ПП ВД Я — волонтер, 5-9 кл, 23-24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам директора по УВР

И.о. директора

________________________
протокол № 1 от 28.08.2023г.
123/2 - ОД
от «31» августа 2023 г.

________________________

_____________________

М.А. Смирнова
123/2 - ОД
от «31» августа 2023 г.

О.С. Фатеева
123/2 - ОД
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Я — волонтер»
5-9 классы
Срок реализации программы 2023-2024г

Составитель программы: Газимов И.Ф.

Кордюково 2023г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Я - волонтер»» (далее –
курс ВД) направлена на воспитание поколения тех, кто способен помочь и понять,
что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная
на уважении к человеку.
Актуальность программы
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и
включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем
должен обладать волонтер для успешной работы. Обучая других, будут обучаться
сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным
для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться,
взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать
положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то
же время толерантность и уважение к окружающим.
Главная цель кружка «Я волонтер» – внести вклад в физическое и духовнонравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и
ярче.
Цель программы:
1. Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское
движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
2. Членами волонтерского движения оказывать позитивное
сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

влияние

на

3. Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к
употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного
поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
4. Возрождение лучших отечественных традиций
воспитание доброты, чуткости, сострадания.
5. Формирование
деятельность.

позитивных

установок

учащихся

благотворительности,
на

добровольческую

Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций,
тематических выступлений, конкурсов и др.)
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;
Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу,
направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в
подростковой среде.
Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер» составлена с учетом:
- базисного плана МКОУ Кордюковская СОШ;
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
на основе программ:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего
Образования (далее - ФГОС ООО).
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ одной из
задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей
активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
2. Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» в МКОУ Кордюковская
СОШ преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и
понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь,
основанная на уважении к человеку. Программа призвана обеспечить достижение
учащимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию и осознанному
выбору будущей профессии; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной; активное участие в социально-значимой деятельности; формирование
коммуникативной компетентности и ценностей здорового и безопасного образа
жизни.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:


во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности,
приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты,
включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность
(подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах,
проведение соц. опросов, анкетирования);



во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу
“равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими
информационными выходами в классы, профилактические занятия,
профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные
выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных
листовок, тематического уголка.

Направления работы


духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;



патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы
и села;



здоровье сберегающее – пропаганда ЗОЖ;



формирование толерантности – организация досуга школьников;



профилактика правонарушений ;профессиональное становление – организация
досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовнонравственному развитию обучающихся.
Программа "Я волонтер" социальной и духовно-нравственной направленности
создана для обучающихся 5 – 9 классов.
Занятия проходят во внеурочное время один раза в неделю.
Курс рассчитан на 34 часа.
Возраст: 11 – 15 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения,
а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме
бесед, игр, проектов, экологических десантов.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Я - волонтер»:


формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы «Я - волонтёр»
проявляются в:


умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;



обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);



умении организовывать волонтёрскую деятельность;



способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.

4. Содержание курса внеурочной деятельности
Занятие 1. Спешите делать добро. Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро»,
«забота», «милосердие», «доброволец». На примере русских пословиц и
литературных произведений осмысливают эти понятия и содержание добрых дел,
наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый», «заботливый», «внимательный».
Занятие 2. Что такое хорошо? Продолжается знакомство школьников с понятиями
«добро», «доброта», «помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно
соотнести свои поступки с проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами.
Ребята включаются в дискуссию, учатся аргументировано отстаивать свою позицию.
Занятие 3. Семья — это значит: мы вместе. Обучающиеся углубляют своё
понимание добра, его проявления по отношению к близким. Актуализируются
знания обучающихся, полученные на занятиях по внеклассному литературному
чтению. Большое внимание уделяется семейному чтению. На этих занятиях важное
место отводится установлению тесного взаимодействия с семьей обучающихся.
Практические занятия связаны с развитием коммуникативных компетенций,
проявлением творческого потенциала школьников, способностью к самооценке.
Занятие 4. Кем быть? Каким быть? В рамках начального профессионального
самоопределения обучающихся знакомят с профессиями врача, ветеринара,
пожарного, спасателя. Начинается разговор о личностных качествах людей этих
профессий. Освоение содержания этой темы предполагает посещение обучающимися
экскурсий для знакомства с профессиональной деятельностью, проведение
тематических классных часов с приглашением представителей этих профессий,
родительских собраний.
Занятие 5. Ты — не один, ты — в команде! На этом занятии начинается
формирование команды (добровольческого объединения, отряда группы).
Проводится опрос, позволяющий выявить готовность школьников к совместной
деятельности. Основой для создания добровольческого объединения может стать
имеющееся в классе ученическое самоуправления. Очень важно отвести время для
проявления обучающимися инициативы в планировании конкретных дел. На
начальном этапе обучения список дел добровольческого объединения логично
связать с планом воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить
рассмотреть этот вариант как базовый).
Занятие 6. Сколько стоит добро? Обучающиеся знакомятся с понятиями
«бескорыстно», «добровольно», отражающими суть добровольчества. Школьникам
предлагается выполнить задания на рефлексивную оценку их деятельности.
Акцентировать внимание школьников на анализе стихотворения А.А. Барто «Три
очка за старичка» и провести его в интерактивной форме.

Занятие 7. Российское волонтёрское движение школьников. На этом занятии
внимательно изучается информационных блок об организации деятельности
Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и региона.
Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного отделения
РДШ. Продолжается формирование команды, развитие коммуникативных
компетенций, обучающихся через организацию работы в малых группах; выявление
школьников, обладающих лидерскими качествами.
Занятие 8. Жизнь дана на добрые дела. Актуализация знаний обучающих о понятиях
«добро», «добрые дела», «команда». Школьники заполняют анкету «Какой я?» и
дают краткую характеристику сферы своих интересов с последующим обсуждением.
Продолжается формирование коммуникативных компетенций, освоение правил
работы в команде.
Занятие 9. Итоговое занятие. В основе занятия — рефлексия. Форма проведения
занятия — любая (круглый стол, дискуссионная площадка и т.п.).
5. Тематический план.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:

Темы
Спешите делать добро
Что такое хорошо?
Семья- это значит: мы вместе
Кем быть? Каким быть?
Ты- не один, ты в команде!
Сколько стоит добро?
Российское волонтерское движение школьников
Жизнь дана на добрые дела
Защита проектов и творческих работ.
Итоговое занятие

Количество часов
4
4
3
3
3
4
4
6
3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».