МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ М.А. Смирнова протокол № 1 от 28.08.2023г. 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. _____________________ О.С. Фатеева 123/2 - ОД от «31» августа 2023г. . Рабочая программа Элективного курса «Спортивные игры» 7-8 класс Срок реализации программы: 1 год. Составитель: Газимов И.Ф., учитель физической культуры Кордюково 2023 г. Пояснительная записка. Рабочая программа элективного курса «Спортивные игры» для учащихся 7-8 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение», 2010г., в соответствие с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и региональными нормативными документами. Содержание данного планирования содержит одно учебное занятие в неделю, 34 часа в год. Изучение физкультуры курс «Спортивные игры» в текущем учебном году в основных и средних (полных) общеобразовательных школах следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ»; 2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.2014г. (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015 г., регистрационный номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 5. Приказ министерства образования и науки российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897; 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889. Цели и задачи реализации программы. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Задачи курса: • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; • освоение знаний о физической культуре и спорте, роли в формировании здорового образа жизни; • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на: • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы); • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами. Личностные результаты освоения предмета физической культуры. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты в области физической культуры: владение умениями (в циклических и ациклических локомоциях, в метаниях на дальность и на меткость, в гимнастических и акробатических упражнениях, в спортивных играх); демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей; владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений; владеть способами спортивной деятельности, участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта; владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями. Метапредметные результаты в области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием; владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий. Предметные результаты в области физической культуры: способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности; способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Содержание учебного предмета. Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам. Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости. № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тематическое планирование элективного курса «Спортивные игры» 7-8 класс Кол-во Наименование разделов и тем часов Баскетбол. Т/б на занятиях. Стойка игрока. Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении Вырывание и выбивание мяча Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Тактика свободного нападения Позиционное нападение (5 : 0) без изменения позиций игроков Волейбол. Стойка игрока. Перемещения в стойке. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения Игры и игровые задания на укороченных площадках. Миниволейбол. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом Техника безопасности на занятиях по теме Спортивные игры. Волейбол. Стойка игрока. Перемещения в стойке Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения Игры и игровые задания на укороченных площадках. Миниволейбол Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером Комбинации из элементов техники перемещений и владения мячом Баскетбол. Стойка игрока. Перемещения в стойке. Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении Броски одной и двумя руками на месте и в движении без сопротивления Вырывание и выбивание мяча 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тактика свободного нападения Позиционное нападение (5 : 0) без изменения позиций игроков Техника безопасности во время занятий футболом. Стоики и перемещения Стоики и перемещения Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов Удар внутренней стороной стопы по мячу, катящемуся навстречу Передачи мяча Передачи мяча Подвижные игры с элементами футбола Подвижные игры с элементами футбола Учебная игра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1