Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 1 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 1.Направленность программы - туристско-краеведческая. 2.Уровень программы – ознакомительный. Актуальность В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный институт, обладает широкими возможностями для формирования и самореализации высоконравственной личности. Музейная сеть представлена различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры. Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столетия. Это время ознаменовалось новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно отметить: демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию культуры повседневности («низовой культуры») как альтернативы официальной культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуникации (антропологизация музея); глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия; НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образования, приведшие к изменению роли музея: от хранителя и интерпретатора к новому каналу культурной (музейной) коммуникации; разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения; формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного менеджмента, но и переориентировавшей музей на интерес к случайному посетителю и, как следствие этого, возникновение музейной педагогики и музейной социологии, трансформировавшей музееведение как вспомогательную дисциплину в междисциплинарное направление - музеологию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Занятия в кружке «Школьный музей» приобщает учащихся к национальной и мировой культурной традиции, непосредственное участие в жизни школьного музея 2 помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный выбор. Содержание и формы работы, учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности. Новизна Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. 3) Адресат программы – обучающиеся 14-17 летнего возраста. Объединение могут посещать мальчики и девочки, проявляющие интерес к краеведению. Количество обучающихся в группе – 5-10 человек. 4) Срок освоения программы – 1 год. 5) Объем программы – 68 часов, 6) Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. 1.2. Цели и задачи программы Цели и задачи Цель - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики. Основными задачами: содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма; расширение знаний учащихся об истории родного края; повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии; развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея; формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде; формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся. 1.3. Содержание программы № п/п Название раздела, тем Учебный план Количество часов Всего 1 1.1 1.2 Введение 2 Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. 1 1 Форма аттестации/контроля В том числе Теория Практика 2 1 1 тестирование 3 2 Музей как институт социальной памяти Происхождение музея Коллекционирование в Древней Греции и Древнем Риме Эпоха Возрождения и возникновение музееведения: дворцовые музеи – первые музеи(становление военных музеев); возникновение универсальных музеев; зарождение музейной науки Музей в эпоху Просвещения: возникновение профильных музеев; первый музей в России Первый музей. Детский музейный центр. Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев) Роль музея в жизни человека Основные социальные функции музеев Образовательные программы по музейным специальностям. 9 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3.1 Школьный музей Что такое школьный музей? 16 1 9 1 7 3.2 Основные музейные понятия и термины. 2 1 1 3.3 Профили и жанры школьных музеев. 2 1 1 3.4 Школьные музеи г. Верхотурье и Изучение документации школьного музея Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее. 2 1 1 2 1 1 4 1 3 Фонды музея (в т.ч. 2 1 1 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.5 3.6 3.7 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 3.8 3.9 характеристика исторического источника, атрибуция экспоната). Работа с фондами. Инвентаризация. История экспонатов, представленных в экспозиции. Экспозиционная работа в музее. 2 1 1 3 1 2 1 8 3.10 Музейный сайт 4 Учимся быть экскурсоводами 4.1 Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии. 1 12 4 1 1 4.2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 Структура содержание, план экскурсии Экскурсионные методы и приемы. Культура экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее Проведение экскурсий в школьном музее. Учимся быть исследователями Лаборатория начинающего исследователя. Тема и проблема исследования. Гипотеза исследования. Методы и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и ссылки. Научный текст. Основы библиотечнобиблиографической грамотности. Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами. 5 5 12 5 7 4 2 2 4 2 2 5 5.3 Способы представления результатов исследовательской деятельности. Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты. Организация ЛТП на базе музея школы. Отряд «Исследователь». 4 1 3 6 6.1 Мы – команда! Заседания ДОО Совета школьного музея. Подготовка к конкурсам. Организационная и фондовая работа. Коллективная проектная деятельность. Итого 17 1 7 1 10 6.2 6.3 6.4 3 3 1 3 2 10 5 5 33 35 68 Творческая работа Творческая работа 1. Введение в курс (2 ч.) Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее. 2. Музей как институт социальной памяти (9 ч.) Происхождение музея. Коллекционирование в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха Возрождения и возникновение музееведения: дворцовые музеи – первые музеи (становление военных музеев); возникновение университетских музеев; зарождение музейной науки. Музей в эпоху Просвещения: возникновение профильных музеев; первый музей в России. Первый музей в Верхотурье. Детский музейный центр. Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев). Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Образовательные программы по музейным специальностям. 3. Школьный музей (16 ч.) Что такое школьный музей? Основные музейные понятия и термины. Профили и жанры школьных музеев. Школьные музеи г. Верхотурье и района Изучение документации школьного музея. Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее. Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната). Работа с фондами. Инвентаризация. История экспонатов, представленных в экспозиции. Экспозиционная работа в музее. Музейный сайт 6 4. Учимся быть экскурсоводами (12 ч.) Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии. Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Культура экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее. Проведение экскурсий в школьном музее. 5. Учимся быть исследователями (12 ч.) Лаборатория начинающего исследователя. Тема и проблема исследования. Гипотеза исследования. Методы и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и ссылки. Научный текст. Основы библиотечно-библиографической грамотности. Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами. Способы представления результатов исследовательской деятельности. Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты. Организация ЛТП на базе музея школы. Отряд «Исследователь». 6. Мы – команда! (17ч.) Заседания ДОО Совета школьного музея. Подготовка к конкурсам. Организационная и фондовая работа. Коллективная проектная деятельность. 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты. В рамках когнитивного компонента: - укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям; - активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края, - формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность. - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни. В рамках эмоционального компонента: - укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну; - проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины. - укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда. - проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям. Коммуникативные результаты: - умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 7 - умение вести экскурсии, интервьюирование. Познавательные результаты: - расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения; - сформируются представление о музееведение как о науке; - усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология; - реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности; - сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций. - разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление; - сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Комплектование групп До 15 сентября Дата начала и окончания реализации программы С 15 сентября по 31 мая Количество учебных часов 68 Сроки аттестации: Промежуточная Итоговая 20 по 30 декабря и с 20 по30 мая. 2.2. Условия реализации программы -база проведения занятий - МКОУ «Кордюковская СОШ»; -характеристика помещений - занятия проводятся в кабинете начального класса. -перечень оборудования: ноутбук, колонки, фотоаппарат. Методическое обеспечение программы: для реализации программы есть наглядный материал – фонд школьного музея. Он включает в себя значительное количество вещественных, письменных источников, при работе с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий используются видео ресурсы, интернет сайты. -кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. 2.3. Формы аттестации: -Входной контроль – тестовая работа входной контроль позволяет выявить у детей начальные знания о музейном деле в целом. -Промежуточная аттестация – творческая работа. -Итоговая аттестация – творческая работа. 8 Литература 1. Аксёнова А.И.История.Судьба.Музей.- Владимир, 2001. 2. Аксёнова А.И. Суздаль XX век. Страницы истории.- Владимир, 2002. 3. Аксёнова А.И. Суздальский музей в период Вов(1941-1945).-В кн.:Материалы исследований. Сборник №8.-Владимир,2002. 4. Бубнов С.Л. След в бесконечности: Памятники Владимира.- Владимир, 2003. 5. Ванслова Е.Г. Музей и культура.-М., 2001. 6. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.-М., 2001. 7. Владимирскому музею 125 лет.(Материалы научной конференции).- Владимир, 1981. 8. В помощь активистам музея образовательной организации. – Нижний Новгород, 2014. 9. Все музеи Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального.- Владимир, 1998. 10. Днесь светло красуется.Владимир в старой открытке.-Владимир, 1993. 10.Дудорова Л.В. Старый Владимир. – Владимир, 1998. 11. Жигулевский З. Музеи мира: введение в музееведение.-М., 1989. 12. Козьякова М.И. История, культура, повседневность. Западная Европа: от античности до XX века.- М., 2002. 13. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения.- М., 1995. 14. Лапцова С.А.25 лет Музею современного художественного творчества:итоги иперспективы.-В кн.:Материалы исследований.Сборник №7.-Владимир, 2001. 15. Морозов Н.А. Владимирский музей в 1930-58 гг.-В кн.:Материалы исследований.Сборник№10.-Владимир, 2004. 16. Музей хрусталя.-СПб, 2001. 17. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. –М, 1998. 18.Памятники истории и культуры.- Владимир, 1996. 19.Сотникова С.И. Музеология.- М., 2004. 20.100 великих музеев мира.- М., 1999. 21.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. –М., 2003. 22.Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей.- М., 2001. Литература к блоку «Учимся быть исследователями» Литература для педагога: 9 1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с. 2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.-сост. Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков и др./ Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2006. – 272 с. 3. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999. 4. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107. 5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105. 6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60. 7. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с. 8. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32. 9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с. 10. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66. 11. Соловьева Н.Н. основы организации учебно-исследовательской работы студента. – М.: АПК и ППРО, 2003. – 55 с. 12. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45. 13. Школьный реферат: каким он должен быть?. Методические рекомендации для учителя. Департамент образования Владимирской области. Владимирский институт усовершкенствования учителей. Лабораторий педагогических исследований. Владимир, 1998 г. Литература для учащихся: 1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с. 10 2. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999. 3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995. – 303 с. 4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: Кн. Для учащихся/И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1997. – 208 с. 5. . Исследовательская работа на «Отлично». Учебно0справочное пособие для учащихся, студентов, аспирантов. ВОИУУ, Владимир, 1999г. Приложение 1 Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школьный музей» проводятся следующие виды 11 контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений. Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по30 мая. Промежуточная аттестация в объединении «Школьный музей» включает в себя проверку практических умений и навыков. Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры. Для оценки результатов обучения разработаны контрольноизмерительные материалы с учетом программы детского объединения. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный музей». Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета. Уровни освоения программы «Школьный музей» по критериям определяютсяв пределе от 0 до 3 баллов. 3 балла – высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации) 2 балла – средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий). 1 балл – начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение, занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога). 0 баллов – низкий уровень. 12