МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета _____________________ протокол №1 от 28.08.2023 г. приказ 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР УТВЕРЖДЕНО И.о. директора _______________________ ______________________ М.А. Смирнова О.С.Фатеева приказ №123/2-ОД приказ №123/2-ОД от «31» августа 2023 г. от «31» августа 2023 г. Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с ФГОС О УО (ИН) 4 класс на 2023-2024 учебный год I. Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Мир природы и человека» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ от 19 декабря 2013 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. 3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ООУО 1 вариант) для 1-4 классов МКОУ «Кордюковкая СОШ» 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 года №115. 5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 . 6. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы» -Под ред. В.В.Воронковой –Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2014 год. 7. Приказ № 345 « О федеральном перечне учебников , рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 8. Учебный план МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2023-2024 учебный год. 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022№ 69 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115" Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 4 класса. Срок реализации программы по предмету « Мир природы и человека»- 20232024 учебный год. Цель программы - формирование естествоведческих знаний, развитие у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Задачи программы: - Обогащать и уточнять активный и пассивный словарь; - уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах; - на основе наблюдений и простейших опытных представления о взаимосвязи живой и неживой природы, действий расширять - вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания; - формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края; - конкретизироватьпонятийныйаппарат,развиватьаналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; - вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи; - развивать зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы; - корригировать нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающихся; - формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе. II. Общая характеристика учебного предмета Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Курс не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых варьируется учителем самостоятельно. Четвертый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека». Основными задачами этого периода обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний. На уроках последовательно раскрываются причинно-следственные связи, существующие в мире природы. Большое значение на уроках уделяется формированию элементов образного и аналитического мышления, развитии кругозора, обогащению словаря, воспитанию любви к природе, интерес к окружающему миру. Для повышения эффективности усвоения учебного содержания запланировано большое количество наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений. Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» реализовываются на уроках таких предметных областей, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Технология». III. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География». В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 4 класса, курс предмета «Мир природы и человека» рассчитан на 68 часов. Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета «Мир природы и человека»определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)и составляет 2 ч в неделю. IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты Достаточный уровень Обучающийся научится: –владеть представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы; – узнавать и называть объекты живой и неживой природы в естественных условиях; – относить изученные объекты природы к определенным группам по существенным признакам; – выполнять правила гигиены, правила безопасного поведения в соответствии со своими знаниями. Минимальный уровень Обучающийся научится: – правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; – различать объекты живой и неживой природы; – выделять части растений; - узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; – называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; – называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение; – соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы. Базовые учебные действия, сформированные к концу реализации программы Личностные учебные действия Обучающийся научится: - Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; - понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе - осознавать себя как гражданина России; - владеть начальными навыками адаптации с использованием языковых средств; - владеть социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, языковыми средствами; -владеть навыками коммуникации принятыми нормами социального взаимодействия на уроках «Мир природы и человека»; - принимать социальную роль обучающегося, проявлять социально значимые мотивы учебной деятельности на уроках «Мир природы и человека»; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках; - проявлять доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь, проявлять сопереживание к чувствам других людей. Коммуникативные учебные действия Обучающийся научится: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные учебные действия Обучающийся научится: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия Обучающийся научится: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - читать; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях). V. Содержание учебного предмета Название раздела 1. Сезонные изменения 2. Неживая природа Количество часов по четвертям 1ч 6ч 4ч 2ч 3ч 3ч 6ч 4ч 11ч За год 26ч 4ч Растения Животные. Человек Безопасное поведение 7. Повторение Итого: 3. 4. 5. 6. 7ч 6ч 7ч 13ч 7ч 8ч 5ч 8ч 5ч 17ч 16ч 19ч 5 16ч 5ч 68ч VI. Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека» № Содержание Кол- во изучаемого часов Дата. Планируемый результат Средства обучения Деятельность обучающихся материала. 1. Времена года. Осень. 1 2. Растения осенью. 1 5.09 3-4. Животные осенью. 2 12.09 15.09 Труд людей осенью. коррекционной работы. 1.Сезонныеизменениявприроде-8ч 5.09 Умеют наблюдать Картины «Времена за изменениями в года» природе. 5 Направления 1 19.09 Учебник Знают названия растений, отвечают на вопросы. Знают изменения в жизни животных Учебник Знают занятия людей осенью Картинка «Осень». Повторяют названия времен года Развитие грамматического строя речи Отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации учебника Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе о использовании садовых Развитие активного словаря. Развитие связной речи. Развитие активного словаря 6 Экскурсия в природу. 1 22.09 инструментов Смотрят , выявляют изменения в природе. Умеют рассказать о изменениях в природе II.Неживаяприрода-4ч Учебник Умеют объяснить понятия «почва», «перегной» 7-8 Почва. 2 26,29. 09 9. Песок, глина, камни. 1 03.10 Умеют рассказать о Песок, глина песке, глине, используя текст 10 Рельеф. 1 06.10 Знают понятия «горы»,«равнина», «холмы» 11. Огород. 1 10.10 Презентация «Рельеф Земли» III.Растения-13ч Знают названия Иллюстрации Развитие зрительного восприятия Работают с учебником, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, Читают тексты. Работают с учебником, отвечают на вопросы, сравнивают глинуипесок Рассматривают иллюстрации учебника, участвуют в беседе, смотрят слайды. Развитие активного словаря Рассматривают Развитие Развитие представлений о живой и неживой природе Развитие познавательной активности Растений огорода учебника, загадки Знают значение леса для человека Иллюстрации учебника 12 Лес. 1 13.10 1314 Сад. 2 17,20.10 Знают растения сада, различают, называют. Иллюстрации учебника Предметные картинки «Растения» 1516 Растения культурные и дикорастущие 2 24,27.10 Знают растения культурные и дикорастущие 17 Экскурсия. 1 07.101 Умеют рассказать о изменениях в природе иллюстрации, отгадывают загадки Рассматривают иллюстрации учебника, участвуют в беседе, Рассматривают иллюстрации учебника, участвуют в беседе, называют растения сада. активногословаря Рассматривают иллюстрации учебника, участвуют в беседе, узнают растения, называют Смотрят , выявляют измененияв природе. Конкретизация понятийного аппарата, развитие аналитикосинтетической деятельности Развитие аналитикосинтетической деятельности Развитие грамматического строя речи Развитие зрительного восприятия процесса узнавания объектов природы и 18. Лекарственные растения 1 10.11 Запомнят названия растений , будут узнавать Презентация 19 Красная книга 1 14.11 Знают о сведениях Красной книги Учебник 20. Парки 1 17.11 Знают значение парков Сюжетные картины, презентация 2123 Растения поля 3 21, Запомнят названия 24,28.11 растений 2425 Домашние животные 2 01.12 2.12 Учебник IV. Животные–7ч Запомнить Картинки названия «Домашние Рассматривают иллюстрации учебника, участвуют в беседе, узнают растения, называют Рассматривают иллюстрации учебника, участвуют в беседе, называют исчезающие виды. Рассматривают рисунки, смотрят слайды Рассматривают иллюстрации учебника, участвуют в беседе Развитие наблюдательности и речи. Рассматривают иллюстрации Развитие аналитико- Развитие аналитикосинтетической деятельности Развитие избирательности зрительного восприятия Развитие долговременной памяти животных, их значение. животные» 2627. Птицы 2 5,9.12 Узнают птиц на картинках, в природе Учебник Картинки «Птицы» 28. Дикие птицы 1 12.12 Узнают гуся, лебедя, утку. Учебник 29. Домашние птицы 1 16.12 Узнают гуся, курицу, утку. Предметные картинки «Птицы» 30 Насекомые 1 19.12 Запомнить названия птиц Предметные картинки «Птицы» 31 Зима. 1 V. Сезонные изменения в природе-3ч Знать приметы 23.12 Презентация «Зима в зимы, названия природе» зимних месяцев 32. Растения зимой. 1 26.12 Знать изменения в жизни растений Учебник учебника, участвуют в беседе Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе, читают Участвуют в беседе, составляют предложения Участвуют в беседе, составляют предложения Рисуют птиц с помощью трафаретов синтетической деятельности Называют приметы зимы Обучение построению высказывания. Называют изменения Развитие грамматического строя речи Развитие зрительного внимания Развитие зрительного восприятия Развитие грамматического строя речи Развитие аналитикосинтетической деятельности. 33 Животные зимой. 1ч 30.12 Знать изменения в жизни животных Учебник Участвуют в беседе, составляют предложения 34. Труд людей зимой. 1 9.01 Знают изменения в жизни людей с приходом зимы Учебник Называют изменения в жизничеловека 3536 Мозг человека 2 13, 16.01 3738 Режим дня 2 20,23. 01 VII. Человек–8ч Учебник Знают части тела, Называют органы чувств неверное поведение детей на картинках, результат поведения Учебник Знают значение Составляют режима дня режим дня человека Конкретизация понятийного аппарата, развитие аналитикосинтетической деятельности Развитие грамматического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать 3940 Охрана природы. 2 27,30. 01 4142 Животные Красной книги 2ч 3,6.02 43 Правила поведения дома. 1ч 10.02 Знают правила охраны природы Учебник Слушают, отвечают на вопросы, составляют памятку Знают животных, Красная Рассматривают занесенных в книга иллюстрации Красную книгу учебника, участвуют в беседе, называют исчезающие виды. VIII. Безопасное поведение–5ч Таблица Знают правила Слушают, «Один дома» отвечают на поведения дома вопросы, работают с таблицей, учебником Развитие аналитикосинтетической деятельности. Развитие зрительной памяти Развитие умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи 44 Правила поведения в школе. 1ч 13.02 Знают правила Учебник поведения в школе, Игра«Это я, на уроках это я…» 45 Правила дорожного движения. Дорога. 1ч 17.02 Знают правила дорожного движения Презентация «Я и дорога» 46 Правила дорожного движения. Пешеходный переход. 1ч 20.02 Знают правила дорожного движения Презентация «Я и дорога» Слушают, отвечают на вопросы, работают с таблицей, учебником, участвуютв игре Слушают, отвечаютна вопросы, работают с учебником, смотрят слайды, обсуждают Слушают, отвечают на вопросы, работают с учебником, смотрят слайды, обсуждают Развитие аналитикосинтетической деятельности Развитие умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи Развитие умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи 47. Транспорт. Мыпассажиры. 1ч 27.02 Знают правила поведения в транспорте IX. Знать приметы весны 4849. Весна. 2 3,6.03 5051. Растения весной. 2 10,13.03 Запомнить названия ранних цветов 52 Животные весной. 1 17.03 Слушают, отвечают на вопросы, работают с учебником, с картиной. Сезонные изменения–15ч Смотрят Презентация презентацию, участвуют в беседе Знать изменения в жизни животных Сюжетная картина«В автобусе» Развитие зрительного восприятия Развитие грамматического строя речи Учебник Рассматривают иллюстрации Развитие умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи Учебник Отвечают на вопросы, рассматривают картинки Развитие зрительного восприятия 2 31.03 3.04 Знать изменения в жизни людей Учебник Отвечают на вопросы, рассматривают картинки Накопление представлений о предметах, явлениях ближайшего окружения. 55- Лето. 56. 2 7,10.04 Запомнить приметы лета, названия летних месяцев Учебник Рассматривают картинки, отвечают на вопросы Развитие связной речи 57- Растения летом. 58 2 14,17.04 Запомнить названия цветов. Учебник Составляют рассказ о летнем лесе Развитие грамматического строя речи 59- Животные летом. 60. 2 21, Знать изменения в жизни животных Учебник Составляют предложения Развитие грамматического строя речи 61- Занятия людей летом. 62 2 Знать изменения в жизни людей Учебник Составляют рассказ о летнем отдыхе детей по сюжетной картине Развитие грамматического строя речи 5354 Труд людей весной. Предметные картинки «Животные» 63 Экскурсия в природу. 1ч Уметь наблюдать за изменениями в природе. Наблюдают за изменениями в природе. X. Повторение–4ч 64- Правила поведения 65 дома и в школе. 2ч Знают правила Таблица поведения дома и в «Правила школе поведения дома» Правила дорожного движения. 1ч Знают правила дорожного движения 2ч Умеют наблюдать за природой, убирают пришкольную территорию 66 67- Экскурсия с пользой. 68 Развитие зрительного восприятия Отвечают на вопросы, рассматривают таблицу. Развитие умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи Презентация «Я и дорога» Отвечают на вопросы, смотрят слайды Развитие зрительного восприятия Орудия труда Наблюдают за природой, работают Развитие умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале