Юбилей Педагога с большой буквы. Довгаль Лидия Леонтьевна

09.01.2023

 Юбилей Педагога с большой буквы.

 

«Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени»

Николай Некрасов

 

Юбилей – это круглая дата, заставляющая трепетать каждого, кто приближается к тому или иному рубежу своей жизни. Это праздник мудрости, богатейшего жизненного опыта.


11  декабря 2022года  свой юбилейный день рождения отмечает  Довгаль Лидия Леонтьевна – учитель  химии и   директор  школы  c 1986  по 1999 год  МКОУ «Кордюковская  СОШ».    Удивительный и разносторонний человек, талантливый руководитель, заботливая   мать, бабушка.


Она вспоминает, что начала работать в школе с 1964 года. Вела уроки биологии и была ответственной, т.е. заведующей пришкольным участком. За несколько лет участок менял свое месторасположение. В 1964 году он находился в конце ул. Гагарина. Затем его перенесли в д. Овраг, потом – напротив детского сада, а с 1977 года уже около школы. Участок был разбит на несколько отделов: 1-овощной,2-полевые культуры, 3-цветочный, 4-кустарники и деревья. Посажены были крыжовник, малина, земляника, яблоньки, груши. В овощном отделе большая площадь отводилась картофелю. Садили капусту, лук, свеклу, морковь и др. овощи. Вообще школа всегда была обеспечена своими овощами. В отделе полевых культур сеяли зерновые: пшеницу, ячмень, кукурузу.


В нашем селе до 70-х годов мало кто выращивал цветы. Поэтому я старалась всегда семена цветов раздать ребятам, чтобы они выращивали их дома. НА пришкольном участке мы старались не просто сеять, посадить цветы, но и оформить цветник красивой разбивкой, например, в виде геометрических фигур и на каждую фигуру подбирали цветы с учетом высоты, цвета. Большая грядка была отведена под многолетники. Особенно долго у нас росла турецкая гвоздика. Это выглядело очень красиво. Большое внимание уделяли опытам. Иногда опыты проводились в отведенных отделах. А позднее организовали опытный отдел, где закладывали различные опыты: 1- сортоиспытание картофеля,2- влияние удобрений на урожайность картофеля, капусты, моркови и др. овощей, 3- влияние сроков посадки или посева и много других опытов. За каждый опыт отвечала группа ребят, которые вели дневники наблюдений в течение лета, осенью подводили итоги, делали выводы. Результаты исследований представляли на выставку в г. Верхотурье, где работала станция юннатов. По итогам работы ребят нашей школы неоднократно направляли на выставку в областную станцию юннатов в г. Свердловск. Там ребята рассказывали о своей работе на участке, о проведенных опытах. Получали грамоты, сувениры и небольшие подарки. Участвовали в этих мероприятиях в течение 5 лет. Но самым главным было то, что работа на участке помогала интересней проводить уроки биологии, иметь наглядный материал. Полученные результаты опытов использовали на уроках ботаники, зоологии и в старших классах на уроках общей биологии и химии, особенно при изучении тем: «Естественный и искусственный отбор», «Селекция». Ребята приучались работать, ухаживать за растениями, проводить наблюдения, любить живую природу уроки биологии и была ответственной, т.е. заведующей пришкольным участком. За несколько лет участок менял свое месторасположение. В 1964 году он находился в конце ул. Гагарина. Затем его перенесли в д.Овраг, потом –напротив детского сада, а с 1977 года уже около школы. Участок был разбит на несколько отделов: 1-овощной,2-полевые культуры, 3-цветочный, 4-кустарники и деревья. Посажены были крыжовник, малина, земляника, яблоньки, груши. В овощном отделе большая площадь отводилась картофелю. Садили капусту, лук, свеклу, морковь и др. овощи. Вообще школа всегда была обеспечена своими овощами. В отделе полевых культур сеяли зерновые: пшеницу, ячмень, кукурузу.


В нашем селе до 70-х годов мало кто выращивал цветы. Поэтому я старалась всегда семена цветов раздать ребятам, чтобы они выращивали их дома. НА пришкольном участке мы старались не просто сеять, посадить цветы, но и оформить цветник красивой разбивкой, например, в виде геометрических фигур и на каждую фигуру подбирали цветы с учетом высоты, цвета. Большая грядка была отведена под многолетники. Особенно долго у нас росла турецкая гвоздика. Это выглядело очень красиво. Большое внимание уделяли опытам. Иногда опыты проводились в отведенных отделах. А позднее организовали опытный отдел, где закладывали различные опыты: 1- сортоиспытание картофеля,2- влияние удобрений на урожайность картофеля, капусты, моркови и др. овощей, 3- влияние сроков посадки или посева и много других опытов. За каждый опыт отвечала группа ребят, которые вели дневники наблюдений в течение лета, осенью подводили итоги, делали выводы. Результаты исследований представляли на выставку в г. Верхотурье, где работала станция юннатов. По итогам работы ребят нашей школы неоднократно направляли на выставку в областную станцию юннатов в г. Свердловск. Там ребята рассказывали о своей работе на участке, о проведенных опытах. Получали грамоты, сувениры и небольшие подарки. Участвовали в этих мероприятиях в течение 5 лет. Но самым главным было то, что работа на участке помогала интересней проводить уроки биологии, иметь наглядный материал. Полученные результаты опытов использовали на уроках ботаники, зоологии и в старших классах на уроках общей биологии и химии, особенно при изучении тем: «Естественный и искусственный отбор», «Селекция». Ребята приучались работать, ухаживать за растениями, проводить наблюдения, любить живую природу»


Педагогический стаж работы Лидии Леонтьевны - 50 лет. Основой ее уроков была -    атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.   Педагогика успеха, заинтересованность в результатах труда делали учёбу нетрудной, превращали её в источник положительных эмоций.   Для повышения эффективности обучения   издала сборник стихов, загадок, запоминалок, мудрых мыслей и др. («Химия в литературных источниках»). 

Учителем собран, классифицирован и распространён среди педагогов района и области большой теоретический и практический материал по предмету.
За годы педагогической деятельности она выпустила не одно поколение выпускников, которые не забывают её - любят и помнят. 

Лидии Леонтьевне пришлось руководить школой в 90- годы. Годы были трудные, не платили заработную плату, социальная напряженность в стране была серьезной, взрывоопасной, но благодаря умелому руководству - школа выстояла.

Школа была главным в её жизни.  Душа болела за все: за авторитет школы, за учеников, за их успеваемость, за успехи и неудачи.  С 1994 года под ее руководством работал комплекс «Детский сад-школа-  филиал профессионального училища № 21 пос. Восточный. Ребята обучались в группах: «парикмахеры», «портные», «бухгалтеры», «автослесари». Учились   ребята 10-11 классов Кордюковской школы, из Дерябино и Карпунино.

Именно директор подобен режиссёру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене, так можно сказать о работе Лидии Леонтьевны.Хочу такой сайт

Многолетний и добросовестный опыт работы её отмечен многочисленными наградами, среди которых значок "Отличник народного просвещения», присвоены почётные звания: "Старший учитель", «Ветеран труда». Награждена грамотой Министерства образования РФ.      

Лидия Леонтьевна - настоящий учитель, которая смогла воплотить в себе твёрдость и терпение, строгость и мягкость, доверие и умение, любовь к детям и к своей профессии.  Она пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, родителей, школьников.


Вы обучили столько поколений,


Отдали школе много долгих лет!


Успехи были, сотни достижений,


А также море красочных побед!


Вы отдых заслужили, но сейчас


Ваш праздник, поздравление примите!


 Все любят, уважают, ценят Вас,


Всегда красиво, счастливо живите!

 


Автор статьи: Черноголова Нина Андреевна.

 

 

Довгаль Лидия Леонтьевна.pdf (скачать) (посмотреть)
Довгаль Лидия Леонтьевна.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».