МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ М.А.Смирнова О.С.Фатеева 123/2-ОД от «31» августа протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. 2023 г. 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА Тупициной В.А. Количество часов в год – 102 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ «Кордюковская СОШ». Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем. Цель программы: - провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 5 - 9-х классов по коррекции недостатков письменной речи Задачи коррекционного обучения: - выработать достаточно прочные навыки грамотного письма; - повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи; - развить логическое и образное мышление; - развить устойчивый интерес к урокам русского языка. Содержание программы: Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 102 часа (3 раз в неделю). В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия. Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку. Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам на 2023 – 2024 учебный год № 1 2-4 5-7 8-10 11-13 14-16 17-18 19-21 22-24 25-27 28-30 31-33 34-36 37-39 40-42 43-45 46-48 49-51 52-54 55-57 58-60 61-63 64-66 Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Согласные звук Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в середине слова) Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Кол-во часов 1 3 3 3 3 3 2 3 3 3 Морфемика и словообразование Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-). Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Словоизменение Имя существительное Изменение существительных по числам. Изменение прилагательных по числам. Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) Имя прилагательное Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительными в роде. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 67-69 Согласование прилагательных с существительными в числе. 70-72 Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Глагол Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Согласование глаголов с существительными в числе. Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. Развитие анализа структуры предложения Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 3 73-75 76-78 79-81 82-84 85-87 88-90 91-93 94-96 97-102 3 3 3 3 3 3 3 3 3 6 102 часа Тематическое планирование по логопедической коррекции для учащихся 7 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам на 2023 – 2024 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема коррекционного занятия Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях. Наречие. Конечные гласные наречий. Согласные звуки Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. Развитие анализа структуры предложений Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Анализ предложений с причастным оборотом. Деепричастие как особая форма глагола. Кол-во часов 1 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Деепричастный оборот. Анализ предложений с деепричастным оборотом. Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. Развитие анализа структуры текста Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Составление текста из деформированных предложений. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. План. Пересказ текста по составленному плану. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Всего: 3 3 3 3 4 3 4 3 1 3 3 3 3 4 3 4 4 4 3 2 3 102 часа ЛИТЕРАТУРА: 1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.. 2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991. 3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004. 4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. 5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.