МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседание педагогического совета Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ М.А.Смирнова О.С.Фатеева 123/2-ОД от «31» августа 123/2-ОД от «31» августа протокол №1 от 28.08.2023 2023 г. 123/2- ОД от «"31"» августа 2023 г. 2023 г. ________________________ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ЧТЕНИЕ» для обучающихся 4 классов С. Кордюково,2023 Пояснительная записка Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории обучающихся 4 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы и на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой ( Москва «Просвещение» 2011 год). Учебник: С.Ю. Ильина, «Чтение» 4 класс. - М.: Просвещение, 2017. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Рабочая программа составлена на _2023 – 2024______ учебный год и рассчитана на 102часов, в том числе на контрольные и проверочные работы. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы, предусмотренные АООП по чтению. В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Данная Рабочая программа позволяет: учитывать их возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности; адаптировать содержание учебного материала, выделить необходимый и достаточный для освоения умственно отсталым ребенком 4 класса материал по чтению для освоения; определить содержание, объем, порядок изучения математики с учетом целей , задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся 4 класса. Данная Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в рамках учебного курса: «чтение». Так же программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными предметами, основами безопасности жизнедеятельности, здоровым образом жизни, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Она имеет направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения - это подчеркивает значимость Рабочей программы, значимость обучения чтению учащихся. Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Целью программы обучения является- овладение навыком правильного беглого выразительного чтения целыми словами. Изучение предмета направлено на достижение следующих целей: –развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Изучение предмета нацелено на решение следующих основных задач: –развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; – учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; –формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ассоциативное мышление; –развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; –формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; –обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; –формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; –обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; –расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; –обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; – работать с различными типами текстов; –создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Данная программа ориентирована на состав 4-го класса. В классе обучаются ____ человека, из них:___ учащихся усваивают учебный материал во II среднем уровне, ____обучающийся - во II низком уровне. Распределение учебного материала представлено с учетом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса. Особенности обучающихся 4 класса: низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития внимания, памяти, испытывает затруднения при запоминании. У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Исходя из особенностей обучающейся в рамках предмета решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - умения работать по словесной инструкции, алгоритму. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). Развитие речи, овладение техникой речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в обучении чтению. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения осуществляется поэтапно. Каждый из этапов развития навыков чтения требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Общая характеристика учебного предмета В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся последовательно формируется умение разбираться в содержании прочитанного, объяснять поступки героев. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события. Ведется систематическая работа по обучению чтению про себя, формируется орфоэпическое выразительное чтение. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Содержание образовательной программы Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом. Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло". Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался. Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. Планируемые результаты Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 2) активное использование речевых средств, для решения познавательных задач; 3) овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме; 4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. Учебно-тематический план Раздел Колво часов Краткое содержание раздела Требования к уровню подготовленности учащихся «Школьная жизнь» 8 «Снова в школу» По Н.Носову «Жил был Учитель» Э. Мошковская «Чему учат в школе» М. Пляцковский «Поздравление». По Ю. Ермолаеву «Как Маруся дежурила» По Е. Щварцу «Шум и Шумок» По Е. Ильиной «Почему сороконожки опоздали на урок» В. Орлов «Три желания Вити» По Л. Каминскому «Читалочка» В. Берестов «Зарубите на носу» По М. Бартеневу «Зарубите на носу» По М. Бартеневу Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; собственных впечатлений о герое. Рисовать словесные картины с опорой на текст стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; собственных впечатлений о герое. Проверять себя и самостоятельно оцениватьсвои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. «Время листьям опадать». 8 «Желтой краской кто – то…» Н. Антонова «Осенняя сказка» «Подарки осени» Е. Благинина «Лесные подарки» По К. Ушинскому «Лес осенью» А. Твардовский «В осеннем лесу» «Славная осень» Н. Некрасов «Отчего Осень грустна» По Ю. Шиму «Осень» К. Бальмонт «Три сойки» По Ю. Ковалю «Холодная зимовка» Н. Сладков «Скучная картина» А. Плещеев Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте Сравнивать звуки, описанные в художественном тексте. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками Представлять картины осенней природы. «Сказка про маленького жучка» «Пчелы и мухи» По К. Ушинскому «Время листьям опадать» Г. Граубина Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. «Делу-время, потехе-час»». 4 «Пекла кошка пирожки» (Русская потешка) «Сенокос»(Чешская потешка) «Карусели» По Л. Пантелееву «Прятки» По Н. Носову «Считалки» «Жмурки» По М. Булатову Определять последовательность событий в произведении. Пересказывать содержание рассказа по плану Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Характеризовать героев рассказов соотносить качества с героями рассказов. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. «В мире животных». 9 «Бодливая корова» По К. Ушинскому «Упрямый котенок» По В. Бирюкову «Пушок» По В. Гаранжину «Томка» По Е. Чарушину «Охотник и собаки» По Б. Житкову «Чук заболел» Л. Матвеева «Хитрый бурундук» Г. Снегирев «Барсучья кладовая» По А. Баркову «Гостья» По А. Дорохову «Игрушки лисят» Г. Корольков Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Определять последовательность событий Сравнивать сказки и рассказы о животных Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. «Жизнь дана на добрые дела» «Зима наступила». 19 «Миша –мастер» Г. Ладонщиков «Пичугин мост» По Е. Пермяку «Михаськин сад» В. Хомченко «Когда люди радуются» С. Баруздина «Про каникулы и полезные дела» По Ю. Ермолаевуу «Котенок» Е. Благинина «Птичка» В. Голявкин «Снег идет» По Л. Воронковой «Снегурочка» А. Слащев «Зима» И. Суриков «Декабрь» С. Маршак «Ёлка» По В. Сутееву «Вечер под Рождество» По Л. Клавдиной «Где лежало «спасибо»?» М. Садовский «На горке» По Н. Носову «Лисичка-сестричка и волк» (Русская народная сказка) «Как Солнце с Морозом поссорились» А. Бродский «Зимняя сказка» П. Головкин «Митины друзья» Г. Скребицкий «Снежная шапка» В. Бирюков «В шубах и шапках» По А. Тумбасову «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов «Находчивый медведь» В. Бианки «Зимние приметы» По А. Спирину Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Делить рассказа на части по плану Пересказывать содержание рассказа по плану Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Пересказывать содержание рассказа по плану «Веселые истории». 9 «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» По Н. Носову «Одни неприятности» Г. Остер «Однажды утром» М. Пляцковский «Почему комары кусаются» В. Бирюков «Вот какой рассеянный С. Маршак «Две лишние коробки» По О. Кургузову «Отвечайте, правда ли?» Г. Чичинадзе Характеризовать героев сказки. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. «Полюбуйся, весна наступает..». 10 «Март» В. Алферов «Восьмое марта» По М. Фроловой «Забота» Е. Благинина «Бабушкина вешалка» По А. Соколовскому «Последняя льдина» По В. Бианки «Весна» А. Плещеев «Скворцы прилетели» По А. Баркову «Всему свой срок» По Э. Шиму «Полюбуйся весна наступает…» И. Никитин «Весенний вечер» По Ю. Ковалю «Опасная красавица» По Ю. Дмитриеву Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Представлять картины весенней природы. Читать стихотворения с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения Видеть красоту природу, изображённую в художественных произведениях Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. «В мире волшебной сказки»». 8 «Хаврошечка» (Русская народная сказка) «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (Русская народная сказка) «У лукоморья дуб зеленый» А. Пушкин «Подарок феи» По Ш. Перро «Горшочек каши» Братья Гримм «Наши сказки» По В. Порудоминскому Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие народные сказки; перечислять героев сказок. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике «Родная земля». 10 «Царь-колокол» М. Ильин «Город на Неве» С. Васильева «Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко «Сочинение на тему» С. Вербова Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Представлять картины родной природы, трагических событий. Читать стихотворения с выражением, передавать настроение и чувства с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. «Лето пришло» 11 «Какое это слово» Л. Кассиль «Главное дело» Б. Никольский «Защита» А. Усачев «Никто не знает, но помнят все» По Л. Кассилю «День победы» Т. Белозеров Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения Видеть красоту родной страны, изображённую в художественных произведениях Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. «Ливень» С. Козлов «Тучка» С. Граубин «Хитрый одуванчик» Н. Павлова «Одуванчик» Е. Благинина «Встреча со змеей» По А. Дорохову «Летний снег» А. Бродский «После зимы будет лето» В. Голявкин «Хозяюшка» О. Тарнопольская «Летние приметы» По А. Спирину Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс --35-40 слов. При оценке принимаются во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. «5» - читает целыми словами правильно, с одной — двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз. «4» - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну — две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз. «3» - читает в основном целыми словами, трудные слова - по слогам; допускает три - четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз. «2» - читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть. Календарно-тематическое планирование Общее количество часов – 91 ч. В неделю – 3 ч. 1 ЧЕТВЕРТЬ Тема Межпредметная связь, проф. ориентация № 1 Вводный урок 2 «Снова в школу» По Н.Носову. «Жил был Учитель» Э. Мошковская «Чему учат в школе». М. Пляцковский. «Поздравление». По Ю. Ермолаеву «Как Маруся дежурила» По Е. Щварцу. «Шум и Шумок» По Е. Ильиной 3 4 5 «Почему сороконожки опоздали на урок» В. Орлов 6 «Три желания Вити» По Л. Каминскому «Читалочка» В. Берестов 7 «Зарубите на носу» По М. Бартеневу. Школа. Учитель Школа. Хорошие поступки. Учитель Дежурство в школе. Дворник. Школа. Библиотека. Правила поведения в классе, школе. Школа. Режим дня. Успеваемость в коле. Мотивация к учению. Интерес к чтению. История. Режим и планирование дня. Стремление к учению. Учебные принадлежности. корректировка 8 «Загадки». Обобщение по теме «Школьная жизнь» 9 «Желтой краской кто – то…» Н. Антонова «Осенняя сказка» Времена года. Признаки осени. Труд людей осенью. 10 «Подарки осени» Е. Благинина «Лесные подарки» По К. Ушинскому «Лес осенью» А. Твардовский Природа осенью. Признаки ранней осени, золотой осени. Грибы. Орехи. Ягоды. 11 «В осеннем лесу» По В. Путилиной «Славная осень» Н. Некрасов Признаки осени. Природа осенью. «Отчего Осень грустна» По Ю. Шиму «Осень» К. Бальмонт Признаки осени. Подарки осени. 13 «Три сойки» По Е. Ковалю «Холодная зимовка» По Н. Сладкову «Скучная картина» А. Плещеев Признаки осени. Птицы. Повадки и образ жизни птиц. Деревья. Плоды деревьев. 14 «Сказа про маленького жучка» По О. Иваненко «Пчелы и мухи» По К. Ушинскому 15 «Время листьям опадать» По Г. Граубину Зимующие птицы. Образ жизни и повадки зимующих птиц. Признаки осени. Повадки животных и насекомых осенью. Признаки осени. Деревья. 12 16 17 18 Загадки. Обобщение по разделу «Время листьям опадать» «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка) «Сенокос» (Чешская потешка) Трудолюбие и лень. Работы в огороде и в саду «Карусели» По Л. Пантелееву «Прятки» По Н. Носову. «Считалки» Игры. Правила игры. ЗОЖ. Физкультура.. 19 . «Считалки» «Жмурки» По М. Булатову 20 Обобщение по разделу «Делу - время, потехе – час» Контрольное чтение. Игры. Правила игры. 21 «Бодливая корова» По К. Ушинскому Пастух. «Упрямый котенок» По В. Бирюкову «Пушок» По В. Гаранжину Повадки и характер домашних животных и птиц. Разведение, уход за домашними животными. 22 23 «Томка» По Е. Чарушину «Охотник и собаки» По Б. Житкову Повадки и характер домашних животных и охотничьи собаки. Охотник 24 «Чук заболел» По Л. Матвеевой Ветклиника. Ветеринар. 25 «Хитрый бурундук» Г. Снегирев «Барсучья кладовая» По А. Баркову Признаки зимы. Образ жизни и повадки диких животных осенью. Рабочий. 26 «Гостья» По А. Дорохову 27 29 «Игрушки лисят» Г. Корольков «Лиса» По Ю. Дмитриеву Загадки. Обобщение по разделу «В мире животных» Внеклассное чтение. Н.Носов «Хитрюга» Образ жизни диких животных. Их повадки характер. Образ жизни диких животных. Их повадки характер. 30 «Миша-мастер» Г. Ладонщиков Черты характера человека. Электрик. 31 «Пичугин мост» По Е. Пермяку Положительные качества. Строитель. 32 «Михаськин сад» В. Хомченко Работа в саду. Садовые растения. Садовник. 33 «Когда люди радуются» По С. Баруздину По Е. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела» Черты характера человека. Положительные качества. Трудолюбие. 34 «Котенок» Е. Благинина «Птичка» В. Голявкин Поступки хорошие и плохие. Полезные дела. Птицы. Уход за птицами. 28 Фермер. 35 Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела» 36 37 Внеклассное чтение К.Киршина «Вот какая история» «Снег идет» По Л. Воронковой 38 А. Слащев«Снегурочка» сказка 39 «Зима» И. Суриков 40 «Декабрь» С. Маршак 41 «Ёлка» По В. Сутееву Зимние месяцы. Признаки зимы. Зимние забавы. Дикие животные зимой. Зима. 42 «Вечер под рождество» По Л. Клавдиной Рождество. 43 «Где лежало «спасибо»?» М. Садовский Поступки. Вежливые слова. 44 «На горке» По Н. Носову. Контрольное чтение. 45 «Лисичка-сестричка и волк» (Русская народная сказка) Зима. Ловля рыбы. Зимние запасы. Черты характера. 46 «Как Солнце с Морозом поссорились» Взаимоотношения. Зимний спорт, развлечения. 47 «Зимняя сказка». П. Головкин 48 «Митины друзья» С. Скребицкий 49 «Снежная шапка» В. Бирюков 50 «В шубах и щапках» По А. Тумбасову Дикие животные зимой. 51 «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов 52 «Находчивый медведь» По В. Бианки Признаки зимы. Признаки зимы. Дикие животные зимой. Черты характера и качества человека. Времена года. Признаки зимы. Зима. Признаки зимы. Черты характера человека. Поступки. Дикие животные зимой. Рыбак 53 «Зимние приметы» По А. Спирину 54 Загадки. Обобщение по разделу «Зима наступила» 55 Внеклассное чтение «Старый Мороз и молодой Морозец» (литовская сказка) 56 Трудолюбие. 57 «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» По Н.Носову «Одни неприятности» Г. Остер 58 «Однажды утром» М. Пляцковский Поступки. Просьба. Помощь. Черты характера. 59 «Почему комары кусаются» В. Бирюков Поступки. Внешний вид и повадки животных. 60 «Вот какой рассеянный» С. Маршак 61 «Две лишние коробки»По О. Кургузову «Отвечайте, правда ли?» Г.Чичинадзе 62 Обобщение по разделу «Веселые истории» 63 Внеклассное чтение «Чудеса в авоське» Животные зимой. Зима. Поступки. Культура поведения. 64 «Март» По В. Алфёрову Признаки ранней весны. 65 «Восьмое марта» По М. Фроловой «Забота» Е. Благинина Весенние праздники. Культура поведения «Бабушкина вешалка» По А. Забота о близких. Семья. Бережное отношение к близким.. 67 Соколовскому «Последняя льдина» По В. Весенние опасности. 68 Бианки«Весна» А. Плещеев «Скворцы прилетели» По А. Баркову «Всему свой срок» По Э. Шиму Признаки весны. «Полюбуйся весна наступает» И. Никитин «Весенний вечер» По Ю. Ковалю «Опасная красавица». Признаки ранней весны. 66 69 70 71 73 Загадки. Обобщение по разделу «Полюбуйся, весна наступает…» Внеклассное чтение В.Берестов «Праздник мам» 74 «Хаврошечка» (Русская народная сказка) Черты характера и поступки человека. 75 «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (Русская народная сказка) Черты характера и поступки человека. 72 76 «У лукоморья дуб зеленый…» А. Пушкин 77 «Подарки феи» По И. Порро 78 «Горшочек каши» Братья Гримм 79 «Наши сказки» По В. Порудоминскому Контрольное чтение. Бережное отношение к близким. Поступки. 80 Обобщение по разделу «Волшебные сказки» 81 Внеклассное чтение Э.Киселева «Волшебный котелок» 82 83 «Царь - колокол» М. Ильин «Город на Неве» С. Васильева «Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко 84 «Сочинение на тему» С. Вербова 85 «Какое это слово?» По Л. Кассилю 86 «Главное Дело» По Б. Никольскому 87 «Защита» А. Усачев 88 «Никто не знает, но помнят все» По Л. Кассилю 89 «День Победы» Т. Белозеров 90 Обобщение по разделу «Родная земля» 91 Внеклассное чтение. По В.Орлову «К неведомым берегам» Любовь к Родине. Защита Родины. Защита Родины. Патриотизм. Чувства сострадания, жалости, гордости и т.п. Лето. Признаки лета. Домашние хлопоты. Черты характера. Лето. Летние цветы. 92 «Ливень» С. Козлов. «Тучка» Г. Граубин 93 94 «Хитрый одуванчик» Н. Павлова «Одуванчик» Е. Благинина «Встреча со змеей» По А. Дорохову 95 «Летний снег» А. Бродский Признаки лета 96 «После зимы будет лето» В. Голявкин Правила безопасности в летний период. 97 «Хозяюшка» О. Тарнопольская Лето. Животные летом. Летние развлечения и спорт. 98 «Летние приметы» По А.Спирину 99 Обобщение по разделу «Лето пришло» 100 Внеклассное чтение С.Прокофьева «Подарки лета» 101 102 По А.Спирину «Летние приметы» Контрольное чтение. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.«Чтение» 4 класс. - Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях, С.Ю. Ильина; Москва, «Просвещение», 2017г.; 2. Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой; 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011; 3. Бондаренок А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.-144 4.Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал , М., 2005. 5.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. 6.Костромина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.: Вако , 2007. 7.Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой.-2-ое изд. перераб.- М.: Просвещение, 1982. 8.Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушением речи.-М.: Просвещение, 1976. 9.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.