MynaqnnaJrbHoe K€lgeHHoe o6rqeo6pa3oBareJrbHoe )rqpexAeHrle
" KopArorcoBcK€ul cpeAHtfl o 6qeo6p a3oBareJlbHa.f, ruKora"
PACCMOTPEHO
Ha ue.uarorfiqecKoM coBere
CO|JIACOBAHO
3auecnareJrb .ulrpeKTopa rro
YBP
Crrarapnona
M.A.
or 01.09.2025
Ilpororon J\b 1
ar 01.09.2025
flpotoron J\b 1
or 01.09.2025
YTBEPxtNEHO
I,I.o. Aaperropa
9epnororona O.M.
Ilpororon Ne I
rrplrras N*19!1@or Al .09.2025
,YIIEEFSITT TIJIAH
B IIEYP OIIHOIU IF-f, TE JIbHO C TN
MynraqnnalrbHofo Ka3eHHoro o6qeo6p€BoBarenbHoro frpexAeHuf,
<
Ha 2025 - 2026 yre6uufi rog
BepxorypcKr4fi ropoAcKofi orpyr, Cnep4noncKaf,
L
o6Jrac
ry 2025
Пояснительная записка
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального
воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках
организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральными
государственными образовательными стандартами.
1. Нормативные документы
План внеурочной деятельности МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2024-2025
учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» с изменениями (от 18.07.2022 № 569);
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» с изменениями (от 18.07.2022 № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Письмо Минпросвещения № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 «О направлении методических
рекомендаций об организации внеурочной деятельности»;
Федеральная образовательная программа начального общего образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372);
Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370);
Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Положение об организации внеурочной деятельности в МКОУ «Кордюковская СОШ»;
Устав МКОУ «Кордюковская СОШ»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Основная образовательная программа основного общего образования;
Основная образовательная программа среднего общего образования;
Годовой календарный учебный график
Учебные планы НОО, ООО, СОО на 2025 – 2026 уч.г.
Согласно ФГОС в учебных планах отводится не более 10 часов на организацию
занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального,
основного или среднего общего образования.
2
2. Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основных
образовательных программ
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является
неотъемлемой частью системы обучения.
Цель внеурочной деятельности общего образования: создать условия для проявления и
развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения культурных
традиций, а также воспитание и социализация духовно-нравственной личности.
Внеурочная деятельность организуется в 1-4 классах из расчета 33 учебных недели в год в
1, 9, 11 классах, 34 учебных недели в год в остальных классах, включая каникулярное время.
Занятия начинаются по графику работы ОО. Внеурочная деятельность осуществляется во
второй половине дня.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется
с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется
посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции,
конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, исследования, общественно-полезные
практики, группа продленного дня. Внеурочная деятельность позволяет удовлетворить детям
свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной
области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программ; является механизмом интеграции, обеспечения
полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая их.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном
между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие
формы ее реализации, как кружки и секции, ВПК.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой
(максимальной) обязательной нагрузки учащихся.
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательном
учреждении.
Основное
преимущество
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для
полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня,
содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках
основной образовательной программы образовательной организации.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические
работники данной организации (учителя начальной школы, учителяпредметники,
преподаватель-организатор ОБЖ). По проведению внеурочной деятельности организовано
сетевое сотрудничество с сельским домом культуры и сельской библиотекой, занятия
проводят руководитель кружков и заведующий библиотекой. Координирующую роль в
организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который
взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через
разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную
деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
3
3. Содержательное наполнение внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении общего
образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной
организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
выбранной модели:
Модель
Исполнители
Содержательное наполнение
Оптимизационная
модель:
- создание единого
образовательного и
методического
пространства
в
образовательном
учреждении;
- содержательное и
организационное
единство
деятельности
всех
структурных
подразделений
образовательного
учреждения;
широкое
взаимодействие со
всеми
агентами
воспитания
и
социализации;
минимизация
финансовых
расходов
на
организацию
внеурочной
деятельности.
Модель
внеурочной
деятельности на основе
оптимизации
всех
внутренних
ресурсов
образовательного
учреждения предполагает,
что в её реализации
принимают участие все
педагогические работники
данной ОО. При этом
координирующую
роль
выполняет
классный
руководитель
занятия
обучающихся
по
формированию
функциональной
грамотности;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими
творческую,
спортивную деятельность;
профориентационные
занятия
обучающихся
Внеурочная деятельность организуется по 6 направлениям развития личности
Направление ВД
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной
экологической
направленности
Основное содержание занятий
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся
к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней
и позиции личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы связаны с важнейшими аспектами жизни
4
«Разговоры о важном»
Занятия
формированию
функциональной
грамотности
по
Занятия, направленные
на
удовлетворение
профориентационных
интересов
и
потребностей
обучающихся
Занятия, связанные с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Занятия, направленные
на
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей
и
талантов
человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим
и
ответственным отношением к собственным поступкам
Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности.
Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников.
Основные организационные формы: интегрированные курсы,
метапредметные кружки
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся
к труду, как основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к
осознанному выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы:
профминимум:
профориентационные
беседы,
деловые
игры,
квесты,
профессиональные пробы, экскурсии, посещение ярмарок
профессий
Вариативная часть
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие
способности обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения
обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего.
Основные организационные формы:
- занятия по углубленному изучению учебных предметов,
- занятия проектно-исследовательской деятельностью,
- занятия, связанные с освоением регионального компонента
образования,
- дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении образовательной программы
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
Основные задачи:
- раскрытие творческих способностей,
- физическое развитие обучающихся,
- оздоровление школьников
Основные организационные формы: занятия в школьном
спортивном клубе, творческих объединениях, кружках
5
Занятия, направленные
на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений
Основная цель: развитие важных для жизни умений – заботиться
о других и организовывать свою деятельность.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия
обучающихся в образовательном пространстве школы
Основные
организационные
формы:
педагогическое
сопровождение деятельности Центра детских инициатив
Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
Обязательная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена согласно ФГОС
НОО. В нее входят:
Курс «Разговоры о важном» реализуется классными руководителями каждый
понедельник первым уроком во всех классах ступени.
Курс по функциональной грамотности «Основы функциональной грамотности» для
обучающихся 1 - 4 классов реализуется с целью формирования функционально
грамотной личности, её готовности и способности использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Учебный план внеурочной деятельности
начального общего образования (недельный)
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
Обязательная часть
Разговоры о важном
Основы функциональной грамотности
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Вариативная часть
ОФП
Хор «Дружба»
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
3
Мир информатики
Занимательная математика
1
1
1
1
4
Работа с текстом
1
1
1
1
4
Итого
6
7
7
7
27
Вариативная часть внеурочной деятельности наполнена курсами:
ОФП - при подготовке к спортивным соревнованиям, при организации
динамических пауз в течение учебного дня.
Хор «Дружба» при подготовке к выставкам, конкурсам, фестивалям.
6
«Мир информатики», «Занимательная математика», «Работа с текстом» для
развития математического образа мышления, внимания, памяти, творческого
воображения,
наблюдательности,
формирования
информационнокоммуникативной компетентности школьника.
Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО
Обязательная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена согласно ФГОС
ООО. В нее входят:
Курс «Разговоры о важном» реализуется классными руководителями каждый
понедельник первым уроком во всех классах ступени.
Курсы по профориентации «Россия – мои горизонты» реализуется ответственным за
организацию профминимумма каждый четверг во всех классах ступени.
Курсы по функциональной грамотности «Основы функциональной грамотности» для
обучающихся 5 - 9 классов реализуются с целью формирования функционально
грамотной личности, её готовности и способности использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений и помогают развивать
метапредметные УУД.
Учебный план внеурочной деятельности
основного общего образования (недельный)
Количество часов в неделю
V
Разговоры о важном
1
Моя Россия – новые
горизонты
Основы функциональной
1
грамотности
VI
VII
Обязательная часть
Всего
VIII
IX
1
1
1
1
5
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
Вариативная часть
ОФП
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
1
5
ЮИД
1
1
1
1
Я - волонтер
1
1
1
Занимательная математика 1
Работа с текстом
1
1
1
1
итого
9
Хор «Дружба»
8
4
1
1
1
9
9
9
5
5
1
44
Вариативная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена курсами:
ОФП - при подготовке к спортивным соревнованиям, при организации
динамических пауз в течение учебного дня.
7
Хор «дружба» при подготовке к выставкам, конкурсам, фестивалям.
ЮИД реализуется с целью формирования у детей специальных знаний, умений и
практических навыков безопасного поведения на дороге, воспитания у них
гражданственности и ответственности.
Я – волонтер развивает добровольческое движение, формирует позитивные установки
учащихся на волонтёрскую деятельность и их культуры социального служения
обществу.
«Занимательная математика», «Работа с текстом» для развития математического
образа мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности,
формирования информационно-коммуникативной компетентности школьника и с
целью дополнительной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Учебный план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС СОО
Обязательная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена согласно ФГОС
СОО. В нее входят:
Курс «Разговоры о важном» реализуется классными руководителями каждый
понедельник первым уроком во всех классах ступени.
Курс по профориентации «Россия – мои горизонты» реализуется ответственным за
организацию профминимумма каждый четверг во всех классах ступени.
Учебный план внеурочной деятельности
среднего общего образования (недельный)
Количество часов в неделю
X
Обязательная часть
Разговоры о важном
Моя Россия – новые
горизонты
Всего
XI
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
4
4
Вариативная часть
Математика после уроков
В мире русского языка
Итого
Вариативная часть учебного плана внеурочной деятельности наполнена курсами:
«Математика после уроков» и «В мире русского языка» реализуется для
дополнительной подготовки участников образовательных отношений к
единому государственному экзамену.
8
8
4. Планируемые результаты внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и
направлен, как и рабочие программы курсов внеурочной деятельности, на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия, ранняя профилизация.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, в 9
и 11 классах – индивидуальный проект.
5. Материально-техническое обеспечение
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со
спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой. Школа располагает
кабинетами, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети
Интернет. Кабинеты начальных классов, некоторые предметные кабинеты основной школы
оснащены интерактивными досками и прочим необходимым оборудованием.
9