МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседание педагогического совета Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ М.А.Смирнова О.С.Фатеева 123/2-ОД от «31» августа протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. 2023 г. 123/2- ОД от «"31"» августа 2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 4 КЛАССА НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 Автор-составитель: Борчина Наталия Ивановна педагог-психолог С.Кордюково, 2023 Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для учащихся четвертых классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе следующих документов: • Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017; • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528. • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ СОШ №1 В Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр) дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей». Исследования психологов и педагогов показали, что психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер, охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, что является определяющей характеристикой умственной отсталости. В структуре психического дефекта у детей с умственной отсталостью имеют место недостаточность в развитии гнозиса, праксиса, эмоций, воли и других психических функций. Важное значение для эффективности психологической коррекции недостатков развития детей с легкой степенью умственной отсталости имеет, с одной стороны, ориентация на сложные системно-структурные модели психического недоразвития, с другой стороны – онтогенетические модели. Многообразие и полиморфность психического недоразвития требует учета всех факторов, определяющих дефект. Например, у детей с умственной отсталостью вследствие экзогенных факторов в структуре психического дефекта, кроме интеллектуальных нарушений могут 2 наблюдаться выраженные нейродинамические и аффективные нарушения. У детей с хромосомной патологией нередко наблюдается повышенная заторможенность, инактивность или, наоборот, бессмысленная активность, полевое поведение. Определяющее значение в процессе развития ребенка с умственной отсталостью имеет целенаправленная психокоррекционная работа, в основу которой положены системнодеятельностный и дифференцированный подходы. В соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционную область учебного плана включены несколько обязательных коррекционных курсов. Один из них - «Психокоррекционные занятия». Данный курс не имеет аналогов в базисном учебном плане школ VIII вида, и лишь отчасти повторяет содержание курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это и определило необходимость разработки программы «Психокоррекционные занятия» для учащихся четвертых классов с легкой степенью умственной отсталости в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Теоретической основой для создания данной программы явились научные разработки о психологической коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья И.И.Мамайчук, А.А.Осиповой, Г.В.Бурменской, О.В.Соколовой, исследования в сфере дефектологии и психологии С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер и др. В качестве методической поддержки использовались различные программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников. Работа по данной программе проводится в рамках часов внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Цель реализации программы: коррекция нарушений сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы для обеспечения успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушениями интеллекта. Задачи реализации программы: 1. Формирование учебной мотивации; 2. Стимуляция и развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; 3. Гармонизация психоэмоционального состояния; 4. Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе; 5. Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; 6. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; 7. Формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе); 8. Повышение социального статуса ребенка в коллективе; 9. Формирование и развитие навыков социального поведения. Направления работы, включенные в коррекционный блок: 1. Развитие ощущений и восприятий. 2. Развитие памяти. 3. Развитие мышления. 4. Развитие внимания. 5. Развитие воображения. 6. Развитие моторной сферы. 7. Повышение самоуважения и самооценки ребенка, развитие самовыражения. 8. Снижение агрессивности и страхов. 3 9. Обучение детей способам улучшения взаимоотношений с окружающими. 10. Работа с эмоциями. Формирование эмоциональной децентрации. 11. Работа с самосознанием. Формирование самосознания личности. 12. Работа с ролевым поведением. Обеспечение адекватного ролевого развития детей. Общая характеристика учебного предмета При разработке программы коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для учащихся четвертых классов с легкой степенью умственной отсталости мы опирались на принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: принцип комплексности психологической коррекции: Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка; принцип единства диагностики и коррекции: Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка; принцип личностного подхода: Подход к ребенку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей; принцип деятельностного подхода: Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений; иерархический принцип психологической коррекции: Психологическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста; казуальный принцип психологической коррекции: Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции. Работа по данной программе осуществляется через психокоррекционный комплекс, который включает четыре взаимосвязанных блока: диагностический, коррекционный, оценочный и прогностический. I.В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика окружающей его социальной среды (Приложение 2). II. Реализация коррекционного блока предполагает непосредственную коррекцию нарушений сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, эмоциональноволевой и личностной сферы посредством занятий. III.Оценочный блок предполагает оценку эффективности психокоррекционных воздействий при повторном обследовании детей с помощью диагностических методик, использованных на первом этапе (Приложение 2). IV.Прогностический блок направлен на проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом, а также определение динамики этих изменений. В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы: • принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий; • принцип доступности заданий; 4 • принцип систематичности, предусматривающий определенную частоту занятий; Место психокоррекционного курса в учебном плане и форма организации учебного процесса Продолжительность коррекционных занятий 30-40 минут. Количество учебных часов, предусмотренных годовым учебным планом - 34 часа (1 часа в неделю). Коррекционный курс Часов в I чет. II чет. III чет. IV чет. Часов в год неделю Психокоррекционные 1 8 8 10 8 34 занятия Работа по данной программе предусматривает проведение коррекционных групповых или индивидуальных занятий во второй половине дня. Основными формами организации работы с детьми являются игры и упражнения. Эти виды деятельности в младшем школьном возрасте у детей с легкой степенью умственной отсталости создают наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 1 раза в неделю. Групповую психокоррекцию рекомендуется проводить в малых группах (2-5 человек). Коррекционный курс Психокоррекционные занятия Часов в неделю I чет. II чет. III чет. IV чет. Часов в год 1 8 8 10 8 34 Планируемые результаты освоения программы Базовые учебные действия: 1. Самостоятельность в выполнении учебных заданий и поручений. 2. Положительное отношение к окружающей действительности. 3. Умение вступать в контакт и работать в коллективе. 4. Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. 5. Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. 6. Способность сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Личностные результаты 1. Развитие самоуважения. 2. Развитие фантазии и самовыражения. 3. Развитие положительного образа «Я». 4. Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости. 5. Повышение самооценки. 6. Развитие рефлексии своего «неадекватного» поведения. 7. Преодоление страхов. 8. Формирование доверия к окружающим. 9. Активизация доброжелательного отношения к окружающим. 10. Развитие умения сотрудничать. 11. Развитие самоконтроля. 5 12. Формирование способности воспринимать, и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. 13. Осознание своих прав и обязанностей. Предметные результаты: 1. Развитие ощущений и восприятий. Учащиеся должны: выделять главное, существенное в сложном и целом (анализ слова, предложения, состав числа, смысл прочитанного); владеть ориентировкой в пространстве; знать различные части своего тела и уметь определять их взаимное расположение; пространственно соотносить предметы; ориентироваться во времени. 2. Развитие памяти. Учащиеся должны: запоминать до 10 предметов и порядок их размещения; выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5-7 позиций); удерживать в памяти 10 слов, предметов, цветов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 минут; воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы и самостоятельного чтения; придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам; играть в 3-5 игр по теме. 3. Развитие мышления. У учащихся четвертого класса развиваются такие черты мышления, как: критичность; основы логического познания; решение творческих задач разного типа. 4. Развитие внимания. Учащиеся должны: после прослушивания уметь концентрироваться на учебном задании; уметь поддерживать внимание при необходимости выполнения задания до логического конца; уметь переключать внимание с одного объекта на другой по инструкции педагога и т.д.; удерживать внимание на 3-5 объектах одновременно, при выполнении учебной задачи. Развитие произвольного внимания у учащихся с легкой степенью умственной отсталости следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри таких процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы необходимо развивать такие свойства внимания, как объем, концентрацию, распределение, переключение, устойчивость при постановке и решении посильных задач. 5. Развитие воображения: Учащиеся должны: - уметь видеть объект в многообразии его признаков; - уметь рассматривать и анализировать объект с нескольких точек зрения; 6 - уметь сопоставлять предмет и явления, устанавливать их сходства и различия. 6. Развитие моторики: Учащиеся должны: - целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога; - согласованно выполнять действия и движения разных частей тела; - координировать движения рук и пальцев; - удерживать письменные принадлежности; - координировать движения рук и глаз; - обводить, штриховать по трафарету; - выполнять аппликации, сгибать бумагу. Критерии оценивания Оценка эффективности психокоррекционных воздействий определяется при повторном обследовании детей в конце года с помощью следующих диагностических методик: 1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина). 2. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича). Диагностический пакет в Приложении 2. 7 Тематическое планирование коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» 4 класс № занятия Занятие 1 Занятие 2 Дата Дидактические цели Сбор информации о психофизиологическом состоянии ребенка. Сбор информации о взаимоотношениях ребенка с окружающими; диагностика мотивационной сферы. Диагностика отношений в семье. Диагностика развития психических процессов. Занятие 3 Диагностика развития психических процессов. Сбор информации о взаимоотношениях с окружающими; диагностика мотивационной сферы. Занятие 4 Диагностика развития общей моторики. Сбор информации о взаимоотношениях с окружающими; диагностика мотивационной сферы. Развитие эмоциональной децентрации; развитие взаимопонимания между детьми. Развитие понятийного мышления; развитие внимания; развитие речи. Развитие коммуникативных навыков. Занятие 5 Содержание занятия Изучение медицинской документации, заключений ПМПК. Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина) Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина). Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса. Оценка состояния общей моторики (Н.И.Озерецкий, М.О.Гуревич). Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса. 1.Упражнение «Прогноз погоды» 2.Задание «Назови слово» 3.Игра «Охота на тигров» Основные виды деятельности обучающихся Участие в тестировании Участие в собеседовании с педагогом Выполнение действий и движений по инструкции педагога. Слушание объяснений педагога. Анализ воспринимаемых объектов. Анализ Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Развитие умения распределять внимание. Развитие мышления; развитие восприятия. Способствовать расширению ролевого репертуара; снятие напряжения. Снижение агрессивности. Повышение уверенности в себе. 1.Игра «Обратный счет» 2.Задание «Форма – цвет» 3.Упражнение «Давай все пачкать» Развитие воображения. Развитие коммуникативных навыков; развитие ролевой гибкости. Развитие вербального мышления; развитие речи. Расширение знаний об окружающем; развитие коммуникативных навыков. Развитие словесно-логического мышления. Развитие пространственных представлений; развитие внимания. Развитие межполушарного взаимодействия, координации, умения распределять внимание. Развитие творческого воображения; развитие мышления; развитие речи. Обучение способам улучшения взаимоотношений с окружающими. Развитие пространственных представлений; развитие воображения. Развитие умения сравнивать. Развитие воображения; развитие кругозора. 1.Задание «Закончи рисунок» 2.Игра «Король» Слушание объяснений педагога. 3.Задание «Пословицы» Выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (мышления, внимания). 1.Упражнение «Датский бокс» 2.Сказка-метафора «Сказка о Синеглазке» 1.Упражнение «Как пройти?» 2.Задание «Шарады» 3.Задание «Лишний кубик» 1.Задание «Все вместе» 2.Задание «Волшебные кляксы» 3.Упражнение «Ворвись в круг» 1.Упражнение «Тропинка» 2.Задание «Одинаковое, разное» 3.Упражнение «Вулкан» 9 выступлений своих товарищей. Выполнение действий и движений по инструкции педагога. Участие в коллективных играх, развивающих свойства личности: самооценку и самовыражение. Анализ собственного эмоционального состояния. Слушание объяснений педагога. Анализ выступлений своих товарищей. Участие в психологических играх, развивающих свойства личности (умение вступать в контакт, умение сотрудничать). Занятие 12 Развитие творческого мышления. Развитие концентрации внимания. Повышение самоуважения и самооценки. Занятие 13 Гармонизация психоэмоционального состояния. Развитие умения сравнивать; развитие внимания. Развитие пространственных представлений. Развитие коммуникативных навыков. Формирование самосознания личности; формирование позитивных навыков взаимоотношений с окружающими. Развитие координации движений; развитие произвольности поведения. Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 1.Задание «Что потом?» 2.Задание «Найди слова в строке» 3.Упражнение «Копилка хороших поступков» 1.Упражнение «Стряхни!» Выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (внимания, мышления). 2.Задание «Одинаковое, разное» Анализ воспринимаемых объектов. 3.Задание «Раскрась кубик» 4.Игра «Давай поговорим» 1.Упражнение «4 вопроса – 4 рисунка» 2.Игра «Слалом – гигант» Улучшение восприятия; улучшение 1.Упражнение «Звучащая сила» мыслительной деятельности. 2.Задание «Вырезай точно» Развитие глазомера; развитие зрительномоторной координации. 3.Задание «Найди числа по порядку Развитие распределения внимания. и запиши пропущенные» 4.Задание «Придумай слова» Развитие воображения; развитие эмоциональной сферы. Формирование навыков самоконтроля; развитие коммуникативных навыков. Развитие устойчивости внимания. Развитие воображения. Повышение уверенности в себе; снижение чувства страха. Развитие умения выявлять причинноследственные отношения. Выполнение действий и движений по инструкции педагога. Слушание объяснений педагога. Наблюдение за демонстрациями педагога. Выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (памяти, мышления, речи, внимания). Объяснения наблюдаемых явлений. 1.Упражнение «Гений и придурок» 2.Задание «Работа с текстом» 3.Задание «Танграм» 1.Сказка-метафора «Звездочка» 2.Задание «Назови причину» 10 Выполнение действий и движений по инструкции педагога. Занятие 18 Занятие 19 Занятие 20 Занятие 21 Занятие 22 Занятие 23 Развитие восприятия; развитие произвольности поведения. Развитие творческого мышления. Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»). Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности). Развитие воображения; развитие умения работать в группе. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие коммуникативных навыков; развитие умения работать в команде. Развитие произвольной памяти. Развитие мышления; развитие воображения. Развитие мышления; развитие навыков счета. Развитие коммуникативных навыков; развитие умения работать в команде. Развитие двигательной координации; развитие умения сотрудничать. 1.Упражнение «Кричалки – шепталки – молчалки» 2.Задание «Найди причину» 3.Задание «Отрицание» Выполнение упражнений на развитие моторики. 1.Задание «Подбери слово, противоположное по смыслу» 2.Упражнение «Неожиданные картинки» 1.Задание «Найди одинаковые» 2.Игра «Картонные башни» Выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мышления). Развитие мышления. Развитие слухового восприятия; развитие памяти, мышления. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Развитие навыков общения; снятие телесных зажимов. 2.Задание «Разгадай ребусы» 3.Задание «Группировка слов» играх, снижающих страхи и агрессию. 1.Задание «Ленточки» 2.Задание «Радость и грусть» Выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (внимания, памяти, воображения, мышления). 3.Игра «Дотронься…» Анализ воспринимаемых объектов. 3.Задание «Какого цвета?» 1.Задание «Два предмета» 2.Задание «Соседи» 3.Упражнение «Трио» 1.Упражнение «Распускающийся бутон» 11 Выполнение упражнений на развитие речи. Участие в психологических играх, формирующих доверие к окружающим, уверенность в себе. Участие в психологических Занятие 24 Занятие 25 Занятие 26 Занятие 27 Занятие 28 Занятие 29 Развитие непосредственной памяти. Развитие коммуникативных способностей; развитие умения распознавать язык мимики и жестов. Развитие логического мышления. Формирование умения сотрудничать. Развитие произвольности движений. Развитие произвольности движений. Развитие речи; развитие мышления. Развитие произвольного внимания; развитие слухового восприятия. Развитие воображения. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия. Развитие умения сотрудничать; развитие воображения. Развитие произвольного внимания; расширение кругозора. Развитие воображения; расширение кругозора. Развитие коммуникативных навыков. Развитие ловкости движений; развитие мышления. Развитие речи; развитие внимания; развитие выдержки. Снятие эмоционального напряжения. 1.Задание «Точно такие» 2.Игра «Зоопарк» 3.Задание «Логический квадрат» 1.Упражнение «Сиамские близнецы» 2.Задание «Обводи точно» 3.Задание «Бери осторожно» 1.Игра «Кто больше?» 2.Игра «Внимательные руки» Выполнение действий и движений по инструкции педагога. Выполнение упражнений на развитие моторики. Участие в психологических играх, помогающих преодолеть неуверенность в себе. 3.Упражнение «Рисунок в два этапа» 1.Задание «Добавь слово» 2.Игра «И хорошо, и плохо» 3.Упражнение «История с продолжением» 1.Игра «Не пропусти профессию» 2.Игра «Бывает – не бывает» 3.Упражнение «Пчелы и змеи» 1.Игра «Я знаю…» Выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (внимания, памяти, восприятия). Анализ воспринимаемых объектов. 2.Игра «Когда это бывает?» Слушание объяснений 3.Упражнение «Путешествие» 12 Занятие 30 Занятие 31 Занятие 32 Занятие 33 Занятие 34 Развитие слухового восприятия; развитие воображения. Развитие логического мышления; развитие навыков счета. Устранение страхов. Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия. Развитие коммуникативных навыков, доверия; развитие моторной ловкости. Развитие речевой активности, словотворчества. Развитие мышления, внимания; развитие навыков счета. Развитие умения осознавать свои переживания. Развитие звуковосприятия; развитие грамматического строя речи. Развитие звуковосприятия; развитие мышления. Развитие моторной ловкости. Развитие мышления, воображения; развитие мелкой моторики. Развитие творческих способностей. Развитие эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков. 1.Игра «Путешествие в страну звуков» 2.Задание «Числовые ряды» 3.Упражнение «Чертик, чертик, кто я?» 1.Игра «Назови одним словом» 2.Игра «Спичечный узор» педагога. Участие в психологических играх, способствующих формированию благоприятного климата в группе, адекватной самооценки. 3.Упражнение «Старенькая бабушка» 1.Задание «Слова – накладки» 2.Игра «Арифметический мяч» 3.Сказка-метафора «Пещера моей души» 1.Задание «Главные буквы» 2.Игра «Тюрьма» 3.Упражнение «Коршун и наседка» 1.Задание «Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек» 2.Задание «Чудесный лес» 3.Упражнение «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» 13 Участие в ролевых играх, развивающих умение общаться, взаимодействовать. Выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (внимания, восприятия, воображения, мышления). Анализ воспринимаемых объектов. Выполнение действий и движений на развитие моторной координации. Слушание объяснений педагога. Участие в психологических играх, развивающих умение сотрудничать, контролировать негативные 14 Литература 1. Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. – М.: Просвещение, 1992 2. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. –– СПб. Питер, 2005. 3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.:ТЦ сфера, 2008. 4. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие . -- СПб., 2005г. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. 5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. М: Педагогика, 1983. 6. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушениями интеллекта: Программно-методические материалы. – Пермь: Пермский государственный педагогический университете. Центр развития образования Г.Перми, 2001 – 72 с. 7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина 8. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс]// Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/ 9. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2006. 10. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.--мед.-пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 11. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика, 2008 - № 1. - с. 5-13 12. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. Зажигина. – Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012. 13. Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы: монография /под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург: Б. и; Пермь: Б. и, 2005. 14. Крупенчук О.Н. Пальчиковые игры. - СПб, 2005. 15. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Нижний Новгород, 2005г. 16. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком - СПб.: Речь, 2006. 17. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006 18. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. 19. Попова С.А. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида». Исилькуль, 2012. 20. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (проект). Источник:http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/10/02 ПрАООП_слабослыш_ 18.10.2015.doc.pdf 21. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. -- Мн., 2006 22. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 23. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. — — СПб.: Речь, 2003. 24. Стребелева Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционноразвивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология. – 2000. - № 5. – С.86-96. 25. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика Гимнастика для пальчиков. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 26. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 27. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ (Приказ МО РФ № 1598, от 19.12.2014 г.) 28. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. – 176 с.: илл. 29. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В - М.: Советский спорт, 2002. 30. Щербинина М.А. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» // Журнал БОУ ДПО «ИРООО» «Образование детей особой заботы» № 2 (5), 2014г. 31. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань»,2002. 16 Приложение 1 Методы и средства оценки результативности программы (методы исследования и контроля) Изучение медицинской документации, заключений ПМПК. Наблюдение за учащимися во время учебно-воспитательного процесса Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина). 5. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича). 1. 2. 3. 4. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина Цель: выявление родительского отношения по отношению к ребенку. Инструкция: Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Вопросы теста: 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка". 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку "липнет" все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 17 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. Обработка: За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Ключ: 18 • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Интерпретация: Высокий тестовый балл интерпретируется по соответствующим шкалам как: отвержение; кооперация; симбиоз; контроль; инфантилизация (инвалидизация). Высокие баллы по шкале принятие–отвержение – от 24 до 33 – говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале кооперация – 7–8 баллов – признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале – 1–2 балла – говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога; Высокие баллы по шкале симбиоз – 6–7 баллов – позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. По этой шкале – 1– 2 балла – признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале контроль – 6–7 баллов – показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале – 1–2 балла, – напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов. Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка – 7–8 баллов – признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале – 1–2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. 19 Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста по научной редакцией Л.М.Шипициной. Развитие мышления Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал) Назначение: определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Стимульный материал: пять карт с изображением стандартизированного набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ними существенному признаку, то есть – лишний. Инструкция: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?) Подумай, как назвать одним словом остальные предметы? Процедура: в указанной последовательности предъявляются 5 карт. Полный ответ ребенка по каждой карте вносится в протокол. Протокол обследования: Ответ Признаки Наличие Уровень Карта ребенка обобщения обобщающих слов обобщения 1.репа, яблоко, огурец, свекла 2.шорты, кепка, ботинки, шуба 3.ручка, нож, книга, карандаш 4.шкаф, стул, стол, дверь 5.самолет, автобус, пароход, тачка Общий уровень_________ Обработка: каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова. Лишними предметами являются: яблоко, ботинки, нож, дверь, тачка. Обобщающие слова: овощи, одежда, учебные принадлежности, мебель, средства передвижения (транспорт). Оценка результатов Уровни Признак обобщения Обобщающее слово 1 существенный есть 2 существенный нет 3 функциональный нет 4 случайный нет 5 нет обобщения нет Общий уровень___________ Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные. 2 уровень – отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребенок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово. 3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребенок умеет анализировать и обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово. 20 4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребенок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные признаки не называются. 5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам. Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал) Назначение: определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки. Стимульный материал: пять наборов слов по 4 слова в каждом: 1.воробей, синица, голубь, пчела; 2.яйцо, цыпленок, курица, котенок; 3.мальчик, доктор, градусник, милиционер; 4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений; 5.девять, три, число, семь. Инструкция: я назову 4 слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные? Процедура: в указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребенка заносится в протокол. Протокол обследования: Ответ Признак Наличие Уровень Набор слов ребенка обобщения обобщающих слов обобщения 1.воробей, синица, голубь, пчела 2.яйцо, цыпленок, курица, котенок 3.мальчик, доктор, градусник, милиционер 4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений 5.девять, три, число, семь Общий уровень__________ Обработка: каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова. Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число. Обобщающие слова: птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры). Оценка результатов Уровни Признак обобщения Обобщающее слово 1 Существенный есть 2 Существенный нет 3 Функциональный нет 4 Случайный нет 5 нет обобщения нет Общий уровень_________ Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать понятия с опорой на существенные признаки. Ребенок способен 21 логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные. 2 уровень – отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребенок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово. 3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребенок умеет анализировать и обобщать знакомые ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяет существенные признаки несущественными, функциональными. Не всегда точно определяет обобщающее слово. 4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные (родовые) признаки не называются. 5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих признаков используются случайные, часто имеющие личностный смысл. Методика 3. Последовательные картинки Назначение: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями. Стимульный материал: три набора картинок, связанных между собой сюжетом: «Ключ» (4 картинки), «Пловец» (6 картинок), «Хитрецы» (7 картинок). Инструкция: разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ. Процедура: перед ребенком выкладываются картинки первого набора «Ключ». Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета и составить рассказ Ребенок выполняет задание. Фиксируются особенности его деятельности, результаты которой могут быть отнесены к одному из пяти уровней. Затем предлагается разложить по порядку картинки из второго набора «Пловец» и составить по ним рассказ. Далее предлагается разложить по порядку картинки третьего набора «Хитрецы» и составить по ним рассказ. Обработка: каждое из трех заданий оценивается следующим образом. 1 уровень – разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий; 2 уровень – разложил верно, самостоятельно внеся поправки; 3 уровень – сделал одну ошибку и при обосновании (на вопрос «Почему?») ее исправил; 4 уровень – сделал одну ошибку и не справился с обоснованием; 5 уровень – разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнять задание. Протокол обследования № набора Выполнение Уровень 1.Ключ 2.Пловец 3.Хитрецы Общий уровень__________ Рассказ ребенка: 1. 2. 22 3. Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает высокий уровень сформированности логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Ребенок быстро и точно устанавливает причинно-следственные связи. Способен обосновать правильность своего решения. Умозаключения правильны, суждения точны. Речь правильная, связная, эмоционально насыщенная. 2 уровень – отражает высокий уровень логического мышления. Ребенок достаточно быстро устанавливает причинно-следственные отношения между событиями, способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Допущенные ошибки обнаруживает самостоятельно и устраняет сам. 3 уровень – отражает достаточный уровень развития логического мышления. Ребенок практически самостоятельно выполняет все задания. Безошибочно устанавливает причинноследственные отношения между небольшим числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при организующей помощи специалиста психолога. 4 уровень – отражает недостаточную сформированность логического мышления. Ребенок способен установить причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Испытывает трудности при обосновании своего решения, часто ориентируется на субъективную логику видения событий. Замечает и исправляет ошибки с помощью специалиста психолога. 5 уровень – отражает несформированность умения устанавливать причинноследственные отношения между событиями. Ребенок выполняет задания чисто механически, вне логики событий. Неспособен объяснить свой вариант решения. Методика 4. Продолжи ряд Назначение: выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений. Стимульный материал: четыре отдельных бланка с заданиями, цветные фломастеры. Инструкция: рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок также, как здесь. Процедура: задания предъявляются одно а другим, начиная с задания №. При правильном выполнении задания №1 обследование прекращается. Обработка: учитывается правильность воспроизведения совокупности шести признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки. Оценка результатов: 1 уровень – выполнено задание №1; 2 уровень – выполнено задание №2; 3 уровень – выполнено задание №3; 4 уровень – выполнено задание №4; 5 уровень – не выполнено ни одного задания. Задание считается правильно выполненным, если школьник воспроизводит все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое, менее сложное. Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием. Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает высокий уровень сформированности наглядно-образного и нагляднодейственного мышления, выраженную способность к аналитико-синтетической деятельности, способность к целостному восприятию пространственных соотношений и 23 самостоятельному прогнозированию последовательности расположения геометрических фигур в пространстве без опоры на образец. Ребенок способен точно воспроизвести заданную систему из 6 признаков фигур разной формы, заложенных в задании: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси, направление штриховки. 2 уровень – отражает высокий уровень сформированности наглядно-образного и нагляднодейственного мышления, способность к аналитико-синтетической деятельности, способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси, направление штриховки с опорой на образец. 3 уровень – отражает достаточную способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Ребенок способен точно воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величину, расположение относительно оси, направление штриховки одинаковых по форме фигур. 4 уровень – отражает способность к анализу и синтезу на пространственном уровне, к воспроизведению пространственных отношений между геометрическими фигурами. Причинноследственные отношения не устанавливаются. Закономерности, лежащие в расположении геометрически фигур в пространстве, определяются и воспроизводятся в ограниченном объеме, в пределах одной величины и формы с опорой на образец. 5 уровень – отражает недостаточную сформированность для данного возраста пространственного мышления. Ребенок испытывает трудности даже при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме геометрических фигур. Возможно простое манипулирование с бланком задания вместо его выполнения. Развитие памяти Методика 1. Зрительная непроизвольная память Назначение: определение объема зрительного непроизвольного запоминания. Стимульный материал: набор из 10 картинок: роза, гриб, утюг, машина, арбуз, чайник, груша, собака, диван, кукла. Инструкция: я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них. Процедура: картинки предъявляются по одной. Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений. Обработка: за каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу. Оценка результатов: 1 уровень – 10 правильных названий (баллов) 2 уровень – 9-8 3 уровень – 7-6 4 уровень – 5-4 5 уровень – 3 и менее баллов. Протокол обследования Картинка Воспроизведение Роза Гриб Утюг Машина Арбуз Чайник Груша Собака 24 Диван Кукла Уровень выполнения задания__________ Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает большой объем непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание. 2 уровень – отражает достаточно большой объем непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание. 3 уровень – отражает соответствующий возрасту объем непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание. 4 уровень – отражает недостаточный объем непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание. 5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию. Методика 2. Зрительная произвольная память Назначение: определение объема зрительного произвольного запоминания. Стимульный материал: набор из 10 картинок: кот, зонт, ранец, стул, часы, пирамида, рыба, бабочка, ведро, еж. Инструкция: я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано. Процедура: картинки предъявляются по одной. Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений. Обработка: за каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу. Оценка результатов: 1 уровень – 10 правильных названий (баллов) 2 уровень – 9-8 3 уровень – 7-6 4 уровень – 5-4 5 уровень – 3 и менее баллов. Протокол обследования Картинка Воспроизведение Кот Зонт Ранец Стул Часы Пирамида Рыба Бабочка Ведро Еж Уровень выполнения задания__________ Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание. 2 уровень – отражает достаточно большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание. 25 3 уровень – отражает соответствующий возрасту объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание. 4 уровень – отражает недостаточный объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание. 5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию. Сохранение информации затруднено. Методика 3. Слуховая произвольная память Назначение: определение объема слухового запоминания словесного материала. Стимульный материал: набор из 10 слов: гора, звезда, окно, булка, ручка, мыло, весна, очки, книга, белка. Инструкция: я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить. Процедура: слова произносятся в медленном темпе однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов. Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно-окна). Оценка результатов: 1 уровень – 10 правильно воспроизведенных слов (баллов) 2 уровень – 9-8 3 уровень – 7-6 4 уровень – 5-4 5 уровень – 3 и менее баллов. Протокол обследования Слова Воспроизведение Гора Звезда Окно Булка Ручка Мыло Весна Очки Книга Белка Уровень выполнения задания__________ Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание. 2 уровень – отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание. Волевое развитие Методика 1. Раскрашивание кружков Назначение: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности. Стимульный материал: тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10 мм, простой мягкий карандаш. 26 Инструкция: закрась эти кружочки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного. Закрасишь одну строчку, переходи ко второй. Так работай до команды «стоп». Процедура: ребенок закрашивает 15 кружков, после чего его останавливают командой «стоп». Обработка: каждый кружок оценивается отдельно следующим образом: 4 балла – закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного направления; 3 балла – нарушение границ кружка (выход за границу, не доводка до границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные; 2 балла – нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри кружка и различная интенсивность закрашивания; 1 балл – штриховка кружка параллельными линиями. Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков. Первичная оценка Количество кружков Сумма баллов По 4 балла По 3 балла По 2 балла По 1 баллу Оценка результатов: 1 уровень – 60-59 баллов 2 уровень – 58-40 баллов 3 уровень – 39-21 балл 4 уровень – 20-11 баллов 5 уровень – 10 баллов и ниже Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием. Интерпретация результатов: 1 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность. 2 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребенок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются. 3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребенок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания. 4 уровень – отражает недостаточный уровень саморегуляции. Ребенок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности. 5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляции. Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности. Развитие внимания Нарушения внимания наблюдаются и отмечаются во время выполнения ребенком предыдущих диагностических методик. 27 Определяется наличие – отсутствие нарушений концентрации, объема, произвольности внимания. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича) Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций 1.Оценка статистического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6-8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей. 2.Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. 3.Оценка ручной моторики: выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; координация движений обеих рук «кулак – ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. 4.Тесты зрительно-моторной координации: срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца. Развитие восприятия 1.Оценка зрительного восприятия: узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); узнавание контурных изображений (5 изображений); узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); - выделение букв и цифр (10), написанных разных шрифтом, перевернутых. 2.Оценка слухового восприятия: воспроизведение несложных ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука). 3.Восприятие формы, величины, цвета: группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных); 28 раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см; ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор; раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого; называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.д.). 4.Восприятие пространства и времени: показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т.д.; выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над – под, на – за, перед – возле, сверху – снизу, выше – ниже и т.д.); конструирование по образцу из 10 счетных палочек; с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» и т.д.). 5.Тактильно-двигательное восприятие: узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно; узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. Оценка результатов: «хорошо» - если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки; «удовлетворительно» - если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий; «неудовлетворительно» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий. Приложение 2 Игры и упражнения, используемые в процессе реализации коррекционного блока программы Упражнение «Здравствуй, я котик!» Цель: знакомство с детьми, создание благоприятного климата в группе. Материалы: игрушка котенок. Описание: ведущий держит в руках игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя свое имя, например: «Здравствуй, котик, я Сашенька!» Игра «Угадай цифру» Цель: развитие тактильного восприятия, концентрации внимания. 29 Описание: педагог на спине ребенка «рисует» фигуру (буквы, цифры, зверей и т.д.). Ребенок должен почувствовать, отгадать и сказать, что нарисовали у него на спине. Упражнение «Котик ласкает» Цель: повышение самоуважения детей. Материалы: игрушка котенок. Описание: ведущий держит в руках игрушку – котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.д. Затем дети берут по очереди в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает произносить им соответствующие фразы. Игра «Чувствую, что…» Цель: развитие тактильного восприятия и тактильной памяти. Материалы: предметы, различные на ощупь. Описание: на столе лежат предметы. Все они разные на ощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Ребенок дотрагивается до каждого предмета и описывает свои ощущения. Затем педагог предлагает ребенку посмотреть на картинки, где изображены те же предметы, и ответить на вопрос, какие они на ощупь. Упражнение «Раз-два-три, заяц, замри!» Цель: гармонизация психоэмоционального состояния, развитие самовыражения детей. Описание: дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» - вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте, как зайцы. А теперь – «Раз-два-три, заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей – волков, медведей, и после этого повторить упражнение. Примечание: перед началом игры необходимо вспомнить с детьми различных животных. Показать их на карточках, придумать движения, которые эти животные выполняют. Игра «Вспомни узор» Цель: развитие зрительной памяти. Материалы: карточки с заданием, кубики, чистые листы бумаги, карандаши. Описание: на карточке нарисован простой узор, например, кривая или ломаная линия. Ребенок смотрит на этот узор 1-2 минуты. Затем узор убирают и просят ребенка воспроизвести его. То же произвести с кубиками: ребенку показывают простое строение и просят его построить такое же. Примечание: если у ребенка слабо развита мелкая моторика рук, и он не может самостоятельно воспроизвести изображение карандашом, можно использовать, например, счетные палочки, из которых он также сможет составить тот узор, который было необходимо запомнить. Упражнение «Превратись в пластилинчик» Цель: гармонизация психоэмоционального состояния детей; создание благоприятного психологического климата в группе; развитие доверия к окружающим. Описание: ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка - пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено. Игра «Запомни порядок» Цель: Развитие зрительной памяти. 30 Описание: педагог выбирает одного ребенка в качестве ведущего. Остальные дети выстраиваются в «паровозик». Ведущий смотрит на «паровозик» 1 минуту, затем отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стоят в «паровозике». Примечание: если ребенок затрудняется в назывании имен или имеет тяжелые нарушения речи, можно, например, после истечения минуты рассадить всех детей по своим местам. А ведущий должен будет снова составить из них точно такой же «паровозик». Упражнение «Ау!» Цель: Развитие самоуважения детей. Описание: один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился. 31