Рассмотрено На пед. совете от «28» августа 2023г №1 Согласовано Заместитель директора по УВР ___________/Смирнова М.А./ Утверждаю И.о.директора школы «31» августа 2023 г Пр. № 123/2-ОД от «31» августа 2023 _________/Фатеева О.С./ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кордюковская средняя общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы функциональной грамотности» 5-9 класс на 2023-2024 учебный год с. Кордюково 2023г. Аннотация к рабочей программе Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности обучающихся» для учащихся 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменения и дополнениями); - Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 1644, от 31.12.2015 № 1577); - Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо России от 18.08.2017 № 09-1672. Используемые учебные пособия 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021 2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021 3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021 4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021 5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Используемые интернет-ресурсы 1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/ 2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/ 3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/ 6. МЦКО https://mcko.ru/ 7. ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность), в 9 классе – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и креативное мышление). Количество часов на один год обучения в одном классе-комплекте с 5 по 8 класс – 34 часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на изучение модулей «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественнонаучная грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. дебаты, круглые столы, С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии. Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование. - Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования ГБОУ СОШ с.Кашпир, в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средствасамообразования». В связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке. Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение планируется начать в 1 четверти, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса втекущем учебном году: 1 четверть – модуль «Читательская грамотность»; 2 четверть – модуль «Математическая грамотность»; 3 четверть – модуль «Финансовая грамотность» / модуль «Креативноемышление»; 4 четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность». Планируемые результаты освоения программы курса Метапредметные и предметные результаты Класс / уровень ФГ 5 класс Уровень узнавания и понимани я Читательская находит и извлекает информацию из различных текстов Грамотность Математическая Естественнонаучная находит и находит и извлекает извлекает математическу информацию о юинформацию естественнонаучны в различном х явлениях в контексте различном контексте Финансовая Креативное мышление находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте - 6 класс Уровень понимания и применени я применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем применяет математически е знания для решения разногорода проблем объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний применяет финансовые знания для решения разного рода проблем 7 класс Уровен ь анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста формулирует математическу юпроблему на основе анализа ситуации распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте анализирует информацию в финансовом контексте 8 класс Уровень оценки (рефлексии) врамках предметног о содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контекстелично значимой ситуации интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания 9 класс Уровень оценки (рефлексии ) в рамках метапредм етного содержани я оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметно го содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной илиглобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучны х проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы в различном контексте; оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения - - Оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; организует сотрудничеств о и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражениясвоих чувств, мыслей и потребностей для планированияи регуляции своей деятельности Личностные результаты Класс Читательская Математическая 5-8 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей 9 класс Уровень оценки (рефлекс ии) в рамках метапред метного содержа ния оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации Грамотность Естественнонаучная объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Креативное мышление Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания - Демонстрирует готовность к саморазвитию и самообразован ию на основе мотивации к обучению и познанию. Содержание 5 класс Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумноделать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектовокружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика.Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальностьводы. Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведениеитогов работы за год.. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признакихимических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горнойпородой и рудой. Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.Свойства живых организмов. Проведение входного и выходного контроля. 6 класс Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история исовременность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусская летопись информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом:как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст- повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональны отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инвариантызадачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические таблиц. задачи, решаемые с помощью Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Итоговое занятие. Тело и вещества. Агрегатные состояния. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение Представления о Вселенной.Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Проведение входного и выходного контроля. 7 класс Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются ввашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человекпотерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст – объяснение(объяснительное сочинение, резюме толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типызадач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные вразличной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах,жидкостях и твёрдых телах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана.Использование подводных дронов. Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее птицы. Сезонная миграция. Проведение входного и выходного контроля. 8 класс Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнениюработы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (итоговая аттестация). Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний наместности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическоеописание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Проведение итоговой аттестации. Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.Системы жизнедеятельности человека. Проведение входного и выходного контроля. 9 класс Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источникинформации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты итоговое занятие). Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данныхв виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различнымипредставлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов . Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Структура и свойства веществ. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газахи твердых телах. Химические изменения состояния вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Физические состояния и изменения веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.Экологические системы. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Наследственность биологических объектов. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. явлений. Экологические факторы иусловия среды обитания. Происхождение видов. Здоровье человека. Системы жизнедеятельности человека.Земные процессы и циклы. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости.Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Проведение входного, промежуточного и выходного контроля. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям) Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс № 1. 2. Тема занятия Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика 1 0 1 1 0 1 Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра. 3. Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста или его частей? 2 0,5 1,5 4. Типы текстов: текст-описание (художественноеи техническое). 0 0 0 Круглый стол. 5. 6. Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примерызадач. 0 0 0 Квест, конкурс. 1 0 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 7. 8. Работа со сплошным текстом. Проведение входного и выходного контроля. 2 2 9 0 2 2 8,5 Ролевая игра. Тестирование. Итого 0,5 Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. 6 класс № Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 1 0 1 Беседа, конкурс. 0 0 0 Круглый стол, ролевая игра. 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 1. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении 2. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 1 0 2 0,5 1,5 Квест, круглый стол. 5. Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет, репортаж) 0 0 0 Круглый стол, дискуссия. 6. Типы задач на грамотность. Интерпретационныезадачи. 1 0 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 2 0 8. Проведение входного и выходного контроля. 2 9 3. 4. Итого 2 2 0,5 8,5 Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Тестирование. 7 класс № Тема занятия 1. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический тексткак источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционныезадачи. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы. Проведение входного и выходного контроля. Итого Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 1 0 1 Беседа, конкурс. 0 0 0 Работа в парах. 1 0 1 0 0 0 Квест, дискуссия, круглый стол. 2 0 2 Деловая игра. 1 0 1 Квест, круглый стол. 2 0 2 Деловая игра. Тестирование. 0 2 9 2 9 Беседа, круглый стол, ролевая игра. 8 класс № Тема занятия 1. Определение основной темы и идеи драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. 2. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. 3. Работа с текстом: как применять информацию изтекста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационныезадачи. 4. 5. 6. 7. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). 8. Проведение входного и выходного контроля. Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 1 0 1 Беседа, конкурс. 0 0 0 Работа в парах. 1 0 1 Беседа, круглый стол. 1 0 1 Квест, дискуссия. 1 0 1 Квест, круглый стол. 1 0 1 Квест, круглый стол. 2 0 2 Деловая игра. Тестирование. 0 2 9 в Итого 2 9 9 класс Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности Формирование читательских умений с опорой натекст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. 1 0 1 Беседа, конкурс. 2. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. 0 0 0 Работа в парах, дискуссия. 3. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). № Тема занятия 1. 4. 2 0,5 1,5 Квест, круглый стол. 0 0 0 Деловая игра, круглый стол. Работа в группах, соревнование в формате КВН. 5. Составление плана на основе исходного текста. 0 0 0 6. Типы задач на грамотность. (конструирующие) задачи. 1 0 1 Квест, круглый стол. 7. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). 8. Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг). Проведение входного и выходного контроля. 9. Аналитические Итого 2 0 2 Деловая игра. 4 0 4 Тестирование. 2 11,5 Тестирование. 2 12 0,5 Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс № Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности Беседа, обсуждение, практикум. 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 0 0 0 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 0 1 3. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. 1 0 1 Обсуждение, урок-исследование. 4. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 1 0 1 Беседа, обсуждение практикум. 5. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 1 0,5 0,5 Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. 1 0 1 2 0,5 1,5 Урок-практикум. Тестирование. 1 2 8 6. 7. 8. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение входного и выходного контроля. Итого 2 9 Обсуждение, практикум, брейн-ринг. Обсуждение, урок-практикум, моделирование. 6 класс № Тема занятия 1. Числа и единицы измерения: время, деньги,масса, температура, расстояние. 2. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 3. 4. с помощью Практика Формы деятельности 0 0 0 Игра, обсуждение, практикум. 0 0 0 Исследовательская работа, урокпрактикум. 1 0 1 Обсуждение, урок-практикум, соревнование. 0 0 0 1 0 1 Логические таблиц. 6. Графы и их применение в решении задач. 0 0 0 7. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Проведение входного и выходного контроля. 3 1 2 2 1 1 9. решаемые Теория 5. 8. задачи, Всего часов, 1 час в неделю Итого 2 9 2 2 7 Урок-игра, урок-исследование. Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Обсуждение, урок-практикум. Беседа, урок-исследование, моделирование. Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. Тестирование. 7 класс № Тема занятия 1. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. 2. Моделирование изменений окружающего мирас помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. 3. Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 0 0 0 Обсуждение, практикум. 1 0 1 Исследовательская работа, урокпрактикум. 1 0 1 1 0,5 0,5 1 0 1 Обсуждение, урок-практикум. 4. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. 5. Решение задач реальной жизни. 6. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. 1 0 1 7. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. 0 0 0 Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. 8. Решение геометрических задач исследовательского характера. 2 0,5 1,5 Проект, исследовательская работа. 9. Проведение входного и выходного контроля. 2 на вероятность событий в Итого 9 2 1 8 Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. Урок-игра, урок-исследование. Урок-исследование. Тестирование. 8 класс № Тема занятия 1. Работа с информацией, представленной в форметаблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. 3. 4. Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 1 0 1 Практикум. 1 0 1 Беседа. Исследование. 0 0 0 Исследовательская работа, практикум. 2 0 2 Проектная работа. Обсуждение. Урок практикум. 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. 1 0,5 0,5 6. Интерпретация построение фигур. 1 0 1 7. Определение ошибки измерения, определениешансов наступления того или иного события. 1 0 1 Урок-исследование. 8. Решение типичных математических требующих прохождения этапа моделирования. 1 0 1 Урок-практикум. 9. Проведение входного и выходного контроля. 2 0 2 Тестирование. 9 0,5 8,5 трёхмерных изображений, задач, Итого Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. 9 класс № Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 1 1 0 Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Исследование. Практикум. 1. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. 2. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов . 1 1 0 1 0 1 Обсуждение. Практикум. Решение стереометрических задач. 1 0 1 Обсуждение. Практикум. 2 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 3. 4. 5. 6. 7. 8-9. Вероятностные, статистические явления и зависимости. 10. Пособие на ребёнка (Открытый банк заданий2020 http://skiv.instrao.ru) 11. Пропорции лица (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) 12. Кресельные подъёмники (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) 13. Как быстро растёт факториал (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. Обсуждение. Исследование. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 26. 28. 29. Уход за лошадьми (Открытый банк заданий2020 http://skiv.instrao.ru) Первая линия московского метро (Открытыйбанк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Библиотека (https://media.prosv.ru/content/situation/2 ) 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Доставка обеда (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Кулинарный колледж (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Полочка в шкафу (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Камера (https://media.prosv.ru/content/situation/13/ ) 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Игра в лото (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Олимпийские медали (Открытый банк заданий2020 http://skiv.instrao.ru) Дорога до дачи (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Как измерить ширину реки (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Проверочная работа (платформа рэш.фг). 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Стеллаж из ящиков (Открытый банк заданий2020 http://skiv.instrao.ru) Исследования и проекты (https://media.prosv.ru/content/situation/5/ ) Куриные яйца (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Велосипедное колесо (Открытый банк заданий2020 http://skiv.instrao.ru) 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Тестирование. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. 30. Конкур (Открытый http://skiv.instrao.ru) банк заданий 31. Панно (https://media.prosv.ru/content/situation/6/ ) 2020 32. Деревенский колодец (Открытый банк заданий2020 http://skiv.instrao.ru) 33. Закупка окон (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) 34. Аренда автомобиля Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020. 35. Устройство для хранения информации Математическая грамотность. Сборник эталонныхзаданий общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020. 36. Колодец Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020. 37. Блины Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020. 38. Зачёт по математике Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий общеобразовательных организаций. В 2-хчастях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020. Автоматический выключатель Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий общеобразовательных организаций. В 2-хчастях. Часть 2.М.; СПб.: Просвещение, 2020. 39. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. 40. 41. 42. 4349. 5051. Усадьба (Математика ОГЭ. Типовые варианты экзаменационных заданий.50 вариантов. Под редакцией И. В. Ященко. «Экзамен». Москва 2021) Квартира (Математика ОГЭ. Типовые варианты экзаменационных заданий.50 вариантов. Под редакцией И. В. Ященко. «Экзамен». Москва 2021) Печь (Математика ОГЭ. Типовые варианты экзаменационных заданий.50 вариантов. Под редакцией И. В. Ященко. «Экзамен». Москва 2021) Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг). Проведение входного, промежуточного и выходного контроля. Итого 1 0 1 1 0 1 1 0 1 6 0 6 3 0 3 51 3 48 Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Тестирование. Тестирование. Модуль: «Основы финансовой грамотности» 5 класс № Всего часов, 1 час в неделю 0,5 Тема занятия Теория Практика Формы деятельности 0 0,5 Беседы, диалоги, дискуссии. 0,5 0 0,5 Круглый стол, игра. 1. Как появились деньги? Что могут деньги? 2. Деньги в разных странах 3. Деньги настоящие и ненастоящие 1 0 1 Игра, экскурсия. 4. Как разумно делать покупки? 1 0 1 Игра, круглый стол. 5. Кто такие мошенники? 1 0,5 0,5 6. Личные деньги 1 0 1 Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии. 7. Сколько стоит «своё дело»? 1 0,5 0,5 Проект, игра. 8. Проведение входного и выходного контроля. 2 2 Тестирование. Итого 8 1 7 Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 1 0 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 6 класс № 1. Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? Отчего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и длячего нужно учиться? Личные деньги Проведение входного и выходного контроля. 1 0 1 Круглый стол, игра. 1 0,5 0,5 Круглый стол, игра, квест. 1 0 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2 1 1 Викторина, квест, квиз. 0 0 0 Проект, игра. 2 Тестирование. 2 Итого 8 1,5 6,5 Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика 7 класс № Тема занятия Формы деятельности Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговыельготы. 2 0,5 1,5 0 0 0 3. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? 1 0,5 0,5 Игра, круглый стол, дискуссии. 4. Виды социальных пособий. Если человек потерялработу. 1 0 1 Круглый стол, игра, квест. 5. История возникновения банков. Как накопить,чтобы купить? Всё про кредит. 1 0 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1. 2. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. 6. 7. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Проведение входного и выходного контроля. Итого 1 0,5 2 8 1,5 0,5 Проект, игра. 2 Тестирование. 6,5 8 класс № Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю Теория Практика Формы деятельности 1. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. 2 1 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. 2 0,5 1,5 Круглый стол, игра. 3. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. 1 0 1 4. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство ималый бизнес. 0 0 0 Круглый стол, игра, квест. 5. Бизнес подростков предприниматели. 0 0 0 Беседы, диалоги, дискуссии. 6. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операциии риски связанные с ними. Проведение входного и выходного контроля. 1 0,5 0,5 Проект, игра. 2 Тестирование. 7. и идеи. Молодые Итого 2 8 2 6 Викторина, круглый стол, дискуссии. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс № Тема занятия Всего Теория часов, 1 час в неделю Звуковые явления 1. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. 2. Устройство динамика. Современные 1 0 акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества Движение и взаимодействие частиц. Признаки 1 0 химических реакций. Природные индикаторы. 3. 0 0 Практика Формы деятельности 0 Беседа, демонстрация записей звуков. 1 Наблюдение физических явлений. 1 Вода. Уникальность воды. 1 0 1 4. Углекислый газ в природе и его значение. 0 0 0 5. Земля и земная кора. Минералы Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с 1 0,5 минералами, горной породой и рудой. 6. Атмосфера Земли. 1 0 0,5 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. Живая природа 7. 8. Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Проведение входного и выходного контроля. для 1 2 Итого 8 0,5 0,5 Беседа. Презентация. 0 2 Тестирование. 1 7 6 класс № 1. 2. Тема занятия Тело и вещества. вещество. Агрегатные Всего Теория часов, 1 час в неделю Строение вещества состояния 0 0 Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Моделиатома. Практика Формы деятельности 0 Наблюдения. 0 0 0 Лабораторная работа. 1 0,5 0,5 Моделирование. 1 0,5 1,5 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 0 0 0 Проектная работа. 0,5 0,5 Обсуждение. Исследование. Проектная работа. Тепловые явления 3. 4. 5. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширениядля измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель Вселенной. 1 0,5 Модель солнечной системы. 1 0,5 6. 7. Царства живой природы Проведение входного и выходного контроля. Живая природа 2 0,5 1,5 Квест. 2 0 2 Тестирование. 8 2,5 6,5 Итого 7 класс № 1. 2. 3. Всего Теория часов, 1 час в неделю Структура и свойства вещества Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и 0,5 0 газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдыхтелах. Тема занятия Практика Формы деятельности 0,5 Беседа. Демонстрация моделей. Механические явления. Силы и движение Механическое движение. Инерция 1 0 Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. 0 0 Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. 0 0 1 0 0 Демонстрация моделей. Лабораторная работа. Посещение производственныхили научных лабораторий с разрывными машинами и прессом. Земля, мировой океан 4. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. 1 0 1 Проектная деятельность. 5. 6. 7. 8. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводныхдронов. Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. 1 0 1 Биологическое разнообразие 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Проведение входного и выходного контроля. Итого 0 0,5 0 0,5 0,5 0 0,5 2 0 2 8 0,5 7,5 Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов». Тестирование. 8 класс № 1. ПракВсего Теория часов, тика 1 час в неделю Структура и свойства вещества (электрические явления) Тема занятия Занимательное электричество. 2 0,5 1,5 Формы деятельности Беседа. Демонстрация моделей. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии 2. Магнетизм и электромагнетизм. 1 0,5 0,5 Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. 3. 4. 5. 0 0 0 Проектная работа. 0 0 Биология человека (здоровье, гигиена, питание) Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. 1 0 Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Проведение входного и выходного контроля. Итого 2 0 2 0 8 1 0 1 2 2 Моделирование. Виртуальное моделирование. Тестирование. 7 9 класс № 1. ПракВсего Теория часов, тика 1 час в неделю Структура и свойства вещества На сцену выходит уран. Радиоактивность. 0,5 0 0,5 Искусственная радиоактивность. 0,5 0 0,5 Химические изменения состояния вещества Изменения состояния веществ. 0,5 0 0,5 Тема занятия Формы деятельности Демонстрация моделей. Дебаты. Беседа. Демонстрация моделей. 2. 3. 4. Физические явления и химические превращения. 0,5 0 0,5 Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов Размножение организмов. Индивидуальное 1 0 1 развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика 0 0 0 популяции. Экологические факторы и условиясреды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости.Основные методы селекции 1 0,5 0,5 растений, животныхи микроорганизмов. Презентация. Учебный эксперимент. Исследование Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент.Наблюдение явлений. Экологическая система 5. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. 1 0 1 6. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. 1 0 1 7 0 7 Тестирование. 2 0 2 Тестирование. 15 0,5 14,5 7. 8. Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг). Проведение входного и выходного контроля. Итого Демонстрация моделей. Моделирование. Модуль «Креативное мышление» 9 класс Тема занятия/ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Газетная утка (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Солнечные дети (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Вещества и материалы (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Социальная реклама (Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Регенеративная медицина, задание 3 (https://media.prosv.ru/content/situation/28/) Такой разный звук, задание 1 (https://media.prosv.ru/content/situation/73/) Видеть глазами души (https://media.prosv.ru ) Кир Булычев «Новости будущего века» (отрывок) (https://media.prosv.ru/content/situation/145/) Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг). Проведение входного и выходного контроля. Итого Всего часов Теория Практика 2 1 1 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 2 0 2 6 0 6 2 24 2 1 23