МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседание педагогического совета Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ М.А.Смирнова О.С.Фатеева 123/2-ОД от «31» августа 123/2-ОД от «31» августа протокол №1 от 28.08.2023 2023 г. 123/2- ОД от «"31"» августа 2023 г. 2023 г. ________________________ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для обучающихся 4 классов АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» для 4 класса Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 года, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)–М. «Просвещение»: 2017 Рабочая программа по речевой практике предназначена для обучения учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа ориентирована на учебник: «Речевая практика» для 4 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2018. Программа составлена на 34 часа и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. Основная цель предмета «Речевая практика» развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации. При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников. Исходя из этого, программа по устной речи реализует следующие коррекционно - обучающие задачи: • способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся; • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний; • формировать выразительную сторону речи; • учить строить связные устные высказывания; • воспитывать культуру речевого общения Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную речь. В содержание работы включены упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон: дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на ее вербальный компонент. Материал, включенный в подраздел, реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов. Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует на отработку четкого произношения, его эмоциональной выразительности. Подраздел «Подготовка речевой ситуации организация высказывания». Учащиеся под руководством учителя «проигрывают», моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Подраздел «Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Содержание изучаемого предмета 4 класс – 34 ч (1 час в неделю) Аудирование и понимание речи Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного. Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Общение и его значение в жизни. Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно не…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!». Примерные темы речевых ситуаций. «Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение». «Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники». «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка». «Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде». 4 класс Личностные результаты обучения. Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей; Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения); Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения). Предметные результаты обучения Достаточный уровень: Понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; Понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; Уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; Правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; Уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; Минимальный уровень: Выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; Выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; Знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; Слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; Участвовать в беседе; Слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план; Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания. При оценке итоговых результатов освоения программы по речевой практике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В четвертом классе используются один вид оценивания - текущее. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках речевой практике. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-ти бальной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу "хорошо очень хорошо - отлично". При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении. Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание: правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценку «удовлетворительно» можно поставить. Если дети верно выполняют от 35% до 50% заданий Оценку «хорошо» - от 50% до 65%. Оценку «очень хорошо» - свыше 65% В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний ученика, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность. Характеристика контрольно-измерительных материалов Критерии оценивания и нормы оценок Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях. «Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока «Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх «Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы. Учебно-тематический план 4 класс (34 часа) № п/п Темы Кол-во часов 1. Делимся новостями. 3 2. Я выбираю книгу. 3 3. Петушок - Золотой гребешок. 3 4. Сочиняем сказку. 3 5. У телевизора. 3 6. Знаки – помощники. 3 7. В гостях у леса. 3 8. Задушевный разговор. 3 9. Приглашение. 3 10. Поздравляю! 3 11. Мой помощник телефон. 1 12. Любимое стихотворение. 1 13. Мы - поэты. 2 34 ч № п/п, лексическая тема урока Аудирование Речевая ситуация 1. Добро пожаловать! Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Знакомство с новой ученицей. Рассказ о лете по картинке. 2. «Прошлым летом». Чтение стихотворения Обмен впечатлениями И. Гамазковой о самых интересных «Прошлым летом» событиях, произошедших во время летних каникул 3. Расскажи мне о своих летних каникулах. Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). 4. Книга – лучший собеседник. Культура общения Использование инновационных педагогических технологий Использование инновационных педагогических технологий Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения. Элементы компьютерной технологии. Игра «Рассказ по кругу». Познакомить с правилами участия в диалоге. Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Составление рассказа о прошедшем лете Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения. Элементы компьютерной технологии. Игра «Вопрос за вопрос» Чтение четверостишья Беседа на основе Повторить правила «Книга может дать личного опыта. Какие участия в полилоге совет» книги ты любишь читать? Где ты берешь книги? Элементы технологии коллективного способа обучения. Элементы проблемного обучения. Игра «Расскажи другому» 5. Я выбираю книгу. Познакомить детей с различными жанрами книг Повторить правила участия в полилоге Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Игра «Выбери нужную книгу» 6. Моя любимая книга. Знакомство со словом Рассказ детей о своей любимой книге КОМПЛИМЕНТ Конструирование ситуации-просьбы Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Игра «Посоветуй другу» Рассказ детей по своим Повторить правила рисунка о прошедшем участия в полилоге лете. Обзор принесенных книг 7.Знакомство со сказкой «Петушок- Прослушивание аудиозаписи со сказкой «Петушок Золотой гребешок». Золотой гребешок» Умение понимать речь, записанную на аудионоситель Элементы компьютерной технологии. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки 8. Инсценировка Коллективное Инсценирование сказки «Петушок рассказывание сказки. сказки с Золотой гребешок». использованием элементов костюмов Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения. Элементы проблемного обучения. Беседа «Самая интересная сказка про Петушка» с привлечением личного опыта учащихся 9. Пересказ сказки «Петушок Золотой гребешок». Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. Элементы компьютерной технологии. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу) 10. Мы сказочники. Чтение стихотворения Коллективное Развивать творческую «Вот бы стать обсуждение самых активность школьников писателем». интересных сюжетных линий в прочитанных сказках Элементы технологии коллективного способа обучения. Элементы проблемного обучения. Обсуждение замыслов каждого школьника 11. Составляем сказку. Загадки о сказках Коллективное составление сказки Развивать умение работать в коллективе Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Запись коллективно составленной сказки 12. Я пишу свою сказку. Составление предложений по сюжету сказки. Рассказ по сюжетным картинкам Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Элементы разноуровневого и Написание дифференцированного обучения собственной сказки по плану и опорным словам 13. Я у телевизора. Загадка о телевизоре. Обсуждение личного отношения школьников к просмотру телепереддач Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Загадка о сказке Пересказ сказки с опорой на серию картинок Пересказ сказки с опорой на серию картинок Рассказ о любимой телепередаче 14. Полезные и вредные телепередачи. Обогащение словарного запаса школьников понятиями: диктор, ведущий, актер Обсуждение Правила пользования просмотренных детьми телевизором телепередач Элементы разноуровневого и Учить дифференцированного обучения планировать свой телевизионный досуг 15. Составь свою телевизионную программу. Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт Продолжать учить Развивать творческую составлять связные активность школьников высказывания по собственному замыслу Элементы проблемного обучения. Составление программ телепередач 16.Знакипомощники. Чтение стихотворения Продолжать учить «У меня живет участвовать в беседе, дружок». обсуждении, высказывать свое мнение Формировать умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе. Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения Элементы проблемного обучения. Экскурсия в город Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки. Формировать умение соблюдать правила дорожного движения Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Моделирование ситуации «Я на дороге». 17 - 18. Правила Слушание песенки дорожного «Светофор». движения достойны уважения. Моделирование ситуации «Я велосипедист». 19. Мы друзья или враги природы? Составление предложений по картинкам Составлять рассказ из личного опыта Повторить правила участия в полилоге. Элементы компьютерной технологии. Элементы проблемного обучения. Составление правил поведения в природе 20.Правила поведения в лесу. Обогащение словарного запаса. Экскурсия в лес Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Элементы разноуровневого и Составление дифференцированного обучения рассказа «В гостях у леса» 21.В гостях у леса «Лесные» загадки Продолжать учить участвовать в беседе, обсуждении, высказывать свое Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Элементы разноуровневого и Составление дифференцированного обучения рассказа «Лес дарит людям» мнение 22. Твой старший Слушание песни «Для Рассказ по плану о друг. Почему с ним друзей нет выходных» своем друге интересно? Формировать Элементы компьютерной доброжелательное технологии. отношение друг к другу, умение правильно дружить Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. 23. Задушевный разговор. Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека Беседа на основе Актуализировать умение Элементы компьютерной личного опыта детей о участвовать в диалогах технологии. чувствах Игра «Что такое хорошо?» 24. Вместе в беде и в радости. Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства Рассказ по сюжетным картинкам, Как поступить в подобной ситуации? Умение правильно Элементы разноуровневого и выражать свои эмоции и дифференцированного чувства обучения. Элементы проблемного обучения. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу» 25. Веселый праздник. Чтение четверостишья Расширять «Получил я представления приглашенье» учащихся о правилах поведения в гостях Правила вежливости при Элементы компьютерной приглашении гостей технологии. Элементы проблемного обучения. Моделирование диалогов, содержащих принятие приглашения или вежливый отказ 26. Приглашение. Составные части письменного приглашения. Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке» Правила вежливости при Элементы разноуровневого и Оформление приглашении гостей дифференцированного обучения письменного приглашения 27 - 28. Поздравляю! С Чтение стихотворения Коллективное «Я Наташу с днем составление Коллективное составление приглашения. Совершенствовать интонационные и Элементы технологии коллективного способа Тренировочные упражнения в Новым годом! С Днём учителя. рождения поздравлял» поздравления. жестово-мимические умения обучения. произнесении поздравления 29. Поздравление ветеранам. Слушание Составление стихотворения «Ушел поздравления из жизни ветеран» ветеранам с опорой на план и опорные слова Учиться адресно подбирать пожелания Элементы технологии коллективного способа обучения. Самостоятельная подготовка поздравительных открыток ветеранам 30. Мой помощник телефон. Расширение знаний детей о справочных службах. Правила разговора по телефону справочной службы Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Проигрывание диалогов со справочными службами 31. Мое любимое стихотворение Чтение стихотворения. Обсуждение заученных ранее стихотворений Развивать творческую активность школьников Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. Рассказать любимое стихотворение Развивать творческую активность школьников Элементы проблемного обучения. Запись составленного стихотворения. Составление диалогов со справочными службами 32 - 33. Мы - поэты. Составление Развивать умение Сочиняем своё стихотворных строчек. подбирать рифму к стихотворение. словам Литература для учителя: 1. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 2001 2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000 3. Любимые стихи. Е.А.Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1997 4. Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 1991. 5. Валентина Волина «Праздник Букваря», 1995. 6. Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год. 7. Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год. 8. И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 1991 год. 9. Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год. 10. Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год. 11. М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год. 12. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса». 13. Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации. 14. Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 1998 год. 15. В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год. 16. А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 1998 год. 17. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 1997 год. аудиосказки Дополнительная литература для учащихся: Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения Читаем слова Подбери нужный предлог Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009. Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома). Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985. Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. Литература для родителей: «Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской. «Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду». 1. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий) Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. № 5. – с. 28-41. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! // Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009. Серия «Говорим правильно» Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2