МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Верхотурский МКОУ "КОРДЮКОВСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ ________________________ М.А. Смирнова О.С. Фатеева протокол № 1 от 28.08.2023 № 123/2 - ОД от «31» № 123/2 - ОД от «31» № 123/2 - ОД от «31» августа 2023 г. августа 2023 г. августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 8 классов с. Кордюково 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеучроной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, образовательной программой МКОУ «Кордюковская СОШ» и в целях реализации образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Данный курс систематизирует содержание учебных предметов Алгебра и Геометрия и служит подготовительной базой для учащихся 8 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации. Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия «Математика подготовка к ОГЭ», издательства «Легион» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. Характерной особенностью данного элективного учебного предмета является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам. Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче. Цели программы: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования. Задачи программы: систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ; формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям; совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков; проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала; рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии. На занятиях по математике учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения; - применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств; - уметь отличать экзаменационные задания различных типов и выполнять эти задания за определенное время: с кратким ответом (задания типа 1-20 базового уровня), с развернутым ответом (21-24 – повышенного уровня сложности, 25-26 высокого уровня сложности); - выработать стратегию подготовки и сдачи ОГЭ в соответствии с целями, которые учащиеся ставят перед собой; - уметь оценивать свою экзаменационную работу по следующим параметрам: общее число правильно решенных заданий, типы заданий и количество баллов за каждое задание, уровень сложности (базовый, повышенный). №/п 1 2 3 4 5 6 В ходе занятий курса используются следующие методы, приёмы и формы работы: лекции учителя с различными видами заданий; составление обобщающих таблиц и опорных схем; самостоятельная работа учащихся; самостоятельный отбор материала; работа в группах; работа с пакетами КИМов. Учебно-тематический план Тема раздела Кол-во часов Введение. 1 Вычисления и преобразования. 10 Уравнения и неравенства. 8 Функции. 5 Геометрия. 9 Учебно- тренировочный тест ОГЭ 1 34 ИТОГО Содержание материала Введение. Кодификатор ОГЭ, спецификация ОГЭ, структура и содержание КИМов, критерии оценивания, демоверсия. Вычисления и преобразования. Действия с натуральными числами. Действия с десятичными дробями. Процент. Нахождение процента от числа. Положительные и отрицательные числа. Арифметические действия с ними. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Смешанные числа. Умножение и деление обыкновенных дробей. Степень с целым показателем. Свойства степени. Преобразование алгебраических выражений. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства. Анализ практической ситуации, приводящей к неравенству. Метод интервалов. Системы уравнений и неравенств. Функции. Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величины в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. Построение графиков функций, заданной формулой. Геометрия. Признаки параллельных прямых. Решение прямоугольного треугольника. Признаки треугольников. Описанная и вписанная окружности треугольника. Учебно-методическое обеспечение программы. 1. Примерная программа основного общего образования. 2. Учебно-методическое пособие «Математика подготовка к ГИА-9», издательства «Легион» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. 3. Алгебра 8. Тематические тестовые задания к итоговой аттестации / Ю.А. Глазкова, М.Я. Гаиашвили. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 4. Алгебра 8: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А Алимов, Ю.М Колягин и др. – М.: «Просвещение», 2013. 5. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: «Просвещение», 2013. Материалы, размещенные на сайтах. Открытый банк заданий ГИА 2014. http://www.mathgia.ru, -Математика. www.fipi.ru; - документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по математике 2014г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); - перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. - www1.ege.edu.ru/ -www.alleхlarin.ru - http://sdamgia.ru/ № п/п 1 Кол-во часов Тема Введение. Постигаем тайны ОГЭ. 1 Оборудование Виды учебной деятельности Формы промежуточного контроля Введение (1 час) Сборники типовых Знакомство с целями, задачами, содержанием тестовых заданий. курса «Подготовка к ОГЭ по математике», со Распечатки критериев спецификацией ОГЭ, со структурой и проверки и оценки содержанием экзаменационной работы, с выполнения заданий критериями оценивания экзаменационной разных частей ОГЭ. работы. Работа с демоверсией. 1. Вычисления и преобразования (10 часов) Распечатки заданий Повторение арифметических действий, сочетая из Открытого банка устные и письменные приёмы (учебно – заданий тренировочные задания -базовый уровень). http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ 2-3 Арифметические действия. 2 4-7 Преобразование выражений. буквенных 4 Учебно-методические пособия Вычисление значений числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; работа с формулами (учебно – тренировочные задания – повышенного уровня). 811 Решение простейших текстовых, практикоориентированных задач. 4 Распечатки заданий c портала www.alleхlarin.ru Решение задач на проценты, смеси и сплавы, движение, работу, простейшие практикоориентированные задачи (учебно – тренировочные задания -повышенного уровня). 2. Уравнения и неравенства (8 часов) Тест 1213 Уравнения. 2 Распечатки заданий c портала www.alleхlarin.ru Повторение способов решения рациональных, иррациональных уравнений, уравнений с модулем (учебно –тренировочные задания – базовый уров.). 1416 Неравенства. 3 Учебно-методические пособия Решение рациональных, неравенств. 1719 Системы уравнений неравенств. 3 Распечатки заданий из Открытого банка заданий http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ Решение систем уравнений, и неравенств (учебно – тренировочные задания). 2021 Диаграммы и графики. 2224 Функции, свойства. их графики и 2 и 3 иррациональных 3. Функции (5 часов) Распечатки заданий Чтение графиков, изображающих изменение c портала некоторой величина в зависимости от времени, www.alleхlarin.ru температуры, скорости движения и т.п. ( учебно – тренировочные задания). Распечатки заданий из Открытого банка заданий http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ Построение графиков изученных функций по графику, определять свойства функции ( учебно – тренировочные задания повышенного уровня). 4. Геометрия (9 часов) Тест 2526 Параллельные прямые и углы. Вычисление элементов прямоугольного треугольника. 2 Учебно-методические пособия Повторение видов углов, образованных параллельными прямыми. Решение прямоугольного треугольника. Вычисление элементов прямоугольного треугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания). 2728 Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника. 2 Тесты из Открытого банка заданий www.fipi.ru, сдам ОГЭ Решение прямоугольного четырёхугольника. Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания). 2931 Площади плоскости. на 3 Тесты из Открытого банка заданий www.fipi.ru, сдам ОГЭ Вычисление площадей плоских фигур (учебно – тренировочные задания -повышенного уровня). 3233 Вычисление элементов окружности и касательных к окружности. 2 Учебно-методические пособия Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью (учебно – тренировочные задания). 34 Решение учебнотренировочного теста. 1 Распечатки заданий c портала www.alleхlarin.ru фигур Тест