МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам.директора по УВР И.о директора ________________________ ________________________ Смирнова М.А Фатеева О.С 123/2-ОД от «31» августа протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. 2023 г. 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Ручной труд» для обучающихся 4 классов с.Кордюково Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 4 класса (ФГОС) Пояснительная записка Настоящая адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, что составляет 102учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 2 класса, 3 класса, 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор Л.А.Кузнецова "Технология. Ручной труд", Москва "Просвещение", 2017. 1.Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012. 2.Федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП - приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями». 3.Программы по трудовому обучению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений VIII вида: под.редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2015 Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек. Занятия ручным трудом необходимы для подготовки учащихся к профессионально-трудовому обучению и дальнейшей социальной адаптации и реабилитации в социуме. Это подготовка складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда. Четкой организацией рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам и рабочим инструментам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, из обучения элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами и ознакомления с некоторыми свойствами и качествами материалов, из обучения умениям пользования простейшими измерительными инструментами. Структура документа Рабочая программа по ручному труду представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; планируемые результаты изучения учебного предмета. Специфика Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения. Цель: формирование основ знаний, умений и навыков содержания предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в процессе знакомства с трудовой культурой и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности. Задачи: развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью; формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности; корригирование интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия; формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной координации, ручной моторики. Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи: — коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанав ливать логическую последовательность изготовления изделия, определ ять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового вос приятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и коорди нации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.). Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает: максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональ ных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игро й, математикой, рисованием, развитием речи); неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и на выков на разном по содержанию учебном материале; замедленность обучения; подачу учебного материала малыми порциями; максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; предварение изучения нового материала пропедевтикой; руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов; подбор доступных для работы поделочных материалов. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательно сти, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы: словесный метод (рассказ, объяснение,беседа, работа с учебником); наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций); практический метод (упражнения, практическая работа); репродуктивный метод (работа по алгоритму); коллективный, индивидуальный; творческийметод; Основное содержание предмета Программа состоит из четырёх блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами. Работа с глиной и пластилином Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; - разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание тре-угольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно-переплетные работы Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Работа с текстильными материалами Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитка-ми (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение). Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки Работа с древесными материалами Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных за-готовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Работа металлом Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Работа с проволокой Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Работа с металлоконструктором Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструкторим (гаечный ключ,отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха. Планируемые результаты изучения учебного предмета В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты и. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по ручному труду на конец обучения в младших классах (1-4 класс): Минимальный уровень: Достаточный уровень: знание правил организации рабочего места и умение знание правил рациональной организации труда, включающих самостоятельно его организовать в зависимости от характера упорядоченность действий и самодисциплину; выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок знание видов художественных ремесел; на рабочем месте); умение находить необходимую информацию в материалах учебника, знание видов трудовых работ; рабочей тетради; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; умение составлять стандартный план работы по пунктам; умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); умение выполнять несложный ремонт одежды. требования при выполнении трудовых работ; умение осознанно подбирать материалы по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам; умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы; умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. Базовые учебные действия Личностные универсальные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные универсальные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные универсальные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные универсальные учебные действия: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 4 класс Содержание обучения четвертого класса направлено на подготовку учащихся к самостоятельному выполнению доступных для обучающихся видов работ и заданий как в мастерской ручного труда, так и в учебных мастерских, таким образом, решение поставленных задач происходит в условиях, близких к профессиональному обучению. В содержание программы включены новые технические сведения, которые направлены на углубление технологических знаний о таких видах работы как: «работа с металлом», «ремонт одежды», «картонажно-переплетные работы», «ручные швейные работы». Расширенно изучаются свойства металла, древесины. Усложняются технологические операции: разметка деталей, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка и отделка изделий. В целом в четвертом классе подытоживаются, обобщаются и добавляются новые технические сведения и углубляются знания о видах и свойствах материалов, о действиях, производимых с помощью различных инструментов. Продолжается и расширяется применение на практике знаний, приобретенных детьми на уроках математики, чтения и изобразительного искусства. Обучающиеся получают первоначальные представления, которые послужат основой для работы на уроках технологии в старших классах (разметка заготовок с помощью угольника и циркуля и др.). Завершается работа по окончательному установлению трудовых возможностей обучающихся в начальных классах путем педагогической оценки особенностей их трудовой деятельности на занятиях ручного труда и выявлению их интегральных качеств (особенности поведения, привычки, черты характера, настрой и др.). Учитываются также медицинские показатели. Полученный материал используется при подборе видов профессионального труда в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. 1 четверть (24часа). № и тема урока 1. Работа с бумагой и картоном. Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы. 2. Работа с бумагой и картоном. Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы. 3. Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и цвет. Технологические операции при работе с бумагой. 4. Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и цвет. Технологические операции при работе с бумагой. 5. Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и цвет. Технологические операции при работе с бумагой. 6. Виды бумаги и картона, получение и их использование, Виды деятельности Коррекционная работа Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Экономно расходовать материалы при выполнении работы, объяснять последовательность выполнения работы. Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Создавать и оформлять тематическую композицию. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Соблюдать технологию изготовления изделий. Использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук. Коррекция зрительного восприятия. Развитие воображения. Развитие зрительной памяти и внимания. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов. Развитие пространственных представлений, ориентации. Развитие навыков соотносительного анализа. Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Умения планировать деятельность. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления. Коррекция развитие речи. Диагностика результатов обучения Практическая работа. Практическая работа. свойства и цвет. Технологические операции при работе с бумагой. 7. Складывание из треугольника и квадрата. Фигурка «Рыбка», аппликация «Аквариум» Практическая работа. 8.Складывание из треугольника и квадрата. Фигурка «Рыбка», аппликация «Аквариум» 9.Складывание из треугольника и квадрата. Фигурка «Рыбка», аппликация «Аквариум» 10. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» Практическая работа. 11. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» 12. Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани? Технологические операции при работе с нитками и тканью. 13. Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани? Технологические операции при Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук. Коррекция зрительного восприятия. Развитие воображения. Развитие зрительной памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах Практическая работа. работе с нитками и тканью. 14. Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани? Технологические операции при работе с нитками и тканью. 15. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». 16. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». 17. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». 18. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». 19. Отделка изделий из ткани. Аппликация. Изделие «Салфетка с аппликацией» 20.Отделка изделий из ткани. Аппликация. Изделие «Салфетка с аппликацией» 21.Отделка изделий из ткани. Аппликация. Изделие «Салфетка с аппликацией» 22.Отделка изделий из ткани. Аппликация. Изделие «Салфетка с аппликацией» 23.Отделка изделий из ткани. Аппликация. Изделие «Салфетка Осваивать строчку стежком «через край». Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять строчку стежком «через край», для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Анализировать, контролировать, корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Самостоятельно организовывать свою деятельность. Соблюдать технологию изготовления изделий предметов Развитие пространственных представлений, ориентации Развитие навыков соотносительного анализа. Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму Умения планировать деятельность Развитие наглядно-образного мышления Развитие словесно-логического мышления. Коррекция развитие речи. Практическая работа. Практическая работа. с аппликацией» 24.Отделка изделий из ткани. Аппликация. Изделие «Салфетка с аппликацией» 2четверть (24 часа). Тема урока. Виды деятельности Коррекционная работа. 25. Работа с бумагой и картоном. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования Нового года. Оценивать работу по заданным критериям. Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма. Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу. Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам. Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук Коррекция зрительного восприятия Развитие воображения Развитие зрительной памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов Развитие пространственных представлений, ориентации Развитие навыков соотносительного анализа Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму Умения планировать деятельность Развитие наглядно-образного мышления Развитие словесно-логического мышления Коррекция развитие речи 26. Работа с бумагой и картоном. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» 27. Работа с бумагой и картоном. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» 28. Игрушка из бумажных кругов «Попугай» 29. Игрушка из бумажных кругов «Попугай» 30. Игрушка из Диагностика результатов обучения. Практическая работа. Практическая работа. бумажных кругов «Попугай» 31. Закладка для книг из зигзагообразных полос. 32. Закладка для книг из зигзагообразных полос. 33. Объёмное ёлочное украшение. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 34. Объёмное ёлочное украшение. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. 35. Объёмное ёлочное украшение. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. 36. Объёмное ёлочное украшение. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. 37. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Растягивающаяся игрушка» Практическая работа. 38. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Растягивающаяся игрушка» 39. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Растягивающаяся игрушка» 40. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Растягивающаяся игрушка» 41. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Растягивающаяся игрушка» 42. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Звезда», «Звезда» 43. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Звезда», «Звезда» 44. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Звезда», «Звезда» 45. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Звезда», «Звезда» 46. Объёмное ёлочное Практическая работа. украшение. Изделие «Звезда», «Звезда» 47. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Звезда», «Звезда» 48. Объёмное ёлочное украшение. Изделие «Звезда», «Звезда» 49. Работа с металлом. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. 50. Работа с металлом. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. 3 четверть – 30 часов Конструировать изделие. Коррекция мелкой моторики кисти и Организовывать рабочее место, соблюдать правила пальцев рук безопасного использования инструментов. Коррекция зрительного восприятия Использовать свои знания о материалах и приемах Развитие воображения работы в практической деятельности (при Развитие зрительной памяти и внимания изготовлении изделий). Развитие пространственных Самостоятельно организовывать свою деятельность. представлений, ориентации Соблюдать технологию изготовления изделий. Развитие наглядно-образного мышления Анализировать, контролировать, корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. Практическая работа. 51. Работа с металлом. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. 52. Изделие «Дерево» 53. Изделие «Дерево» 54. Изделие «Дерево» 55. Изделие «Дерево» Практическая работа. 56. Изделие «Дерево» 57. Работа с нитками. Изделие «Цветок из ниток» 58.Изделие «Цветок из ниток» 59.Изделие «Цветок из ниток» 60.Изделие «Цветок из ниток» 61.Изделие «Цветок из ниток» 62. Изделие «Цветок из ниток» 63. Работа с проволокой. Декоративные фигурки зверей, птиц и человечков (изгибание проволоки по контуру рисунка). 64.Декоративные фигурки зверей, птиц и человечков (изгибание проволоки по контуру рисунка). 65.Декоративные фигурки зверей, птиц и человечков (изгибание проволоки по контуру Использовать умения работать с нитками, ножницами. Оценивать работу по заданным критериям. Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Осваивать способы работы с нитками: наматывание на картон, связывание. Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей. Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с образцом изделия на доске. Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук Коррекция зрительного восприятия Развитие воображения Развитие зрительной памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов Развитие навыков соотносительного анализа Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму Умения планировать деятельность Развитие наглядно-образного мышления Развитие словесно-логического мышления Коррекция развитие речи Исследовать свойства проволоки, возможности её Коррекция мелкой моторики кисти и применения. пальцев рук Анализировать образец изделия, определять Коррекция зрительного восприятия материалы и инструменты, необходимые для его Развитие воображения изготовления. Развитие зрительной памяти и внимания Составлять план работы по изготовлению изделия с Формирование обобщенных помощью учителя. представлений о свойствах предметов Соблюдать технологию изготовления изделий. Развитие наглядно-образного мышления Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. рисунка). 66. Сборка изделий из разных материалов. «Муха» и «Паук» 67.Сборка изделий из разных материалов. «Муха» и «Паук» 68.Сборка изделий из разных материалов. «Муха» и «Паук» 69. Работа с бумагой. Изделие «Открытая коробочка», «Коробка» 70.Изделие «Открытая коробочка», «Коробка» 71.Изделие «Открытая коробочка», «Коробка» 72. Работа с древесиной. Что ты знаешь о древесине? 73.Что ты знаешь о древесине? 74. Аппликация из древесных заготовок (поделки из спичек, карандашной стружки) 75. Аппликация из древесных заготовок (поделки из спичек, карандашной стружки) 76. Аппликация из Практическая работа. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя. Соблюдать технологию изготовления изделий. Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук Коррекция зрительного восприятия Развитие воображения Развитие зрительной памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов Развитие наглядно-образного мышления Практическая работа. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя. Соблюдать технологию изготовления изделий Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук Коррекция зрительного восприятия Развитие воображения Развитие зрительной памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов Развитие наглядно-образного мышления Практическая работа. Практическая работа. древесных заготовок (поделки из спичек, карандашной стружки) 77. Аппликация из древесных заготовок (поделки из спичек, карандашной стружки) 78. Аппликация из древесных заготовок (поделки из спичек, карандашной стружки) 79. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. 80.Пришивание пуговиц. 82. Изготовление и пришивание вешалки. 83.Изготовление и пришивание вешалки. 84.Изготовление и пришивание вешалки. 85. Картонажно – переплётные работы. 86. Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. 87.Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. 88.Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. 4 четверть – 24 часа Исследовать виды пуговиц и определять с помощью Коррекция мелкой моторики кисти и учителя их назначение. пальцев рук Соблюдать правила работы с иглой и ножницами. Коррекция зрительного восприятия Соблюдать технологию изготовления изделий. Развитие воображения Применять и соблюдать правила при работе с иглой, Развитие зрительной памяти и внимания организовывать рабочее место. Развитие наглядно-образного мышления Коррекция развитие речи Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы ножницами. Соблюдать технологию изготовления изделий. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Экономно расходовать материалы при выполнении работы, объяснять последовательность выполнения работы. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Оценивать работу по заданным критериям. Оформлять изделия по собственному замыслу. Организовывать рабочее место, соблюдать правила Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук Коррекция зрительного восприятия Развитие воображения Развитие зрительной памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов Развитие пространственных представлений, ориентации Развитие навыков соотносительного анализа Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму Умения планировать деятельность Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 89.Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. 90.Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. 91. Изготовление записной книжки – раскладушки с переплётной крышкой. 92. Ручные швейные работы. Изделие «Подушечка для игл» 93.Изделие «Подушечка для игл» 94.Изделие «Подушечка для игл» 95. Изделие «Тряпичная игрушка – подушка» 96.Изделие «Тряпичная игрушка – подушка» 97. Изделие «Тряпичная игрушка – подушка. Выкройка. 98.Изделие «Тряпичная игрушка – подушка. Выкройка. 99.Изделие «Тряпичная игрушка – безопасного использования инструментов. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Развитие наглядно-образного мышления Развитие словесно-логического мышления Коррекция развитие речи Практическая работа. Исследовать виды ниток, ткани и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами. Соблюдать технологию изготовления изделий. Применять и соблюдать правила при работе с иглой, организовывать рабочее место. Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук Коррекция зрительного восприятия Развитие воображения Развитие зрительной памяти и внимания Развитие наглядно-образного мышления Коррекция развитие речи Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. подушка. Выкройка. 100. Изделие «Тряпичная игрушка – подушка». Сшивание. 101.Изделие «Тряпичная игрушка – подушка». Сшивание 102. Изделие «Тряпичная игрушка – подушка». Набивание и отделка. Практическая работа. Практическая работа. Приложение 1 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла – способен самостоятельно выполнить действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации № Учебныйраздел 1 Работа с глиной и пластилином 2 Работа с природнымматериалом 3 Работа с бумагой Планируемыйрезультат Называет свойства материала, цвет, форму Использует разные приемы работы: сплющивание, разминание, отщипывание, раскатывание и т. д. лепка Понятия о природныхматериалах Знаниеспособовсоединениядеталей Изготовлениеподелки Элементарные сведения о бумаге, картоне Разметкабумаги Использует приемы: сгибание, сминание, скатывание и т.д. Конструирование из бумаги и картона оригами Умениепользоватьсяклеем Ступениначальногообразования 0 1 2 3 4 4 Работа с текстильнымматериалом 5 Работа с древеснымиматериалами 6 Работа с металлом 7 Работа с металлоконструктором Освоениепрограммы 1. 2. 3. 4. Вырезаниеножницами Элементарные сведения о нитках, тканях Наматывание Связываниениток в пучок Шитье Вышивание Раскрой Аппликацияизткани Ремонтодежды Элементарныесведения о древесине Знаниеспособовобработкиматериалов Аппликацияиздревесныхматериалов Элементарныесведения о металле Приемыработы с фольгой Приемыработы с проволокой Изготовлениеразличныхконтуров Элементарныесведения о металлоконструкторе Соединениедеталей Минимальныйуровень Достаточныйуровень - Литература: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2016. Технология: Ручной труд: 2 класс, 3 класс, 4 класс. Учебник Л.А. Кузнецова для ФГОС ОВЗ VIII вид Санкт – Петербург. Филиал издательства «Просвещение»2018 Рабочая тетрадь «Технология ручной труд», Л.А. Кузнецова 2 класс, 3 класс, 4 класс. VIII вид ФГОС ОВЗ Издательство М.: «Просвещение» 2019 Методические рекомендации 1 – 4 класс. Пособие для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида ФГОС ОВЗ и родителей. Санкт – Петербург.Филиал издательства « 5. Просвещения» 2016