РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ С ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УВР

И.о. директора

________________________ ________________________

М.А.Смирнова
О.С.Фатеева
123/2-ОД от «31» августа
протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа
2023
г.
2023 г.
123/2-ОД от «31» августа
2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА Тупициной В.А.

Количество часов в год – 102

2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен
быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число
речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной
коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества
неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее
многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ.
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей
системе коррекционной работы.
Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии
ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще
всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются
процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность
связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией.
Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются
случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления.
Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с
речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может
привести к положительному результату в коррекционной работе.
В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является
помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку.
Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по
адаптированным программам МКОУ «Кордюковская СОШ».
Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется
гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности
прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной
работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности
речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических
особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком
занятий, качества и скорости усвоения материала.
Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Цель программы:
- провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 5 - 9-х классов по коррекции
недостатков письменной речи
Задачи коррекционного обучения:
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и
активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования;
развития связной устной и письменной речи;
- развить логическое и образное мышление;
- развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Содержание программы:
Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 102 часа
(3 раз в неделю).
В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического
развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные
занятия.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной
речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических
процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные
упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию
внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный
поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный,
словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.

Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2023 – 2024 учебный год
№
1
2-4

5-7
8-10
11-13
14-16
17-18
19-21
22-24
25-27
28-30
31-33
34-36
37-39
40-42
43-45

46-48
49-51
52-54
55-57

58-60
61-63
64-66

Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне
слова.
Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звук
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в
середине слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя
способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного
мягкого и твёрдого знаков.
Непроизносимые согласные.
Двойные согласные.

Кол-во часов
1
3

3
3

3
3
2
3
3
3

Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
приставками, противоположными и близкими по значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-,
-енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение
Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение прилагательных по числам.
Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Имя прилагательное
Род имён прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Согласование прилагательных с существительными в роде.

3
3
3
3
3
3

3
3
3
3
3
3
3

67-69

Согласование прилагательных с существительными в числе.

70-72

Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены
предложения. Однородные члены предложения.
Обращение.
Прямая и косвенная речь.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:

3

73-75
76-78
79-81
82-84
85-87

88-90
91-93
94-96
97-102

3
3
3
3
3
3

3
3
3
6
102 часа

Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 7 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2023 – 2024 учебный год
№
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема коррекционного занятия
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание гласных в полных и кратких страдательных
причастиях.
Наречие. Конечные гласные наречий.
Согласные звуки
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Развитие анализа структуры предложений
Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.

Кол-во часов
1
2

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Деепричастный оборот.
Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для,
из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за,
по-над).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо,
вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
Конструирование предложений со словами, данными в начальной
форме, включая предлоги.
Распространение предложений.
Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы,
потому что, и т. д.). Их перестроение.
Развитие анализа структуры текста
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов.
Подробное изложение с творческими дополнениями.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:

3
3
3
3
4
3
4
3
1
3
3
3
3
4
3
4
4
4
3
2
3
102 часа

ЛИТЕРАТУРА:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:
Сфера, 2005..
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.
Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».