МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
Зам.директора по УВР
И.о. директора
________________________ ________________________
М.А.Смирнова
О.С.Фатеева
123/2-ОД
от
«31»
августа
123/2-ОД
от
«31»
августа
Протокол №1 от 28.08.2023
2023 г.
2023 г.
123/2-ОД от «31» августа
2023 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Работа с текстом»
для обучающихся 6 класса
с.Кордюково 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- положениями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения,
- Учебным планом МКОУ «Кордюковская СОШ» 2023-3024 уч.года
В учебном плане школы на изучение программы отводится 34 часа, 1 раз
в неделю.
Программа внеурочной деятельности «Работа с текстом» адресована
учащимся 6 классов общеобразовательной школы и является необходимым
дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование
навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного
образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне
сформированности метапредметного результата как запроса личности и
государства. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию,
компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная
школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во
внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном
пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и
одновременно показателем сформированности этого умения является чтение
как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его
способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе
самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение
правильно
работать
с
текстом
относится
к
универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном
программе формирования стратегии смыслового чтения.
в
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы
может способствовать не только повышению этого интереса, но и
формированию потребности использовать чтение как средство познания
мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию
прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление,
эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества,
навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией
закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и
развиваться в 5(6) классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции,
способствующей достижению результативности обучения по всем предметам
образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента
общей культуры человека, живущего в открытом информационном
пространстве.
Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с
чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий
формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов
разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели
её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после
чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях,
отличающихся общей практической направленностью и деятельностным
характером. Теоретические основы программы даются дозированно и
постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит
формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует
учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны
быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и
проектные технологии, технологии развития критического мышления через
чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др..
Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были
ориентированы на формирование и развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие,
развитие самостоятельности,
навыков
самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание,
аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг,
ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и
коллективные (групповые, в парах) формы.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности,
характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей
направленностью.
Достижениями
учащихся
являются
умения,
сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых
результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе
решения учебных задач и выполнения работ.
I.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с
текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации
для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе
прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать
соответствующий
цели
вид
чтения
(поисковый/просмотровый,
ознакомительный, изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи
(в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на
имеющийся читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и
второстепенную,
фактическую
и
иллюстративную,
тезисную
и
доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию
информации, на основе умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных
видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в
устной и письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые
компоненты (в несплошных текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять
заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинноследственные и логические связи, делать выводы из сформулированных
посылок о намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование
информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии
с коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы
представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществить деятельность, направленную на оценку информации и
рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения
в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления
несложных
причинно-следственных
связей
и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с
текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и
проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на
основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Содержание курса
1.Значение чтения и книги.
Мониторинг качества чтения, анкетирование
учащихся и выявление трудностей, с
которыми связан процесс чтения.
2. Восприятие художественного
текста, тема, идея. Слово,
заголовок, эпиграф.
Определение цели занятий на основе
выявленных затруднений и прогнозирования;
обсуждение возможных результатов и формы
предъявления результата
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и
главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на
имеющийся читательский и жизненный опыт.
Умение понимать смысл и назначение текста,
задачу автора, понимать роль заглавия и
эпиграфа,
подбирать
заглавие,
соответствующее содержанию и общему
смыслу текста, прогнозировать содержание
читаемого (изучаемого) текста по заглавию и
эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме.
Предтекстовые вопросы и задания в
формировании умений.
3.Типы текстов.
Умение использовать знания о
типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы
речи (повествование, описание, рассуждение,
оценка действительности) и их сочетание в
текстах. Приём фотографирования при
определении типа речи. Связь с композицией
текста (деление текста на абзацы/микротемы).
Способы связи между предложениями
(частями) в тексте: цепная, параллельная,
комбинации способов. Логика развёртывания
информации: данное и новое в текстах с
разными способами связи. Средства связи.
Поиск информации в тексте.
Виды информации в учебном тексте: главная
и
второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и
доказательная,
описания,
примеры
и
др.Умение осуществлять поиск и находить
требуемую (нужную) информацию, применяя
технологии
поискового
(сканирующего)
чтения.
Учимся читать учебный
(Маркировка информации)
текст Умение ориентироваться в тексте: поиск
информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение
системы условных графических символов для
выделения информации
Поиск и обработка информации в Умение читать несплошной текст и
несплошных текстах.
воспринимать
содержание,
извлекать
информацию,
интерпретировать
её.
Несплошные тексты (тексты, в которых
информация предъявляется невербальным или
не только вербальным способом) и их виды:
Обобщение информации, данной в графики, диаграммы, схемы (кластеры),
тексте.
таблицы, географические карты и карты
Чтение рисунков, таблиц, схем,
местности; планы (помещения, местности,
диаграмм.
сооружения); входные билеты, расписание
движения
транспорта,
карты
сайтов,
рекламные постеры, меню, обложки журналов
и др.. Значимость умения работать с
несплошной текстовой информацией на
уроках и в жизни.
Что помогает понять текст? (План Умение структурировать информацию во
текста)
время чтения и после чтения, перерабатывать
и фиксировать сжатую информацию в форме
плана. Виды и формы плана: простой и
сложный; назывной/номинативный (слово или
словосочетание
с
существительным
в
именительном падеже), вопросительный,
тезисный.
Когда текст прочитан (Обработка и
Создание вторичного текста на базе
предъявление информации: план
другого
(исходного
текста):
пересказ
текста и пересказ)
(изложение) как средство формирования
коммуникативных умений. Использование
умения анализировать композицию текста и
отражать её в плане. Изложения с элементами
описания, с элементами рассуждения(по
характеру текстового материала); полное,
подробное, близкое к тексту, сжатое,
выборочное, с элементами сочинения(по
способу передачи содержания).
Самоконтроль и самооценивание
понимания прочитанного.
Заключительное
занятие
является
подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности
учителем.
Календарно-тематическое планирование.
№
тема
Значение чтения и книги.
Восприятие художественного текста, тема, идея.
Восприятие художественного текста. Слово,
заголовок, эпиграф.
6,7,
Типы текстов.
8
Приёмы работы с научно-популярным текстом.
9,10
Публицистический текст.
Приёмы работы с публицистическим текстом.
11,12, Авторская позиция в тексте.
13
14.15 Текст – описание.
16,17 Текст – повествование.
18,19 Текст – рассуждение.
20,21 Поиск информации в тексте.
22
Учимся читать учебный текст (Маркировка
информации)
Поиск и обработка информации в несплошных
текстах.
1
2,3
4,5
23,24, Обобщение информации, данной в тексте.
25
26,27, Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм.
28
29,30, Что помогает понять текст? (План текста)
31
32,33 Когда
текст
прочитан
(Обработка
Кол- дата
во
план
часов
1
2
2
3
2
3
2
2
2
3
3
3
3
и 2
факт
34
предъявление информации: план текста и
пересказ)
Самоконтроль и самооценивание понимания
1
прочитанного. Практикум-диагностика
(Тестовая работа по комплексному применению
умений работать с информацией и текстом)
Литература:
1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание
текста: 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.
2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для
развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.:
Просвещение, 2013.
3. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория
и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
4. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система
заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.:
Просвещение, 2014.