РП элективного курса «Решение задач по обществознанию» 11 кл, 2023-2024

Рассмотрено
На пед. совете
от «28» августа 2023г №1

Согласовано
Заместитель
директора по УВР
___________/Смирнова
М.А./
«31» августа 2023 г

Утверждаю
И.о.директора школы
_________/Фатеева О.С./
Пр. № 123/2-ОД
от «31» августа 2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа
элективного курса «Решение задач по обществознанию»
для 11 класса
Составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по
обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ

Составитель Тормасова С.Р.

с. Кордюково. 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение задач по обществознанию» составлена на основе
методических материалов ФИПИ, демоверсии, спецификации и кодификатора КИМ ЕГЭ по
обществознанию.
Программа элективного курса "Решение задач по обществознанию" предназначена для учащихся
11 класса, мотивированных на сдачу ЕГЭ и рассчитана на 33 часа. Курс является практикоориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными
и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных
действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией,
текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики,
культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни
современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и
правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по
обществоведению для средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным
образовательным стандартом.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 33 учебных часа. Занятия проходят по расписанию
элективных курсов и курсов по выбору, составленному администрацией образовательного
учреждения.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках
обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов
по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и
высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов,
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Содержание курса включает:
- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов
экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
Программа курса строится на серьезной самостоятельной подготовке выпускников. Занятия
по программе проводятся 1 раз в неделю. Урок по 40 минут. Каждый урок делится на периоды
по 13-15 минут (в зависимости от количества тем). За этот временной промежуток 6-7 минут
учитель отвечает на подготовленные заранее вопросы учеников по одной из тем, и 6-7 минут
ученики решают задания по данной теме. Теоретические знания учитель на уроке не объясняет.
Все знания ученики черпают из учебника и справочников для подготовки к экзамену. К каждому
новому уроку ученики обязаны решить набор заданий по прошлой теме урока, прочитать новые
темы по плану и подготовить вопросы к учителю. Кроме этого ученики должны решить минимум
один вариант из книги с типовыми тестовыми заданиями. С алгоритмом решения заданий ученики
знакомы еще с 10 класса. У каждого есть памятки.

В начале и в конце курса ученики проходят диагностическое тестирование, которое
показывает их уровень знаний, уровень готовности к ЕГЭ.
Результаты освоения программы
Личностными результатами электива являются: мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на
идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу
страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
электива: умении сознательно организовывать свою
познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные
социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных
выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий, базовых для школьного
обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить
нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой
проблемой, задачей.
Содержание программы
Программа
соответствует перечню
элементов содержания, проверяемых на едином
государственном экзамене,
Вводное занятие, диагностическое тестирование – 2ч.
Человек и общество 6
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Экономика 6 часов
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина, гражданина
Социальные отношения 6 часов
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской
Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
Политика 6 часов
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
Право 6 часов
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс

5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и
расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного
и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Итоговое тестирование – 2 ч.
Тематическое планирование курса «Решение задач по обществознанию» (33 часа)
Кол.
часов
1
1
2

№

Тема занятия

1
2
3-4

Вводное занятие по теме: «ЕГЭ по обществознанию»
Диагностическое тестирование
Человек и общество (1.1 – 1.6)
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат
биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы

5-6

Человек и общество (1.7– 1.12)
2
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества

7-8

Человек и общество (1.13 – 1.18)
1.13 Религия
1.14 Искусство

2

1.15
1.16
1.17
1.18

Мораль
Понятие общественного прогресса
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

9-10

Экономика (2.1 – 2.6)
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система

2

11-12

Экономика (2.7 – 2.12)
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике

2

13-14

Экономика (2.13 – 2.18)
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16
Рациональное
экономическое
поведение
работника, потребителя, семьянина, гражданина

2

собственника,

15-16

Социальные отношения (3.1 – 3.4)
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности

17-18

Социальные отношения (3.5 – 3.8)
2
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути
их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в
Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм

19-20

Социальные отношения (3.9 – 3.13)
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида

2

21-22

Политика (4.1 – 4.5)
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов

2

2

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
23-24

Политика (4.6 – 4.11)
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11 Политический процесс

25-26

Политика (4.12 – 4.15)
2
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
Право (5.1 – 5.7)
2
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7
Организационно-правовые
формы
и
правовой режим
предпринимательской деятельности

27-28

2

29-30

Право (5.8 – 5.13)
2
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения
трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и
условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени)

31-32

Право (5.14 – 5.20)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Диагностическое тестирование.
Итого

33

2

1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».