Рассмотрено На пед. совете от «28» августа 2023г №1 Согласовано Заместитель директора по УВР ___________/Смирнова М.А./ «31» августа 2023 г Утверждаю И.о.директора школы _________/Фатеева О.С./ Пр. № 123/2-ОД от «31» августа 2023 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кордюковская средняя общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Я в мире» Кордюково 2023 г. 3 Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Я в мире» разработана на основании: - учебного плана МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2022-24 учебный год; -приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; -АООП МКОУ «Кордюковская СОШ» -плана воспитания обучающихся МКОУ «Кордюковская СОШ» ; - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов, под редакцией Воронковой В.В.. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015г.; Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Программа коррекционного курса «Я в мире» направлена на практическую подготовку учащихся 5-7 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. 4 Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся. Цель курса: практическая подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, формирование у детей знаний, умений, навыков, способствующих повышению уровня общего развития и социальной адаптации в условиях современного общества. Задачи коррекционного курса: формирование жизненных компетенций; формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации; формирование у детей необходимых навыков ориентировки в окружающем; практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду,повышение уровня общего развития детей сОВЗ; развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью; освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательность изучения тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с интеллектуальными нарушениями необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам. Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфическихособенностей и возможностей, по следующим разделам: 5 1. Личная гигиена. 2. Питание. 3. Одежда и обувь. 4. Культура поведения. 5. Жилище. 6. Транспорт. 7. Торговля 8. Семья и семейные отношения. 9. Средства связи. 10. Медицинская помощь 11. Предприятия, организации, учреждения. Большинство разделов данной программы изучаются с пятого по седьмой класс. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, презентаций и др. Коррекционный курс тесно связан с учебными предметами «Русский язык» - закрепление навыков письма при выполнении письменных работ; «Математика» - математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п; «География» - знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий; «Биология» - знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления; «Трудовое обучение» - выполнение практических заданий по уходу за одеждой. Рабочая программа по коррекционному курсу «Я в мире» на 2023-2024 учебный год представляет собой блок коррекционных технологий для обучающихся 5 – 7 классов. 6 Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы для 5 класса – 34 часа, для 6а класса – 34 часов, для 7 класса – 34 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 40 минут. Планируемые результаты обучения 5 класс соблюдать правила поведения, ТБ и санитарно-гигиенические нормы; знать о значении личной гигиены для здоровья и жизни человека; владеть правилами и приемами самостоятельного выполнения утреннего и вечернего туалета, ухаживать запредметами личной гигиены; знать о планировке жилища и коммунальных удобствах; различать типы жилых помещений, коммунальных удобств; называть и записывать свой домашний почтовый адрес; знать о видах и роли одежды, обуви и головных уборов для человека, правилах их хранения и ухода за ними; выбирать одежду, обувь и головные уборы в зависимости от сезона и назначения; знать о значении питания для жизни человека, различать полезные и вредные продукты, напитки и блюда; соблюдать режим питания, технику безопасности при приготовлении пищи; уметь самостоятельно готовить горячие и холодные бутерброды; организовывать место для приготовления пищи, сервировать стол для завтрака; знать о видах городского транспорта, правилах оплаты за проезд и поведения в транспорте; уметь самостоятельно рассчитывать и оплачивать проезд; Система отслеживания и оценивания результатов «1» – не имеет представлений «2» – знает, но не имеет практических навыков «3» – частичное знание и частичное выполнение практических навыков 7 «4» – знает, но не выполняет на практике «5» – знает, но часто нарушает Результаты внеурочной деятельности курса отображаются в мониторинге по пятибалльной системе: № п/ п Фамилия, имя Критерии Знает о Знает и назначении соблюдает кабинета и правила личной соблюдает гигиены по правила уходу за поведения, ТБ и полостью санитарнорта гигиенические , нормы волосами, кожей рук. Знает о значении питания для жизни человека, различает полезные и вредные продукты, напитки и блюда. Нач а ло уч. год а На ч ал о уч. го д а Конец уч. года Нач а ло уч. год а Конец уч. года Конец уч. года Знает о видах городского транспорта, правилах оплаты за проезд и поведения втранспорте На Конец ч уч. ал года о уч. го д а Называет и записывает домашний адрес и адрес школы Нач а ло уч. год а Коне ц уч. года Знает о видах и роли одежды, обуви и головных уборов для человека, правилах их хранения и ухода за ними Начало уч. года Конец уч. года Планируемые результаты обучения 6 класс знать о значении утренней гимнастики, закаливания для организма, способах закаливания; соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук, ног, ногтями и т.д.; 8 знать о видах медицинской помощи, профилактических средствах для предупреждения заболеваний; знать о гигиенических требованиях к жилому помещению, правилах техники безопасности при уборке жилогопомещения; проводить самостоятельно влажную и сухую уборку помещения с применением моющих средств и электробытовых приборов; знать и применять правила техники безопасности при включении нагревательных электроприборов на кухне; знать о видах кухонной посуды, применять ее при приготовлении пищи; знать о правилах и приемах повседневного ухода за одеждой, самостоятельно выполнять уход за одеждой. знать способы и правила хранения продуктов питания; знать названия и виды блюд, приготовляемых на основе молока, способы их приготовления; уметь готовить некоторые блюда для завтрака, приготовляемые на основе молока, яиц, макаронных изделий; знать виды и назначение магазинов продуктов питания, названия основных отделов; уметь проводить расчет стоимости продуктов питания; знать о видах пригородного транспорта, стоимости проезда, расписании движения, правилах пользования; знать о назначении почты, виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка, видах писем, порядок ихотправления; знать об учреждениях дополнительного образования, видах, особенностях работы, основных направленияхработы; знать о месте работы членов семьи, должности, профессии, оказывать помощь младшим, выполнять свои домашние обязанности. Система отслеживания и оценивания результатов «1» – не имеет представлений «2» – знает, но не имеет практических навыков «3» – частичное знание и частичное выполнение практических навыков «4» – знает, но не выполняет на практике «5» – знает, но часто нарушает 9 № п/ п Фамили я, имя Критерии Знает о значении утренней гимнастики, закаливания для организма Нач а ло Коне ц уч. уч. года года Соблюдает праавила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук… Нач Кон а е ло ц уч. уч. года года Умеет готовить несложные блюда под руководств ом учителя Нач а ло уч. года Самостоятель но проводит уборку помещения Кон Начал е о ц уч. уч. года года Знает о видах пригород. транспорта, стоимости проезда, расписании движения, Знает о видах медицинско й помощи. Коне ц уч. Нач а ло Коне Нача ц уч. ло года уч. года года уч. года Конец уч. года Знает об образоват. учреждени ях, видах, особенност ях работы. Нач а ло уч. года Знает о родственных отношениях в семье, месте работы членов семьи, их профессии. Конец Начало уч. года уч. года Конец уч. года 10 Планируемые результаты обучения 7 класс знать о значении ухода за телом для организма, соблюдать правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела,производить уход за нательным и постельным бельем; знать о способах и приемах сезонной уборки жилых помещений, подготовке квартиры и дома к зиме и лету; знать названия, назначение, виды кухонной мебели, уметь ухаживать за кухонной мебелью; знать виды, функциональное назначение, правила ухода за кухонной посудой, посудой для сыпучих продуктов,уметь ухаживать за ней; знать о видах, назначении мебели в жилых помещениях, о средствах и правилах ухода за различными видамимебели, уметь производить уход за мебелью; знать о правилах и приемах ручной и машинной стирках изделий, сушки белья из шерстяных и синтетическихтканей, уметь гладить изделия из х/б тканей, соблюдая технику безопасности; знать о видах продуктов питания, их первичной обработке, правилах хранения; самостоятельное приготовление известных блюд (первых и вторых блюд, гарниров); знать виды, порядок приобретения товаров в магазинах по продаже продуктов питания. знать о видах и назначении междугороднего железнодорожного транспорта, службах вокзала; знать о виде деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, их названия и основнуювыпускаемую продукцию; знать о видах, пользе и назначении семейного досуга. Система отслеживания и оценивания результатов 11 «1» – не имеет представлений «2» – знает, но не имеет практических навыков «3» – частичное знание и частичное выполнение практических навыков «4» – знает, но не выполняет на практике «5» – знает, но часто нарушает № Фамили я, имя п / п Критерии Знает о значении ухода за телом для организма, соблюдает правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела Нач а ло уч. год а Коне ц уч. года Знает способах о Знает о правилах и приемах и приемах ручной и сезонной машинной уборки стирках жилых изделий, сушки помещений, белья подготовке и квартиры з шерстяных и дома к и зиме и лету синтетических тканей, умеет гладить изделия из х/б ткане й, соблюдая технику безопасности Нач Коне Начал Коне а ло ц уч. о уч. ц уч. уч. года года года год а Знает о способах хранения и переработки продуктов. Нач а ло уч. года Коне ц уч. года Оказывает помощь в одевании на прогулку малышей. Знает правила двух и сельскохозя тихих подвижных йст венных предприятий игр. Умеет сам готовить известные блюда (первые и вторые , гарниры) Знает о видах и назначении междугородне го железнодорож но го транспорта Знает о виде деятельност и промышлен ны х Нач а ло уч. год а Нач а ло уч. год а Нач а ло уч. год а Коне ц уч. года Коне ц уч. года Коне ц уч. года Нач а ло уч. года Коне ц уч. года 12 Учебно-тематический план №п/п Тема 4 класс 1 5 класс 1 7 класс 1 1. Инструктаж по ТБ в кабинете. Оформление тетради. 2. Личная гигиена. 5 4 2 3. Одежда и обувь. 3 2 2 4. Питание. 7 5 6 5. Культура поведения. 5 5 4 6. Жилище. 5 5 5 7. Транспорт. 4 4 3 8. Торговля. 2 2 1 9. Семья и семейные отношения. - 1 2 10. Средства связи. - 1 1 11. Медицинская помощь. - 1 3 12. Предприятия, учреждения и организации. - 1 2 13. Обобщение пройденного материала. 2 1 2 ИТОГО: 34 34 34 13 Содержание коррекционного курса. 4класс Введение. Введение. Содержание и значение предмета « Я в мире». Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Оформление тетрадей. Личная гигиена Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Средства для ухода за телом. Правила содержания личных вещей. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач. Гигиена полости рта. Зубы, основные понятия о строении. Правила бережного отношения к зубной эмали во время еды. Профилактика заболеваний полости рта. Средства гигиены полости рта. Правила и приемы ухода за зубами. Одежда и обувь. Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды. Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.). 14 Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Питание. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. Техника безопасности при приготовлении пищи. Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Напитки для завтрака. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Меню для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола. Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Бутерброды. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Рецепты. Яйца, виды, сорта яиц. Правила хранения. Места для хранения яиц. Торговля. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы супермаркеты. Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров. в продуктовых магазинах. Универсамы и Культура поведения. Правила поведения в общественных местах (музей, библиотека, кино, театр). Поведение за столом. Правилаэтикета. Правила приема пищи. Жилище. Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Почтовый адрес дома и школы. Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений. 15 Транспорт. Городской транспорт. Виды транспортных средств. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видахгородского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Правила и знаки дорожного движения. Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда. 5класс Личная гигиена. Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода за кожей рук.Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах. Одежда и обувь. Значение опрятного вида человека. Уход за одеждой. Поддержание одежды в порядке. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная стирка изделий. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из хлопчатобумажных тканей(фартук, косынка, носовой платок).Правила пришивания пуговиц, крючков, петель; зашивание распоровшегося шва. Питание. Организация питания. Гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила и приемы хранения продуктов иготовой пищи. Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп). Макаронные изделия, виды, правила хранения.Способыприготовления блюдиз макаронных изделий. Соль, сахар. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза ивред. Хранение сахара и соли. 16 Прием пищи. Каши на основе молока. Блюда из творога (запеканка).Способыприготовления блюд из картофеля(отварной, пюре) Торговля. Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, стоимость, порядокприобретения. Жилище. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Транспорт. Виды транспорта. Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.Пользование пригородным транспортом.Рациональные маршруты при передвижении в пригороде ипо городу. Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль,посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки. Медицинская помощь. Медицинские учреждения. Функции врачей, виды медицинской помощи. Предприятия, организации, учреждения. 17 Образовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основныенаправления работы. Семья. Родственные отношения в семье. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения междуродственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. 7 класс Личная гигиена. Гигиена тела. Значение ухода за телом для организма. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Индивидуальные предметы гигиены. Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки). Гигиена одежды, нательного и постельного белья. Жилище. Уход за жилищем. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету. Уход за окнамии зеркалами. Мебель в жилых помещениях .Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход замебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели. Одежда и обувь. Уход за одеждой. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках. Правила сушки белья из шерстяных и синтетических тканей. Глажение изделий из х/б тканей. ТБ при работе с утюгом. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Питание. Виды продуктов питания.Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Крупы. Правила хранения круп. Виды круп. Вредители круп. Жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное,оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров. 18 Овощи, фрукты. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты. Прием пищи.Обед. Питательная ценность овощей, мяса, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы: виды, способы приготовления. Мясные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп,макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары, компоты, кисель. Составление меню для обеда. Отборнеобходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом. Торговля. Универмаги и специализированные промтоварные магазины. Их отделы. Стоимость и порядок приобретениятоваров. Транспорт. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Службы вокзала. Камера хранения. Виды пассажирских вагонов. Билеты. Расписание поездов. Средства связи. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль,посылка. Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимостьпересылки. Заполнение бланка. Предприятия, организации, учреждения. Местные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятий, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих. Семья. Помощь родителям и воспитателям. Помощь в уходе за младшими детьми (оказание малышам помощи в одеваниина прогулку). 19 20 21