МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам директора по УВР И.о. директора ________________________ протокол № 1 от 28.08.2023г. 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. ________________________ М.А. Смирнова 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. _____________________ О.С. Фатеева 123/2 - ОД от «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура (адаптивная физическая культура)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024 учебный год 1-7 класс Составитель: И.Ф. Газимов; Учитель физической культуры. Кордюково 2023г. 1.Пояснительная записка Физическая культура (адаптивная физическая культура) является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебнооздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест самостоятельной в подготовке жизни, этой категории производительному обучающихся труду, к воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Программа разработана в соответствии с положениями: - Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; -Учебного плана МКОУ «Кордюковская СОШ» на 2023-2024 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений. Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Основные задачи реализации содержания: 1. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. 2. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. 3. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. 4. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. 5. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. 6. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. 7. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. 2.Общая характеристика физической культуры Физическая культура (адаптивная физическая культура) является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приведенные выше задачи определяют место физической культуры не только в учебном плане, но и в организации жизнедеятельности школьников, так как непосредственно связаны с сохранением и укреплением их здоровья и развитием возможностей систем организма ребенка, как наиболее важной составляющей процесса образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Спектр столь широко обозначенных задач, несомненно, может быть решен только всей совокупностью урочной и внеурочной деятельности, приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения массовых спортивных событий, а также участием ребенка в физкультурнооздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. 3.Место физической культуры в учебном плане Учебный предмет физическая культура (адаптивная физическая культура) входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-7 классы отведено –34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков на 2023-2024 уч. год МКОУ «Кордюкавская СОШ». 4.Личностные и предметные результаты освоения «Физической культуры» Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведущее место отводит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и Социальными компетенциями, необходимыми для решения практико ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения АООП должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: 1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры); 2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности; 3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта; 4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок. Предметные результаты по физической культуре: Минимальный уровень: • представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; • выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; • знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; • выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; • знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: • практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; • владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; • подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений. • совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; • оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; • знание спортивных традиций своего народа и других народов; • знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; • знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; • знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; • соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. 5.Содержание предмета «Физическая культура» Знания о физической культуре Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной Предупреждение травм во время и исполнительной командах. занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание. Легкая атлетика Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики. Практический материал: Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами. Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий. Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками. Требования к знаниям и умениям. Знать: как правильно дышать во время ходьбы и бега. Уметь: ходить с высоким подниманием бедра, приставными шагами, в Полу приседе, спиной вперёд, переступая набивные мячи, в различном темпе, с изменением длины и частоты шага; бегать с изменением скорости; прыгать на двух и одной ноге, со скакалкой; метать мяч в вертикальную цель и на дальность. Гимнастика Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики. Практический материал. Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 1 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки. Требования к знаниям и умениям. Знать: правила поведения на уроках гимнастики; кто такие «направляющий» и «замыкающий». Уметь: размыкаться в шеренге на вытянутые руки; переносить гимнастический мат вчетвером; передвигаться и подтягиваться на гимнастической стенке; преодолевать препятствия различными способами; передвигаться по гимнастической скамейке приставными шагами и бегом. Лыжная подготовка Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь л ыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений. Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение. Игры. Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу). Практический материал. Коррекционные игры. Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом, прыжками, лазанием, метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями. Спортивные игры. Баскетбол, волейбол, футбол Теоретические сведения. Правила игры в (баскетбол, волейбол, футбол) правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий спортивными играми на организм учащихся. Практический материал. -баскетбол: стойка. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча. -волейбол: обучение основным приемам игры в волейбол с использованием специальных и подготовительных упражнений, правила, техника подачи и передач в игре. -футбол: техника ведения мяча после остановки на месте и в движении. Сочетание ведения, остановки и ударов. Жонглирование мяча. Остановки высоко летящих мячей, остановки катящихся мячей. Удары по мячу после остановок и движения. Требования к знаниям и умениям. Знать: правила игр; Уметь: выполнять передачи мяча; выполнять ведение мяча на месте и в движении. 6.Тематическое планирование 1-4 класс № п/п Дата проведения План 1 1. 1 2. 2 2 Тема урока часы Факт Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Понятие о начале ходьбы и бега. Понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. 1 2 Разучивание игры в мини футбол по упрощенным правилам. 3. 2 3 Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Комплекс УГГ. 2 Разучивание игры в мини футбол по упрощенным правилам. 4. 3 4 7. 5 5 Строевые упражнения: построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Выполнение команд: «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «На месте шагом марш!» «Шагом марш!» «Класс, стой!» «Класс, стройся!». Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Разучивание игры в мини футбол по упрощенным правилам. 2 2 8. 6 6 9. 6 7 Ходьба с высоким подниманием бедра, в полу приседе. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Ходьба с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Бег на носках (медленно). 2 2 Обучение передаче волейбольного мяча в парах, броскам и ловле мяча через сетку. 10. 8 8 Ходьба с перешагиванием через предмет (2—3 предмета). 2 Обучение передаче волейбольного мяча в парах, броскам и ловле мяча через сетку. 11. 9 9 12. 1 Техника безопасности при занятиях на лыжах. Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. Разучивание скользящего шага. 1 3 10 13. 1 Передвижение скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. 1 1 Подъём ступающим шагом. Спуски. Торможение «упором» 2 1 Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Бег с преодолением простейших препятствий. Ходьба по разметке. Бег на скорость до 30 м. 3 11 14. 12 11. 13 12. 1 14 13. 1 15 2 2 Разучивание игры в «пионербол» 14. 1 16 14. 1 1 1 19 16. 1 Прыжки в длину с места. 1 Разучивание игры в «пионербол» 18 16. 1 Разучивание игры в «пионербол» 17 15. Бег на средние дистанции. Развитие выносливости. Поднимание туловища из положения лежа. 1 Бег на средние дистанции. Развитие выносливости. Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь. 1 1 20 Итого 34 5-7 класс 1 2 Легкая атлетика. Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры. 4 1 Развитие скоростных способностей. Спринтерский бег, эстафетный бег. 3 Развитие скоростных способностей. Тестирование бега на 30м. 1 4 Сдача зачётов (прыжок с места, бег 300м). 1 5 Сдача зачётов (бег 60м,челночный бег 3х10м,метание мяча на дальность). 1 Гимнастика с основами акробатики 6 Правила т/б. Акробатические упражнения. Развитие 1 6 координационных способностей. 7 Акробатические упражнения. Развитие гибкости. 1 8 Акробатические упражнения. Развитие гибкости, 1 координационных способностей. 9 Висы. Строевые упражнения. Развитие координационных 1 способностей. 10 Висы. Строевые упражнения. 1 11 Висы. Строевые упражнения. Развитие силы. 1 Баскетбол 4 Баскетбол т/б. Стойки и передвижения игрока, повороты и 1 12 остановки. Развитие координационных способностей. 13 Стойки и передвижения игрока, повороты и остановки. 1 Развитие координационных способностей. Ловля и передача мяча. Развитие координационных способностей. 2 Лыжная подготовка(14ч) 7 15 Лыжная подготовка т/б. Скользящий шаг. 1 16 Попеременный двухшажный ход. Развитие выносливости. 2 14 17 Одновременный двухшажный ход. Развитие выносливости. 2 18 Подъём ступающим шагом. Спуски. Торможение «упором». 2 19 Баскетбол Бросок мяча. Развитие координационных способностей. 3 1 20 Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. 1 21 Игровые задания. Учебная игра. 1 22 Волейбол Нижняя подача мяча. Развитие физических качеств. 3 1 23 Нижняя подача мяча в парах. Развитие физических качеств. 1 24 Нижняя подача мяча через сетку. Игровая комбинация. 1 25 Футбол Футбол. Основные приёмы и правила игры. Овладение 3 1 техникой передвижения. Повороты. 26 Овладение техникой передвижения. Повороты. Развитие координационных способностей. 1 Овладение техникой передвижения. Повороты. 1 Легкая атлетика 4 28 Бег на средние дистанции. Развитие выносливости. 1 29 Эстафетный бег. Развитие выносливости. 1 30 Развитие силовой выносливости. Бег на 1000м. 1 31 Метание малого мяча. Развитие скоростных способностей. 1 Итого 34 27 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-практическое оборудование 1 Стенка гимнастическая 2 2 Козел гимнастический 1 3 Канаты для лазанья и перетягивания 1 4 Мост гимнастический подкидной 1 5 Скамейка гимнастическая жесткая 10 6 Маты гимнастические 10 7 Мяч малый (теннисный) 10 8 Скакалка гимнастическая 20 9 Палки гимнастические 20 10 Обруч гимнастический 20 Легкая атлетика 11 Планка для прыжков в высоту 1 12 Стойка для прыжков в высоту 2 13 Рулетка измерительная (10м, 50) 1 Подвижные и спортивные игры 14 Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой 2 15 Мячи баскетбольные для мини-игры 10 16 Стойки волейбольные универсальные 1 17 Сетка волейбольная 1 18 Мячи волейбольные 10 21 Мячи футбольные 10 20 Насос для накачивания мячей 1 Средства первой помощи 21 Аптечка медицинская 1