



отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие
специалисты
(логопед,
соцпедагог,
медицинские
работники,
психолог и др.)

Тьютор:


вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;



помогает в составлении индивидуальных программ;



осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в
ориентировании в задании и др.)

Взаимоотношения тьютора и тьюторанта
Ребенок с ОВЗ и
учитель
Ребенок слушает
учителя и
выполняет его
инструкции

Для этого тьютор:


привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;



«Смотри на доску»;



«Возьми ручку, пиши»;



«Открывай учебник»;



«Открывай дневник» и т.п.



следит за организацией рабочего пространства ученика;

Ребенок с ОВЗ и
тьютор
Ребенок выполняет

рекомендации
тьютора



соотносит задания учителя с возможностями ученика;



если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует
остановиться и переключиться на новое задание;



если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу
по предыдущему заданию.



Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то
необходимо спросить об этом учителя.



наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению
подопечного.



Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог
учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».



помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что
было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с
родителями других детей.

Ребенок с ОВЗ и
другие ученики
Ребенок по своей
инициативе
общается с ними,
отвечает на
обращение других
учеников к нему
Ребенок с ОВЗ и
родители
Ребенок перед
началом уроков
прощается с
родителями,
после уроков –
встречает
родителей и
прощается с
тьютором
Основные виды деятельности тьютора:
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа

4. Диагностико - аналитическая деятельность
№

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Информационное обеспечение
1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года

Тьютор

2

Консультации родителей учащихся по вопросам устранения
учебных трудностей, коррекции индивидуальных
потребностей, развития и реализации способностей и
возможностей

В течение года по запросу

Тьютор

3

Родительские собрания:

В течение года по запросу

Тьютор

«Особый ребёнок в школе»
«Динамика развития воспитанников»
Организационная деятельность
1

Разработка документов. Составление индивидуальных
маршрутов.

В течение года

Тьютор

2

Сбор документов в портфолио обучающихся.

В течение года

Тьютор

3

Сопровождение и оказание помощи обучающемуся в процессе
занятий по успешному включению в работу классного
коллектива

В течение года по запросу

Тьютор

4

Создание условий для реальной индивидуализации процесса
обучения.

Ежедневно

Тьютор

5

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и
внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.

В соответствии с планом
воспитательной работы школы

Тьютор

6

Разработка и заполнение дневников наблюдений.

Сентябрь, в течение года

Тьютор

В течение года

Тьютор

Учебно-методическое направление
1

Составление и корректировка индивидуальных программ
развития и обучения, участие в разработке адаптированных
программ.

2

Представление тьюторантов на ППк (по необходимости)

По графику работы ППк

Тьютор

3

Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе
методического объединения

По общешкольному плану

Тьютор

Диагностико-аналитическая деятельность
1

Анализ личных дел учащихся

В течение года

Тьютор

2

Непрерывная следящая диагностика

В течение года

Тьютор

3

Подготовка и организация индивидуальных коррекционноразвивающих занятий.

1 раз в неделю с каждым
тьюторантом

Тьютор

4

Анкетирование родителей

Апрель – май

Тьютор

«Мой ребенок»
«Наши пожелания»
5

Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе
методического объединения

Май

Тьютор

6

Анализ работы тьютора за 2023-2024 учебный год

По общешкольному плану

Тьютор

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ТЬЮТОРА

1

Содержание работы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Знакомство с документами тьюторанта
Обеспечение всех обучающихся учебниками.
Разработка индивидуальных образовательных программ, планов.
Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
Утверждение расписания индивидуальной работы с детьми.
Ведение документации: дневники наблюдения.

Срок

Сентябрь

№
п/п

Взаимодействие с педагогами-предметниками. (Собеседование с завучем школы)
Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
Ведение документации: дневники сопровождения.
Посещение библиотеки.

5

1.
2.
3.
4.
5.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
Ведение документации: дневники наблюдений.
Индивидуальные тьюторские консультации с родителями.
Посещение уроков.
Консультации с учителями.

6

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
Ведение документации: дневник наблюдений.
Индивидуальные тьюторские консультации с учителями.
Посещение уроков.
Консультации с учителями.
Конкурс рисунков.
Подготовка к проектам.

7

1.
2.
3.
4.
5.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
Ведение документации: дневники наблюдений.
Посещение уроков.
Консультации с учителями.
Конкурс рисунков.

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

1.
2.
3.
4.

Январь

4

Февраль

3

1. Организация и осуществление взаимодействия тьюторов с учителями МКОУ «Кордюковская
СОШ».
2. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
3. Ведение документации: дневники наблюдения.
4. Посещение уроков.
5. Консультации с учителями.
1. Беседа с классными руководителями по работе с ИОП планом.
2. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
3. Ведение текущей документации

Март

2

8

1.
2.
3.
4.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
Ведение документации: дневники наблюдений.
Посещение уроков.
Консультации с учителями.

Апрель

9

1.
2.
3.
4.
5.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей.
Ведение документации: дневники наблюдений.
Составление и анализ мониторинга уровня обученности и качества обучения учащихся.
Посещение уроков.
Консультации с учителями.

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».