МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ ________________________ М.А. Смирнова протокол № 1 от 28.08.2023 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. О.С. Фатеева 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями (VIII вид) Кордюково 2023 1. Содержание тем учебного курса Нумерация Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Римские цифры. Обозначение чисел I—XII. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м. Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т=10 ц. Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена нескольких купюр одной. Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Арифметические действия Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах 100). Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка. Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка с остатком. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 ⋅ 2; 400 ⋅ 2; 420 ⋅ 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5). Умножение деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 ⋅ 2; 243 ⋅ 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений(55см±16см;55см±45см;1м−45см;8м55см±3м16см; 8м55см±16см;8м55см±3м;8м±16см;8м±3м16см). Дроби Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение части числа. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия. Геометрический материал Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства. 2 Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D). Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100. Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для обозначения геометрических фигур. 2. Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты: — проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; — желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; — умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания; — умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя); — умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя); — элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; — умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания; — умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи; — знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания; — элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления случае неверно выполненного задания; — элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; — понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); — элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. Предметные результаты: Минимальный уровень: 3 — знание числового ряда 1—1 000 в прямом порядке; — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); — счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел; — определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы); — умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000; — знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя); — знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; — выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; — выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях); — знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать; — выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) … ?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия; — различение видов треугольников в зависимости от величины углов; — знание радиуса и диаметра окружности, круга. Достаточный уровень: — знание числового ряда 1—1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000; — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); — счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел; — знание класса единиц, разрядов в классе единиц; — умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы; — умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000; — выполнение округления чисел до десятков, сотен; — знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII; — знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений; — знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; — выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000); — выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; 4 — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; — выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений; — знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби; — выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) … ?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач три арифметических действия (с помощью учителя); — знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; — умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; — знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений; — вычисление периметра многоугольника. 3. Тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем Всего часов Сотня Тысяча Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд Обыкновенные дроби Умножение и деление на 10, 100 Числа, полученные при измерении величин Умножение и деление чисел в пределах 1 000 Итоговое повторение Итого 5 14 18 7 Из них практических 1 - 6 3 4 13 3 68 1 1 1 4 4. Календарно- тематический план Тема раздела Кол-во часов 14 Сотня № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 18 24 25 26 Тысяча 23 27 28 29 30 31 32 7 Сотня (повторение) Сотня (повторение) Сотня (повторение) Линия, отрезок, луч Нахождение неизвестного слагаемого Углы Нахождение неизвестного уменьшаемого Прямоугольник (квадрат) Нахождение неизвестного вычитаемого Сотня Окружность, круг Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления) Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления) Периметр многоугольника Нумерация чисел в пределах 1 000 Нумерация чисел в пределах 1 000 Округление чисел Римская нумерация Повторение по теме «Нумерация чисел в пределах 1 000» Треугольники Меры стоимости, длины и массы Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин Сложение и вычитание круглых сотен и десятков Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд Различение треугольников по длинам сторон Разностное сравнение чисел (с вопросами: «На сколько больше (меньше)… ?») Разностное сравнение чисел (с вопросами: «На сколько больше (меньше)… ?») Построение треугольников Тысяча Контрольная работа № 1 Сложение с переходом через разряд Сложение с переходом через разряд Вычитание с переходом через разряд Вычитание с переходом через разряд Вычитание с переходом через разряд Линии в круге Сложение и вычитани е чисел в пределах 1 000 с переходо м через разряд 33 34 35 36 37 38 Тема урока 6 39 46 47 48 49 50 51 52 6 Ум Числа, нож Обыкновен полученны ени ные дроби е при еи измерении дел величин ени е на 10, 100 40 41 42 43 44 45 3 4 53 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Умножение и деление чисел в пределах 1 000 55 13 Итого вое повто рение 54 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд» Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа Образование дробей Сравнение дробей Правильные и неправильные дроби Повторение по теме «Обыкновенные дроби» Обыкновенные дроби Контрольная работа № 2 Умножение 10, 100 и на 10, 100 Деление на 10, 100 Масштаб Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы Меры времени. Год Числа, полученные при измерении величин Контрольная работа № 3 Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд Проверка умножения и деления Прямоугольник (квадрат) Кратное сравнение чисел (с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)…?») Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд Куб, брус, шар Все действия в пределах 1 000 Все действия в пределах 1 000 Повторение по теме «Умножение и деление чисел в пределах 1 000» Умножение и деление чисел в пределах 1 000 Повторение Повторение Повторение Контрольная работа № 4 3 7