Дополнительная программа "Музей"

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
музей» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных
документов:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к
организациям
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо
Минобрнауки
России
от
28.08.2015 №
АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо
Минобрнауки
России
от
29.03.2016 №
ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);

1

13.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
1.Направленность программы - туристско-краеведческая.
2.Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность
В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный
социокультурный институт, обладает широкими возможностями для формирования и
самореализации высоконравственной личности. Музейная сеть представлена
различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до
«живых» музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих целостные
образы природы, истории и культуры.
Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX
столетия. Это время ознаменовалось новшествами в экономической и политической
сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов,
способствовавших активизации музейного дела можно отметить:
 демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию
культуры повседневности («низовой культуры») как альтернативы официальной
культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуникации
(антропологизация музея);
 глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного
наследия;
 НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью
образования, приведшие к изменению роли музея: от хранителя и
интерпретатора к новому каналу культурной (музейной) коммуникации;
 разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых
моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и
интернационализации музееведения;
 формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного
менеджмента, но и переориентировавшей музей на интерес к случайному
посетителю и, как следствие этого, возникновение музейной педагогики и
музейной социологии, трансформировавшей музееведение как вспомогательную
дисциплину в междисциплинарное направление - музеологию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как
одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их
всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей
становится центром формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны
связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы
учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть
или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее
руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей –
это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании
личности. Занятия в кружке «Школьный музей» приобщает учащихся к национальной и
мировой культурной традиции, непосредственное участие в жизни школьного музея
2

помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины
стать достойными гражданами, патриотами и нравственными людьми, а возможно и
осуществить свой профессиональный выбор.
Содержание и формы работы, учащихся способствуют активизации личностного
потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей
профессиональной деятельности.
Новизна
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной
школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное
отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для
других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

3) Адресат программы – обучающиеся 14-17 летнего возраста. Объединение могут
посещать мальчики и девочки, проявляющие интерес к краеведению.
Количество обучающихся в группе – 5-10 человек.
4) Срок освоения программы – 1 год.
5) Объем программы – 68 часов,
6) Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий
45 минут.
1.2. Цели и задачи программы
Цели и задачи
Цель - способствовать формированию у учащихся активной гражданской
позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в
современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и
развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.
Основными задачами:
 содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;
 расширение знаний учащихся об истории родного края;
 повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и
музеологии;
 развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и
творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение,
на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея;
 формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;
 формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.
1.3. Содержание программы

№
п/п

Название раздела, тем

Учебный план
Количество часов
Всего

1
1.1
1.2

Введение

2

Что такое музей?
Музееведение как научная
дисциплина.

1
1

Форма
аттестации/контроля

В том числе
Теория Практика
2
1
1

тестирование

3

2

Музей
как
институт
социальной памяти
Происхождение музея
Коллекционирование
в
Древней Греции и Древнем
Риме
Эпоха Возрождения и
возникновение
музееведения: дворцовые
музеи – первые
музеи(становление военных
музеев); возникновение
универсальных музеев;
зарождение музейной науки
Музей в эпоху
Просвещения:
возникновение профильных
музеев; первый музей в
России
Первый музей. Детский
музейный центр.
Поиск новых моделей
музеев. (В т.ч.
экологические, виртуальные
и др. модели музеев)
Роль музея в жизни
человека
Основные социальные
функции музеев
Образовательные
программы по музейным
специальностям.

9

6

1
1

1

1

1

1

1

1

1

3
3.1

Школьный музей
Что такое школьный музей?

16
1

9
1

7

3.2

Основные музейные
понятия и термины.

2

1

1

3.3

Профили и жанры
школьных музеев.

2

1

1

3.4

Школьные музеи г.
Верхотурье и
Изучение документации
школьного музея
Поисково-собирательская и
исследовательская работа в
школьном музее.

2

1

1

2

1

1

4

1

3

Фонды музея (в т.ч.

2

1

1

2.1
2.2
2.3

2.4

2.5
2.6

2.7
2.8
2.9

3.5
3.6

3.7

3
1

1

1
1

1

1

1

1

1

4

3.8

3.9

характеристика
исторического источника,
атрибуция экспоната).
Работа с фондами.
Инвентаризация. История
экспонатов,
представленных в
экспозиции.
Экспозиционная работа в
музее.

2

1

1

3

1

2
1
8

3.10 Музейный сайт
4
Учимся быть
экскурсоводами
4.1 Подготовка музейной
экскурсии. Тема и цель
экскурсии.

1
12

4

1

1

4.2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4.3
4.4

4.5
5
5.1

5.2

Структура содержание,
план экскурсии
Экскурсионные методы и
приемы. Культура
экскурсовода.
Распределение тем
экскурсий между новыми
членами актива музея и
прослушивание их в музее
Проведение экскурсий в
школьном музее.
Учимся быть
исследователями
Лаборатория начинающего
исследователя. Тема и
проблема исследования.
Гипотеза исследования.
Методы и этапы
исследования. Разделы
исследования. Цитаты и
ссылки. Научный текст.
Основы библиотечнобиблиографической
грамотности.
Библиографическая
характеристика источника.
Методы работы в научной
библиотеке. Специфика
работы исследователя с
периодической печатью.
Работа с архивными
документами.

5

5

12

5

7

4

2

2

4

2

2

5

5.3

Способы представления
результатов
исследовательской
деятельности. Формы
продуктов исследования.
Использование ИКТ в
оформлении результатов
исследования. Культура
устной защиты.
Организация ЛТП на базе
музея школы. Отряд
«Исследователь».

4

1

3

6
6.1

Мы – команда!
Заседания ДОО Совета
школьного музея.
Подготовка к конкурсам.
Организационная и
фондовая работа.
Коллективная проектная
деятельность.
Итого

17
1

7
1

10

6.2
6.3
6.4

3
3

1

3
2

10

5

5

33

35

68

Творческая работа

Творческая работа

1. Введение в курс (2 ч.)
Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная
дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее.
2. Музей как институт социальной памяти (9 ч.)
Происхождение музея. Коллекционирование в Древней Греции и Древнем Риме.
Эпоха Возрождения и возникновение музееведения: дворцовые музеи – первые музеи
(становление военных музеев); возникновение университетских музеев; зарождение
музейной науки.
Музей в эпоху Просвещения: возникновение профильных музеев; первый музей в
России. Первый музей в Верхотурье. Детский музейный центр.
Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев).
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Образовательные
программы по музейным специальностям.
3. Школьный музей (16 ч.)
Что такое школьный музей?
Основные музейные понятия и термины.
Профили и жанры школьных музеев.
Школьные музеи г. Верхотурье и района
Изучение документации школьного музея.
Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее.
Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната).
Работа с фондами. Инвентаризация. История экспонатов, представленных в
экспозиции.
Экспозиционная работа в музее.
Музейный сайт
6

4. Учимся быть экскурсоводами (12 ч.)
Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии.
Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Культура
экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и
прослушивание их в музее. Проведение экскурсий в школьном музее.
5. Учимся быть исследователями (12 ч.)
Лаборатория начинающего исследователя. Тема и проблема исследования. Гипотеза
исследования. Методы и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и
ссылки. Научный текст.
Основы библиотечно-библиографической грамотности. Библиографическая
характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы
исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами.
Способы представления результатов исследовательской деятельности. Формы
продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования.
Культура устной защиты. Организация ЛТП на базе музея школы. Отряд
«Исследователь».
6. Мы – команда! (17ч.)
Заседания ДОО Совета школьного музея. Подготовка к конкурсам. Организационная и
фондовая работа. Коллективная проектная деятельность.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи,
труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как
основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации
истории родного края,
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно
значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения
прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим
памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным
землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям,
традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
7

- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное
мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного
компьютерного оформления экспозиций.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Комплектование групп

До 15 сентября

Дата начала и окончания реализации программы

С 15 сентября по 31 мая

Количество учебных часов

68

Сроки аттестации:
Промежуточная
Итоговая

20 по 30 декабря
и с 20 по30 мая.

2.2. Условия реализации программы
-база проведения занятий - МКОУ «Кордюковская СОШ»;
-характеристика помещений - занятия проводятся в кабинете начального класса.
-перечень оборудования: ноутбук, колонки, фотоаппарат.
Методическое обеспечение программы: для реализации программы есть наглядный
материал – фонд школьного музея. Он включает в себя значительное количество
вещественных, письменных источников, при работе с которыми учащиеся овладевают
методикой музейной деятельности. В организации занятий используются видео
ресурсы, интернет сайты.
-кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим
профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению
подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей
преподаваемому предмету.
2.3. Формы аттестации:
-Входной контроль – тестовая работа входной контроль позволяет выявить у детей
начальные знания о музейном деле в целом.
-Промежуточная аттестация – творческая работа.
-Итоговая аттестация – творческая работа.

8

Литература
1. Аксёнова А.И.История.Судьба.Музей.- Владимир, 2001.
2. Аксёнова А.И. Суздаль XX век. Страницы истории.- Владимир, 2002.
3. Аксёнова А.И. Суздальский музей в период Вов(1941-1945).-В кн.:Материалы
исследований. Сборник №8.-Владимир,2002.
4. Бубнов С.Л. След в бесконечности: Памятники Владимира.- Владимир, 2003.
5. Ванслова Е.Г. Музей и культура.-М., 2001.
6. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.-М., 2001.
7. Владимирскому музею 125 лет.(Материалы научной конференции).- Владимир,
1981.
8. В помощь активистам музея образовательной организации. – Нижний Новгород,
2014.
9. Все музеи Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального.- Владимир, 1998.
10. Днесь светло красуется.Владимир в старой открытке.-Владимир, 1993.
10.Дудорова Л.В. Старый Владимир. – Владимир, 1998.
11. Жигулевский З. Музеи мира: введение в музееведение.-М., 1989.
12. Козьякова М.И. История, культура, повседневность. Западная Европа: от
античности до XX века.- М., 2002.
13. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения.- М.,
1995.
14. Лапцова С.А.25 лет Музею современного художественного творчества:итоги
иперспективы.-В кн.:Материалы исследований.Сборник №7.-Владимир, 2001.
15. Морозов Н.А. Владимирский музей в 1930-58 гг.-В кн.:Материалы
исследований.Сборник№10.-Владимир, 2004.
16. Музей хрусталя.-СПб, 2001.
17. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. –М, 1998.
18.Памятники истории и культуры.- Владимир, 1996.
19.Сотникова С.И. Музеология.- М., 2004.
20.100 великих музеев мира.- М., 1999.
21.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. –М., 2003.
22.Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей.- М., 2001.
Литература к блоку «Учимся быть исследователями»
Литература для педагога:

9

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. –
М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.-сост.
Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков и др./ Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за
знания, 2006. – 272 с.
3. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
4. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов
творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В.
Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
7. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От
замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с.
8. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся
в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов //
Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. –
М.: Народное образование, 2001. – 272с.
10. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной
исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы
в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
11. Соловьева Н.Н. основы организации учебно-исследовательской работы
студента. – М.: АПК и ППРО, 2003. – 55 с.
12. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ /
Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
13. Школьный реферат: каким он должен быть?. Методические рекомендации для
учителя. Департамент образования Владимирской области. Владимирский институт
усовершкенствования учителей. Лабораторий педагогических исследований.
Владимир, 1998 г.
Литература для учащихся:
1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,
1990. – 240 с.
10

2. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995.
– 303 с.
4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: Кн. Для учащихся/И.Л.Никольская, Л.И.
Тигранова. –

М.: Просвещение, 1997. – 208 с.

5. . Исследовательская работа на «Отлично». Учебно0справочное пособие для
учащихся, студентов, аспирантов. ВОИУУ, Владимир, 1999г.

Приложение 1
Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной
общеразвивающей программы «Школьный музей» проводятся следующие виды
11

контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной
программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и
миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.
Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью
повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
повышения качества образовательного процесса.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка
результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по30
мая.
Промежуточная аттестация в объединении «Школьный музей» включает в
себя проверку практических умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по
актерскому психотренингу, театральные миниатюры.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольноизмерительные материалы с учетом программы детского объединения.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце прохождения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школьный музей».
Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета.
Уровни освоения программы «Школьный музей» по
критериям определяютсяв пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла – высокий (характерна творчески преобразующая деятельность
детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень
мотивации)
2 балла – средний (активная познавательная деятельность, проявляют
творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на
рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл – начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение,
занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога).
0 баллов – низкий уровень.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».