Образовательная программа по внеурочной деятельности учащихся 2-4 класса «РАБОТА С ТЕКСТОМ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом». Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимание текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель: формирование у учащихся умений по работе с информацией. Задачи - сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению; - расширить кругозор школьников; - укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями. - развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску; - способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике, пунктуации. В ходе работы обучающиеся: - определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания; - определяют главную мысль текста; -озаглавливают текст; - различают абзацы; - подбирают антонимы и синонимы к словам; - определяют сравнение. Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения. Особое внимание уделено работе со словом, которая в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. С целью развития познавательной активности продуманна работа с иллюстративным материалом. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К концу обучения учащиеся научатся: - осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; - систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющуюся в тексте информацию; - интерпретировать и преобразовывать информацию; - использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей; - объяснять, обосновывать утверждения; - принимать решения в простых учебных и практических ситуациях; - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников; - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. - овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме; - приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как: - поиск информации; - выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий Личностные УДД: Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Регулятивные УДД: Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги. Познавательные УДД: осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные УДД: Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников. Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения: - определять тип и стиль текста; - находить главную мысль; - определять тему текста; - делить текст на части, озаглавливать каждую часть; - подбирать антонимы и синонимы к словам; - находить сравнения; - составлять план текста. Календарно-тематическое планирование учебного предмета № уро ка 1 2 Дата план 2.09 9.09 Тема урока Количест -во часов Элементы Планируемые результаты Контроль, инструмента рий Основные виды учебной деятельности обучающихся Домашн ее задание К.: учить строить монологическое высказывание. Индивидуаль ные задания Ориентироваться в учебном пособии. Находить произведение в содержании учебного пособия. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Индивид уальные задания Индивидуаль ные задания Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Индивид уальные задания содержания факт Введение. Стартовая диагностика сформирован ности навыков работы с текстовой информацие й в процессе чтения. 1 1 Правила вдумчивого чтения. Тема, основная мысль текста. Заголовок. План. Виды пересказа. Оценка сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения Пр.: учить использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Л.: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 3 16.09 Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. 1 Выяснение и исправление ошибок Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Индивидуаль ные задания Анализировать ошибки, исправлять их Индивид уальные задания С.10- 11 Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание почитанного текста, Индивид уальные задания Р.: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 4 23.09 Практическа я работа. Ознакомител ьное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. К.: учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Пр.: учить упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в передавать настроение автора с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса, упорядочивать нформацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 тексте, выделяя 2-3 существенных признака. 5 30.09 Практическа я работа. Изучающее и выборочное чтение про себя. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач Пр.: учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный существенных признака. С. 15 Осознавать смысл текста Индивид при чтении вслух и про себя, уальные находить в тексте конкретные сведения, задания факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст. опыт. 6 7.10 Практическа я работа. Вычленение из текста основных событий и установлени е их последовател ьности. 1 Практическая работа. Вычленение из текста основных событий и установление их последовательности. Л.: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: учить адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. П.: учить основам смыслового восприятия и познавательного текста. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: учить вычленять содержащиеся в тексте С. 19 Вычленять содержащиеся в Индивид тексте основные события и уальные устанавливать их задания последовательность. основные события и устанавливать их последовательность. 7 14.10 Практическа я работа. Ознакомител ьное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Деление текста на смысловые части, их озаглавливан ие. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: учить строить сообщения в устной форме. К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: учить использовать простейшие приёмы анализа. С. 22 Читать вслух с Индивид постепенным переходом на уальные чтение про себя. задания Воспринимать на слух прочитанное. Находить нужные факты в тексте. 8 9 21.10 28.10 Практическа я работа. Ознакомител ьное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Заголовок текста. 1 Практическа я работа. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Заголовок текста. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. С.27 Воспринимать на слух прочитанное. Находить нужную информацию по заданной теме, сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, озаглавливать текст. К.: учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Пр.: Находить нужную информацию по заданной теме, сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте, выделяя 2-3 существенных признака Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. К.: учить адекватно использовать речевые средства для решения различных Читать вслух с Индивид постепенным переходом на уальные чтение про себя. задания С.31 Сравнивать между собой Индивид объекты, описанные в уальные тексте, выделяя 2задания 3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде. коммуникативных задач. Пр.: учить сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде. 10 11.11 Практическа я работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливан ие. 1 Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: учить строить сообщения в устной форме. К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, С. 33 Определять тему и главную Индивид мысль текста; делить текст уальные на смысловые части, задания составлять план текста основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: определять тему и главную мысль текста; делить текст на смысловые части, составлять план текста 11 18.11 Практическа я работа. Ознакомител ьное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. С. 39 Читать вслух с Индивид постепенным переходом на уальные чтение про себя; задания увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и в тексте. П.: учить строить сообщения в устной форме. К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: определять тему и главную мысль текста; делить текст на смысловые части, составлять план текста. устанавливать последовательность. их 12 25.11 Практическа я работа. Ознакомител ьное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: учить строить сообщения в устной форме. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: определять тему и главную мысль текста. С. 43 Читать вслух с Индивид постепенным переходом на уальные чтение про себя. задания Воспринимать на слух прочитанное. Находить нужную информацию по заданной теме 13 02.12 Практическа я работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливан ие. 1 Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: учить строить сообщения в устной форме. К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Составлять план, воссоздавать текст по С. 45 Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Составлять план, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Индивид уальные задания плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. 14 9.12 Практическа я работа. Подробный пересказ текста. 1 Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П.: учить строить сообщения в устной форме. С. 51 Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Составлять план, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Индивид уальные задания К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: составлять план, воссоздавать текст по плану. 15 16 16.12 23.12 Промежуточ ная диагностика сформирован ности навыков работы с текстовой информацие й в процессе чтения. 1 Анализ диагностики. Коррекция умений 1 Оценка сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Индивидуаль ные задания Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Индивидуаль ные задания Планировать возможный Индивид вариант исправления уальные допущенных ошибок. задания Индивид уальные задания Р.: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Выяснение и исправление ошибок Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности Оценивать свои учащихся. учебной деятельности. достижения. Р.: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 17 13.01 Практическа я работа. Заголовок текста. Понимание заглавия произведени я, его адекватное соотношение с содержанием . 1 Заголовок текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. С.54- 55 Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства тексаЛт; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения Индивид уальные задания Пр.: понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру. 18 03.02 Практическа я работа. Ознакомител ьное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. Пр.: выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. понимать информацию, С.58-59 Выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. понимать информацию, представленную в неявном виде. Индивид уальные задания представленную в неявном виде. 19 10.02 Практическа я работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливан ие. 1 Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. С. 62- 63 Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Индивид уальные задания Составлять план, воссоздавать текст по плану. К.: формулировать собственное мнение и позицию. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: учить создавать собственный текст на основе художественного произведения. 20 17.02 Практическа я работа. Самостоятел ьное нахождение в тексте конкретных сведений и 1 Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. К.: формулировать собственное мнение и С. 66-67 Соотносить факты с общей Индивид идеей текста, уальные устанавливать простые связи, не показанные в задания тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод фактов. структуры. позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: соотносить факты с общей идеей текста. 21 03.03 Практическа я работа. Самостоятел ьное нахождение в тексте конкретных сведений и фактов. 1 Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. С. 57-60 Соотносить факты с общей Индивид идеей текста, уальные устанавливать простые связи, не показанные в задания тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод С.61-64 Определять тему и главную Индивид мысль текста; делить текст уальные К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: соотносить факты с общей идеей текста. 22 10.03 Практическа я работа. 1 Деление текста на смысловые части, их Л.: формировать учебнопознавательный интерес Деление текста на смысловые части, их озаглавливан ие; составление плана текста. озаглавливание; составление плана текста. на смысловые части, задания составлять план текста к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: делить текст на смысловые части, составлять план текста 23 17.03 Практическа я работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливан ие; составление плана текста. 1 Деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; С. 65-67 Определять тему и главную Индивид мысль текста; делить текст уальные на смысловые части, задания составлять план текста находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: делить текст на смысловые части, составлять план текста 24 24.03 Практическа я работа. Определение типа текста. 1 Определение типа текста. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. С.70-71 Определять тему и главную Индивид мысль текста; делить текст уальные на смысловые части, задания составлять план текста. С.75 Выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. понимать информацию, представленную в неявном виде. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: формулировать собственное мнение и позицию. Пр. определять тип текста. 25 07.04 Практическа я работа. Ознакомител ьное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с Индивид уальные задания использованием учебной литературы. К.: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. Пр.: выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. понимать информацию, представленную в неявном виде. 26 07.04 Практическа я работа. Характерист ика героев произведени я. 1 Характеристика героев произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о героях). Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: формулировать собственное мнение и позицию. Пр. рассказывать о С.79 Определять тему и основную мысль текста. Рассказывать о герое, подбирая в тексте словаопределения, характеризующие его поступки и характер. Индивид уальные задания герое, подбирая в тексте слова-определения, характеризующие его поступки и характер 27 14.04 Практическа я работа. Определение типа текста. 1 Определение типа текста. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. С.82-83 Определять тему и главную Индивид мысль текста; делить текст уальные на смысловые части, задания составлять план текста. С. 86-87 Определять тему и главную Индивид мысль текста; делить текст уальные на смысловые части, задания составлять план текста Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: формулировать собственное мнение и позицию. Пр. определять тип текста. 28 21.04 Практическа я работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливан ие; составление плана текста. 1 Деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. К.: формулировать собственное мнение и позицию. РТ: учить формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Пр.: делить текст на смысловые части, составлять план текста. 29 28.04 Практическа я работа. Самостоятел ьное нахождение в тексте конкретных сведений и фактов. 1 Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач Пр.: Соотносить факты с общей идеей текста С.91-92 Соотносить факты с общей Индивид идеей текста, уальные устанавливать простые связи, не показанные в задания тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод 30 05.05 Практическа я работа. Определение типа текста. 1 Определение типа текста. Л.: формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. С.96-97 Определять тему и главную Индивид мысль текста; делить текст уальные на смысловые части, задания составлять план текста. С.100-101 Соотносить факты с общей Индивид идеей текста, уальные устанавливать простые связи, не показанные в задания тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: формулировать собственное мнение и позицию. Пр. определять тип текста. 31 05.05 Практическа я работа. Самостоятел ьное нахождение в тексте конкретных сведений и фактов. 1 Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры Л.: формировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач Пр.: Соотносить факты с общей идеей текста. 32 33 12.05 19.05 Итоговая диагностика сформирован ности навыков работы с текстовой информацие й в процессе чтения. 1 Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. 1 Оценка сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. I вариант102-105 Выяснение и исправление ошибок Л.: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Индивидуаль ные задания Р.: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. II вариант106-109 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Индивид уальные задания Анализировать ошибки, исправлять их Индивид уальные задания 34 Анализ индивидуаль ных достижений учащихся. Работа с портфолио. 1 Анализ индивидуальных Л.: формировать достижений учащихся. способность к Работа с портфолио. самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия Словари по русскому языку. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Технические средства обучения 1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Интерактивная доска. 3. Проектор. 4. Персональный компьютер с принтером. Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Оценивать свои достижения за учебный год, оформлять портфолию Индивид уальные задания Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru Газета «1 сентября» www.1september.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru Журнал «Начальная школа» www.openworld/school Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru 7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru 8. Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php 9. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443 10. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru 11. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru 12. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru 13. Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193 14. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 15. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru 16. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru 17. Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru 18. Сеть творческих учителей www.it-n.ru 19. Учительская газета www.ug.ru 20. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru 21. Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info 22. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru 23. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Школьный портал http://www.portalschool.ru Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим дост