Рассмотрено На пед. совете от «28» августа 2023г №1 Согласовано Заместитель директора по УВР ___________/Смирнова М.А./ Утверждаю И.о.директора школы _________/Фатеева О.С./ «31» августа 2023 г Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кордюковская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» для 5-8 классов Кордюково 2023 г. Пр. № 123/2-ОД от «31» августа 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы. Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Основной целью курса является формирование основ функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс создаёт условия для формирования основ функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно- научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Программа реализуется в работе с обучающимися 5-8 классов. Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. О шести составляющих функциональной грамотности. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: -научно объяснять явления; -демонстрировать понимание особенностей естественно- научного исследования; -интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» и «Основы финансового успеха» . Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объёме 5 часов . Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности для 5-8 класса. Модуль: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч) Смысл жизни (я и моя жизнь) 1-2. Самоопределение 3-4. Смыслы, явные и скрытые 5. Модуль: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч) Наука и технологии 1. Вещества, которые нас окружают 2. Наше здоровье 3-4 Заботимся о Земле 5. Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций. 1. 2. Модели заданий: -диалоги -инфографика -личностные действия и социальное проектирование Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. 4. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы 5. Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч) В общественной жизни: социальные опросы 1. На отдыхе: измерения на местности 2. В общественной жизни: интернет 3. В домашних делах: коммунальные платежи 4. Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (5 ч) Все про деньги:что,где,когда,зачем… 1. Мое образование- мое будущее 2. Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор 3. Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем 4. Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность 5. Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (3 ч) «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире. » (5 ч) Какое общение называют эффективным. Расшифруем 4к 1. Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща 2-3. Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным? 4-5. Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития Защита проектов 1-2 3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты · осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); · готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; · ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; · готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; · осознание ценности самостоятельности и инициативы; · наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; · проявление интереса к способам познания; · стремление к самоизменению; · сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; · ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; · установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; · осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; · активное участие в жизни семьи; · приобретение опыта успешного межличностного общения; · готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; · проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; · соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: · освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; · готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; · осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: · умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; · умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; · ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; · повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; · активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; · готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. · освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); · способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; · готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; · способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; · способность к совместной деятельности; · овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: · владеть базовыми логическими операциями: o сопоставления и сравнения, o группировки, систематизации и классификации, o анализа, синтеза, обобщения, o выделения главного; владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако - символических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и - распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; -понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-8 класс № 1. Тема Введение Колво Основное содержание часо в Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). 1 Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. Формы проведения занятий Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы. 2. Смысл жизни (я 1 и моя жизнь) Авторский замысел и читательские установки 3-4. Самоопределен 3 ие Альтернативные точки зрения и их основания 5. Смыслы, явные 1 и скрытые Коммуникативное намерение автора, манипуляция в коммуникации 6. Наука и технологии 1 Выполнение заданий «Сесть на астероид» и «Солнечные панели» 7. Вещества, которые нас окружают 1 Выполнение заданий «Лекарства или яды» и «Чай» 8-9. Наше здоровье 1 Выполнение заданий «О чем расскажет анализ крови» и/или «Вакцины» 10. Заботимся о Земле Выполнение заданий «Глобальное потепление» и «Красный прилив» 2 Творческая лаборатория Дискуссия Игра-расследование Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. Работа в парах или группах. Мозговой штурм. Презентация результатов выполнения заданий. Анализ моделей и ситуаций. 11. 12. Креативность в учебных ситуациях, ситуациях 1 личностного роста и социального проектирования Выдвижение разнообразных 1 идей. Модели заданий: -диалоги, -инфографика, -личностные действия и социальное проектирование, -вопросы методологии научного познания Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: Когда на уроке мне помогла креативность? Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций 13. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. 1 Обсуждение проблемы: В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? 14. 15. 16. 17. От выдвижения до доработки 1 идей Диагностика и рефлексия. 1 Самооценка Подведение итогов первой части программы. 1 Самооценка результатов деятельности на занятиях В общественной жизни: социальные опросы и 1 исследования Комплексные задания Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов. Презентация результатов обсуждения Работа в малых группах Использование навыков креативного мышления для создания продукта. Презентация результатов обсуждения Индивидуальная работа. Креативное мышление. Диагностическая работа Работа в парах. Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности. Статистические характеристики, Представление информации (диаграммы) Беседа Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование информационных источников, опрос, презентация, круглый стол «Домашние животные», «Здоровое питание» На отдыхе: измерения на местности 19. 20. 21. 22. Комплексное задание «Как измерить ширину реки» В общественной жизни: интернет 1 Групповая работа, индивидуальная Измерение геометрических величин, Геометрические фигуры и их свойства, Равенство и работа, практическая работа подобие (измерение на местности) Комплексное 1 задание «Покупка подарка в интернетмагазине» В домашних делах: коммунальные платежи Представление данных (таблицы, диаграммы), Вероятность случайного события Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, изучение интернет-ресурсов, презентация Комплексное 1 задание «Измерение и оплата электроэнергии » Вычисления с использованием электронных таблиц Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (вычисления с использованием электронных таблиц), презентация (рекомендаций) Япотребитель. Права потребителей 1 Защита прав потребителей Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ 23. 24 25. 26. 27. 28. Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор Трудоустройство: факторы выбора профессии, факторы выбора места работы 1 Успешное трудоустройство- основной фактор финансовой стабильности Все про деньги Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем Образование и самообразование как условия финансовой стабильности практическая работа/ решение кейсов/ игра Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/игра Беседа/ Деньги в нашей жизни: как не потерять заработанное…… 1 Что такое налоги и зачем они нужны практическая работа/игра Решение ситуативных и проблемных задач Основные социальные выплаты, предоставляемые государством Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ игра Решение ситуативных и проблемных задач Самое главное о профессиональн ом выборе: образование, 1 работа и финансовая стабильность Образование, работа и финансовая стабильность «Что посеешь, то и пожнешь» // «Землю 1 уважай – пожнешь урожай» Финансовая грамотность и социальная ответственность «Труд, зарплата 1 и налог — Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ дискуссия/ игра «Агентство по трудоустройству» Решение ситуативных и проблемных задач Финансовая грамотность: Беседа/ практическая работа/ игра Решение ситуативных и проблемных задач важный опыт и урок» Образование, работа и финансовая стабильность Беседа/ Определение факторов, влияющих на размер выплачиваемой заработной платы практическая работа/ игра, Налоговые выплаты групповая работа, индивидуальная работа Социальные пособия Математическая грамотность: Зависимость «цена – количество-стоимость», Действия с числами и величинами, Вычисление процентов, Вычисление процента от числа и числа по его проценту Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах общественного благополучия и устойчивого развития. 29. Какое общение называют Понятие об «универсальных навыках» («мягких навыках») эффективным. 1 Расшифруем Как развивать критическое и аналитическое мышление? Как работать с информацией? «4к» Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / игровая деятельность 30. Общаемся в Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми в сетевых социальных сетях, понимание роли стереотипов в межкультурном взаимодействии, роль сообществах, сталкиваемся со 2ценностей в оценке различных взглядов, точек зрения и мировоззрений. стереотипами, действуем сообща Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций Почему и для чего в современном Дискуссия / конференция / мире нужно Глобальные проблемы: пути и возможности их решения глобально компетентными людьми в решение познавательных задач и быть глобально 2 условиях динамично развивающегося неопределенного мира. разбор ситуаций 31-32. компетентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития Подведение итогов программы. Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести Групповая работа, защита проектов 33. 1 составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня Самооценка ФГ отдельных учащихся и группы в целом. результатов деятельности на занятиях Итоговое 34. 1 Демонстрация итогов внеурочных занятий по ОФГ Защита проектов занятие