МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам.директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ М.А.Смирнова О.С.Фатеева 123/2-ОД от «31» августа 123/2-ОД от «31» августа Протокол №1 от 28.08.2023 2023 г. 2023 г. 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Работа с текстом» для обучающихся 6 класса с.Кордюково 2023 Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, - Учебным планом МКОУ «Кордюковская СОШ» 2023-3024 уч.года В учебном плане школы на изучение программы отводится 34 часа, 1 раз в неделю. Программа внеурочной деятельности «Работа с текстом» адресована учащимся 6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном программе формирования стратегии смыслового чтения. в В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5(6) классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения. Цель программы формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении; формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Задачи развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе – углубления базовых знаний по теории текста; – использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; – использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; – использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; – использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. Формы и режим занятий Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля. Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы. Результативность освоения программы Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ. I. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: учащиеся научатся осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные результаты: учащиеся овладеют элементарными навыками работы с книгой; умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: определять главную тему, общую цель или назначение текста; предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинноследственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; прогнозировать содержание текста; находить скрытую информацию в тексте; использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты: Учащиеся получат возможность использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. Содержание курса 1.Значение чтения и книги. Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения. 2. Восприятие художественного текста, тема, идея. Слово, заголовок, эпиграф. Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений. 3.Типы текстов. Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Поиск информации в тексте. Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Учимся читать учебный (Маркировка информации) текст Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации Поиск и обработка информации в Умение читать несплошной текст и несплошных текстах. воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: Обобщение информации, данной в графики, диаграммы, схемы (кластеры), тексте. таблицы, географические карты и карты Чтение рисунков, таблиц, схем, местности; планы (помещения, местности, диаграмм. сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни. Что помогает понять текст? (План Умение структурировать информацию во текста) время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный. Когда текст прочитан (Обработка и Создание вторичного текста на базе предъявление информации: план другого (исходного текста): пересказ текста и пересказ) (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания). Самоконтроль и самооценивание понимания прочитанного. Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем. Календарно-тематическое планирование. № тема Значение чтения и книги. Восприятие художественного текста, тема, идея. Восприятие художественного текста. Слово, заголовок, эпиграф. 6,7, Типы текстов. 8 Приёмы работы с научно-популярным текстом. 9,10 Публицистический текст. Приёмы работы с публицистическим текстом. 11,12, Авторская позиция в тексте. 13 14.15 Текст – описание. 16,17 Текст – повествование. 18,19 Текст – рассуждение. 20,21 Поиск информации в тексте. 22 Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Поиск и обработка информации в несплошных текстах. 1 2,3 4,5 23,24, Обобщение информации, данной в тексте. 25 26,27, Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм. 28 29,30, Что помогает понять текст? (План текста) 31 32,33 Когда текст прочитан (Обработка Кол- дата во план часов 1 2 2 3 2 3 2 2 2 3 3 3 3 и 2 факт 34 предъявление информации: план текста и пересказ) Самоконтроль и самооценивание понимания 1 прочитанного. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) Литература: 1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. 2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013. 3. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015. 4. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.