МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам директора по УВР И.о. директора ________________________ протокол № 1 от 28.08.2023г. 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. ________________________ _____________________ М.А. Смирнова 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. О.С. Фатеева 123/2 - ОД от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Я — волонтер» 5-9 классы Срок реализации программы 2023-2024г Составитель программы: Газимов И.Ф. Кордюково 2023г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Я - волонтер»» (далее – курс ВД) направлена на воспитание поколения тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Актуальность программы Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Главная цель кружка «Я волонтер» – внести вклад в физическое и духовнонравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Цель программы: 1. Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность. 2. Членами волонтерского движения оказывать позитивное сверстников при выборе ими жизненных ценностей. влияние на 3. Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни. 4. Возрождение лучших отечественных традиций воспитание доброты, чуткости, сострадания. 5. Формирование деятельность. позитивных установок учащихся благотворительности, на добровольческую Задачи: Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.) Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров. Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения. Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни; Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде. Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете. Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» составлена с учетом: - базисного плана МКОУ Кордюковская СОШ; - федерального образовательного стандарта основного общего образования; на основе программ: Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО). В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. 2. Общая характеристика курса. Программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» в МКОУ Кордюковская СОШ преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию и осознанному выбору будущей профессии; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; активное участие в социально-значимой деятельности; формирование коммуникативной компетентности и ценностей здорового и безопасного образа жизни. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования); во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Направления работы духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села; здоровье сберегающее – пропаганда ЗОЖ; формирование толерантности – организация досуга школьников; профилактика правонарушений ;профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовнонравственному развитию обучающихся. Программа "Я волонтер" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 5 – 9 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раза в неделю. Курс рассчитан на 34 часа. Возраст: 11 – 15 лет. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов. 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты освоения программы «Я - волонтер»: формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные и предметные результаты освоения программы «Я - волонтёр» проявляются в: умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); умении организовывать волонтёрскую деятельность; способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. 4. Содержание курса внеурочной деятельности Занятие 1. Спешите делать добро. Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие», «доброволец». На примере русских пословиц и литературных произведений осмысливают эти понятия и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый», «заботливый», «внимательный». Занятие 2. Что такое хорошо? Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта», «помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно соотнести свои поступки с проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами. Ребята включаются в дискуссию, учатся аргументировано отстаивать свою позицию. Занятие 3. Семья — это значит: мы вместе. Обучающиеся углубляют своё понимание добра, его проявления по отношению к близким. Актуализируются знания обучающихся, полученные на занятиях по внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному чтению. На этих занятиях важное место отводится установлению тесного взаимодействия с семьей обучающихся. Практические занятия связаны с развитием коммуникативных компетенций, проявлением творческого потенциала школьников, способностью к самооценке. Занятие 4. Кем быть? Каким быть? В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся знакомят с профессиями врача, ветеринара, пожарного, спасателя. Начинается разговор о личностных качествах людей этих профессий. Освоение содержания этой темы предполагает посещение обучающимися экскурсий для знакомства с профессиональной деятельностью, проведение тематических классных часов с приглашением представителей этих профессий, родительских собраний. Занятие 5. Ты — не один, ты — в команде! На этом занятии начинается формирование команды (добровольческого объединения, отряда группы). Проводится опрос, позволяющий выявить готовность школьников к совместной деятельности. Основой для создания добровольческого объединения может стать имеющееся в классе ученическое самоуправления. Очень важно отвести время для проявления обучающимися инициативы в планировании конкретных дел. На начальном этапе обучения список дел добровольческого объединения логично связать с планом воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить рассмотреть этот вариант как базовый). Занятие 6. Сколько стоит добро? Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно», отражающими суть добровольчества. Школьникам предлагается выполнить задания на рефлексивную оценку их деятельности. Акцентировать внимание школьников на анализе стихотворения А.А. Барто «Три очка за старичка» и провести его в интерактивной форме. Занятие 7. Российское волонтёрское движение школьников. На этом занятии внимательно изучается информационных блок об организации деятельности Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и региона. Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного отделения РДШ. Продолжается формирование команды, развитие коммуникативных компетенций, обучающихся через организацию работы в малых группах; выявление школьников, обладающих лидерскими качествами. Занятие 8. Жизнь дана на добрые дела. Актуализация знаний обучающих о понятиях «добро», «добрые дела», «команда». Школьники заполняют анкету «Какой я?» и дают краткую характеристику сферы своих интересов с последующим обсуждением. Продолжается формирование коммуникативных компетенций, освоение правил работы в команде. Занятие 9. Итоговое занятие. В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый стол, дискуссионная площадка и т.п.). 5. Тематический план. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Итого: Темы Спешите делать добро Что такое хорошо? Семья- это значит: мы вместе Кем быть? Каким быть? Ты- не один, ты в команде! Сколько стоит добро? Российское волонтерское движение школьников Жизнь дана на добрые дела Защита проектов и творческих работ. Итоговое занятие Количество часов 4 4 3 3 3 4 4 6 3 34