МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам.директора по УВР И.о директора ________________________ ________________________ ________________________ Смирнова М.А Фатеева О.С 123/2-ОД от «31» августа протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. 2023 г. 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. Адаптированная рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 вид «Рисование (изобразительное искусство)» для 7 класса с.Кордюково 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2012 года). Программа рассчитана на 34 часов. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек. Цель программы обучения: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. Основные задачи программы обучения: Коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащимся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; Формирование элементарных знаний, основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; Развитие у учащихся эстетических чувств, умение видеть понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношения к ним; Расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствования фразовой речи; Развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; Содействие нравственному воспитанию. способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально эстетическое отношение к ним; развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Содержание программы. I четверть Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой). Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой). Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны. Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал). Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»). Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза). Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой). Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Куинджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»). Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором (к школьному празднику). II четверть Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. Рисование с натуры объемных предметов — посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащихся). Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский.«Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.). Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа). Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города. Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены). Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. III четверть Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура. Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты). Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи). Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка). Декоративное рисование — составление узора для вазы. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты). Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно-прикладное искусство России» (2 ч., цв., 1979). Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.). IV четверть Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки). Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усыпенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.). Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя). Календарно тематическое планирование № п/п Изучаемый раздел, тема учебного материала 1 Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязочная лентой). Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия (радиоприемник, телевизор, стопа из 5-6 книг, обвязанной тесьмой .) Беседа «Виды изобразительного искусства. Живопись». («Березовая аллея»; «Мика Морозов»; «Свидание»). Крупнейшие музеи страны Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).Рисование с натуры несложного натюрморта, состоящего из овощей (морковь и огурец). Рисование по представлению объёмного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части («Сыр»; «Торт»).Рисование по представлению: «Сбор урожая в осеннем саду». Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).Рисование с натуры геометрических тел: шар, куб, цилиндр, конус. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечкой).Работа с цветом: добрая и злая бабочка (клоун). Беседа об изобразительном искусстве «Выразителые средства живописи. («Полдень»; «Березовая роща»;) «Московский дворик»). 1 9 Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором.Рисование с натуры детской игрушки. 1 10 Осенний лес.Рисование на тему: «Строительство нового дома». 1 11 Рисование с натуры объёмных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза-по выбору)..Рисование по представлению с трафаретами. 1 12 Беседа на тему «Виды изобразительного искусства». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объёмность, обозримость с разных сторон. Инструменты скульптора. (Памятник Ю.Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н.Томский. «Портрет И.Д.Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С.Коненкова и др.).как вид изобразительного искусства». 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во час Календ арные сроки 1 1 1 1 1 1 1 26.11 Фактиче ские сроки 13 Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. Рисование по представлению: «Веселый Новый год». 1 14 Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).Рисование новогодней открытки. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города. Декоративное рисование: коллективное оформление новогоднего плаката. Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященный школьному празднику. Изготовление новогодних масок. 1 17 Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. 1 18 Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Графика». Беседа на тему: «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи». Выполнение эскизов элементов оформление книги – рисование заставок, буквиц, концовок.Составление эскиза заголовка стенгазеты (ленточный шрифт). Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (фрукты).Рисование объемного предмета конической формы (кофейник, пирамидка). Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (овощи).Рисование объемного предмета комбинированной формы. 1 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).Рисование по представлению: «Мы покоряем космос». Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза, кринка).Декоративное рисование: коллективное оформление плаката к 8 марта. Декоративное рисование – составление узора для вазы Рисование на тему: «Дождь в городе». Работа акварелью по сырому. 1 Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).Иллюстрирование отрывка «Сказки о царе Салтане». Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома, Гжель, Жостово. Палех и др.).Рисование с натуры пятиконечной звезды. 1 15 16 19 20 21 22 23 24 25 26 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративное прикладное творчество». Гордетская роспись (расписные доски, скамейки, детские кресло качалки).Рисование с натуры птиц. Гордетская роспись (круглые настенные панно).Рисование на тему: «Птицы- наши друзья». Беседа по картинам А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник, самовар).Рисование по представлению: «Живой чайник». Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки).Рисование несложных весенних цветов. Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом – лозунгом (по клеткам).Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус) Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П.Логинов и В.Панфилов. «Знамя победы»; П.Кривоногов. «Бресткая крепость»; Ф.Усыпенко. «Ответ гвардейцев - минометчиков»). Декоративное оформление почтового конверта. Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященным спортивным соревнованиям. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин о Великой Отечественной войне. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя). Рисование по представлению: «Моя мечта». 1 1 1 1 1 1 1 1 Учащиеся должны уметь: -подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму; -пользоваться простейшими вспомогательными линиями; -уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании; -передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; -сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунках ошибки; -делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности; -найти в картине главное, рассказать содержание картины, звать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.