АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УВР

И.о. директора

________________________ ________________________

М.А.Смирнова
О.С.Фатеева
123/2-ОД
от
«31»
августа
123/2-ОД
от
«31»
августа
2023 г.
протокол №1 от 28.08.2023
2023 г.
123/2-ОД от «31» августа
2023 г.
________________________

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
на 2023-2024 учебный год
(для учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
Составитель: учитель –логопед
Тупицина Вера Александровна

Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедическая коррекция» разработана на основе :
1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В.
Воронковой;
2.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.М.,
1996.
При составлении адаптированной образовательной рабочей программы
использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области
коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой,
Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И.Лалаевой и других авторов:
1.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
2.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления
недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
3.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с
окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
4.Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. М.. 1991.
2.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,
1983
3.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. М., 1984
4.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у
младших школьников. М., 2011
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию
системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении
основной образовательной программы начального общего образования,
коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием на
логопедическом пункте . Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся
на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционноразвивающего обучения составляет от одного года до семи лет.
Данный раздел программы необходим, т.к. учащиеся имеют системное
недоразвитие речи, имеют интеллектуальные нарушения, поэтому у них крайне
малый запас знаний, беден словарь. Недостаточность практического усвоения
морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций

разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности
детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных
глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со
значением действующего лица. Наряду с указанными ошибками наблюдаются
существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий,
системы антонимов и синонимов. Ограниченность словарного запаса проявляется
и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду,
транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и
использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет,
материал. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых
смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий,
действий или предметов. Детям на данном этапе речевого развития крайне
затруднительно составление предложений, рассказов, пересказов без помощи
взрослого. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с
ними, без установления временных и причинно-следственных связей. Звуковая
сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от
возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 10 15 звуков.
Нарушения речи у большинства учащихся с ОВЗ носят характер, системного
недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую
систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Цели и задачи программы.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,
способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных
особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы,
грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и
письменной речи.
3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого
развития детей.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и
зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и
общей координации движений, мелкой моторики.
2. Планируемые результаты изучения программы.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе
как интеллектуальному труду, понятие ценности познавательной деятельности;
-понимание ценности нравственных норм, закрепленных в языке народа, для
жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как
собственных, так и окружающих людей ( на уровне, соответствующем возрасту);
- интерес к русскому языку, как к родному;
-адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной
одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к языку своего народа ( я-носитель языка), чувство
эстетической красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств,
понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и
чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского
народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят свое
отражение в языке.
Предметные
-осознавать слово как главное средство языка;
-осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения ( звуковой,
буквенной);
-различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие);
-использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
-использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов
и поиска нужной информации (в словарях и др.);
-соблюдать произносительные формы в собственной речи;
-осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (
выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
-различать родственные (однокоренные ) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи
( существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
-применять правила правописания;
-списывать тексты с печатного и письменного шрифта, писать под диктовку.

2.Содержание программы
С 1 по 15 сентября в классе проходит обследование речи обучающихся и
вновь прибывших учащихся для определения приоритетных направлений в
коррекционно-логопедической работе на данный учебный год.
4 класс. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической
стороны речи и фразовой речи.
Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение гласных,
сходных по акустическим и оптическим признакам. Ударение, безударные
гласные. Морфологический состав слова. Корень, окончание. Суффиксальный и
префиксальный способы образование слов. Безударные гласные в корне.
Предлоги. Различение приставок и предлогов. Парные согласные, оглушение
согласных. Оптически сходные согласные. Дифференциация свистящих и
шипящих, аффрикат. Формирование навыков анализа и синтеза (схемы слов,
место звука, преобразование слов добавлением слогов, убавлением, заменой
букв). Обогащение и уточнение словаря за счет: сравнения предметов,
классификации, установления элементарных зависимостей, расширение круга
имен собственных, образование родственных слов. Переносное значение слов.
Синонимы, антонимы, многозначность слов. Практическое усвоение частей речи
и их основных грамматических признаков, образование одной части речи от
другой.
Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и
распространение предложений. Установление связи между словами в
предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в
предложении.
Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием
слов, изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине, по
серии картин, по материалам наблюдений. Восстановление несложного текста по
вопросам, деформированный текст. Выражение связей и отношений между
реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Разнообразные задания по формированию правильного, осознанного и
выразительного чтения. Диалоговая речь.

№

Планируемая
дата
проведения
урока
Обследование.

3.Тематическое планирование
4 класс ( 102 часа )
Фактическая
Тема урока
дата
проведения
урока
Обследование импрессивной речи.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Обследование связной речи.
Обследование словарного запаса.
Обследование грамматического строя
речи.
Обследование слоговой структуры слова.
Обследование чтения.
Обследование письма.

Звуковой анализ.
8.
9.

Предложение. Слово
Звуки и буквы. Алфавит.

10.
11.
12.
Слоговая структура слова.
13.
14.

Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Слоги. Слогообразующая роль гласных.
Слоги. Слогообразующая роль гласных.

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.
15.
Твердые и мягкие согласные перед
гласными Ы-И в слогах.
16.
Твердые и мягкие согласные перед
гласными Ы-И в словах.
17.
Твердые и мягкие согласные перед
гласными А-Я в слогах.
18.

Твердые и мягкие согласные перед
гласными А-Я в словах.

19.

Твердые и мягкие согласные перед
гласными У-Ю в слогах.

20.

Твердые и мягкие согласные перед

гласными У-Ю в словах.
21

Твердые и мягкие согласные перед
гласными О-Ё в слогах.

22.

Твердые и мягкие согласные перед
гласными О-Ё в словах.

23.

Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «е».
Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «ь».
Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «ь».
Итоговое занятие по теме «твердые и
мягкие согласные».
Занимательная логопедия.

24.
25.
26.
27.
Мягкий знак.
28.
29.

Разделительный «ь» перед гласными е, е,
ю, я, и
Дифференциация смягчающего и
разделительного «ь».

Дифференциация смягчающего и
разделительного «ь».
Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
30.

33.
34.

Звонкие и глухие согласные
Дифференциация
В - Ф в слогах и
словах.
Дифференциация В-Ф в предложении.
Дифференциация Г-К в слогах и словах.

35.
36.

Дифференциация Г-К в предложении.
Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

37.
38.

Дифференциация Д-Т в предложении.
Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах.

39.
40.

Дифференциация Ж-Ш в предложении
Дифференциация З-С в слогах и словах

31.
32.

41.
42.
Ударение.
43.
44.
45.

46.

47.

48.
Слова, обозначающие предметы.
49.
50.
51.
52.
53.

54.
55.
56.
57.

Дифференциация З-С в предложении.
Итоговое занятие по теме «звонкие и
глухие согласные».
Ударение. Выделение ударных гласных.
Ударение. Выделение ударных гласных.
Безударные гласные.
- выделение безударной гласной в корне;
- подбор проверочных слов.
Безударные гласные.
- выделение безударной гласной в корне;
- подбор проверочных слов.
Безударные гласные.
- выделение безударной гласной в корне;
- подбор проверочных слов.
Занимательная логопедия.

Слова обозначающие предметы.
Слова, обозначающие понятия.
Различение одушевленных и не
одушевлённых предметов.
Слова, обозначающие один и много
предметов.
Существительные в родительном падеже
единственного и множественного числа.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.

58.

Существительные среднего рода
Слова, обозначающие большой и
маленький предмет.
Слова-предметы, имеющие
противоположное значение.

59.

Слова-предметы, близкие по значению.

Слова, обозначающие действие предмета.
60.

Слова, обозначающие действия

61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

предметов.
Изменение слов, обозначающих
действия, по родам.
Изменение слов, обозначающих
действия, по числам.
Сопоставление форм одного и того же
глагола.
Употребление глаголов с различными
приставками (-за; -вы).
Употребление глаголов с различными
приставками (-при; -от).
Слова-действия, имеющие
противоположное значение.
Слова-действия, близкие по значению.

Слова, обозначающие признак предмета.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
Предлоги.
79.

Слова, обозначающие признаки
предметов.
Выделение ведущих признаков
предметов (цвет, величина).
Выделение ведущих признаков
предметов (форма, вкус).
Выделение ведущих признаков
предметов (материал).
Выделение ведущих признаков
предметов (качества характера).
Образование относительных
прилагательных.
Образование притяжательных
прилагательных.
Образование прилагательных с
уменьшительно ласкательным значением.
Подбор прилагательных с
противоположным значением.
Подбор прилагательных, близких по
значению.
Итоговое занятие по теме: « Слова,
обозначающие признак предмета».
Предлог БЕЗ.

80.
81.
82.
83.
84.
Родственные слова.
85.

Предлог ПОД.
Предлог НАД.
Предлог ОКОЛО.
Предлог ПЕРЕД.
Закрепление знаний о предлогах.

86.

Родственные слова. Подбор родственных
слов.

Родственные слова. Подбор родственных
слов.

Предложение.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
Текст.
95.

Предложение:
Словосочетание и предложение.
Выделение предложений в тексте.
Работа с деформированным
предложением.
Повествовательное предложение
Вопросительное предложение
Восклицательное предложение.
Сложное предложение:
сложносочинённое.
Сложноподчинённое предложение.

97.
98.
99.

Восстановление деформированного
текста.
Восстановление текста с пропущенными
словами.
Пересказ текста по вопросам.
Пересказ текста по плану.
Занимательная логопедия.

Обследование.
100
101
102

Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.

96.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».