Адаптированная программа 9 класс

Рассмотрено
На пед. совете
от «28» августа 2023г №1

Согласовано
Заместитель
директора по УВР
___________/Смирнова М.А./

Утверждаю
И.о.директора школы

«31» августа 2023 г

Пр. № 123/2-ОД
от «31» августа 2023

_________/Фатеева О.С./

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 класс
на 2023 – 2024 учебный год

Учитель: Тормасова С.Р.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Обществознание» составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Приказ Минобразования России № 1026 «Об утверждении ФАООП обучающихся с умственно отсталостью
интеллектуальными нарушениями) воспитанников с отклонениями в развитии»
2. Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов ( в том числе внеурочной деятельности) , учебных
модулей в соответствии с требованиями ФГОС ,ФАООП и ФОП начального образования , основного общего и среднего общего
образования Приказ 01-03/387от 30.08.2023г. с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся, уровня их общего и
речевого развития, специфических отклонений в развитии требующих коррекции, в соответствии с программой специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, сборник 1, М., ГИЦ «Владос», 2017 г., с
учетом рекомендаций, содержащихся в пояснительной записке к курсу «Обществоведение».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по
разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,
определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содержит подробный тематический план и поурочное планирование. В тематическом плане помещены
наименования разделов и тем с указанием необходимого для их изучения количества часов, практические работы, экскурсии,
контрольные и диагностические уроки. Следует обратить внимание на содержание практической деятельности учащихся, включающей
составление опорных таблиц, схем, конспектов, деловых бумаг, работу с текстами Конституции, Федеральных законов. Данная форма
работы способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию.
Контроль уровня знаний осуществляется через тестирование, являющееся одним из элементов уроков обобщающего повторения.

Поурочное планирование содержит подробную информацию по изучаемым темам, понятия, без которых, на наш взгляд,
невозможно усвоение курса в полном объеме, вопросы, позволяющие актуализировать знания учащихся.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей
умственно отсталых детей. От половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления
изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и
практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая
позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их,
активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Основные цели и задачи:
Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала
детей с проблемами здоровья.
Цель курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности,
создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и
умение пользоваться своими правами.
Место предмета в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса обществознание в 9 классе
отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Методы и приемы, используемые на уроках:
Рассказ, беседа, работа со схемами, викторины, игры, ответы на вопросы.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-повторение, урок-закрепление, экскурсии.
Формы текущего контроля знаний: устный опрос (фронтальный, индивидуальный), проверочная работа, тесты.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учиться планировать свою деятельность.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических и общественных событий.
Уметь пользоваться записями в тетради для ответа урока.
Уметь излагать свои мысли, письменно отвечать на вопросы.
Уметь обобщать изученный материал.
Пробовать использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии
Содержание курса

9 класс
Повторение.
Раздел III. Права и обязанности гражданина России. Ответственность государства перед гражданами. Конституционные
обязанности граждан. Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, политические, социальные,
гражданские, культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор.
Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения
в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность
несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика
семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребёнка. Декларация прав ребёнка. Понятия: счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на
медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире.
Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к
культурным ценностям.
Раздел IV. Основы уголовного права.
Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные преступления. Понятия: подстрекатель, наводчик, участник,
исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказание и его цели. Уголовная ответственность.
Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд.
Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторение.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:
• Что такое государство?
• Что такое право?
• Виды правовой ответственности.
• Что такое правонарушение?
• Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
• Какие существу от основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
• Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
• Оформлять стандартные бланки.
• Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

№

Тема

Колво
часов

Учебно-тематический план 9 класс.
Цель обучения
Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Контроль

Воспитательны
й компонент

ные работы/
тесты

1.

Повторение.

2 часа

2.

Раздел: «Права и
обязанности гражданина
России»

23
часа

Конституционные права и
обязанности.

3

Повторить знания,
полученные в 8 классе.
Познакомить с правами и
обязанностями гражданина
РФ.

Знать права и
обязанности граждан
РФ.

Познакомить с
конституционными правам

Знать конституционные
права граждан.

Воспитание
трудолюбия
Воспитание
ответственности,
гордости за свою
родину
Воспитание
уважения друг к

3.
4.

граждан РФ, их
обязанностями.
Познакомить с трудовым
правом.

другу

Трудовое право.

5

Собственность и
имущественные отношения.

6

Познакомить с
имущественными
отношениями граждан РФ.

Знать, что такое
собственность,
имущественные
отношения, их
значение.

Семейное право.

5

Познакомить с основами
семейного права.

Социальные и политические
права человека.

5

Познакомить с
социальными и
политическими правами
человека в РФ.
Познакомить с основами
уголовного права.
Повторить изученный
материал.

Знать, что такое
семейное право, его
основы и значение.
Знать социальные и
политические права
человека.

Раздел: «Основы
уголовного права».
Повторение.

8
часов
1

Знать основы трудового
права.

Знать основы
уголовного права.
Знать основы прав и
обязанностей
гражданина РФ.

0/1

Воспитание
бережного
отношения к
любому труду
Воспитание
бережного
отношения к
собственному и
чужому
имуществу
Воспитание
любви к своей
семье
Воспитание
уважения к

1/0

Проверить знания.
34

№

Тема урока

Поурочное тематическое планирование (34 ч)
Планируемые результаты
Виды
Термины
и степень усвоения:
деятельности

1/1

Коррекционно
-развивающие

Д/З

обучающихся

1.

Повторение. Государство и
его роль в жизни общества.

2.

Конституция РФ. Основы
конституционного строя.

3.

Ответственность и
обязанность государства
перед гражданами

4.

Конституционные
обязанности граждан

Знать:
Уметь:
Знать изученный материал
8 класса

Ответы на
вопросы, работа с
карточкой.

Знать изученный материал
8 класса
Тема: «Права и обязанности гражданина России» - 24 часа.
Знать, какие обязанности
Обязанность
Анализ
несет государство перед
государства
положений
гражданами. Защищает ли
Конституции РФ
государство тех, кто не
(ст.2,7,8,15,17) на
является его гражданами?
основе
имеющихся
знаний
Работа с текстом
Знать, в чем заключается
Обязанность
Конституции (ст.17,
гражданина, налоги,
основная обязанность
57-60).
государства. Защите каких налогоплательщик,
Составление
военная служба
прав сейчас государство
памятки
уделяет особое внимание?

задачи

Развитие
памяти.

Повторить

Развитие
мышления.

Ст. 2,7, 8,15,17

Коррекция
внимания.

Памятка налого
платель
щика.

налогоплательщика
Фронтальный опрос

5.

Основные конституционные
права человека в Российской
Федерации

6.

Трудовые отношения.
Порядок регулирования
трудовых отношений

Знать основные
Права человека
конституционные права
человека
Тема» «Трудовое право» – 5 ч
Знать, с какого возраста
Работник,
дети имеют право работать, работодатель,
согласие родителей.
трудовые отношения

Составление
опорной схемы
«Права человека»

Коррекция
памяти

Пересказ по
схеме

Составление
опорного
конспекта.

Коррекция
памяти.

Трудовые
отношения

7.

Заключение трудового
договора. Прием на работу

Знать, какая отрасль права
устанавливает порядок
отношений работодателей
и работников, какой закон
регулирует эти отношения.

Трудовой договор,
приказ,
испытательный срок

8.

Порядок расторжения
трудового договора

Знать виды трудовых
договоров

Увольнение

9.

Рабочее время. Время
отдыха

Знать, как и в каком
документе стороны
согласовывают режим
работы.

10.

Дисциплина труда

11.

Право собственности.
Способы возникновения.

Продолжительность
рабочей недели,
сменная работа,
отпуск, календарные
дни
Знать правила поведения
Дисциплина труда,
работника, какой документ дисциплинарное
устанавливает эти правила. взыскание

Изучение
положений
Конституции РФ
(ст.37) и основ
Трудового
кодекса РФ.
Составление
заявления о
приеме на работу
Экскурсия в отдел
кадров
предприятия
Составление
заявления об
увольнении
Составление
заявления о
предоставлении
отпуска
Составление
объяснительной
записки

Собственность и имущественные отношения – 6 ч
Знать о праве
Имущество,
Составление
собственности.
имущественные
опорной схемы на
отношения,
основе анализа
собственность
Конституции РФ
(ст. 35,36) и

Развитие
памяти

Составление
заявления

коррекция
внимания

Рассказ по
конспекту

Коррекция
мышления

Письменн
ый опрос

Коррекция
памяти

Тест по
теме:
«Трудовое
право»

Коррекция
мышления

Индивидуал
ьный опрос
по опорной
схеме.

12.

Наследование. Процедура и
способы наследования

Знать процедуру
наследования, способы
получения наследства.

13.

Договор. Способы защиты
имущественных прав

Знать, что такое право
собственности. Формы
договоров: купли-продажи,
дарения.

14.

Правила обращения в суд

Знать правила обращения
в суд.

15.

Имущественные права и
ответственность
несовершеннолетних

Знать имущественные
права

16.

Правовые основы семейнобрачных отношений

17.

Брак. Порядок и условия
заключения брака. Порядок
расторжения брака

Наследодатель,
наследник,
обязательная доля в
наследстве, нотариус,
нотариальная контора
Договор, иск,
судебная защита

Государственная
пошлина, исковое
заявление, адвокат,
юрист

Имущественная
ответственность,
малолетний, законный
представитель
Семейное право – 4 ч
Знать правовые основы
Семья, члены семьи,
семейно-брачных
семейные
отношений
правоотношения

Знать, что такое брак и
порядок и условия
заключения брака.

Брак, брачный
контракт,
недействительный

положений ГК РФ
Составление
опорного
конспекта

Анализ договора
купли-продажи.
Составление
расписки в
получении денег
Составление
памятки
районный суд.
Экскурсия в
судебный участок
мирового судьи
Изучение
положений ГК РФ
по вопросу

Изучение
положений
Семейного
кодекса РФ по
вопросу
Составление
опорной схемы
«Брак»

Уплотненный
опрос

Коррекция
памяти

Составление
расписки

Коррекция
внимания

Правила
обращения в
суд

Коррекция
памяти

Имущественны
е права

Правовые
основы семейнобрачных
отношений
Брак. Порядок и
условия
заключения

брак. Алименты
18.

Этика семейных отношений

19.

Права ребенка. Тест по теме:
«Семейное право»

20.

Жилищное право. Общие
положения.
Несовершеннолетние как
участники жилищноправовых отношений.

21.

Право на охрану здоровья и
медицинское обслуживание

22.

Право на социальное
обеспечение.

23.

Политические права и
свободы

24.

Право человека на духовную
свободу. Право на свободу

«Расторжение
брака»
Беседа по теме

брака

Развитие речи.

Права супругов,
обязанности.

Ознакомление с
Декларацией прав
ребенка
Социальные и политические права человека – 6 часов.
Знать, что такое жилищное Право на жилище,
Анализ ст. 40
право.
неприкосновенность
Конституции
РФ.Составление
опорной схемы:
«Осуществление
права на жилище»
Знать, что значит быть
Страховой
Изучение
здоровым, от чего зависит
медицинский полис
Конституции РФ
состояние здоровья.
(ст. 41, 42)

Коррекция
мышления.

«Семейное
право»

Коррекция
мышления.

Жилищное
право.
Общие
положения.

Развитие речи

Право на охрану
здоровья и
медицинское
обслуживание

Знать, когда граждане
становятся пенсионерами,
заботится ли о них
государство и как.
Знать, каким образом
граждане принимают
участие в управлении
делами государства.
Знать, что такое духовная
свобода, религиозные

Знать, какими правами
обладают супруги, какие
обязанности на них
возлагает закон.
Знать права ребёнка.

Взаимопомощь,
взаимопонимание

Пенсионер, инвалид,
пособие,
минимальный размер
оплаты труда.
Избирательное право,
гражданская служба,
митинг, демонстрация

Составление
таблицы «Формы
социальной
защиты граждан»
Анализ ст. 30-32
Конституции РФ

Развитие речи

Право на
социальное
обеспечение.

Коррекция
мышления

Политические
права и
свободы

Религия, свобода
вероисповедания

Анализ ст. 28
Конституции РФ

Коррекция
мышления

Право человека
на духовную

25.

убеждений. Религиозные
верования и их место в
современном мире. Свобода
совести.
Право на образование.
Самообразование. Система
образования РФ.

верования и их место в
мире.

Знать, как реализуется
право на образование в РФ,

свободу, инд.
Задания

Образовательное
учреждение

Анализ ст. 43
Конституции РФ

Основы уголовного права – 8 ч.
Знать, что такое уголовное Уголовное право,
Анализ статьи
право.
преступление
Конституции РФ

Развитие речи

Право
человека
на
образовани
е

Развитие речи

Понятие
уголовного
права. Что такое
преступление.
Обозначение
слов.
Ответственность
за соучастие и
участие в
преступлении.

26.

Понятие уголовного права.
Преступления – наиболее
опасные преступления.

27.

Понятия подстрекатель,
наводчик, участник,
исполнитель и пособник.
Ответственность за
соучастие и участие в
преступлении.
Наказания, его цели.
Уголовная ответственность.
Принудительные меры.

Знать понятия
подстрекатель, наводчик,
участник, исполнитель и
пособник. Ответственность
за соучастие и участие в
преступлении.
Знать, что такое наказания,
его цели. Уголовная
ответственность

Подстрекатель
соучастник

Анализ статьи
Конституции РФ

Коррекция
мышления

Уголовная
ответственность

Беседа

Развитие речи.

Что такое
наказания, его
цели. Уголовная
ответствен.

29.

Ответственность
несовершеннолетних.

Несовершеннолетний

Анализ статьи
Конституции РФ

Развитие речи

Ответственность
несовершенноле
тних.

30.

Правоохранительные органы
в стране.

Правоохранительные
органы

Работа с
карточкой

Развитие речи

Правоохранител
ьные органы

31.

Суд, его назначение.

Знать, за какие деяния
несёт ответственность
несовершеннолетний.
Знать, что такое
правоохранительные
органы
Знать назначение суда, что

Суд, правосудие

Работа с

Развитие речи,

Суд, правосудие

28.

32.

33.

34.

Правосудие.
Прокуратура. Роль
прокурора.
Конституционный суд.
Органы внутренних дел, их
роль в обеспечении защиты
граждан, охране
правопорядка.
Повторение.

такое правосудие
Знать роль прокуратуры в
стране
Знать роль органов
внутренних дел в
обеспечении правопорядка
Знать изученный
материал.

Прокуратура
Конституционный
суд.
Органы внутренних
дел

карточкой
Анализ статьи
Конституции РФ

мышления
Коррекция
мышления

Работа с
карточкой

Коррекция
мышления

Повторение

Коррекция
памяти.

Прокуратура
Конституционны
й суд.
Роль органов
внутренних дел
в обеспечении
правопорядка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».