Программа для обучающихся с УО по физкультуре

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам директора по УВР

И.о. директора

________________________
протокол № 1 от 28.08.2023г.
123/2 - ОД
от «31» августа 2023 г.

________________________
М.А. Смирнова
123/2 - ОД
от «31» августа 2023 г.

_____________________
О.С. Фатеева
123/2 - ОД
от «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Физическая культура
(адаптивная физическая культура)»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2023-2024 учебный год
1-7 класс
Составитель:
И.Ф. Газимов;
Учитель физической культуры.

Кордюково 2023г.

1.Пояснительная записка
Физическая культура (адаптивная физическая культура) является
составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями).

Она

решает

образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебнооздоровительные

задачи.

Физическое

воспитание

рассматривается

и

реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из
важнейших

мест

самостоятельной

в

подготовке

жизни,

этой

категории

производительному

обучающихся

труду,

к

воспитывает

положительные качества личности, способствует социальной интеграции
школьников в общество.
Программа разработана в соответствии с положениями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Учебного плана МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2023-2024 учебный год, в
котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные
потребности и запросы участников образовательных отношений.
Основная цель изучения физической культуры заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической
культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении
индивидуальных

двигательных

возможностей,

комплексной

коррекции

нарушений развития, социальной адаптации.
Основные задачи реализации содержания:
1. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков

здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима
питания и сна.
2. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных
видах
спорта.
3. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств:
быстроты, силы, ловкости и других.
4. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать.
5. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными
и психофизическими особенностями обучающихся.
6. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы.
7. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
2.Общая характеристика физической культуры
Физическая культура (адаптивная физическая культура) является
составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приведенные выше задачи
определяют место физической культуры не только в учебном плане, но и в
организации жизнедеятельности школьников, так как непосредственно
связаны с сохранением и укреплением их здоровья и развитием возможностей
систем организма ребенка, как наиболее важной составляющей процесса
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Спектр столь широко обозначенных задач, несомненно, может
быть решен только всей совокупностью урочной и внеурочной деятельности,
приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения
массовых спортивных событий, а также участием ребенка в физкультурнооздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
3.Место физической культуры в учебном плане
Учебный предмет физическая культура (адаптивная физическая культура)
входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В
учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-7 классы отведено –34 часа в год. В
соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков на
2023-2024 уч. год МКОУ «Кордюкавская СОШ».

4.Личностные и предметные результаты освоения «Физической
культуры»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ведущее место отводит личностным результатам, которые включают
индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции
обучающегося и ценностные установки.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
Социальными компетенциями, необходимыми для решения практико
ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
12)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры);
2) первоначальные представления о значении физической культуры для
физического развития, повышения работоспособности;

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и
доступными
видами спорта;
4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических
нагрузок.
Предметные результаты по физической культуре:
Минимальный уровень:
• представления о физической культуре как средстве укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством
учителя;
• знание основных правил поведения на уроках физической культуры и
осознанное их применение;
• выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при
выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях;
знание
основных
строевых
команд;
подсчёт
при
выполнении
общеразвивающих упражнений;
• ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
• взаимодействие со сверстниками в организации и проведении
подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и
эстафетах под руководством учителя;
• знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием,
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
• практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической
культуры;
• самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
• владение комплексами упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в
режиме дня (физкультминутки);
• выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием
учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
• подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
• совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
• оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
• знание спортивных традиций своего народа и других народов;
• знание способов использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности и их применение в практической
деятельности;

• знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение
усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством
учителя;
• знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и
оборудованием в повседневной жизни;
• соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
5.Содержание предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для
человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника
безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для
здоровья человека. Формирование понятий: опрятность,

аккуратность.

Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические
качества.

Понятия

о

предварительной

Предупреждение травм во время

и

исполнительной

командах.

занятий. Значение и основные правила

закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге,
прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие
о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во
время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела
во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной
осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических
качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в
умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по
прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде

стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с
бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук:
на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений
по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие
мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром
темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими
движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д.
Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с
сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном
направлении.
Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с
высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и
захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий.
Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы.
Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп.
Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения:
бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег.
Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед,
назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур,
набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Подпрыгивание вверх на
месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с
места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны.
Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага.
Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета
места отталкивания.
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения
метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в

шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей
в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты.
Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание
большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски
набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного
мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель.
Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного
мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча
на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными
способами двумя руками.
Требования к знаниям и умениям.
Знать: как правильно дышать во время ходьбы и бега.
Уметь: ходить с высоким подниманием бедра, приставными шагами, в
Полу приседе, спиной вперёд, переступая набивные мячи, в различном темпе,
с изменением длины и частоты шага; бегать с изменением скорости; прыгать
на двух и одной ноге, со скакалкой; метать мяч в вертикальную цель и на
дальность.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные
сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на
уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения
о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме,
темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и
физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие
упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения
для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота;

развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития
мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления
мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми
мячами;
большим мячом; набивными мячами (вес 1 кг); упражнения на равновесие;
лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача
предметов; прыжки.
Требования к знаниям и умениям.
Знать: правила поведения на уроках гимнастики; кто такие
«направляющий»
и «замыкающий».
Уметь: размыкаться в шеренге на вытянутые руки; переносить
гимнастический мат вчетвером; передвигаться и подтягиваться на
гимнастической стенке; преодолевать препятствия различными способами;
передвигаться по гимнастической скамейке приставными шагами и бегом.

Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и
передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к
занятиям

на

лыжах.

Правила

поведения

на

уроках

лыжной

подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь л
ыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное
техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды
подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал.
Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски,
повороты, торможение.

Игры.
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и
поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером,
командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми
умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).
Практический материал.
Коррекционные

игры.

Игры

с

элементами

общеразвивающих

упражнений: игры с бегом, прыжками, лазанием, метанием и ловлей мяча,
построениями и перестроениями.
Спортивные игры.
Баскетбол, волейбол, футбол
Теоретические сведения. Правила игры в (баскетбол, волейбол,
футбол) правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий спортивными играми на организм учащихся.
Практический материал.
-баскетбол: стойка. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад.
Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом.
Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в
движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
-волейбол: обучение основным приемам игры в волейбол с использованием
специальных и подготовительных упражнений, правила, техника подачи и
передач в игре.
-футбол: техника ведения мяча после остановки на месте и в движении.
Сочетание ведения, остановки и ударов. Жонглирование мяча. Остановки
высоко летящих мячей, остановки катящихся мячей. Удары по мячу после
остановок и движения.

Требования к знаниям и умениям.
Знать: правила игр;
Уметь: выполнять передачи мяча; выполнять ведение мяча на месте и в
движении.
6.Тематическое планирование
1-4 класс
№
п/п

Дата проведения
План
1

1.
1

2.

2
2

Тема урока

часы

Факт

Правила поведения в физкультурном зале,
на спортивной площадке. Подготовка
спортивной формы к занятиям,
переодевание. Понятие о начале ходьбы и
бега.
Понятие о правильной осанке, ходьбе, беге,
метании, прыжках. Ознакомление учащихся
с правилами дыхания во время ходьбы и
бега.

1

2

Разучивание игры в мини футбол по упрощенным
правилам.
3.

2
3

Значение утренней зарядки. Правила
безопасности при занятиях физическими
упражнениями. Комплекс УГГ.

2

Разучивание игры в мини футбол по упрощенным
правилам.
4.

3
4

7.

5
5

Строевые упражнения: построение в
шеренгу и равнение по носкам по команде
учителя. Выполнение команд: «Равняйсь!»
«Смирно!» «Вольно!» «На месте шагом
марш!» «Шагом марш!» «Класс, стой!»
«Класс, стройся!».
Основные движения рук и ног, туловища,
головы, выполняемые на месте и в
движении.
Разучивание игры в мини футбол по упрощенным
правилам.

2

2

8.

6
6

9.

6
7

Ходьба с высоким подниманием бедра, в
полу приседе.
Бег на месте с высоким подниманием бедра.
Ходьба с различными положениями рук: на
пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Бег
на носках (медленно).

2
2

Обучение передаче волейбольного мяча в парах,
броскам и ловле мяча через сетку.
10.

8
8

Ходьба с перешагиванием через предмет
(2—3 предмета).

2

Обучение передаче волейбольного мяча в парах,
броскам и ловле мяча через сетку.
11.

9
9

12.

1

Техника безопасности при занятиях
на лыжах. Построение в шеренгу с лыжами
в руках. Переноска и надевание лыж.
Разучивание скользящего шага.

1
3

10
13.

1

Передвижение скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.

1

1

Подъём ступающим шагом. Спуски.
Торможение «упором»

2

1

Спуск с небольшого склона. Подъем
лесенкой.
Бег с преодолением простейших
препятствий.
Ходьба по разметке. Бег на скорость до
30 м.

3

11
14.
12
11.
13
12.

1
14

13.

1
15

2
2

Разучивание игры в «пионербол»
14.

1
16

14.

1
1
1
19

16.

1

Прыжки в длину с места.

1

Разучивание игры в «пионербол»

18
16.

1

Разучивание игры в «пионербол»

17
15.

Бег на средние дистанции. Развитие
выносливости.
Поднимание туловища из положения лежа.

1

Бег на средние дистанции. Развитие
выносливости.
Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь.

1
1

20

Итого

34

5-7 класс
1

2

Легкая атлетика. Понятие о физической культуре.
Правила по технике безопасности на уроках физической
культуры.

4
1

Развитие скоростных способностей. Спринтерский бег,
эстафетный бег.

3

Развитие скоростных способностей. Тестирование бега на
30м.

1

4

Сдача зачётов (прыжок с места, бег 300м).

1

5

Сдача зачётов (бег 60м,челночный бег 3х10м,метание мяча на
дальность).

1

Гимнастика с основами акробатики

6

Правила т/б. Акробатические упражнения. Развитие

1

6

координационных способностей.
7

Акробатические упражнения. Развитие гибкости.

1

8

Акробатические упражнения. Развитие гибкости,

1

координационных способностей.
9

Висы. Строевые упражнения. Развитие координационных

1

способностей.
10

Висы. Строевые упражнения.

1

11

Висы. Строевые упражнения. Развитие силы.

1

Баскетбол

4

Баскетбол т/б. Стойки и передвижения игрока, повороты и

1

12

остановки. Развитие координационных способностей.
13

Стойки и передвижения игрока, повороты и остановки.

1

Развитие координационных способностей.
Ловля и передача мяча. Развитие координационных
способностей.

2

Лыжная подготовка(14ч)

7

15

Лыжная подготовка т/б. Скользящий шаг.

1

16

Попеременный двухшажный ход. Развитие выносливости.

2

14

17

Одновременный двухшажный ход. Развитие выносливости.

2

18

Подъём ступающим шагом. Спуски. Торможение «упором».

2

19

Баскетбол
Бросок мяча. Развитие координационных способностей.

3
1

20

Бросок мяча в движении одной рукой от плеча.

1

21

Игровые задания. Учебная игра.

1

22

Волейбол
Нижняя подача мяча. Развитие физических качеств.

3
1

23

Нижняя подача мяча в парах. Развитие физических качеств.

1

24

Нижняя подача мяча через сетку. Игровая комбинация.

1

25

Футбол
Футбол. Основные приёмы и правила игры. Овладение

3
1

техникой передвижения. Повороты.
26

Овладение техникой передвижения. Повороты. Развитие
координационных способностей.

1

Овладение техникой передвижения. Повороты.

1

Легкая атлетика

4

28

Бег на средние дистанции. Развитие выносливости.

1

29

Эстафетный бег. Развитие выносливости.

1

30

Развитие силовой выносливости. Бег на 1000м.

1

31

Метание малого мяча. Развитие скоростных способностей.

1

Итого

34

27

Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-практическое оборудование
1

Стенка гимнастическая

2

2

Козел гимнастический

1

3

Канаты для лазанья и перетягивания

1

4

Мост гимнастический подкидной

1

5

Скамейка гимнастическая жесткая

10

6

Маты гимнастические

10

7

Мяч малый (теннисный)

10

8

Скакалка гимнастическая

20

9

Палки гимнастические

20

10

Обруч гимнастический

20
Легкая атлетика

11

Планка для прыжков в высоту

1

12

Стойка для прыжков в высоту

2

13

Рулетка измерительная (10м, 50)

1

Подвижные и спортивные игры
14

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

2

15

Мячи баскетбольные для мини-игры

10

16

Стойки волейбольные универсальные

1

17

Сетка волейбольная

1

18

Мячи волейбольные

10

21

Мячи футбольные

10

20

Насос для накачивания мячей

1

Средства первой помощи
21

Аптечка медицинская

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».