Рабочая программа по черчению, 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УВР

И.о. директора

________________________
протокол № 1 от28.08.2023г.
123/2 - ОД
от «31» августа 2023 г.

________________________ ________________________
М.А. Смирнова
123/2 - ОД
от «31» августа 2023 г.

О.С. Фатеева
123/2 - ОД
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по черчению
для 9 класса
на 2023-2024 учебный год

Разработал: Газимов И.Ф.

Кордюково 2023г.

Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
1. Учебного плана МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
2. Рабочей программе к УМКА. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И.С.
Вышнепольского. Черчение. 9 класс - Москва: АСТ: Астрель, 2017.
3. Черчение: Методическое пособие к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н.
Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 9 класс /
В. Н.
Виноградов, И.С. Вышнепольский.- Москва: АСТ: Астрель, 2015.
Программа открывает реальные возможности для развития
творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки,
предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственнотехнического характера и требования технической эстетики. Так, при
выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названием деталей, их
назначением, характером работы, связью с другими деталями и
механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также
получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление
школьников с требованиями технической эстетики и привитие им
культуры графического труда создают основу для эстетического
воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения наблюдать и
сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные
признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приёмов
логического мышления.
Цели и задачи курса.
В процессе обучения черчению необходимо:
- сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на
одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении
аксонометрических проекций и приёмам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
- учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и
анализировать их форму и конструкцию;
- способствовать развитию у учащихся технического и образного
мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое
значение в трудовом обучении, производственной деятельности и
техническом творчестве;
- научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями
в практике чтения и выполнения чертеже;
- способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении
графической документации; знакомить с техническими профессиями
сельского социума.

Место в учебном плане.
Изучение элективного курса «Черчения» рассчитано на один год
обучения, 1 час в неделю. Всего за год 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные
учебного предмета

результаты освоения

Личностные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:















развитие познавательных интересов и активности при изучении курса
черчения;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и
познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и
мировоззрению;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, общественно
полезной и
творческой
деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в
нём взаимопонимания;
формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.

Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в
процессе подготовки школьников в области черчения:



определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых
задач в учебе;
планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;














способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета.

Предметные результаты










приобщение к графической культуре как совокупности достижений
человечества в области освоения графических способов передачи
информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических,
динамических и пространственных представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного
назначения;
развитие творческого мышления и формирование элементарных
умений преобразования формы предметов, изменения их положения и
ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами
конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;





применение графических знаний в новой ситуации при решении задач
с
творческим
содержанием (в
том
числе
с
элементами
конструирования);
формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Ученик научится:
o выполнять прямоугольное проецирование на одну, две, три
плоскости проекции и иметь понятие о способах построения
несложных аксонометрических изображений;
o правильно выполнять чертежи;
o выполнять и обозначать сечения и разрезы на чертежах;
o рационально использовать чертёжные инструменты;
o читать несложные строительные чертежи;
o пользоваться справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:

o анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
o анализировать графический состав изображений;
o читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения
несложных деталей;
o выбирать необходимое количество видов на чертежах;
o выполнять чертежи основных соединений деталей;
o читать архитектурно-строительные чертежи, делать
обзор разновидностей графических изображений.

Содержание материала.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 часов)
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Типы линии: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная
тонкая,
сплошная
волнистая,
шгрихпунктирная,
тонкая
штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии,
стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали
надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение
масштаба.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (7 часов)
Проецирование.
Центральное
и
параллельное
проецирование.
Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и
трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах.
Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала.
Понятие
о
техническом
рисунке.
Технические
рисунки
и
аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической
проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (5 часов)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел.
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы, цилиндры,
конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ. (2 часа)
Повторение способов проецирования. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла
на равные части; сопряжений.
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (3 часа)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью
разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (7 часов)
Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении
деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые,
шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и
обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей,
содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на
сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (4 часа)
Основные особенности архитектурно-строительных чертежей, правила их
прочтения. Обзор разновидностей графических изображений. Условные
обозначения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итого:

Наименование разделов
Правила оформления чертежей
Способы проецирования
Чтение и выполнение чертежей деталей
Обобщение сведений о способах проецирования
Сечения и разрезы
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей

Всего
часов
6
7
5
2
3
7
4
34

Календарно – тематическое планирование.
№
Название разделов, тем уроков
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

21
22

1. Правила оформления чертежей
Вводный урок. Техника безопасности на уроках.
Линии чертежа.
Сведения о чертёжном шрифте
Понятие о стандартах.
Форматы, рамка, основная надпись.
Масштаб. Нанесение размеров.
Чертёж плоской детали.
Моделирование по чертежу.
2.Способы проецирования
Изображение предмета на одну и две плоскости
проекции.
Построение третьей проекции. Понятие о
местных видах.
Графическая работа №1
Анализ геометрической формы предмета.
Чертёж детали.
Аксонометрические проекции плоских и
объёмных фигур.
Эллипс как проекция окружности. Чтение
чертежей.
Самостоятельная работа
3.Чтение и выполнение чертежей деталей.
Проекции геометрических тел. Чтение чертежей.
Анализ графического состава изображения.
Эскиз и технический рисунок детали.
Эскиз детали с включением элементов
конструирования. Эскиз детали с натуры.
Графическая работа №2
4.Обобщение сведений о способах
проецирования
Выполнение чертежа предмета по его
наглядному изображению.
Выполнение аксонометрической проекции с
построением точек.
5.Сечения и разрезы.
Правила выполнения наложенных и вынесенных
сечений.
Простые разрезы. Эскиз детали с выполнением

Кол.
часов
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1

Дата

Примеч
ание

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

разреза.
Устное чтение чертежей.
6.Сборочные чертежи.
Рабочий чертёж детали.
Местные разрезы.
Чертёж детали с натуры.
Чертежи деталей с соединениями.
Деталирование. Сборочные чертежи.
Решение творческих задач.
Графическая работа №3
7.Чтение строительных чертежей.
Архитектурно-строительные чертежи.
Обзор разновидностей графических
изображений.
Условные изображения на строительных
чертежах.
Итоговая графическая работа.

1
7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».