АРП ЧТЕНИЕ 5 КЛ 23-24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического
совета

Зам. директора по УВР

И.о. директора

________________________
протокол №1 от 28.08.2023
123/2-ОД от «31» августа 2023 г.

________________________

________________________

М.А.Смирнова
123/2-ОД от «31» августа 2023 г.

О.С.Фатеева
123/2-ОД от «31» августа
2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ЧТЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
с умственной отсталостью
на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.№ 1599).
3.АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Кордюковская СОШ»
4.Учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторсоставитель З.Ф. Малышева, 17-е издание, переработанное. М. «Просвещение», 2017 г.
Цель программы: научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их
пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, уметь
пересказывать текст.
Основными задачами данного учебного предмета являются:
- закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур,
- учить обучающихся читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
- совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
- обогащать словарь, развивать связную устную речь;
- прививать интерес к чтению;
- развивать нравственные качества обучающихся на примерах произведений русских писателей.
Общая характеристика учебного предмета
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной
организации. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой
деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими
русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических
функций.
Основными критериями отбора материала по чтению, являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в
существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с
жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарнопрактический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и
расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала,
создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.

Место предмета в базисном учебном плане
В учебном МКОУ «Кордюковская СОШ» на предмет «Чтение» в 5 классе выделяется 3 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 102
уч.ч., в том числе 2 часа для проведения контрольных работ, 3 часа для проверки техники чтения, 6 ч. – внеклассное чтение. Срок
реализации программы 1 год.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем
темпе. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 развитие нравственных чувству, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.);
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
 понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
 способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
 способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его
реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
 умение строить сообщения в устной форме;
 умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
 умение формулировать собственное мнение;
 способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
 умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
 умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
 умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
 умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);
 способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
 умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды
пересказов (полный, выборочный, по ролям);
 способность выделять главную мысль произведения;
 способность участвовать в беседе;
 умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
 способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
 способность заучивать стихотворения наизусть;
 способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.
Содержание учебного предмета «Чтение» в 5 классе

Устное народное творчество
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.
Сказки. Представления о добре и зле.

Картины родной природы.
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в
представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения
детей, их помощь взрослым.
О животных.
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего
России (полководцы, писатели, художники).
Спешите делать добро.
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
Из произведений зарубежных писателей.
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Внеклассное чтение. Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на
указанную учителем тему. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.
Внеклассное чтение в коррекционной школе в 5 классе носит рекомендательный характер. Проводится с постепенным увеличением доли
самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. Творческие работы по освоению литературных текстов должны
проводиться коллективно.
Навыки чтения.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов,
состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и
понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз,
тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при
однородных членах предложения.
Работа с текстом.
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом частей текста.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых
средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизации диалогов.
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение
характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений 9с помощью учителя, с опорой
на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения.
Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Основные требования к умениям учащихся.
1-ы уровень (минимальный):
 правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
 находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
 отвечать на вопросы по предметному содержанию текста 9с помощью учителя);
 заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
 принимать участие в уроках внеклассного чтения.
2-й уровень (достаточный):
 правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;
 читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
 отвечать на вопросы учителя;
 пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
 выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
 выучить наизусть 5 стихотворений;
 читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
№
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X

Наименование
разделов и тем
Устное народное
творчество
Сказки

Всего
часов
2

Теор.

Практ.

Форма контроля

1

1

Опрос: стр. 8, 9, 10 .

14

2

12

Картины родной
природы
О друзьях - товарищах
Басни И. Крылова
Спешите делать добро
Картины родной
природы
О животных

12

1

11

Опрос: стр. 13, 15, 18, 23 – 24, 27, 28, 39 – 40, 43, 45, 46, 47, 48, 50 – 51, 51 – 52. Проверка
техники чтения.
Опрос: стр. 54, 55, 56, 58, 59, 61, 652, 63, 65, 67 – 68, 68, 71, 73, 74.

10
4
12
20

1
2
1

9
4
10
19

12

1

11

Из прошлого нашего
народа
Из произведений
зарубежных писателей

10

1

9

4

2

2

Опрос: стр. 77, 79, 82 – 83, 87, 91 – 92, 93, 94, 96, 97, 98.
Опрос: стр. 100 – 101, 102, 104.
Опрос: стр. 108, 110, 111, 113 – 114, 115, 117, 121, 124, 127, 128, 129 – 130, 130.
Опрос: стр. 132, 133, 134, 135, 137, 138, 138 – 139, 139, 140, 142, 143, 145, 147, 148, 149, 151
– 152, 154, 154 – 155, 155 – 156, 156, 157 – 158, 158, 159, 160, 161 – 162.
Опрос: стр. 165 – 166, 169, 171, 173, 175 – 176, 180, 183, 184, 186 – 187, 187 – 188, 1889, 191,
193, 193 – 194.
Опрос: стр. 196 – 197, 199 – 200, 201, 203 – 204, 207, 208, 210, 213, 216, 221, 223.
Опрос: стр. 225, 228 – 229, 230, 232, 235, 236, 238 – 239, 240, 243, 245, 247, 248, 249, 251, 251
– 252.

Итого:

102

12

86
Календарно-тематическое планирование

1

Всего
часов
2

По
плану
2.09
3.09

2

1

4.09

3

1

7.09

4

1

9.09

5-6

2

10.09
11.09

7

1

14.09

8

1

16.09

9

1

17.09

1012

3

18.09
21.09
23.09

1315

3

25.09
28.09
30.09

По Д. Мамину-Сибиряку
«Серая шейка».

16

1

5.10

Проверка техники

№

Факт.

Тема
Устное народное
творчество. Считалки.
Заклички. Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Сказки.Русская народная
сказка «Никита
Кожемяка».
Тофаларская сказка «Как
наказали медведя».
Башкирская сказка
«Золотые руки».
Русская народная сказка
«Морозко».
Русская народная сказка
«Два Мороза».
Татарская сказка «Три
дочери».
Внеклассное чтение.
Чтение сказок народов
мира.
А. С. Пушкин «Сказка о
мертвой царевне и семи
богатырях» (отрывки).

Виды работы
Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества. Заучивание
наизусть. Работа над смысловым содержанием произведений. Драматизации произведений.

Борьба добра со злом в русской народной сказке. Выборочное чтение, чтение по ролям.
Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из текста.
Работа над выразительным чтением. Выяснение отношения к слабым персонажам в сказке.
Рассказывание сказки по опорным словам.
Работа над смысловым значением названия сказки. Рисование словесного портрета героини
сказки. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки.
Сравнение отношения мачехи к родной дочери и падчерице. Работа над рассказом от первого
лица. Раскрытие темы трудолюбия в сказке. Составление характеристики падчерицы и дочки.
Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, с использованием слов и выражений из
текста. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям.
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Поиск народной мудрости в
сказке.
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Выяснение поучительного
смысла сказки.
Показ разнообразия народного творчества жителей мира. Выборочное чтение. Рассказывание
отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным
самими учащимися. Работа с выставкой книг.
Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность. Выборочное
чтение. Характеристика внешности персонажей. Работа со сложными для понимания
словами. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание отрывка наизусть. Выяснение
собственного отношения к событиям и героям сказки. Борьба сил добра и зла в сказке.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа с
иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста и пересказ по части. Показ
красоты природы в сказке (словесное рисование). Работа над словами и словосочетаниями,
трудными для понимания.

чтения
Картины родной
природы. Г. Скребицкий
«Июнь».
И. Суриков «Ярко солнце
светит …»

17

1

7.10

18

1

8.10

19

1

9.10

А. Платонова «Июльская
гроза».

20

1

16.10

А. Прокофьев «Березка».

21

1

19.10

Ю. Гордиенко «Вот и
клонится лето к закату
…»

22

1

21.10

23

1

22.10

24

1

23.10

Обобщающий урок по
теме «Лето» в разделе
«Картины родной
природы». Внеклассное
чтение рассказов о
природе.М. М. Пришвин.
Золотой луг.
Контрольная работа за 1
четверть
Г. Скребицкий
«Сентябрь», «Добро
пожаловать».

25

1

5.11

26

1

6.11

По И. СоколовуМикитову «Золотая
осень».
К. Бальмонт «Осень».

Выборочное чтение. Беседа о лете с опорой на текст рассказа и собственный опыт и
впечатления. Приметы лета в рассказе. Работа с иллюстративным материалом. Словесное
рисование с опорой на произведение искусства, музыки.
Беседа о лете с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Сравнение
описания лета в стихотворении И. Сурикова и рассказе Г. Скребицкого «Июнь». Работа над
пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения). Работа над
выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Объяснение поведения детей во время
грозы, проявления характера героев, выяснение личного отношения учащихся к содержанию
рассказа. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Описание состояния природы в
рассказе. Составление рассказа-описания о грозе. Составление рассказа рассуждения о
девочке.
Беседа о красоте русской березы и русской природы с опорой на иллюстративный материал,
опыт и знания учащихся. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнений,
непонятных слов и выражений). Работа над выразительным чтением. Заучивание
стихотворения наизусть.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на
иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием текста
стихотворения (сравнений, непонятных слов и выражений). Работа над выразительным
чтением.
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц
и поговорок с прочитанными произведениями. Выяснение личного отношения школьников к
прочитанным произведениям. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на
произведения искусства, музыки. Составление рассказа по плану. Составление рассказаописания по опорным словам. Чтение заученных наизусть стихотворений.

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания
детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом.
Озаглавливание частей рассказа. Работа над пересказом.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания
детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ
по плану.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания
детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным
чтением. Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями.

В. Астафьев «Осенние
грусти».
И. Бунин «Первый снег».
Обобщающий урок по
теме «Картины родной
природы».
О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка».

27

1

11.11

28

1

12.11

29

1

13.11

30

1

18.11

Ю. Яковлев «Рыцарь
Вася».

31

1

19.11

Н. Носов «Витя Малеев в
школе и дома» (отрывок).

32

1

20.11

3335

3

23.11
25.11
26.11

В. Медведев
«Фосфорический
мальчик».
Л. Воронкова «Дорогой
подарок».

36

1

27.11

Я. Аким «Твой друг».

37

1

30.11

Внеклассное чтение. Н.
Носов «Фантазеры».

38

1

3942

4

2.12

3.12
4.12

Обобщающий урок по
теме «О друзьяхтоварищах».

Басни И. А. Крылова
«Ворона и Лисица»,

Заучивание стихотворения наизусть.
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение.
Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью, с опорой на знания детей,
произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным чтением.
Словесное рисование. Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и
выражениями. Заучивание стихотворения наизусть.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Чтение по ролям. Составление плана рассказа, пересказ по плану. Работа над
характеристикой персонажей. Выяснение отношения школьников к героям рассказа.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Чтение по ролям. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Работа над
характеристикой персонажа, его поступков. Выяснение отношения школьников к герою
рассказа.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное
чтение по ролям. Раскрытие понятий «дружба», «стыд», «ябеда», «совесть». Выборочное
чтение. Работа над характеристикой персонажа, его поступков. Выяснение отношения
школьников к герою. Рассказа.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное
чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей, их поступков.
Выяснение отношения школьников к героям рассказа. Работа над кратким пересказом.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное
чтение по ролям. Выборочное чтение. Самостоятельное составление вопросов к тексту,
ответы на эти вопросы. Озаглавливание частей рассказа. Работа над полным пересказом.
Выяснение отношения школьников к героям рассказа и их поступкам. Нравственная оценка
действий персонажей.
Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Обсуждение
профессии учителя.
Чтение рассказа Н. Носов «Фантазеры». Выяснение личного отношения школьников к
прочитанным произведениям. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков.
Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Отнесение пословиц и
поговорок с прочитанными произведениями. Выяснение личного отношения школьников к
прочитанным произведениям и их героям. Соотнесение пословиц с содержанием
произведений, поведением героев. Работа с иллюстративным материалом, рисунками
учащихся. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Обсуждение понятий «дружба»,
«товарищество», «скромность», «хвастливость», «смелость», «благородство», «достоинство»,
«справедливость».
Понятие «басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с
поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное

7.12
9.12

«Щука и Кот», «Квартет».

43

1

10.12

Обобщающий урок по
теме «Басни».
Спешите делать добро
Н. Хмелик «Будущий
олимпиец».

44

1

11.12

О. Бондарчук «Слепой
домик».

4546

2

14.12
16.12

В. Осеева «Бабка».

47
4849

1
2

18.12
21.12
23.12

Проверка техники чтения
А. Платонов «Сухой
хлеб».

50

1

24.12

Контрольный урок за 2
четверть

51

1

25.12

Внеклассное чтение. Б.
Житков «На льдине»

52

1

11.01

В. Распутин «Люся».

53

1

54

1

13.01

14.01

В. Брюсов «Труд».
Р. Рождественский
«Огромное небо».
Обобщение по теме
«Спешите делать добро».

чтение. Работа над иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания
словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выяснение и обсуждение
морали басни. Дополнительное чтение басен, изученных в прошлые годы обучения, и новых
по выбору учителя.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям.
Пересказ текста по вопросам. Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное
чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к
пожилым людям.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям.
Выборочное чтение. Выяснение значения и обсуждение таких нравственных понятий, как
«доброта», «чувство жалости», «сострадание», «помощи», «равнодушие». Составление
характеристики персонажа. Сравнение героя рассказа Н. Хмелика «Будущий олимпиец» и
героя рассказа о. Бондарчук «Слепой домик». Выяснение личного отношения школьников к
персонажам и их поступкам.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Обсуждение темы отношения к старшим. Выяснение значения и обсуждение таких
нравственных понятий как «уважение к старшим», «терпение», «жестокость», «грубость»,
«равнодушие», «пренебрежение». Работа над пересказом. Работа с иллюстративным
материалом.
Чтение и обсуждение произведения Б. Житкова «На льдине». Выборочное чтение.
Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и
поговорок с поступками героев произведения. Работа с иллюстративным материалом.
Обсуждение прочитанных произведений. Характеристика понравившихся персонажей.
Выяснение личного отношения школьников к героям понравившихся произведений.
Объяснение смысла пословиц и сопоставление их с произведениями и поведением их героев.
Рассказывание, выборочное чтение, работа с иллюстративным материалом.
Работа над техникой чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Обсуждение такого
явления природы, как засуха. Обсуждение темы отношения к матери, тяжелого женского
труда. Характеристика персонажа. Работа над пересказом.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Работа над выразительным чтением. Описание персонажей. Обсуждение тяжелой жизни
людей в повседневные годы. Деление рассказа на части, озаглавливание и пересказ.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение понятия «труд»,
«труженик». Выяснение значений пословиц о труде.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение истории, описанной
автором. Обсуждение поступка, совершенного летчиками. Выяснение значения понятия
«героизм», «подвиг». Выяснение и обсуждение личного отношения школьников, их чувств к
летчикам из произведения и поступку, который они совершили.Чтение и обсуждение
произведений по теме. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа

55

1
15.01

56

1
18.01

57

1

58

1

21.01

Картины родной
природы
Ф. Тютчев «Зима».

Г. Скребицкий
«Декабрь», «Всяк посвоему».
К. Бальмонт «К зиме».
С. Есенин «Поет зима
«Береза».…»,

27.01

59

1
29.01

60

1

1.02

61

4.02

Г. Скребицкий «Март»,
«От первых проталин до
первой грозы».
А. Толстой «Вот уж снег
последний в поле тает …»

8.02

Г. Скребицкий «Веснакрасна».

1
3.02

62

63

Внеклассное чтение. М.
М. Пришвин «В краю
дедушки Мазая»
А. Пушкин «Зимняя
дорога». Обобщающий
урок по теме: «Картины
родной природы. Зима».

1

1

в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок с поступками героев произведения.
Работа с иллюстративным материалом, выставкой книг.
Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным
чтением. Работа со средствами художественной выразительности текста. Работа над
раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и
выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Разучивание стихотворения наизусть.
Совершенствования техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации,
рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пересказом по плану. Работа над
техникой чтения. Формирование природоведческих представлений о приспособлении
животных к сезонным изменениям в природе. Выборочное чтение. Формулировка
школьниками вопросов к тексту, ответы на вопросы. Работа над рассказом от 3-го лица.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного
искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением.
Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, произведения изобразительного
искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение
значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными
средствами языка. . Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Разучивание стихотворения наизусть
Развитие навыка чтения. Рассказы школьников.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, произведения изобразительного
искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение
значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными
средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Разучивание стихотворения. Воспитание эстетических чувств от восприятия красоты зимней
природы.Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся.
Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц,
соотнесение их с прочитанными текстами.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного
искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное
чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку.
Работа над выразительным чтением. Работа со средствами художественной выразительности.
Разучивание стихотворения наизусть.
Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение.
Работа над средствами художественной выразительности. Сравнение описаний зимнего и
весеннего неба. Пересказ сказки.

64

1

65

1

10.02

15.02
66

1

67

1

68

1

69

1

70

1

71

1

72

1

73

1

74

1

17.02
18.02
19.02
22.02
24.02

2

7778

2

79

1

А. Толстой «Весенние
ручьи».
А. Пушкин «Гонимы
внешними лучами …»
Внеклассное чтение.
Б. Житков «Наводнение»
А. Блок «Ворона».
Е. Серов «Подснежник».

25.02

И. Соколов-Микитов
«Весна».

26.02

И. Бунин «Крупный
дождь в лесу зеленом …»
С. Есенин «Черемуха».

1.03

3.03

7576

Г. Скребицкий «Грачи
прилетели», «Заветный
кораблик».
Г. Скребицкий «В
весеннем лесу».

4.03
5.03
10.03
11.03

15.03

Я. Аким «Весна, весною,
о весне». Обобщающий
урок по теме «Весна».

О животных. Н. ГаринМихайловский «Тема и
Жучка».
А. Толстой «Желтухин».

К. Паустовский «Кот
Ворюга».

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями,
рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение.
Рассказ от первого лица.
Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями,
рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение.
Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации,
знания и опыт школьников. Рассказ по картине с опорой на текст произведения.
Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над
выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Словесное рисование.
Развитие техники чтения. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по
плану.
Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка.
Выборочное чтение. Словесное рисование.
Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка.
Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.
Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями,
рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение.
Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка.
Выборочное чтение. Словесное рисование.
Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка.
Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.
Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка.
Выборочное чтение. Словесное рисование. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на
иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания
и опыт школьников. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных
примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических
загадок. Составление рассказа по плану.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида и характера героя.
Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя,
высказывание учащимся своего отношения к нему.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Озаглавливание частей рассказа. Пересказ
по плану. Словесное рисование. Выяснение отношения героев произведения к птенцу.
Описание внешнего вида птенца. Высказывание школьниками собственного отношения к
животным. Работа с иллюстративным материалом. Рассказ от третьего лица.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида кота. Работа с
иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ
текста. Разговор со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось
смешным. Рассказы школьников о своих домашних животных.

80

1

81

1

8283

2

84

1

18.03
19.03

29.03
31. 03

Контрольная работа за III
четверть
Внеклассное чтение.
Рассказы о животных. Л.
Н. Толстой «Прыжок»
Б. Житков «Про
обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».
2.04

85

7.04

Ф. Абрамов «Из
рассказов Олёны
Даниловны».
С. Михалков «Будь
человеком».
Обобщение по теме «О
животных».

8.04

Из прошлого нашего
народа. О. Тихомиров
«На поле Куликовом».

1
5.04

86

87

8889

1

1

2
14.04
15.04

90

1

19.04

По С. Алексееву
«Рассказы о войне 1812
года».

Внеклассное чтение. М.
М. Пришвин «Ярик»

Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, выставкой
книг.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом.
Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ текста. Разговор со школьниками о
том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным. Обсуждение изменения
отношения мальчика к Яшке по ходу развития событий в рассказе. Высказывание
школьниками своей точки зрения по поводу сюжета.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Сравнение настроения в первой и
во второй части стихотворения. Сравнение описания природы в первой и во второй части
стихотворения. Выяснение нравственного аспекта поступков детей. Выяснение личного
отношения учащихся к событиям и поступкам, описанным в стихотворении. Обсуждение
темы отношения и заботы о домашних питомцах.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным
чтением. Чтение по ролям. Описание внешности и характера Олены Даниловны. Беседа о
заботливом отношении к животным.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приема сравнения,
который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения.
Выявление морально-нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение
личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали. Беседа о
прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт
школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и
сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. Рассказы учащихся.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с
фактами из истории страны. Работа с описанием русского войска. Работа над кратким
пересказом. Работа с иллюстративным материалом. Деление теста на части, озаглавливание
частей. Пересказ по плану. Выяснение личного отношения школьников к историческим
событиям, описанным в рассказе.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями.
Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описанием
французской армии во время отступления. Соотнесение пословиц с текстом рассказа. Работа
над кратким пересказом. Пересказ по плану. Работа с иллюстративным материалом.
Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в
рассказе.
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Работа над незнакомым, сложными для понимания словами и выражениями. Работа над
кратким пересказом.

91

1
21.04

Н. Некрасов «… И снится
ей жарков лето …»
(отрывок из поэмы
«Мороз, Красный нос»).
А. Куприн «Белый
пудель» (отрывки).

9293

2

94

1

29.04

Л. Жариков «Снега,
поднимайтесь метелью!».

95

1

30.04

96

1

5.05

97

1

6.05

Ю. Коринец «У могилы
неизвестного солдата».
Обобщение по теме «Из
прошлого нашего
народа». Внеклассное
чтение произведений о
героическом прошлом
нашего народа
В. Гюго «Гаврош»
(отрывки).

98

1

7.05

99

1

22.04
23.04

17.05

100

1

20.05

М. Твен «Приключение
Тома Сойера» (отрывки).

С. Лагерлеф «Чудесное
путешествие Нильса с
дикими гусями».

Г. Х. Андерсен
«Русалочка» (отрывок).

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным
материалом. Работа с описанием времени года в отрывке. Обсуждение крестьянского труда,
радости, которую приносит труд человеку. Обсуждение понятия «счастливая и дружная
семья».
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над
выразительным чтением, чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомым,
сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом.
Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану. Работа с описанием персонажей
рассказа. Работа над характеристикой персонажей рассказа. Работа над сравнительной
характеристикой Сергея и Трилли. Выяснение личного отношения учащихся к истории,
описанной автором в рассказе.
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям.
Выборочное чтение. Соотнесение событий, описанных в рассказе, с реальными
историческими событиями. Выяснение знаний школьников о событиях ВОВ. Прослушивание
гимна Москвы. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание прозаического отрывка.
Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение.
Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации,
рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Оценка и
сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. Рассказы учащихся.
Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение.
Рассказывание отрывков
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для
понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом.
Характеристика и описание внешнего вида Гавроша. Оценка поступков Гавроша. Рассказ о
Гавроше по плану. Работа над пересказом текста. Выяснение личного отношения школьников
к событиям, описанным в рассказе, и к главному герою рассказа.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложным для
понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом.
Характеристика тома. Оценка поведения и поступков героев. Озаглавливание частей текста.
Работа над пересказом по плану. Выяснение личного отношения школьников к событиям,
описанным в рассказе, и к героям рассказа.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для
понимания и незнакомыми словами и выражениями. Рисование словесной картины
наступления весны. Заучивание прозаического отрывка. Характеристика Нильса. Оценка
поведения и поступков героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом по
плану. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к
событиям, описанным в сказке, и к героям сказки.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для
понимания и незнакомыми словами и выражениями. Характеристика Русалочки и принца.

Обобщение по теме «Из
произведений
зарубежных писателей».

101

1

102

1

24.05

Оценка поведения и поступков героев. Работа над пересказом. Работа с иллюстративным
материалом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке, и
к героям сказки. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки
учащихся, знания школьников. Оценка персонажей прочитанных произведений личного
отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся.

Итоговая контрольная
работа.
Проверка техники чтения

102ч.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение программы
Технологии:

здоровьесберегающие,

личностно – ориентированное обучение,

проблемное обучение,

развивающее обучение,

информационно – коммуникативные технологии.
Методы:
1.
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации
успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения:
Традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа).
Методические пособия для учителя:
1.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред.
В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г.

2.
Учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. Автор-составитель З.Ф. Малышева, 17-е издание, переработанное. М. «Просвещение», 2017 г.
3.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.
(коррекционная педагогика).
4.
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».