МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ ________________________ протокол №1 от 28.08.2023 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. М.А.Смирнова 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. О.С.Фатеева 123/2-ОД от «31» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА на 2023-2024 учебный год (с интеллектуальными нарушениями, вариант 1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ «Кордюковская СОШ», «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение,2018г.), учебного плана МКОУ «Кордюковская СОШ». Рабочая программа составлена по учебнику:Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г. Содержание учебного предмета - всего 68 часов, 2 часа в неделю) Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач. Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики. Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо». Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем. Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка. На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени. Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 5-9 классах Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала; Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок); Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов.Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями. Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень -писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ( 55-60 слов); -подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова; -определять части речи; -составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию; -составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями; -писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации; -оформлять деловые бумаги с опорой на образец. 2-й уровень -писать под диктовку текст с изученными орфограммами; -пользоваться школьным орфографическим словарем; -решать орфографические задачи, опираясь на схему; -называть и различать части речи; -принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; -оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя). 3 уровень -знать буквы, обозначать звуки буквами; -списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова; -записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря; -участвовать в подборе слов к предметным картинкам; -находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце); -участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту; -записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес. Учебно-методическое обеспечение: 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2011 г. 2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г. 2.Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе ( 2 часа в неделю, 68 часов в год) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема Колво часов Повторение. Звуки и буквы. Текст -10 часов Гласные и согласные. Алфавит. Несовпадение 1 звука и буквы в слове Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я 1 Мягкий знак на конце и в середине слова. 1 Правописание слов с разделительным мягким знаком Р. р.Текст. Различение текста и не текста 1 Парные звонкие и глухие согласные, их 1 правописание на конце слова Ударные и безударные гласные в слове. Проверка 1 безударных гласных в слове Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок 1 Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные 1 вопросы и задания Деловое письмо. Адрес 1 Коллективное составление рассказа по серии 1 картинок Дата проведения По По плану факту Характеристика основных видов деятельности ученика Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем. Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами. Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах.Упражняться в умении слышать , правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах. Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия. Коллективно подбирать заголовок к тексту. Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Предложение. Текст -9 часов Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое Второстепенные члены предложения Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Адрес 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Связывать слова в предложении, изменяя форму слов. Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки. Тренироваться в выразительном чтении таких предложений. Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога. Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Состав слова -14 часа Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения Окончание – изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов Слово-корень с ударной гласной Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов. Проверяемые гласные и согласные в корне Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Поздравление 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия. Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения. Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов. Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений. Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога. Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. 34. 35. 36. 37. 38. Части речи. Текст – 5 часов Названия предметов, действий и признаков 1 Понятие о частях речи. Существительное 1 Глагол 1 Прилагательное 1 Различение частей речи по вопросу и значению. 1 Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания Характеристика основных видов деятельности ученика Четко различать названия предметов, действий, признаков. Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи. Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их. Употреблять разные части речи в предложении и тексте. Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом. 39. 40. 41. 42. 43 44. 45. 46. Имя существительное – 10 часов Значение существительных в речи Одушевленные 1 и неодушевленные существительные Собственные и нарицательные существительные. 1 Правописание имен собственных Р.р. Текст и основная мысль текста 1 Понятие о единственном и множественном числе 1 существительных. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам Знакомство с понятием рода. Существительные 1 мужского рода Существительные женского рода 1 Существительные среднего рода. Различение 1 существительных по родам Существительное. Закрепление знаний. 1 47. 48. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Поздравление Изложение текста, воспринятого на слух 1 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом. Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе. Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения. Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного. Учиться выделять в тексте основную мысль. Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления. 49. 50. 51. 52. Имя прилагательное – 4 часов Значение прилагательных в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Записка 1 1 1 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков. Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах. Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами. Овладевать умением изменять прилагательные по родам. Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы. Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок. Глагол –7 часов 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. Значение глаголов в речи Различение действий, обозначаемых глаголами Настоящее время глаголов Прошедшее время глаголов Будущее время глаголов Различение глаголов по временам Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 1 1 Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам 1 1 1 1 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий. Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи. Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры ( факты) делают текст интересным. Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -5 часов 60. Главные члены предложения 1 61. Второстепенные члены предложения Постановка 1 вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам 62. Различение нераспространенных и 1 распространенных предложений 63. Знакомство с однородными членами предложения 1 Дополнение предложения однородными членами 64. Деловое письмо. Записка 1 Характеристика основных видов деятельности ученика Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении. Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным. Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса. Предметной и сюжетной картинки. Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления. Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами. Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них. Повторение – 4 часов 65. 66. 67. 68. Состав слова Существительное Прилагательное Глагол Предложение Текст Деловое письмо. Письмо Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 1 1 1 1