РП занимательная математика, на 2023-2024 уч.год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кордюковская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
протокол
от «___» ______ 20
__г.
№ _____

ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
протокол
от «___» _______20__г.
№ _____

УТВЕРЖДЕНО
приказом
от «___» _______20___г.
№ _____
Директор МКОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная математика»
1-4 классы

2023год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в
рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное
развитие обучающихся.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная
математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика
и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных
курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в
начальных классах» И. В. Шадриной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации, что способствует появлению у
учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство
с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое
воображение,
наблюдательность,
последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
2

 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Сроки
реализации.
Программа
внеурочной
деятельности
«Занимательная математика» адресована учащимся начальной школы и
рассчитана на 4 года (1–4 классы).
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий
1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут; на 34 часа в год – во 2–
4 классах, продолжительность занятия 40 минут.
Количество часов
в неделю

в год

Продолжительность
занятий

1 класс

1 час

33

35 мин

2 класс

1 час

34

40 мин

3 класс

1 час

34

40 мин

4 класс

1 час

34

40 мин

Класс

Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности
и личной ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания
мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки
результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в
учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
• проявление любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и
личностного смысла учения, которые базируются на необходимости
постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на
интересе к занятиям «Занимательная математика»;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со
сверстниками и взрослыми в школе и дома;
3

• умение определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога: как поступить;
• умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость
и нестандартность мышления;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе:
проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления
прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определенных заданий и упражнений);
• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости
бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других
людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к
школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного
отношения к занятиям «Занимательная математика», умения отвечать
на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях,
различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли
ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного
отношения к занятиям;
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
и способам решения новых учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией на карточке, доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;
4

• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем,
на разных этапах обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения
учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач
и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в
практической и мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты
действий, используя математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством
учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные
задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач,
проговаривая последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
•
фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
его
удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью
смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных
учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к
улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
•
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
5

• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);
• понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков)
математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые
в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий,
замечать существенные и несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для
выполнения задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их
классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или
установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях:
числе, величине, геометрической фигуре;
• находить и читать информацию, представленную разными способами
(учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по
заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными,
составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной
теме.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для
получения новых знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и
группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной
форме, используя особенности математической речи (точность и краткость),
а также на построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных
задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
6

• выделять из предложенного текста информацию по заданному
условию;
• систематизировать собранную в результате расширенного поиска
информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст математического задания;
• включаться в групповую работу;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии
и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения,
распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и
результаты проделанной работы под руководством учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе:
проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться
к мнению одноклассников и пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную
помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию
при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении
высказываться;

7

• слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать,
не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо
общаться;
• аргументировано выражать свое мнение;
• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий,
проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание,
я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Учащийся научится:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений
для работы с числовыми головоломками;
• самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
• анализировать правила математической игры, действовать в
соответствии с заданными правилами;
• обобщать, делать несложные выводы;
• решать нестандартные и логические задачи;
• выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных математических явлениях;
• давать определения тем или иным математическим понятиям;
• выявлять функциональные отношения между математическими
понятиями;
• сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
• строить геометрические фигуры;
8

• читать чертеж;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы
Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения
Слагайки и Вычитайки».
- - Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач
–Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай».
-Викторина для знатоков математики».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».
-Викторина «Юный профессор математики».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД
Цели первого года обучения: научить ориентироваться в таких понятиях,
как
«влево»,
«вправо»,
«вверх»,
«вниз»,
проводить
задания
по предложенному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в
целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения,
преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры,
различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь
анализировать ход решения задач.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Как люди научились считать.
Р а з д е л «Удивительный мир чисел».
Названия и последовательность чисел от 1 до 10. История чисел от 1 до
10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный
образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Удивительные свойства
действий. Число 0. Графические диктанты. Тайны и загадки чисел.
Р а з д е л «Математические игры».
Числовые головоломки. Сложение и вычитание. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта. Отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов. Круговые примеры. Магические
квадраты. Числовые треугольники. История возникновения ребусов.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
9

Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное
расположение предметов в пространстве. Волшебная линейка. Точка. Линии.
Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник. Треугольник.
Четырехугольники. Квадрат. Круг. Овал. Классификация геометрических
фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. Занимательные
задания с геометрическими фигурами. Геометрические лабиринты
и закономерности. Симметрия. Симметричные фигуры. Конструирование и
трансформация из геометрических фигур и счётных палочек.
Р а з д е л «Мир занимательных задач».
Задачи на комбинированные действия. Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Занимательные задания. Решение логических задач. Выполнение заданий на
развитие памяти, внимания.
Задания на развитие слуховой памяти.
Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей.
К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся:
• наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном,
различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить
закономерности и использовать их для выполнения заданий);
• классифицировать предметы по группам;
• самостоятельно придумывать последовательность, содержащую
некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
• решать простые логические задачи;
• отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
п/п

Тема занятия

проведения
Кол-во
часов

план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Как люди научились считать .

1

Раздел «Удивительный мир чисел»
2

Тайны и загадки числа 1.Название и
последовательность чисел от 1 до10.

1

3

Тайны и загадки числа 2.История чисел
от1до10.

1

10

Дата
№
п/п

Тема занятия

проведения
Кол-во
часов

4

Тайны и загадки числа 3.Использование
цифр в литературе и крылатых выражениях.

1

5

Тайны и загадки числа 4.Решение и
составление ребусов, содержащих числа.

1

6

Тайны и загадки числа 5.Удивительные
свойства действий.

1

7

Тайны и загадки числа 6.Графический
диктант.

1

8

Тайны и загадки числа 7.Графический
диктант.

1

9

Тайны и загадки числа 8.

1

10

Тайны и загадки числа 9.

1

11

Тайны и загадки числа 0.Зрительный образ
цифр от 0до9.

1

12

Тайны и загадки числа 10.Сложение и
вычитание чисел в пределах 10.
Познавательно‐игровой математический
утренник «В гостях у Царицы Математики».

1

план

факт

Раздел «Геометрическая мозаика»
13

Взаимное расположение предметов в
пространстве. Волшебная линейка.

1

14

Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и
незамкнутые линии.

1

15

Геометрические фигуры. Многоугольник.

1

16

Треугольник.

1

17

Четырехугольники. Квадрат

1

18

Круг. Овал. Занимательные задания с

1
11

Дата
№
п/п

Тема занятия

проведения
Кол-во
часов

план

факт

геометрическими фигурами.
19

Геометрические лабиринты и
закономерности. Что такое геометрия.
История развития геометрии.

1

20

Классификация геометрических фигур.
Взаимное расположение геометрических
фигур.

1

21

Классификация фигур по размеру и форме

1

22

Симметрия. Симметричные фигуры

1

23

Конструирование из геометрических фигур

1

24

Задания на конструирование и
трансформацию фигур из счетных палочек

1

Раздел «Мир занимательных задач»
25–26 Логические задачи. Задачи в стихах, задачи-

2

шутки. Задания на развитие слуховой
памяти, внимания.
27–28 Задачи на сравнение. Задачи на

2

комбинированные действия.
29

Нестандартные задачи. Лабиринты, загадки,
ребусы. Задачи на поиск закономерностей.

1

Раздел «Математические игры»
30

Сложение и вычитание. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Игровой математический практикум
«Удивительные приключения Слагайки и
Вычитайки».

1

31

Магические квадраты. История их
возникновения. Числовые головоломки,

1
12

Дата
№
п/п

Тема занятия

проведения
Кол-во
часов

план

факт

кроссворды. Отгадывание задуманных
чисел.
32

История возникновения ребусов. Круговые
примеры. Числовые треугольники.

1

33

Викторина для знатоков математики.

1

Итого

33
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД

Цели второго года обучения: формировать интерес к изучению
математики, находить рациональные способы решения задач, выполнять
задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в
целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения,
преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры,
различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь
анализировать ход решения задач.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Что такое число? Интересные приемы устного счета. Цифры древних
цивилизаций. Цифры в Древнем Египте. Цифры племени майя. Цифры у
разных народов. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 20. История
возникновения арабских цифр. Ребус. Правила разгадывание ребусов.
Решение математических ребусов. Задачи в стихах.
Р а з д е л «В мире логики».
Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм».
Изготовление игры «Танграм». Решение логических задач. Решение задач,
требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти,
внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой
памяти. Магические квадраты.
Р а з д е л «Мир величин».
Измерение массы. История создания весов. Задачи на взвешивание.
Определение массы с помощью чашечных весов. Монеты. Размен монет.
Задачи на взвешивание фальшивых монет.
Р а з д е л «Мир занимательных задач».
13

Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных
способов решения. Нестандартные задачи. Логические задачи. Решение
задач с помощью чертежа. Комбинаторные задачи и на смекалку.
Геометрические задачи. Задачи на определение возраста.Задачи с неполными
и лишними данными.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач,
формирующих геометрическую наблюдательность. Углы. Прямоугольник.
Квадрат. Занимательные задания с геометрическими фигурами.
Р а з д е л «Математические игры».
Кодирование информации. Ключворды. Словесные
и анаграммы. Заполнение числовых кроссвордов.

головоломки

К окончанию 2-го года обучения учащиеся научатся:
• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие
два действия (сложение и/или вычитание);
• решать словесные и картинные ребусы;
• заполнять магические квадраты размером 3 3;
• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
• проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое
ворот;
• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек
с заданным условием и решением;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• объяснять, как получен результат заданного математического фокуса

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Дата
Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Что такое число? Интересные приёмы
устного счёта .Цифры разных
народов. Задачи в стихах.

1

2

Цифры древних цивилизаций. Цифры

1
14

№
п/п

Дата
Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

в Древнем Египте. Цифры племени
майя.Проект.
3

Римские цифры в головоломках.
Римские цифры от 1 до 20.

1

4

История возникновения арабских
цифр. Ребус. Правила разгадывания
ребусов. Решение математических
ребусов.

1

Раздел «Мир величин»
5

История создания весов. Задачи на
взвешивание. Измерение массы.

1

6

Монеты. Размен монет. Задачи на
взвешивание фальшивых монет.

1

Задачи на взвешивание. Определение
массы с помощью чашечных весов.

2

7–8

Раздел «Геометрическая мозаика»
9

Геометрические фигуры. Взаимное
расположение предметов в
пространстве.

1

10

Решение задач на формирование
геометрической наблюдательности.

1

11

Углы. « Математика в углу».

1

12

Прямоугольник. Квадрат.

1

13

Упражнения и головоломки со
спичками

1

14

Занимательные задания с
геометрическими фигурами.
Геометрические фигуры не отрывая
руки.

1

15

Занимательные задания с

1
15

Дата

№
п/п

Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

геометрическими фигурами. Задачи
на разрезание.
Раздел «В мире логики»
16–18 Занимательные задания с

3

геометрическими фигурами.
Магические квадраты. Логическипоисковые задания. Задания на
развитие внимания, мышления,
памяти. Турнир по геометрии.
19

История танграма.

1

20

Танграм своими руками.

1

Раздел «Мир занимательных задач»
21

Нестандартные задачи.

1

22

Логические задачи.

1

23

Решение задач с помощью чертежа.

1

24–25 Задачи на определение возраста.

2

26–27 Задачи с неполными и лишними

2

данными.
28

Задачи с элементами комбинаторики
и на смекалку.

1

29

Комбинаторные задачи.

1

30–31 Геометрические задачи. Задачи на

2

комбинированные действия.
Раздел «Математические игры»
32

Кодирование информации.

1

33

Ключворды. Числовые кроссворды.

1

34

Словесные головоломки и анаграммы.
Математическая эстафета «Смекай,
считай, отгадывай»

1

16

Дата

№
п/п

Тема занятия
Итого

Количест
во часов

план

факт

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД
Цели третьего года обучения: развивать устойчивый интерес учащихся
к математике, углублять и расширять знания учащихся, развивать умения
самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной
литературой, воспитывать у учащихся чувство коллективизма и умения
сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Как считали в Древней Руси. Сведения из истории математики: история
возникновения линейки. Для чего изучают математику. Арабские цифры. Мы
живем в мире больших чисел. Числа-великаны. Числовые ребусы.
Р а з д е л «В мире логики».
Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей.
Числовые головоломки. История первых головоломок. Числовые ребусы.
Числовые последовательности. Секреты умножения.
Р а з д е л «Мир величин».
Работа с часами , с календарем (запись даты рождения с использованием
римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). История
создания циферблата. Задачи с циферблатом. История создания часов. Задачи
с часами. Задачи про песочные часы. История создания календаря. Виды
календарей. Задачи про календарь. Задачи на определение возраста.
Р а з д е л «Мир занимательных задач»
Нестандартные задачи. Задачи на части. Задачи на определение
количества разломов. Задачи про стоимость. Задачи про расстановку стульев.
Комбинаторные задачи. Задачи на вероятность.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Плоские и объемные фигуры. Объемные фигуры. Куб. Занимательные
задания с геометрическими фигурами. Игры с кубиками. Развертка куба.
Задачи с развертками. Изготовление модели куба с осью вращения.
Р а з д е л «Мир величин».
Старинные меры длины. Игры на развитие глазомера.
17

Как измеряли массу на Руси, история единиц массы. Как появились весы.
Старинные единицы массы.
Старинные меры площади. Старинные меры объема.
Р а з д е л «Математические игры».
Интересные приемы устного счета. Математические фокусы. Числовые
головоломки, отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых
кроссвордов. Математическое путешествие «По сказкам А. С. Пушкина».
К окончанию 3-го года обучения учащиеся научатся:
• устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству
данных элементов;
• различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и
существования;
• решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и
графов) комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило
произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
• выписывать множество всевозможных результатов (исходов)
простейших случайных экспериментов;
• правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно»,
«возможно», «невозможно»;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• объяснять, как получен результат заданного математического фокуса;
• объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с
заданным условием и решением.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Для чего изучают математику. Как
считали в Древней Руси.

1

2

Арабские цифры. Числовые ребусы.

1

3

Мы живем в мире больших чисел.
Сведения из истории математики:
возникновение линейки.

1

4

Числа-великаны.

1
18

№
п/п

Дата
Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

Раздел «В мире логики»
5

Секреты умножения .Задачи на поиск
закономерностей.

1

6

Числовые головоломки. Лабиринты.

1

7

Числовые головоломки. История
первых головоломок.

1

8

Числовые ребусы. Загадки.

1

9

Числовые последовательности.

1

Раздел «Мир величин»
10

История создания часов. Задачи с
часами. Работа с часами.

1

11

История создания циферблата.
Задачи с циферблатом.

1

12

Задачи про песочные часы.

1

13

История создания календаря. Виды
календарей. Задачи про календарь.

1

14–15 Задачи на определение возраста.

2

Раздел «Мир занимательных задач»
16

Нестандартные задачи.

1

17

Задачи на части.

1

18

Задачи на определение количества
разломов.

1

19–20 Задачи про стоимость.
21

Задачи про расстановку стульев.

22–23 Комбинаторные задачи.
24

Задачи на вероятность. Блиц ‐ турнир
по решению задач.

2
1
2
1

19

Дата

№
п/п

Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

Раздел «Геометрическая мозаика»
25

Плоские и объемные фигуры.

1

26

Объемные фигуры. Куб. Развёртка
куба. Задания с развёрткой куба.

1

27

Игры с кубиками. Изготовление
модели куба с осью вращения.

1

Раздел «Мир величин»
28

Старинные единицы длины. Игры на
развитие глазомера.

1

29

Старинные единицы массы. Как
измеряли массу на Руси.

1

30

Старинные меры площади.

1

31

Старинные меры объема.

1

Раздел «Математические игры»
32–33 Математические фокусы.

2

Интересные приёмы устного счёта.
Числовые головоломки, кроссворды,
отгадывание задуманных чисел.
34

Математическое путешествие «По
сказкам А. С. Пушкина».

1

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 ГОД
Цели четвертого года обучения: развивать устойчивый интерес
учащихся к математике, совершенствовать навыки решения нестандартных
задач, способствовать развитию умения самостоятельно находить
20

необходимую информацию, научить различать плоские и объемные
геометрические фигуры, научить определять площади различных
геометрических фигур, совершенствовать умения самостоятельно и
творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Р а з д е л «Математические игры».
О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике.
Числовые головоломки.
Волшебные превращения цифр. Римская нумерация. Ребус. Числовые
ребусы. Шифровки и кодирование текста. Задачи со спичками.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Игра «Оцени величины предметов на глаз». Латинский алфавит.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным
разбиением на части; без заданного разбиения. Изготовление моделей куба,
пирамиды. Объемные геометрические тела. Развертка куба, пирамиды.
Разрезание и развертки. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
Р а з д е л «Мир занимательных задач».
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия,
нереальными данными. Составление аналогичных задач и заданий. Задачи на
установление сходства и соответствия. Задачи на активный перебор
вариантов отношений.
Выбор наиболее эффективных способов решения. Использование
знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных
в задачах.
Задачи на пропорции. Задачи на количество голов и хвостов. Задачи,
которые решаются с конца. Задачи про колесо и шестеренки. Разъезды и
переправы. Задачи на движение. Решение логических задач. Задачи про
этажи. Задачи про масштаб. Задачи на переливание. Задачи про площадь.
Комбинаторные задачи. Задачи про хоровод. Задачи, которые решаются с
помощью чертежа. Истинностные задачи.
Р а з д е л «В мире логики.
Задачи на равновесие, логические задачи («кто есть кто?»), на перебор
вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Старинные
задачи «Как определить значение выражения, не выполняя вычислений».
Ищем пропущенное число. Зависимость компонентов сложения,
вычитания, умножения, деления. Цифры «счастливого» билета. Викторина
«Юный профессор математики».
К окончанию 4-го года обучения учащиеся научатся:
• выполнять прикидку результатов арифметических действий;
21

• понимать и объяснять решение нестандартных задач;
• читать и строить вспомогательные модели к задачам;
• распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их
положения на плоскости;
• распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус,
цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
уметь решать комбинаторные задачи различных видов;
• находить вероятности простейших случайных событий;
• осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка,
структурирование информации, самостоятельное создание способов решения
проблемы творческого и поискового характера).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

Раздел «Математические игры»
1

О математике с улыбкой.
Высказывания великих людей о
математике. Числовые головоломки.

1

Числовые ребусы. Волшебные
превращения цифр. Римская
нумерация.

2

4

Шифровки и кодирование текста

1

5

Задачи со спичками

1

2–3

Раздел «Геометрическая мозаика»
6

Объемные геометрические тела.
Определение величины предмета на
глаз.

1

7

Развертка куба, пирамиды.

1

8

Разрезание и развертки. Латинский
алфавит.

1

9–10 Задачи на разрезание на клетчатой

2
22

№
п/п

Дата
Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

бумаге. Составление картинки с
заданным разбиением на части, с
частичным разбиением, без
разбиения на части.
Раздел «Мир занимательных задач»
11

Задачи на пропорции. Выбор
наиболее эффективных способов
решения.

1

12

Задачи на количество голов и
хвостов. Задачи на активный перебор
вариантов.

1

13

Задачи, которые решаются с конца.

1

14

Задачи про колесо и шестеренки.

1

15

Разъезды и переправы.

1

16–17 Задачи на движение. Составление

2

аналогичных задач и заданий.
18

Решение логических задач. Задачи с
некорректными данными.

1

19

Задачи про этажи.

1

20

Задачи про масштаб.

1

21

Задачи на переливание.

1

22

Задачи про площадь. Задачи с
избыточными и нереальными
данными.

1

23–25 Комбинаторные задачи.

3

26

Задачи про хоровод.

1

27

Геометрические задачи.

1

28

Задачи, которые решаются с
помощью чертежа. Использование
знаково- символических средств для

1

23

Дата

№
п/п

Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

моделирования ситуаций.
29–30 Истинностные задачи.

2

Раздел «В мире логики»
31

Как определить значение выражения,
не выполняя вычислений. Задачи на
равновесие, на перебор вариантов.

1

32

Ищем пропущенное число.

1

33

Зависимость компонентов сложения,
вычитания, умножения, деления.

1

34

Цифры «счастливого» билета.
Викторина «Юный профессор
математики»

1

Итого

34

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне
урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического
конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.__

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».