Принято На педагогическом совете Протокол №____ От «___»__________ УТВЕРЖДЕНО И.о. директора МКОУ «Кордюковская СОШ» Фатеевой О.С._____________ УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Филиал Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кордюковская средняя общеобразовательная школа», детского сада «Рябинушка» на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану Филиала Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кордюковская средняя общеобразовательная школа», детского сада «Рябинушка» 1. Нормативно – правовая основа разработки учебного плана: Учебный план филиала Муниципального казённого общеобразовательного учреждения МКОУ «Кордюковская СОШ», детский сад «Рябинушка» на 2023 - 2024 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012г.; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28; Письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23 – 16; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. №08249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» от 31.05.2007 № 03-1213; Учебный план является нормативным актом, устанавливающий перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2023 – 2024 учебном году в филиале МКОУ «К о р дюко в ск ая СОШ», детский сад «Рябинушка» функционируют 4 группы: Группа раннего возраста (1,2-3 года) Смешанная младшая/средняя (3-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет) 2 2. Содержание образования на основе общеобразовательных программ дошкольного образования: В структуре учебного плана выделены инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) части: 2.1 Базовая часть (инвариантная) составляет не менее 60% и обеспечивает выполнение обязательной части примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой, Мозаика-Синтез, 2020 г. 2.2 Вариативная часть составляет не более 40% и обеспечивает реализацию следующих направлений работы ОУ: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, сохранение и укрепление здоровья детей. Парциальной программы: «Юный эколог. Программа экологического воспитания детей» / С.Н.Николаевой / - для детей от 3 до 7 лет; «Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей» /И.А.Лыковой/ - для детей от 2 до 7 лет. 3. Структура учебного плана. В учебный план включены пять направлений (образовательных областей), обеспечивающие познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое развитие детей. Данные направления реализуются через следующие тематические модули: Познавательное развитие – «Сенсорное развитие», «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие когнетивных способностей»; «Конструктивно-модельная познавательно-исследовательской деятельности». деятельность», «Развитие Речевое развитие – «Развитие речи», «Художественная литература», «Приобщение к художественной литературе»; Социально – коммуникативное развитие – « Формирование первичных ценностных представлений», «Развитие коммуникативных способностей», «Развитие регуляторных способностей», «Формирование социальных представлений, умений, навыков»; Художественно – эстетическое развитие - «Знакомство с искусством», «Изобразительная деятельность»; «Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальное воспитание», «Театрализованные игры»; «Приобщение к искусству», «Музыкальная деятельность», «Музыкальное развитие»; Физическое развитие – «Физкультурно-оздоровительная работа», «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Физическая культура», «Формирование начальных представление о здоровом образе жизни». Содержание основной образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. При организации образовательной деятельности учитывается принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса положен комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В программе комплексно представлены все основные содержательные направления развития, 2 воспитания и обучения ребенка от 1,5 до 7 лет, далее образовательные области. 4. Предельно допустимая образовательная нагрузка по возрастным группам. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, а также инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16. 1 младшая подгруппа (от 2 до 3 лет) Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Методическое обеспечение данной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения). Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребенка (образовательным областям). Вариативная часть плана не предусмотрена. Длительность непрерывной образовательной деятельности не превышает 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Образовательная деятельность по физическому развитию основной образовательной программы осуществляется 3 раза в неделю в групповом помещении или в физкультурном зале. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. В середине учебного года (1 января – 14 января) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебная образовательная деятельность не проводится. В это время проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, развлечения, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок. 3 Образовательная область Физическое развитие Познавательное развитие Базовый вид деятельности Периодичность Время Физическая культура 3 раза в неделю По 10 мин. 1 раз в неделю По 8 мин. 1 раз в неделю По 8 мин. 1 раз в неделю По 8 мин. Ребёнок и окружающий мир Развитие речи Речевое развитие Художественная литература Художественно – эстетическое развитие Инвариантная часть Рисование Лепка/Конструирование Музыка Всего % Вариативная часть 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 10 100% - По 8 мин. По 8 мин. По 10 мин. 1 ч. 30 мин. - - 4 2 младшая подгруппа (от 3 до 4 лет) Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Методическое обеспечение данной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальная, воспроизведение художественной литературы и фольклора, двигательной). Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребенка. Вариативная часть плана не предусмотрена. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет составляет - не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию составляет 15 мин. В периоды проведения педагогической диагностики (ноябрь, апрель) образовательная деятельность проводится в обычном режиме. В середине учебного года (1 января – 14 января) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период образовательная деятельность не проводится. В это время проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, развлечения, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок. 5 Образовательная Базовый вид деятельности область Физическое Физическая культура развитие Математическое развитие Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания) Конструирование, робототехника Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Развитие речи, основы грамотности Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Инвариантная часть Рисование Лепка Аппликация, труд Музыка Всего Периодичность 3 раза в неделю По 15 мин. 1 раз в неделю По 15 мин. 1 раз в неделю По 15 мин. 1 раз в месяц По 15 мин. 1 раз в неделю По 15 мин. 1 раз в неделю 1 раз в месяц ручной 1 раз в 2 недели По 15 мин. 2 раза в неделю По 15 мин. 10 % Вариативная часть Время 2 ч. 30 мин. 100% - - - Средняя подгруппа (от 4 до 5 лет) Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Методическое обеспечение данной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальная, воспроизведение художественной литературы и фольклора, двигательной). Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребенка. Вариативная часть плана не предусмотрена. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет составляет - не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию составляет 20 мин. В периоды проведения педагогической диагностики (ноябрь, апрель) образовательная 6 деятельность проводится в обычном режиме. В середине учебного года (1 января – 14 января) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период образовательная деятельность не проводится. В это время проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, развлечения, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок. Образовательная Базовый вид деятельности область Физическое Физическая культура развитие Математическое развитие Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания) Конструирование, робототехника Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Развитие речи, основы грамотности Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Инвариантная часть Рисование Лепка Аппликация, труд Музыка Всего Периодичность 3 раза в неделю По 20 мин. 1 раз в неделю По 20 мин. 1 раз в неделю По 20 мин. 1 раз в месяц По 20 мин. 1 раз в неделю По 20 мин. 1 раз в неделю 1 раз в месяц ручной 1 раз в 2 недели По 20 мин. 2 раза в неделю По 20 мин. 10 % Вариативная часть Время 3 ч. 20 мин. 100% - - - 7 Старшая подгруппа (от 5 до 6 лет) Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части Основной образовательной программы дошкольного образования. Методическое обеспечение данной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальная, воспроизведение художественной литературы и фольклора, двигательной). Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребенка. Вариативная часть плана реализуется во второй половине дня: - по парциальной программе «Цветные ладошки» / И.А.Лыковой / - для детей от 5 до 7 лет 1 раз в две недели по 25 мин. Реализация данной Программы предполагает интеграцию видов художественной деятельности, что наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребёнка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, тем самым обеспечивая высокий творческий потенциал и привнося в деятельность детей разнообразие и новизну. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе составляет не более 45 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. ОД по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность ОД по физическому развитию в старшей группе составляет 25 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать ОД по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. 8 В периоды проведения педагогической диагностики (ноябрь, апрель) учебная непосредственно образовательная деятельность проводится в обычном режиме. В середине учебного года (1 января 14января) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период образовательная деятельность не проводится. В это время проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, развлечения, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок. Образовательная область Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Образовательная деятельность Физическая культура Математическое развитие Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания) Развитие речи, основы грамотности Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Инвариантная часть Рисование Лепка Аппликация, ручной труд Музыка Всего: Художественно Изобразительная деятельность эстетическое развитие Вариативная часть Всего: Общий объем Периодичность Время 3 раза в неделю По 25 мин. 2 раз в неделю По 25 мин. 1 раз в неделю По 25 мин. 3 раза в неделю По 25 мин. 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели По 25 мин. По 25 мин. По 25 мин. 2 раза в неделю По 25 мин. 14 1раз в неделю 5 ч. 50 мин. По 25 мин. 1 25 мин. 15 6 ч. 15 мин. 9 Подготовительная к школе подгруппа (от 6 до 7 лет) Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части Основной образовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). Методическое обеспечение данной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальная, воспроизведение художественной литературы и фольклора, двигательной). Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребенка. Вариативная часть плана реализуется во второй половине дня: - по парциальной программе «Юный эколог» /С.Н.Николаева / - для детей от 5 до 7 лет 2 раза в неделю по 30 мин.; Продолжительность образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе составляет не более 1,5 часов. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. ОД по физическому развитию основной образовательной программы для детей подготовительной к школе группы организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность ОД по физическому развитию в подготовительной группе составляет 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать ОД по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. В периоды проведения педагогической диагностики (ноябрь, апрель) учебная непосредственно образовательная деятельность проводится в обычном режиме. В середине учебного года (1 января - 14января) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводится непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебная непосредственно образовательная деятельность не проводится. В это время проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, развлечения, экскурсии, увеличивается продолжение прогулок. 10 Образовательная область Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Непосредственно образовательная деятельность Физическая культура 3 раза в неделю Время По 30 мин. Математическое развитие 2 раза в неделю По 30 мин. Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания) Конструирование , робототехника 2 раза в неделю По 30 мин. Развитие речи, основы грамотности Изобразительная деятельность Рисование Лепка Аппликация, ручной труд Музыка Музыкальная деятельность Инвариантная часть Познавательное развитие Периодичность Всего: Всего: Общий объем По 30 мин. 3 раза в неделю По 30 мин. 2 раза в неделю По 30 мин. 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели По 30мин. 2 раза в неделю По 30мин. 15 7 ч.00 мин 1 раза в неделю По 30 мин. Экологическое развитие Вариативная часть 1 раз в неделю 1 16 30 мин. 7 ч. 30 мин. 11 Учебный план Филала МКОУ «Кордюковская СОШ», детский сад «Рябинушка» на 2023-2024 учебный год Базовый вид деятельности Ранний возраст (от 2 до 3 лет) 1 - Математическое развитие - Конструирование, робототехника - Экспериментирование и моделирование с предметами - Ознакомление с окружающим миром (основы науки и естествознания) - Развитие речи, основы грамотности -Художественная литература - Музыка - Рисование - Лепка Младшая группа (от 3 до 4 лет) 1 0,5 1 0,5 0,5 1 Средняя группа (от 4 до 5 лет) 1 Старшая группа (от 4до 6 лет) 2 1 1 Подготовите льная группа (от 6 до8 лет) 1 2 2 3 2 0,5 1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 0.5 0,5 0.5 0.5 0,5 0.5 - Аппликация, ручной труд 0.5 0.5 - Физическая культура 2 2 2 2 2 - Физическая культура на прогулке 1 1 1 1 1 итого 10 10 10 14 15 12