АРП РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс 23-24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Верхотурский
МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Зам. директора по УВР

И.о. директора

________________________

________________________

________________________
протокол №1 от 28.08.2023
123/2-ОД от «31» августа
2023 г.

М.А.Смирнова
123/2-ОД от «31» августа
2023 г.

О.С.Фатеева
123/2-ОД от «31» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
на 2023-2024 учебный год

(с интеллектуальными нарушениями, вариант 1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ
«Кордюковская СОШ», «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9
классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.:
Просвещение,2018г.), учебного плана МКОУ «Кордюковская СОШ».
Рабочая программа составлена по учебнику:Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова,
Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.
Содержание учебного предмета - всего 68 часов, 2 часа в неделю)
Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах
Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную
направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития
речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной
деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть
программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как
предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной
функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать
высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает
более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение
акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа
над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает
быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно
речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько
запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько
умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и
письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово.
Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения
других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества
проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в
деловом письме используются и на других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа
учебного времени.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 5-9 классах

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в
зависимости от учебных возможностей школьников:
Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в
объеме программного материала;
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону
уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с
систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем,
опосредованных подсказок);
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с
рукописного и печатного текстов.Он доступен ученикам с более выраженными
или осложненными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
( 55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием
орфограмм в разных частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию,
предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными
структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно
составленному плану и данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для
создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;

-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые
слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в
конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений,
подборе заголовка к тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 5 – 9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва.
«Просвещение». 2011 г.
2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по
учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.
2.Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
( 2 часа в неделю, 68 часов в год)
№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема

Колво
часов

Повторение. Звуки и буквы. Текст -10 часов
Гласные и согласные. Алфавит. Несовпадение
1
звука и буквы в слове
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я
1
Мягкий знак на конце и в середине слова.
1
Правописание слов с разделительным мягким
знаком
Р. р.Текст. Различение текста и не текста
1
Парные звонкие и глухие согласные, их
1
правописание на конце слова
Ударные и безударные гласные в слове. Проверка 1
безударных гласных в слове
Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок
1
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные 1
вопросы и задания
Деловое письмо. Адрес
1
Коллективное составление рассказа по серии
1
картинок

Дата
проведения
По
По
плану факту

Характеристика основных видов деятельности ученика
Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться
орфографическим словарем.
Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном
положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове.
Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить
словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными
гласными.
Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность
постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме
новыми примерами.
Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах.Упражняться в умении
слышать , правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком.
Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся
на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по
данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных
гласных в словах.
Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия.
Коллективно подбирать заголовок к тексту.
Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь
перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях.
Потренироваться в записи адресов.

11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.

Предложение. Текст -9 часов
Выражение в предложении законченной мысли.
Распространение предложений
Порядок слов в предложении. Связь слов в
предложении
Главные члены предложения. Подлежащее.
Сказуемое
Второстепенные члены предложения
Текст. Отличие предложения от текста. Деление
текста на предложения
Наблюдение за знаками препинания в конце
предложений. Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения
Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
Деловое письмо. Адрес

1
1
1
1
1
1

1
1
1

Характеристика основных видов деятельности ученика
Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Связывать слова в предложении, изменяя форму слов.

Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и
сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и
второстепенные члены предложения.
Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки.
Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.
Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника.
Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования
реплик диалога при его чтении.
Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога.
Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях.
Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности.

20.

21.

22.

23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.

31.
32.
33.

Состав слова -14 часа
Корень и однокоренные слова. Общее и различия в
значении однокоренных слов. Включение
однокоренных слов в предложения
Окончание – изменяемая часть слова.
Установление связи между словами с помощью
окончания
Приставка как часть слова. Изменение значения
слова в зависимости от приставки. Приставка и
предлог
Суффикс как часть слова. Изменение значения
слова в зависимости от суффикса
Изменение формы слова для проверки безударной
гласной в корне
Единообразное написание гласных в корне
однокоренных слов
Слово-корень с ударной гласной
Проверяемые и проверочные слова в группе
однокоренных слов. Проверка безударных гласных
в корне слова
Изменение формы слова для проверки парных
звонких и глухих согласных в корне
Единообразное написание парных звонких и
глухих согласных в корне однокоренных слов
Проверка парных звонких и глухих согласных в
корне слов. Проверяемые гласные и согласные в
корне
Непроверяемые написания в корне. Единообразное
написание корня в группе однокоренных слов
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
Деловое письмо. Поздравление

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

Характеристика основных видов деятельности ученика
Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе

однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия.
Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться
различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать
словарь однокоренных слов, включать их в предложения.
Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне
однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в
корне однокоренных слов.
Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при
составлении предложений.
Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога.
Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные
открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста
поздравления.

34.
35.
36.
37.
38.

Части речи. Текст – 5 часов
Названия предметов, действий и признаков
1
Понятие о частях речи. Существительное
1
Глагол
1
Прилагательное
1
Различение частей речи по вопросу и значению.
1
Употребление разных частей речи в предложении
и тексте. Контрольные вопросы и задания
Характеристика основных видов деятельности ученика

Четко различать названия предметов, действий, признаков.
Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи.
Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый
опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их.
Употреблять разные части речи в предложении и тексте.
Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом.

39.
40.
41.
42.

43
44.
45.
46.

Имя существительное – 10 часов
Значение существительных в речи Одушевленные 1
и неодушевленные существительные
Собственные и нарицательные существительные.
1
Правописание имен собственных
Р.р. Текст и основная мысль текста
1
Понятие о единственном и множественном числе
1
существительных. Употребление
существительных в единственном и
множественном числе. Изменение
существительных по числам
Знакомство с понятием рода. Существительные
1
мужского рода
Существительные женского рода
1
Существительные среднего рода. Различение
1
существительных по родам
Существительное. Закрепление знаний.
1

47.
48.

Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Поздравление
Изложение текста, воспринятого на слух

1
1

Характеристика основных видов деятельности ученика
Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия
конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим
словом.
Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные»,
«собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для
чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен
собственных, используя прошлый опыт.
Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и
среднего рода, подставляя к ним личные местоимения.
Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить
примеры для
характеристики изученных грамматических признаков существительного.
Учиться выделять в тексте основную мысль.
Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками
интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы
частей поздравления.

49.
50.

51.
52.

Имя прилагательное – 4 часов
Значение прилагательных в речи. Различение
признаков, обозначаемых прилагательными
Зависимость рода прилагательных от рода
существительных. Окончания прилагательных
мужского, женского и среднего рода. Изменение
прилагательных по родам
Прилагательное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Записка

1
1

1
1

Характеристика основных видов деятельности ученика
Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными
и приводить свои примеры разных признаков.
Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту
зависимость на конкретных примерах.
Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться
их различать и соотносить с вопросами.
Овладевать умением изменять прилагательные по родам.
Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на
заданные темы.
Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части.
Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих
частей разных записок.

Глагол –7 часов

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Значение глаголов в речи
Различение действий, обозначаемых глаголами
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов Различение глаголов по
временам
Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для
подтверждения основной мысли
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания

1
1

Коллективное изложение текста, воспринятого на
слух, по данному началу и опорным словам

1

1
1
1
1

Характеристика основных видов деятельности ученика
Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить
свои примеры разных действий.
Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению.
Учиться связывать показатель времени с моментом речи.
Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст:
чем он интересен, какие примеры ( факты) делают текст интересным.

Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -5 часов
60.
Главные члены предложения
1
61.
Второстепенные члены предложения Постановка
1
вопросов от главных членов предложения к
второстепенным членам
62.
Различение нераспространенных и
1
распространенных предложений
63.
Знакомство с однородными членами предложения 1
Дополнение предложения однородными членами
64.
Деловое письмо. Записка
1
Характеристика основных видов деятельности ученика
Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать
подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать
главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и
сказуемого в предложении.
Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и
различия в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с
помощью вопроса. Предметной и сюжетной картинки.
Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в
предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией
перечисления.
Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения
однородными членами.

Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три
части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в
них.

Повторение – 4 часов
65.
66.
67.
68.

Состав слова
Существительное Прилагательное Глагол
Предложение Текст
Деловое письмо. Письмо Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».