Рекомендации родителям детей демонстрирующих маркеры суицидального поведения

25.08.2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ 

 ГРУППЫ РИСКА 

(ИНДИКАТОРЫ; ФАКТОРЫ РИСКА; ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ 

СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА)

Определение и классификация суицидального поведения

Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя 

жизни.

Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный 

суицид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное 

действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не 

привело к смертельному исходу.

Суицидальное поведение у детей и подростков может нести в себе как 

черты «манипулятивности», так и выраженные интенции к смерти. Как 

правило, суицидальный акт или намерения одновременно обусловлены 

противоречивыми мотивациями: с одной стороны - «воздействие на 

значимых других», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика, с 

другой стороны – избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с 

помощью самоповреждения или смерти. 

Суицидальное поведение с преимущественным воздействием на 

значимых других

Суицидальные акты и намерения могут носить яркий, 

театрализованный характер. Действия предпринимаются с целью привлечь 

или вернуть утраченное к себе внимание, вызвать сочувствие, избавиться от 

грозящих неприятностей, или наказать обидчика, вызвав у него чувство вины 

или обратив на него возмущение окружающих, и доставив ему серьезные 

неприятности. Суицидальный акт часто совершается в том месте, которое 

связано с эмоционально значимым лицом, которому он адресован: дома –

родным, в школе – педагогам, либо сверстникам и т.д. Такого рода действия, 

направленные «во вне», как правило, свидетельствуют о нарушенных 

отношениях между ребёнком (подростком) и его ближайшим окружением родители, сверстники и пр.). В данной ситуации можно предположить, что, 

либо ребёнок (подросток) не может проявить свои потребности иным 

(адаптивным) способом, либо его ближайшее социальное окружение 

игнорирует «более слабые» сигналы. Следует помнить, что даже 

«демонстративное» поведение может заканчиваться смертью. В качестве 

примера можно привести религиозные суициды – частым мотивом действий 

является протест, но следствием – смерть. Даже в случае полного отсутствия 

мотивов смерти, суицидальные акты могут носить тяжёлые последствия 

вследствие недоучёта ребёнком (подростком) обстоятельств, незнания 

летальности определённых средств (медикаменты, химикаты). Любая форма 

аутоагрессии требует терапевтического подхода. Ярлыки 

«демонстративный», «манипулятивный» привносят морализаторский и 

осуждающий оттенок, что препятствует налаживанию отношений с ребёнком 

(подростком).

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который 

может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может 

растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь может появиться 

мысль, чтобы расстаться с жизнью. Аффективное суицидальное поведение с 

трудом прогнозируется и с трудом поддается профилактике.

Истинное суицидальное поведение

Обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой. 

Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению 

подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи 

самообвинения. Записки более адресованы самому себе, чем другим, или 

предназначены для того, чтобы избавить от чувства вины знакомых и 

близких.

Мотивы суицидального поведения

- обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное 

чувство и ревность;

- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из 

семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; 

-страх позора, насмешек или унижения;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать 

неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- страх наказания, нежелание извиниться;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, 

публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

У детей трудно дифференцировать истинные стремления ухода из 

жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение любви, 

внимания, преимуществ, льгот, желаемых вещей.

Если дети воспитывались в условиях, в которых не сформировались 

глубокие привязанности к своим родителям, то они лишены опыта 

переживания глубоких чувств и не могут их представить у других людей.

Суициды у детей и подростков, в отличие от взрослых, могут быть 

спровоцированы незначительными событиями в жизни.

Применяемые средства для ухода из жизни не соответствуют 

выраженности их желания и случайно приводят либо к очень серьезным 

нарушениям здоровья, либо практические не приносят никакого вреда. 

Характер суицидального поведения зависит от степени понимания детьми 

необратимости смерти.

Изучение причин и условий, при которых дети и подростки 

заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, 

сопутствующих этому чрезвычайному происшествию. К ним относятся:

Условия семейного воспитания:

— отсутствие отца в раннем детстве;

— матриархальный стиль отношений в семье;

— воспитание в семье, где есть люди, страдающие алкоголизмом или 

психическими заболеваниями;

— отверженность в детстве;

— воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.

Стиль жизни и деятельности:

—особенная выраженность определённых черт характера;

—употребление алкоголя и наркотиков;

— наличие суицидальных попыток ранее;

— совершение уголовно наказуемого поступка.

Взаимоотношения с окружающими людьми:

— изоляция из социума, потеря социального статуса (исключение из 

школы, другого учебного заведения);

—расставание с девушкой/парнем;

— затрудненная адаптация к деятельности и др.

— недостатки физического развития (заикание, картавость и др.).

Хронические заболевания.

 Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходим, 

так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида. 

Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности Хочу такой сайт

является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно 

ведется систематически и целенаправленно [5].

Существуют различные признаки, по которым можно заподозрить наличие 

суицидальной направленности в поведении подростка. К таковым можно 

отнести поведенческие проявления и вербальные признаки. Есть и признаки, 

свидетельствующие о высокой вероятности совершения самоубийства. 

Рассмотрим их по очереди [1].

Поведенческие признаки:

1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и

нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, 

обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в 

себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. Суицидальные подростки 

часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не 

выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.

2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени

капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, 

самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. 

Но, когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между 

возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские 

свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются 

предвестниками смерти.

3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого

человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что 

окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в 

таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.

4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки

раздражения, гнева, ярости, жестокости и окружающим. Нередко подобные 

явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, 

помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный 

результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо 

понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.

5. Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые 

суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут 

себя “на грани риска”. Где бы они ни находились – на оживленных 

перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на 

железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.

6. Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой

или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя 

никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и 

неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом 

случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут. 

7. Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально

повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны 

всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с 

хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был 

плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки 

толстеют, а упитанные, наоборот, худеют. 

8. Изменение режима сна. В большинстве своем суицидальные

подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и 

превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, 

некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

9. Изменение успеваемости. Многие учащиеся, которые раньше

учились на “хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость 

резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко 

исключают из школы.

10. Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки

перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в 

кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое 

впечатление они производят.

11. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие

суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает 

опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В

каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для 

выяснения намерений потенциального суицидента.

12. Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут

раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью 

“привести свои дела в порядок”. 

13. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой 

индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести 

крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих 

переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, 

домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными 

физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера 

могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется 

развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные 

невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом 

[3].

Вербальные признаки [1]:

Словесные заявления обучающегося, типа:

• «ненавижу жизнь»;

• «они пожалеют о том, что они мне сделали»;

• «не могу этого вынести»;

• «я покончу с собой»;

• «никому я не нужен»;

• «это выше моих сил».

Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься 

серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение 

о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, 

агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению 

угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить 

ему помощь, консультацию у специалистов.

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:

• открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством

знакомым, родственникам, любимым;

• косвенные «намёки» на возможность суицидальных действий (например,

появление в кругу друзей, родных, одноклассников с петлёй на шее, «игра» с 

оружием, имитирующая самоубийство...);

• активная подготовка: поиск средств (собирание таблеток, хранение

отравляющих веществ, жидкостей и т.п.); фиксация на примерах самоубийств 

(частые разговоры о самоубийствах вообще); символическое прощание с 

ближайшим окружением (раздача личных вещей);

• изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и

снижение двигательной активности у подвижных, общительных; 

возбуждённое поведение и повышенная общительность у малоподвижных и 

молчаливых; сужение круга контактов, стремление к уединению.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 25.08.2021

Дата обновления: 25.08.2021

Дата публикации: 25.08.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».